Автор: Родькина Татьяна Леонидовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ Кемеровской области Кемеровский детский клинический психоневрологический санаторий
Населённый пункт: г .Кемерово
Наименование материала: Открытое занятие с группой детей ОВЗ
Тема: «Основы жизнедеятельности и безопасности в быту детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
Кемеровской области «Кемеровский детский клинический
психоневрологический санаторий «Искорка»
ТЕМА: непосредственной образовательной
деятельности «Основы жизнедеятельности и
безопасности в быту детей с ОВЗ»
Открытое занятие
Подготовила старший
воспитатель отдел.№1
Родькина Татьяна Леонидовна
Кемерово, октябрь 2019год
Цели занятия:
Закрепить знания о основных бытовых электроприборах, о их значении в
жизни человека; выработать правила техники безопасности при
использовании электрических приборов дома, самостоятельно, без
помощи взрослого, ребенком с ОВЗ.
Программные задачи:
1. Образовательные:
- расширить и закрепить знания детей о электробытовых приборах,
учить воспитанников видеть опасность со стороны самых обычных
вещей;
- познакомить с основными правилами безопасности при использовании
электроприборами.
- выделить основные группы электроприборов: (осветительные,
нагревательные, механические)
- развивать связную речь через мышление, через воображение.
2. Развивающие:
- способствовать обогащению и активизации социальных знаний.
развивать словесно – логическое мышление (умение видеть и
устанавливать логические связи между предметами и действиями).
-Обогатить знания детей в использовании приборов на практике.
- Развивать связную речь.
-Развивать стремление к познавательной деятельности.
3. Воспитательные:
- Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
-Умение работать в коллективе.
-Воспитывать самостоятельность.
-Воспитывать заботливое отношение к своему здоровью.
Используемые методы: коллективная работа, практический метод.
Способы контроля: в форме повторения, в форме беседы, в форме
практической части.
Предварительная работа:
Беседа о правилах использования бытовых приборов (их особенностей и
их различия)
Беседа о правилах безопасности в использовании приборов.
Изучение наизусть загадок о бытовых приборах.
Проведение дидактической игры «Определи к какому виду относится
этот бытовой прибор» (осветительный, механический или
нагревательный)
Практическое использование бытовых приборов: пылесос, телевизор,
обогреватель, утюг, электрочайник, мобильный телефон.
Материал для занятия:
Предметные картинки с изображением бытовых приборов.
Плакаты – картинки о правилах безопасности с электричеством.
Игровое пособие: игрушка утюг.
Гладильная доска, платочки для глажения.
Бытовые приборы: пылесос, обогреватель, телевизор, чайник, телевизор
– находящиеся в группе.
Ход занятия:
На занятии, дети с ОВЗ, возраста от 7 до 10 лет. Дети рассаживаются за
столами, перед воспитателем и детьми на столе платочки после стирки,
но не глаженные и игровой утюг.
Воспит: Здравствуйте девочки, у нас сегодня не простая задача, нам
нужно сегодня научиться быть взрослыми и стать помощницами нашим
родителям. Мы платочки постирали, они чистые, но не глажены. У нас
есть утюг, нам надо платочки погладить. Сможем мы это сделать?
Дети: Нет, не сможем погладить, это утюг игрушечный, он не гладит
вещи.
Воспит: Да верно, этот утюг не сможет нам помочь, а этот нам
поможет? (показывает настоящий утюг)
Дети: Да.
Воспит: Верно, он настоящий. Давайте попробуем погладить. Но что
то о тоже не гладит. Что не так? Не понятно. (воспитатель
пробует погладить вещь утюгом, но не получается)
Дети: Его нужно включить.
Воспит: Правильно. А куда его нужно включить и что для этого нужно?
Дети: Для работы утюга, необходимо электричество.
Воспит: По горам, лесам и сёлам,
Деревням и городам
День и ночь бежит весёлый,
Быстрый ток по проводам.
Подгоняет электрички,
Зажигает в доме свет
И с компьютерной странички
Может дать любой совет.
И придёт на помощь первым
Из-за тысячной версты…
Только он ужасно нервный
И не любит суеты.
Воспит: А скажите пожалуйста, можно ли использовать все
электроприборы ребенку самостоятельно, без помощи взрослого, или
когда родителей нет дома? Конечно, можно, но сначала надо выучить и
запомнить следующие основные правила:
1.Нельзя включать любые электроприборы в сломанную розетку и
самостоятельно ее ремонтировать. А также нельзя использовать
сломанный электроприбор (вилка, провода)
2.Нельзя включать электроприбор в розетку когда мокрые или сырые
руки.
3.Нельзя дотрагиваться до прибора рукой и тем самым проверять
нагрелся он или нет. Там может быть высокая температура, можно
получить ожог.
4.К электрическому прибору можно подходить, дотрагиваться и
открывать, только тогда, когда он закончит свою работу, или остынет.
5. Нельзя открывать во время работы стиральную машину, скороварку,
чайник и т.д.
6. Нельзя использовать электроприбор не по назначению или играть им.
Не разрешать использовать прибор маленьким детям.
7. Нельзя выдергивать вилку из розетки, держась за провод. Нужно
держаться только за вилку.
И если вы увидели, что прибор сломался, откололись детали, оголились
провода. Этот прибор использовать нельзя. Нужно срочно сказать об
этом родителям или взрослым, чтобы отремонтировать.
У всех электрических приборов есть одна особенность, есть одинаковые
предметы, какие
Дети: есть электрический шнур и вилка, для розетки.
