Автор: Скок Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №20
Населённый пункт: город Бийск Алтайский край
Наименование материала: cnfnmz
Тема: "Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Современные образовательные технологии в учебно-
воспитательном процессе в начальной школе
Скок Ольга Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №20 г. Бийск
В разных сферах нашего общества происходят преобразования, которые затронули
и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и
являющуюся условием ее процветания и развития.
Перед образовательными учреждениями ставятся новые задачи, решать которые
нужно, внедряя какие-либо конкретные новшества.
Особую
актуальность
сегодня
приобретают
педагогические
подходы
и
инновационные технологии, ориентированные не столько на усвоение обучающимися
знаний, умений и навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые
дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.
Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под
инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску,
освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений. Из всего
многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики я сегодня
хочу остановиться на педагогических технологиях (образовательных технологиях).
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве.
Педагогическая
технология
-
совокупность
психолого-педагогических
установок,
определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов
обучения,
воспитательных
средств;
она
есть
организационно-методический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
В современной начальной школе на первое место выходит личность ребенка и его
деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:
Личностно-ориентированное обучение.
Здоровьесберегающие технологии.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технологию уровневой дифференциации.
Игровые технологии.
Коллективную систему обучения.
Технологию проектной деятельности.
Систему инновационной оценки «портфолио».
Технология личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное
обучение
– это
такое
обучение,
где
во
главу
ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого
сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Личностно-ориентированные
технологии
ставят
в
центр
всей
образовательной
системы - личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её
развития, реализацию её природных способностей.
Обучающийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель
образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии
можно
выделить
разноуровневое
обучение,
сотрудничество,
коллективное
взаимообучение, проектную деятельность.
Эти
технологии
позволяют
приспособить
учебный
процесс
к
индивидуальным
особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим
особенностям каждого класса.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие
образовательные
технологии
–
это
все
те
психолого-
педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у
обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и
укреплению,
формирование
представления
о
здоровье
как
ценности,
мотивацию
на
ведение здорового образа жизни.
Существуют различные типы технологий:
Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной
активности, витаминизация, организация здорового питания).
Оздоровительные
(физическая
подготовка,
физиотерапия,
аромотерапия,
закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия).
Технологии
обучения
здоровью
(включение
соответствующих
тем
в
предметы
общеобразовательного цикла).
Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности
обучающихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, фестивали).
Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные
технологии
(ИКТ)
- совокупность
технологий, обеспечивающих фиксацию информации, ее обработку и информационные
обмены
(передачу,
распространение,
раскрытие).
К
ИКТ
относят
компьютеры,
программное обеспечение и средства электронной связи.
Без
новых
информационных
технологий
уже
невозможно
представить
себе
современную школу.
Использование
ИКТ
на
уроках
в
начальной
школе
помогает
обучающимся
ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего
мира,
овладеть
практическими
способами
работы
с
информацией,
развивать
умения,
позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Использование ИКТ позволяет учителю проводить уроки:
на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
обеспечивает наглядность;
привлекает большое количество дидактического материала;
повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 раза;
обеспечивает высокую степень дифференциации обучения.
Применение ИКТ:
расширяет возможность самостоятельной деятельности;
формирует навык исследовательской деятельности;
обеспечивает
доступ
к
различным
справочным
системам,
электронным
библиотекам, другим информационным ресурсам;
способствует повышению качества образования.
Технология уровневой дифференциации
Дифференциация
обучения
(дифференцированный
подход
в
обучении)
–
это
создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью
учета особенностей их контингента.
Технология
дифференцированного
обучения
представляет
собой
совокупность
организационных
решений,
средств
и
методов
дифференцированного
обучения,
охватывающих определенную часть учебного процесса.
Показатель эффективности реализации:
Повышается уровень мотивации учения.
Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.
Реализуется желание сильных обучающихся быстрее и глубже продвигаться в
образовании. Сильные обучающиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают
возможность испытывать учебный yспex.
Технология использования игровых методов
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком -
четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-
познавательной направленностью.
