Напоминание

Составление и чтение лоций рек


Автор: Бакланова Вера Павловна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДО ГДД(ю)Т им. Н. К. Крупской
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Составление и чтение лоций рек
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комитет образования и науки

Администрации г. Новокузнецка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Городской Дворец детского (юношеского)

творчества им. Н. к. Крупской»

Конспект занятия

Составление и чтение лоций рек

Разработчик: Бакланова

Вера Павловна

Педагог д/о

Новокузнецк

2019

Пояснительная записка

С каждым годом растет число людей, активно занимающихся водным туризмом. Их

влечет разнообразие необычных впечатлений, возможность испытать себя в единоборстве со

стихией. Но природа сложна, нередко полна опасностей, и, хотя спортивные организации из

года в год улучшают подготовку туристов-водников, внедряют в практику новые виды

снаряжения, совершенствуют организационные формы туристских мероприятий, несчастные

случаи в туризме на воде все-таки происходят, поэтому работа по обеспечению безопасности

в водном туризме очень актуальна, требует серьезной подготовительной работы. Одной из

составляющей такой работы является составление лоций рек. Особое внимание, с точки

зрения обеспечения безопасности прохождения водного маршрута, требует предварительное

изучение лоции реки и составление лоции, при прохождении маршрута. Здесь, большое

значение, по убеждению автора имеют конкретные сезонные и погодные условия, которые

влияют на уровень рек, скорость течения и другие факторы. Поэтому вопрос грамотного

составления и использования лоций в походе актуален и напрямую связан с обеспечением

безопасности прохождения маршрута группой туристов-водников и особое внимание ему

следует уделить при занятии школьников водным туризмом.

Предлагаемое

занятие

является

составляющей

частью

учебно-методического

сопровождения

программы

«Юные

туристы

-

водники»

и

ее

раздела

«Специальная

подготовка».

Для систематизации знаний по данному вопросу предлагается конспект открытого

занятия «Составление и чтение лоций», который представляет собой рекомендации по

проведению занятия по составлению лоции. В работе предлагается актуализация ранее

изученных знаний элементов реки, необходимых при составлении лоции, рассмотрены

теоретические вопросы составления лоций, даны рекомендации и методические советы

Приведены примеры лоций рек разного типа.

Материал

может

быть

использован

педагогами

дополнительного

образования,

занимающимися

с

детьми

по

программам

с

элементами

водного

туризма,

туристами-

водниками, при подготовке к водному походу.

План – конспект учебного занятия

По теме: Составление и чтение лоций.

Возраст: 16 – 18 лет.

Педагог д/о Бакланова В. П.

Программа: "Юные туристы-водники", 3 год обучения. 324 часа (3 ч по 3 раза в неделю)

Раздел: "Специальная подготовка"

Возраст: 16 – 18 лет, третий год обучения.

Цель: Расширение и углубление знаний, и формирование умения составлять и читать лоций

рек при подготовке к походу.

Задачи:

Обучающая: Научить составлять и читать лоций рек.

Развивающая: Развивать, аналитическое мышление.

Воспитательная: Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь

товарищей, серьезное отношение к технике безопасности в походе, через правильную оценку

препятствий, при чтении лоций рек.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Тип учебного занятия: Комбинированный.

Место проведения: учебный класс.

Оборудование: схематические карты, схемы порогов, словесное описание и лоции порогов,

таблицы с условными знаками, фотографии прохождения порогов.

Ход занятия.

Этапы

занятия

Прод

олжи

тельн

ость

(мин)

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Методические

рекомендации

Подготовительный

2

Организационный

момент

Приветствие.

Размещение учащихся

(По два человека -

экипаж катамарана).

Объясняет тему

занятия, цель, план

проведения занятия.

Рассаживаются и слушают

Цель и тема

написаны на доске.

(По два человека -

экипаж катамарана).

3

Вступительное слово

педагога

Слушают.

Умение читать и

составлять лоцию

реки – залог

безопасного

проведения

путешествия.

Повторение

20

Актуализация ранее

изученных знаний.

Беседа с элементами

опроса. Меандр, лука,

излучина, старица

Отвечают на вопросы:

- Основные элементы рек,

препятствия на реках.

-

Типы рек: равнинные, горно-

таежные, горные, каньонные

-Категорийность рек.

- Факторы, определяющие

категорийность рек. (Количество

препятствий, уклон, расход).

- Элементы

реки, изменяющие траекторию

движения средства сплава.

(Перекат, шивера, порог, завал,

прижим, бочки, суводь).

Фотографии для

показа и

определения

элементов реки

лежат на партах.

(Приложение 1)

Основной

20

Изучение новой темы

Рассказывает о

условных

обозначениях

используемых при

составлении лоций

рек.

Знакомятся с вопросами:

1. Условные обозначения.

2. Карта – схема реки. 3. Лоция

реки.

4. Схематическое изображение и

словесное описание лоции порога.

Таблицы с

условными

обозначениями,

карта-схема реки,

схематическое

изображение и

словесное описание

порогов – на доске и

на партах

(Приложение 2-6)

10

Перемена

25

Беседа с элементами

рассказа. Используя

лоции порогов

«Батут» и «Ревун» р.

