Напоминание

"Время и календарь"


Автор: Пуля Лидия Егоровна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СОШ№4
Населённый пункт: с. Малые Ягуры, Ставропольский край ,Туркменский район
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: "Время и календарь"
Раздел: полное образование





Назад




Учитель

Ерошина В.Г.

Предмет

Астрономия

Тема урока

Урок по теме «Время и календарь»

Цели урока

Рассмотреть периодические или повторяющиеся процессы как основу для измерения времени,

рассмотреть

понятия «местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время», изучить использование

продолжительных периодических процессов для создания календарей.

Планируемые результаты

Личностные: проявлять толерантное и уважительное отношение к истории, культуре и традициям других народов.

Метапредметные: анализировать понятие «время», пояснять смысл понятия «время» для определенного

контекста.

Предметные: формулировать определения терминов и понятий «местное время», «поясное время»,

«зимнее время» и «летнее время»; пояснять причины введения часовых поясов; анализировать взаимосвязь

точного времени и географической долготы; объяснять необходимость введения високосных

лет и нового календарного стиля.

Необходимое оборудование, материалы

ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, электронная презентация урока; дневники урока.

Листы ватмана, на которых нарисованы красная и желтая корзины, шаблоны красных и зеленых яблок; кружочки

красного, желтого и зеленого цвета, нарисованный светофор.

Подробное описание АМО

Цели и задачи метода

Описание действий участников образовательного процесса

УУД, которые формируются при

использовании данного АМО

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия».

Этап урока. Приветствие, инициация. АМО «Невидимая связь». 3 мин.

Цель: содействие созданию доверительных

отношений и позитивной обстановки.

Участники: все учащиеся

Материалы: клубок ниток

Проведение:

Коммуникативные: слушать и

понимать друг друга.

Личностные: включение в учебную

деятельность.

Этап урока. Целеполагание.

АМО «Ключевые слова». 4 мин.

Цель: наметить план деятельности в виде

списка ключевых слов.

Участники: весь класс

Результаты: учащиеся сами формируют

задачи и план урока

Проведение: в парах составляется план, в виде ключевых слов ( например:

«местное время», «поясное время», «зимнее время» и «летнее время»,

Солнечные и лунные календари). Так происходит работа над

прогнозированием учебных результатов урока с целью обеспечения

понимания смысла деятельности учащихся, чего они должны достичь в

результате занятия и что от них ожидает учитель. Учащиеся сами

формируют задачи урока и план изучения темы. Наша задача выяснить:

« причины введения часовых поясов; проанализировать взаимосвязь

точного времени и географической долготы; познакомиться с

летоисчисление в древности, сравнить солнечный и лунный календари.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: осознанное

построение речевого высказывания

в устной форме.

Коммуникативные: высказывать

свою точку зрения.

Этап урока. Формирование ожиданий обучающихся. АМО «Фруктовый сад». 7 мин.

Цель – лучше понять класс и каждого

ученика, полученные материалы

использовать при подготовке и проведении

уроков для обеспечения личностно-

ориентированного подхода к учащимся.

Дети озвучивают свои ожидания и

опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать

и учитывать в образовательном процессе.

Проведение: заранее готовятся две корзины красного и зеленого цвета.

Ученикам раздаются заранее вырезанные из бумаги красные и зеленые

яблоки. Учитель предлагает детям попробовать более четко определить, что

они ожидают от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений могут

касаться форм и методов обучения, стиля и способов работы на уроках,

атмосферы в классе, отношения учителей и одноклассников. Свои

ожидания ученикам предлагается записать на красных яблоках, а опасения

– на зеленых.

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: выдвижение

гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: умение точно

выражать свои мысли.

Личностные: оценка жизненных

ситуаций

Участники – весь класс. Материалы:

заготовленные заранее из цветной бумаги

шаблоны яблок и лимонов, фломастеры,

плакат, скотч. Результаты: формулировка,

осознание и уточнение записанных

ожиданий и опасений.

Те, кто записал, подходят к соответствующим корзинам и при помощи

скотча прикрепляют над ними фрукты. После того, как все ученики

прикрепят свои фрукты корзинам, учитель озвучивает их. После

озвучивания ожиданий и опасений организуется обсуждение и

систематизация сформулированных целей, пожеланий и опасений. В

процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и

опасений.

Фаза 2 «Работа над темой». Этап урока. АМО «Инфо-интеллект», 10 мин.

Цель: повторение и структурирование

материала, повышение познавательной

активности обучающихся. Участники: весь

класс.

Материалы и оборудование:

подготовленный лист ватмана, цветные

маркеры. Мультимедийная презентация,

интерактивная доска.

Результаты: создание наглядной опоры для

будущего высказывания.

Проведение: Ребята разбирают цветные маркеры, у каждого свой цвет. Урок

сопровождается работой на интерактивной доске. Учитель предлагает

выполнить следующие задания:

1. Найдите на звездной карте созвездие, в котором

сегодня находится Солнце.

2. Лунное затмение наблюдалось 23 марта 2016 г.

Когда можно ожидать ближайшее солнечное затмение?

3. Почему полная фаза лунного затмения продолжается гораздо дольше,

чем полная фаза солнечного

затмения?

4. Опишите, как изменилось положение Солнца

на небесной сфере с начала учебного года до дня проведения занятия.

5. Определите географическую широту места наблюдения, если 22 июня

Солнце наблюдалось в полдень на высоте 61°.

Познавательные:

В ходе беседы

акцентируется внимание на том, что

люди используют показания часов,

не задумываясь об истинном смысле

этого понятия.

Этап урока. Проработка содержания темы. АМО «Геометрические фигуры», 14 мин.