Игровая
форма
занятий
создается
на
уроках
при
помощи
игровых
приемов
и
ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к
учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по
таким основным направлениям:
• дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи;
• учебная деятельность подчиняется правилам игры;
• учебный материал используется в качестве ее средства;
• в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу
дидактических задач в разряд игровых;
•
успешное
выполнение
дидактического
задания
связывается
с
игровым
результатом.
Коллективный способ обучения
Коллективный
способ
обучения
–
это
технология
коллективного,
группового,
парного, индивидуального обучения, которая включает в себя четыре организационные
формы: индивидуальную, парную, групповую и коллективную.
В процессе обучения идет индивидуальное развитие каждого ребенка. Постепенно
ребенок выходит на индивидуализацию обучения, развивается в зоне его ближайщего
развития.
В
этом
образовательном
процессе
интенсивно
формируется
общеучебные
умения и навыки учащихся и профессиональные умения педагога.
Достоинствами технологии являются:
- активность каждого ученика в постижении передаче знаний в процессе обучения;
- возможность усвоения учебного материала в объеме и сроки, определяемые
психофизиологическими особенностями личности обучаемого;
-
сотрудничество
обучающихся,
коллективизм,
взаимное
обучение,
взаимоконтроль являются главным средством нравственного воспитания;
-
демократический
стиль
общения:
учитель-ученик,
ученик-ученик,
всеобщее
сотрудничество и взаимопомощь.
Данная технология основывается на таких педагогических принципах:
•
Принцип всеобщего сотрудничества и взаимопомощи.
На уроках ученики общаются друг с другом, передают свои знания, проверяют,
обмениваются заданиями, т.е. они включаются в коммуникативную деятельность, учатся
культуре общения, взаимоподдержке.
•
Принцип педагогизации каждого участника учебных занятий. Здесь каждый
в роли учителя пробует себя, свои возможности, умения, талант. Ученик совершенствуется
из урока в урок, стремится больше знать, искать ответ и в других учебниках, пособиях. Он
– личность. Ребенок раскрывается, становится раскованным.
•
Принцип
коллективной
деятельности.
Каждый
принимает
участие
в
самоуправлении, ребенок самоутверждается в коллективе, появляется уверенность.
Технология проектной деятельности
Проектная
деятельность
- это
образовательная
технология,
нацеленная
на
приобретение
обучающимися
новых
знаний
в
тесной
связи
с
реальной
жизнью,
формирование у них специальных умений и навыков.
Проект – форма организации совместной деятельности людей. Это специально
организованный учителем
и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс
действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект это -
отражение интересов участников;
организованная «самодеятельность» (принципы самообразования, выбора
индивидуальной траектории решения проблемы», разработки «своего» плана действий);
работа
в
команде
(роли
лидера-организатора,
исполнителя,
резонера,
эксперта, исследователя, оформителя и т.д.);
творческая
лаборатория
(многовариантность
путей
решения,
поиск
альтернатив, принцип оригинальности);
организация ценностных смыслов (социальная значимость), формирование
«гражданского сознания», опыт «социальной коммуникации»;
свободный выбор образовательной области, тематики проекта, траектории
деятельности;
включение всех субъектов в поисковую, исследовательскую деятельность;
систематическое отслеживание результатов работы, презентации;
фиксированное время, контроль и рефлексия.
Система инновационной оценки «ПОРТФОЛИО»
Портфолио
(в
широком
смысле
этого
слова)
-
это
способ
фиксирования,
накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника
в определенный период его обучения.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но
и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
поощрять
их
активность
и
самостоятельность,
расширять
возможности
обучения и самообучения;
развивать
навыки
рефлексивной
и
оценочной
(самооценочной)
деятельности обучающихся;
формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
содействовать
индивидуализации
(персонализации)
образования
обучающихся;
закладывать
дополнительные
предпосылки
возможности
для
успешной
социализации.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне развивать
интерес к математике, русскому языку, а также создавать благоприятный психологический
климат в классе, ставить каждого ученика в ситуацию успеха, раскрывать его способности,
избегать
перегрузок
при
подготовке
домашнего
задания
и
на
уроке.
Использование
современных образовательных технологий даёт возможность формировать у учащихся
ключевые компетенции, такие как познавательная, коммуникативная, информационная и
другие.