Воспит: Правильно, И конечно для того чтобы использовать любой
электроприбор, есть розетка. В розетку включается только вилка. Что то
другое использовать можно.
Дети: Нет нельзя.
Воспит: А проверять, есть ли ток в розетке, можно?
Дети: Нет, нельзя.
Воспит: Какие предметы нельзя использовать в розетке?
Дети: Ножницы, спицы, проволоку, иголки и любые другие острые
предметы.
Воспит: Все электроприборы работают только от электричества. А где
оно находиться?
Дети: В проводах.
Воспит: Правильно, в проводах. А можно электричество потрогать
руками?
Дети: Нет, это опасно.
Воспит: Правильно. Трогать руками электричество нельзя. К
оборванным проводам у всех электроприборов, дотрагиваться нельзя!
Это действительно опасно для человека. Но в то же время электричество
очень полезно для человека в быту. Без электричества не работает ни
один бытовой прибор. И сейчас мы уже не представляем себе нашу
жизнь, без электричества и бытовых приборов. А бытовых приборов,
которые нас окружают, огромное количество. И они делятся на
несколько видов, это: осветительные, нагревательные и механические.
- Осветительные – это те приборы которые светятся и освещают.
Конечно это лампочка. А вот лампочку можно вкрутить в люстру,
настольную лампу и бра. Воспитатель показывает настоящую лампочку,
они бывают разные.
- Нагревательные – это те приборы которые при работе имеют высокую
температуру. Без температуры они для нас в быту бесполезны. Это
приборы: утюг, обогреватель, скороварка, мантоварка, электропечь,
хлебопечь. чайник и т.д.
- Механические – это приборы у которых крутятся какие нибудь
предметы, например: мясорубка, швейная машинка, электродрель,
миксер, блендер и т.д.
Воспит: Я предлагаю вам поиграть в игру, на карточках изображены
картинки бытовых приборов. Вам нужно разложить их по видам:
механические, нагревательные, осветительные. Для детей с ОВЗ,
используются три цвета, чтобы дети могли быстрее и легче
ориентироваться
Для механических приборов-синий цвет.
Для нагревательных приборов – красный цвет.
Для осветительных приборов – желтый цвет.
Если вы затрудняетесь, какой это вид прибора, отложите в сторону. Дети
под музыку из мультфильма фиксики ( бытовые приборы), играют в игру.
Игра может быть проведена в виде эстафеты.
Во время игры дети рассказывают загадки тех предметов если они им
попадутся на карточках.
Воспит: Расскажите нам загадки о бытовых приборах, какие вы
выучили.
Воду наливаем, кнопку нажимаем.
Минутки две – и вот щелчок,
Готов для чая кипяток.
А хочешь, кофе сделай или какао пей.
Лапшу, пюре ешь смело, лишь кипяток залей.
На кухне он – начальник,
Зовется он… (электрочайник)
Сварит быстро, сварит скоро,
С этим вас прошу не спорить.
Любые блюда приготовит,
Всё что хотите, наготовит.
Включи её, и станет жарко,
Работать стала… (скороварка)
На одежде, на простынке
Он разгладит все морщинки,
Много работы, много задач,
Но осторожней, он очень горяч.
Для одежды лучший друг
Замечательный… (утюг).
Он всё в себя компактно так вобрал:
И видео, и музыку, и фото,
Вдруг чей-то разговор прервал,
Кому-то СМС отправил слёту.
И знают все, что выглядит он стильно,
Всегда и всюду с нами… (телефон мобильный)
Живу на кухне я всегда,
На мне стоит сковорода,
Кастрюля, ковшик, чайник —
Над ними я начальник!
Со мною вся семья сыта,
Ну, догадались? Я … (плита)
Быстро волосы сушить
И причёску уложить
Во имя чудных перемен
Прибор используй, это… (фен).
Воспит: Молодцы девочки, справились с заданием на отлично.
А теперь нам нужно продолжить начатое дело, погладить платочки. Но
перед этим мы с кипятим чайник, сейчас Анжелика нас научит как это
делать.
Анжелика: Прежде чем с кипятить чай, нужно проверить не сломан ли
сам чайник и подставка на которую мы его ставим. Чайник без подставки
работать не будет. Проверяем провод и вилку. Затем включаем вилку в
розетку. Наливаем воду в чайник, наливать воду до самого верха нельзя,
закрываем крышку и ставим на подставку, только теперь можно
нажимать на кнопочку. Через три минуты чай будет готов.
Воспит: Молодец Анжелика, все правильно рассказала и сделала.
Можно ли прикасаться к чайнику, когда он горячий?
Дети: Нет, нельзя, можно обжечься.
Воспит: А пока чай закипает, а мы потом будем угощать наших гостей и
сами будем пить чай с вкусными конфетами, Вика расскажет нам и
научится сама и научит девочек как пользоваться утюгом. Нам нужно
погладить платочки, что бы использовать их в игровом уголке.
Таким образом девочки рассказывают и показывают как использовать
мобильный телефон, обогреватель, телевизор, пылесос.
Воспит: Какие вы молодцы, вы стали совсем взрослыми и настоящими
помощницами вашим родителям. Вы знаете и умеете как пользоваться
бытовыми приборами и знаете правила безопасности. Вы всегда можете
помочь маме. Всегда используйте все правила, никогда не нарушайте их.
Берегите свое здоровье, не огорчайте своих родителей. А теперь давайте
угощать наших гостей и пить чай.