Цель: научиться обсуждать и анализировать

заданную тему в малых группах. Группы:

5-7 человек

исленность: весь класс

Проведение: учитель рисует на доске круг, квадрат, треугольник и спираль.

Каждого участника он просит выбрать фигуру, которая ему больше всего

нравится. После этого участники объединяются в мини-группы согласно

той фигуре, которую они выбрали. Мини-группы получают следующие

Познавательные: находить и

извлекать информацию,

представленную в разных формах

(текст, справочники, Интернет).

Материалы: листы большого формата

(ватман), фломастеры.

Результаты: оформленные на листах

ватмана схемы, кластеры, презентация,

отчет групп.

задания: - Люди, любимой фигурой которых является круг, как правило,

хорошо умеют взаимодействовать с окружающими и строить отношения.

Поэтому группа обучающихся, выбравших круг, продумывает осмысление

следующей логической цепочки необходимости использовать для

измерения временных промежутков какие-либо периодические процессы

или процессы, которые можно повторить и заполняют следующую таблицу

:

Время

Определение

Обозначение и/или

формула

Местное

Всемирное

Поясное

Зимнее/ летнее

Учащиеся, выбравшие квадрат, как правило, любят и умеют поддерживать

порядок и структуру, для них важным является выполнение правил.

Поэтому группа “квадратов” получает задание рассмотреть счет более

длительных промежутков времени, акцентируя внимание, что

периодическая смена лунных фаз, а также смена времен года послужили

основой для создания первых календарей и заполнить таблицу основных

понятий.

Понятие

Определение

Календарь

Тропический год

Високосный год

Юлианский

календарь

Григорианский

календарь

Любители треугольников обычно хорошие практики, знающие свои цели и

умеющие их достигать. Поэтому мини-группа из участников, выбравших

треугольник, будут сравните солнечный и лунный календари, заполнив

таблицу

Календарь

Лунный

Солнечный

Основа для деления на завершенные

Анализировать, сравнивать

различные факты. Самостоятельно

делать выводы, перерабатывать

информацию, представленную в

разных видах. Коммуникативные:

сотрудничать в поиске и сборе

информации, совместном решении

проблемы. Уметь точно выражать

свои мысли, выполнять различные

роли в группе, уметь

договариваться. Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные: Уметь правильно

пользоваться электроприборами в

быту.

промежутки

Соотношение числа дней/часов

с тропическим годом

Способ корректировки длительности

года с длительностью тропического год

Участники, выбравшие спираль, как правило, творческие натуры, иногда

увлеченные оторванными от реальности идеями, но всегда готовые

придумать новый проект и очень быстро реагирующие на что-то новое.

Поэтому группа, состоящая из этих людей, придумывает кластер на тему

«Древние часы. Летоисчисление в древности. Старый и новый стили.

Современный календарь»

Фаза 3. « Завершение образовательного мероприятия». Этап урока. Подведение итогов. АМО «Я – великий астроном», 3 мин.

Цель: подведение итогов урока, самооценка

своей деятельности.

Численность: Все ученики

Материал: лист большого формата,

фломастеры, скотч, цветные карточки.

Результаты: этот этап позволяет выяснить,

что ребята усвоили хорошо, а на что

необходимо обратить внимание на

следующем уроке

Проведение: учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний

день они провели в роли астрономов и теперь они расскажут о способах

измерения времени, проведут сравнение календарей. Участники

приклеивают на доску ватманы с таблицами и комментируя свои записи.

Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет

выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить

внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников

позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Регулятивные: саморегуляция,

оценка и самооценка.

Познавательные: понимание и

адекватная оценка полученной

информации.

Этап урока. Рефлексия. АМО «Светофор», 3 мин.

Цель: оценить результаты, собственный

вклад в работу группы, найти пути

улучшения взаимодействия в группе,

создать ситуации успеха; отследить

соответствие результатов с намеченными

ожиданиями в начале урока. выяснение

впечатлений,

Материал: лист бумаги с нарисованным

светофором и кружочки красного, зеленого

и желтого цвета.

Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – я

научился; желтый – могу научить других; зеленый – я не понял Учитель

предлагает оценить свою работу на уроке, используя кружки красного,

зеленого и желтого цвета (зеленый - могу научить других; желтый - я

научился; красный – я не понял). Листочки наклеиваются на плакат с

изображением светофора.

Регулятивные: саморегуляция,

оценка и самооценка.

Познавательные: понимание и

адекватная оценка полученной

информации.

Домашнее задание

Обязательное домашнее задание по выбору: § 9.

Дополнительное: подготовить сообщения об основных научных

Регулятивные: самооценка

собственных возможностей

достижениях Г. Галилея, В. Гершеля, Ф. Бредихина.

Познавательные: находить и

извлекать информациюиз различных

источников. Анализировать,

сравнивать различные факты.

Самостоятельно перерабатывать

информацию делать выводы.

Вот такая загадочная планета. И сейчас мы будем отгадывать загадки и узнаем

тему нашего урока.

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит,

Не догонишь его.

Вчера было,

Сегодня есть

Завтра будет.

(Время)

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет,

А четвёртый плачет.

(Времена года)

Этот год живёт всех дольше!

И часов в нём больше.

Все мы ждём его прихода

Ровно раз в четыре года.

(високосны год)

На первую ступеньку

Встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке

Пришёл старик седой.

(Год)

Братьев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний –

Появляется передний.

(Дни недели)

Друг за дружкой чередой

Мирно ходят брат с сестрой.

Братец будет весь народ,

А сестра наоборот,-

Спать немедленно зовёт.

(День и ночь)



В раздел образования