Напоминание

тема занятия "Магнит"


Автор: Родченкова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Гатчина, Ленинградская обл.
Наименование материала: конспект занятия в старшей группе по экспериментально-исследовательской деятельности
Тема: тема занятия "Магнит"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект открытого занятия по экспериментально-

исследовательской деятельности

в старшей логопедической группе №8

с использованием цифровой лаборатории «Наураша»

Тема: « Секреты магнита»

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить полученные знания о магните и некоторых его свойствах.

- Учить обследовать и экспериментировать с предметом, выделяя

выраженные свойства и качества.

Развивающие:

- Развивать наблюдательность, умение анализировать

,

сравнивать, обобщать,

устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

- Развивать умение общаться, договариваться со сверстниками, умение

работать в парах и группах.

- Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности.

Оборудование и материалы: магниты разной формы, металлические

предметы (скрепки, кнопки, ножницы, гвозди, и т.д.),схемы-таблицы

магнитических предметов на каждого ребенка, бумажные бабочки,

воздушный шар, лист фанеры, колокольчик металлический, стеклянный и

пластиковый стаканчики, цифровая лаборатория «Наураша».

Ход образовательной деятельности:

Формирование положительной мотивации.

В.: - Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? Тогда давайте поздороваемся

со всеми, кто нас окружает.

Дети встают в круг:

Здравствуй небо! (поднять руки)

Здравствуй, Земля! (приседают)

Здравствуйте мои друзья! (руки вперед)

Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы)

Пора в путешествие опять! (идут по кругу)

В мире много интересного, (показывают руками)

Нам порою неизвестного. (пожимают плечами)

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело! (руки поднимают вверх)

В.: Ребята, отгадайте мою загадку. Ответ на загадку лежит в коробке, которую

я держу в руках.

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Д.: - Это магнит.

В.:

(

Открывает коробку, достает магнит

)

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

- Знаком ли вам этот предмет?

Д.: - Да, знаком.

В.: - Давайте вспомним, что мы о нём знаем. Скажите, что такое магнит?

Какой он?

Д.: - Магнит – это предмет, сделанный из специального материала, который

создает магнитное поле. Он черный, гладкий, холодный.

В.: - Хорошо. Какие свойства магнита вы знаете?

Д.: - Магнит притягивает железные предметы, магнитные силы проходят

через разные предметы, магниты притягивают даже на расстоянии, а могут и

отталкивать.

В.: - Скажите, как называются предметы, которые притягивает магнит?

Д.: - Эти предметы называются магнетическими.

В.: - А как называются предметы, которые не притягивает магнит?

Д.: - Эти предметы называются немагнетические.

В.: - Хорошо. Молодцы, ребята. Вы уже многое знаете о магните, но у него

остались еще от нас секреты. Поэтому сегодня я предлагаю вам продолжить

наше путешествие в удивительный мир магнитов. Хотите?

Д.: - Да!

В.: - Скажите, где мы можем проводить свои исследования и эксперименты?

Д.: - Исследования и эксперименты мы можем проводить в лаборатории.

В.: - Кто из вас помнит, как называются профессии людей, которые работают

в лаборатории?

Д.: - Ученые, исследователи, лаборанты.

В.: - Верно. Сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию, где вы станете

маленькими учеными . Но сначала вспомните, какие правила нужно

соблюдать находясь в лаборатории?

Д.: - Вести себя нужно спокойно. Аккуратно обращаться с приборами и

другими предметами, чтобы ничего не сломать. Незнакомые предметы и

вещества не брать в руки без разрешения, не пробовать на вкус и запах.

(Дети проходят в импровизированную лабораторию, занимают за столами

свои места).

В.: - Итак, ребята, какие предметы притягиваются магнитом?

Д.: - Железные предметы.

В.: - Давайте проверим это утверждение. У вас на столе на подносе лежат

предметы. Из каких они материалов?

Д.: - Из резины, дерева, пластмассы, стекла, железа.

В.: - Хорошо. Переложите все предметы, которые по вашему мнению

притянутся магнитом, на тарелочку.

(Дети выполняют)

В.: - Как вы определили, что это железные предметы?

Д.: - Они твердые, холодные на ощупь и блестят.

В.: - Как мы можем убедиться, что предметы, которые вы отобрали –

железные?

Д.: - С помощью магнита.

В.: - Давайте это проверим.

(Дети с помощью магнита определяют железные предметы, но два из них

не примагничиваются).

В.: ( С удивлением) - А почему эти предметы не притягиваются магнитом?!

Д.: - Потому, что они не железные.

В.: - Все дело в том, что есть предметы, которые выглядят, как железо, но

несмотря на это, не содержат его. Эти металлы : олово, медь, алюминий,

серебро, золото. Но мы не всегда можем определить это на глаз. Но помочь

нам в этом может магнит.

В.: - Итак, какой вывод мы можем сделать?

Д.: - Магнит притягивает только те металлы, которые содержат железо.