Она, Республика

Хакасия.

5. Правильное чтение и составление

лоции реки для безопасного

проведения похода.

Отвечают на вопросы:

понятие лоции.

Карта реки.

Схемы препятствий.

Текстовое описание.

Лоция реки, схемы

препятствий висят на

доске, лежат на

каждой парте

(Приложение 2-6)

20

Закрепление новой

темы Объяснение с

элементами рассказа.

Условные

обозначения лоции.

Таблица условных

знаков.

Чтение лоции реки по

предложенной схеме.

Принципы выбора

линии движения при

прохождении

препятствия.

Отвечают на вопросы по изученной

теме.

Использование

видеофильма,

таблиц, фотографий,

лоций.

Демонстрация

сюжета видеофильма

«Она 2017» с

предложенным

порогом.

10

Перемена

25

Практическая работа.

Учащимся

предлагается самим

составит словесное

описание порога

«Ревун» и «Батут» по

предложенной схеме.

Составляют по предложенной схеме

порога 4 к.с. и словесного описания,

свою линию прохождения порога,

используя таблицу условных

знаков.

10

Предложение и

прослушивание

защиты лоции

Защищают свой вариант лоции и

словесного описания прохождения

порога.

10

Резюме педагога.

Оценка активности

учащихся.

Слушают и активно участвуют в

оценке вариантов других учащихся.

Словесный.

Рефлексивный.

Приложение

Приложение 1

Фотографии для этапа занятия: повторение.

Фото 1. Порог Ревун, центральная часть

Бом - Отвесная скальная стена высотой более 5 метров в узком месте речной долины или

мыс, вдающийся в реку и затрудняющий путь движения по берегу.

Меандр – чередующиеся повороты

Излучина - пологие меандры русла в пределах долины

Колено – крутые и короткие меандры русла

Перекат – сложное образование из двух отмелей, растущих с противоположных

берегов навстречу друг другу.

Порог– участок реки с выходом коренных пород, резко возрастающим уклоном русла

и скоростью потока

Водослив – падение воды с высоты и под определенным углом

Бочка – воздушно водяная смесь, образованная от падения воды в яму за очень

мощными и крутыми сливами, с обратным течением на поверхности.

Шивера – участок реки с выходом коренных пород, незначительным уклоном и

скоростью течения.

Приложение 2

1.

Россыпи камней: крупные, средние, мелкие.

2.

Наклонный

скальный

берег

с

отвесной

кромкой

у

основания

(прижим).

Направление

штрихов по видимой линии падения воды. Цифрами обозначены: высота обрыва в метрах,

крутизна склона в градусах.

3.

Луг, лес, болото, труднопроходимые заросли.

4.

Опасные места (с описанием их характера).

5.

Завалы, заломы из деревьев.

6.

Камень, выступающий из воды.

7.

Камень, на который происходит сильный навал воды. Темная часть обращена навстречу

потоку.

8.

Подводный камень.

9.

Направление течения с указанием его скорости.

10.

Стоячие валы, с указанием их примерной высоты.

11.

Обратный вал за сливом (бочкой), пенный котел.

12.

Пологий слив, с указанием его примерной высоты.

13.

Скальный прижим, отбойные валы от прижима.

14.

Плоты, стрелкой указано направление перемещения.

15.

Плот с поперечными надувными элементами, ПСН.

16.

Катамаран, надувная лодка, стрелкой указано направление перемещения.

17.

Линия движения плавсредства, путь движения по берегу.

18.

Н – начало сплава; К – конец сплава; С – место страховки.

19.

Номер и место фотоснимка, направление съемки.

20.

Отдельные ориентиры с обязательной расшифровкой их в сноске.

Условные обозначения.

Приложение 3

Рис. 1. Карта - схема р. Она, 4 к. с., верхний участок реки.

Приложение 4

Карта - схема р. Она, 4 к. с., нижний участок реки.

Приложение 5

Порог 4 к. с. «Ревун», р. Она.

Словесное описание порога №160 "Ревун", р. Она.

За шиверой 159 - относительный плес. По правому берегу залом и треугольная

высокая скала, покрытая старым горелым «телеграфником». Это ориентир препятствия 160 –

самого опасного из порогов на нижней Оне.

Порог «Ревун» - длинный и сложный порог. Разведка обязательна по левому берегу

идет тропа, превратившаяся в дорогу, так как многие группы обносят этот порог. Порог на

прямом участке, после короткого правого поворота, начинается мощным спадом. Ширина

реки 20 – 25 метров. Беспорядочное месиво с перехлестом струй, в центре две,

расположенные в шахматном порядке, «бочки» высотой 1,2 – 1,5 метра, с жестким валом.

Вся мощь струи бьет в камень, стоящий по центру. На 20 метров ниже, ближе к левому

берегу, сосущая, жесткая небольшая «бочка» высотой 1 метр. Многие экипажи, доверяя

небольшой высоте, заходят в нее по косой и переворачиваются. Движение надо

осуществлять по центру, и после второй «бочки» влево, мимо третьей. Выходить из порога

следует по центральной струе.

Приложение 6

Порог 4 к. с. «Батут», Р. Она.

Список используемой литературы

1.

Григорьев В. Н. