Напоминание

"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"


Автор: Скок Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: город Бийск Алтайский край
Наименование материала: cnfnmz
Тема: "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Современные образовательные технологии в учебно-

воспитательном процессе в начальной школе

Скок Ольга Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №20 г. Бийск

В разных сферах нашего общества происходят преобразования, которые затронули

и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и

являющуюся условием ее процветания и развития.

Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решать которые

нужно, внедряя какие-либо конкретные новшества.

Особую

актуальность

сегодня

приобретают

педагогические

подходы

и

инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение обучающимися

знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые

дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под

инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску,

освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего

многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики я сегодня

хочу остановиться на педагогических технологиях (образовательных технологиях).

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве.

Педагогическая

технология

-

совокупность

психолого-педагогических

установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов

обучения,

воспитательных

средств;

она

есть

организационно-методический

инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его

деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

Личностно-ориентированное обучение.

Здоровьесберегающие технологии.

Информационно-коммуникационные технологии.

Технологию уровневой дифференциации.

Игровые технологии.

Коллективную систему обучения.

Технологию проектной деятельности.

Систему инновационной оценки «портфолио».

Технология личностно-ориентированного обучения

Личностно-ориентированное

обучение

это

такое

обучение,

где

во

главу

ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого

сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.

Личностно-ориентированные

технологии

ставят

в

центр

всей

образовательной

системы - личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её

развития, реализацию её природных способностей.

Обучающийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель

образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии

можно

выделить

разноуровневое

обучение,

сотрудничество,

коллективное

взаимообучение, проектную деятельность.

Эти

технологии

позволяют

приспособить

учебный

процесс

к

индивидуальным

особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим

особенностям каждого класса.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие

образовательные

технологии

это

все

те

психолого-

педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у

обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и

укреплению,

формирование

представления

о

здоровье

как

ценности,

мотивацию

на

ведение здорового образа жизни.

Существуют различные типы технологий:

Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной

активности, витаминизация, организация здорового питания).

Оздоровительные

(физическая

подготовка,

физиотерапия,

аромотерапия,

закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия).

Технологии

обучения

здоровью

(включение

соответствующих

тем

в

предметы

общеобразовательного цикла).

Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности

обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали).

Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные

технологии

(ИКТ)

- совокупность

технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные

обмены

(передачу,

распространение,

раскрытие).

К

ИКТ

относят

компьютеры,

программное обеспечение и средства электронной связи.

Без

новых

информационных

технологий

уже

невозможно

представить

себе

современную школу.

Использование

ИКТ

на

уроках

в

начальной

школе

помогает

обучающимся

ориентироваться

в

информационных

потоках

окружающего

мира,

овладеть

практическими

способами

работы

с

информацией,

развивать

умения,

позволяющие

обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

обеспечивает наглядность;

привлекает большое количество дидактического материала;

повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза;

обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.

Применение ИКТ:

расширяет возможность самостоятельной деятельности;

формирует навык исследовательской деятельности;

обеспечивает

доступ

к

различным

справочным

системам,

электронным

библиотекам, другим информационным ресурсам;

способствует повышению качества образования.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация

обучения

(дифференцированный

подход

в

обучении)

это

создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью

учета особенностей их контингента.

Технология

дифференцированного

обучения

представляет

собой

совокупность

организационных

решений,

средств

и

методов

дифференцированного

обучения,

охватывающих определенную часть учебного процесса.

Показатель эффективности реализации:

Повышается уровень мотивации учения.

Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.

Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в

образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают

возможность испытывать учебный yспex.

Технология использования игровых методов

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную

группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных

педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -

четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,

которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-

познавательной направленностью.

Игровая

форма

занятий

создается

на

уроках

при

помощи

игровых

приемов

и

ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к

учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по

таким основным направлениям:

• дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;

• учебная деятельность подчиняется правилам игры;

• учебный материал используется в качестве ее средства;

• в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу

дидактических задач в разряд игровых;

успешное

выполнение

дидактического

задания

связывается

с

игровым

результатом.

Коллективный способ обучения

Коллективный

способ

обучения

это

технология

коллективного,

группового,

парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные

формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.

В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно

ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего

развития.

В

этом

образовательном

процессе

интенсивно

формируется

общеучебные

умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.

Достоинствами технологии являются:

- активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;

- возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые

психофизиологическими особенностями личности обучаемого;

-

сотрудничество

обучающихся,

коллективизм,

взаимное

обучение,

взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;

-

демократический

стиль

общения:

учитель-ученик,

ученик-ученик,

всеобщее

сотрудничество и взаимопомощь.

Данная технология основывается на таких педагогических принципах:

Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.

На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют,

обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся

культуре общения, взаимоподдержке.

Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый

в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется

из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он

– личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.

Принцип

коллективной

деятельности.

Каждый

принимает

участие

в

самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.

Технология проектной деятельности

Проектная

деятельность

- это

образовательная

технология,

нацеленная

на

приобретение

обучающимися

новых

знаний

в

тесной

связи

с

реальной

жизнью,

формирование у них специальных умений и навыков.

Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально

организованный учителем

и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс

действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Проект это -

отражение интересов участников;

организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора

индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий);

работа

в

команде

(роли

лидера-организатора,

исполнителя,

резонера,

эксперта, исследователя, оформителя и т.д.);

творческая

лаборатория

(многовариантность

путей

решения,

поиск

альтернатив, принцип оригинальности);

организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование

«гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»;

свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории

деятельности;

включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;

систематическое отслеживание результатов работы, презентации;

фиксированное время, контроль и рефлексия.

Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»

Портфолио

широком

смысле

этого

слова)

-

это

способ

фиксирования,

накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника

в определенный период его обучения.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но

и помогает решать важные педагогические задачи:

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять

их

активность

и

самостоятельность,

расширять

возможности

обучения и самообучения;

развивать

навыки

рефлексивной

и

оценочной

(самооценочной)

деятельности обучающихся;

формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать

собственную учебную деятельность;

содействовать

индивидуализации

(персонализации)

образования

обучающихся;

закладывать

дополнительные

предпосылки

возможности

для

успешной

социализации.

Использование современных образовательных технологий позволяет мне развивать

интерес к математике, русскому языку, а также создавать благоприятный психологический

климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха, раскрывать его способности,

избегать

перегрузок

при

подготовке

домашнего

задания

и

на

уроке.

Использование

современных образовательных технологий даёт возможность формировать у учащихся

ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная и

другие.



В раздел образования