В.: - Я предлагаю вам отобразить в таблице какие предметы притягиваются

магнитом, а какие нет. На этой таблице изображены различные предметы

вокруг магнита. Вам нужно провести линию от магнита к тому предмету,

который он притягивает.

(Дети выполняют работу самостоятельно. По окончании работы дети

высказывают свое мнение)

В.: - Ребята, как вы считаете, если магнит притягивает предметы только из

железа, действует ли его сила через преграду? Например, картон, стекло,

воду?

Д.: - Да! Нет!

В.: - Давайте это проверим. Для этого я предлагаю вам игру «Танцующий

колокольчик». Первой преградой у нас будет деревянная панель и

металлический колокольчик. Сверху на панели мы поместим наш

колокольчик, а магнит приложим снизу. Двигая магнит, мы можем заметить,

что колокольчик повторяет все его движения.

В.: - Какой вывод мы с вами можем сделать, уважаемые ученые?

Д.: - Магнит действует на металлический колокольчик через преграду -

картон…

В.: - У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики с водой, в которых лежат

змейки-скрепки. Можно ли достать из стаканчика скрепки не замочив ни

рук, ни магнита?

Д.: - Да, можно. Нужно вести магнитом по стенке стаканчика вверх.

В.: - Давайте попробуем. (Дети выполняют задание)

В.: - Какой теперь можно сделать вывод?

Д.: - Магнит действует на металлические скрепки через преграду - пластик

и воду…

В.: - Совершенно верно. Сила магнита, проходя через картон и пластик

притягивает металлический колокольчик и скрепки, вынуждая их следовать

за магнитом. Это значит, что сила магнита действует через преграду.

В.: - Молодцы, ребята! А теперь давайте немного разомнемся.

Физминутка

В.: - Что сегодня мы творили?

Д.: - Мыли, лили и солили,

Все смешали, все взболтали,

Много нового узнали!

В.: - Что сегодня мы творили?

Д.: - Мы родителей учили,

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился.

Вместе: - Ведь это все – эксперименты,

Интересные моменты,

Хотим учеными мы стать,

Чтоб все на свете объяснять!

В.: - В.: - Ну вот, мы с вами отдохнули и можем продолжить наши

исследования. Уважаемые ученые, как вы считаете, магнититься могут

только металлические предметы?

Д.: - Да!

В.: - Давайте мы сейчас это проверим. Мы с вами знаем, что вокруг магнита

образуется невидимое магнитное поле, которое и примагничивает предметы.

Такое магнитное поле может возникать и у других предметов. Давайте

возьмем (предварительно надутый) воздушный шарик. У нас на столе

рассыпаны бумажные бабочки. Как вы думаете, могут ли бабочки взлететь

на воздушный шарик? (варианты ответов детей)

В.: - Давайте потрем шарик о шерстяную тряпочку или об наши волосы на

голове, поднесем шарик к бабочкам и посмотрим, что произойдет.

Д.: - (выполняют задание)

(Бабочки примагнитились к шарику)

В.: - Какой вывод мы можем сделать?

Д.: - Магнитное поле может образовываться в результате трения некоторых

предметов.

В.: - Молодцы, ребята, вы – настоящие исследователи! Ну а теперь нас ждет

в своей лаборатории хорошо нам знакомый мальчик по имени Наураша. Кто

он, этот мальчик?

Д.: - Маленький ученый.

В.: - Наураша тоже приготовил для вас увлекательные эксперименты.

( Дети переходят в цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии)

Блок «Магнитное поле»

Задания на сравнительные измерения по инструкции «Наураша»

По окончанию занятия в цифровой лаборатории дети делают вывод:

Д.: - Не две гирьки поднялись на экране, потому что от датчика до магнита

было больше расстояние.

Д.: - Измеряли кольцевой магнит и плоскостной. При измерении кольцевого

магнита большая гиря то поднималась, то опускалась. При сравнении с

плоскостным магнитом две гирьки поднялись и крепко держались, потому

что датчик соприкасается с магнитом.

Д.: - При сложении магнитов гирьки тоже поднимались вверх и крепко

держались.

Итог занятия:

В.: - Вот и подошло к концу наше занимательное и увлекательное

путешествие. Вам было интересно? Что было для вас трудно? Может быть

отличить железо от других материалов? А что больше всего понравилось в

нашем путешествии?

Я предлагаю вам с

помощью красного и зелёного кружочков ответить на мои

вопросы. При ответе «да» - поднимите кружочек зеленого цвета, при ответе

«нет» - красный.

Готовы?

- Магнит твёрдый?

- Магнит лёгкий, он плавает?

- Магнит притягивает железо?

- Магнит притягивает пластмассовые предметы?

- Магнит действует в воде?

- Дети любят играть с магнитными игрушками?

В.: Молодцы, ребята! А на память о занятии я дарю вам раскраски «Фиксики:

интересные магниты».

Всем спасибо.



В раздел образования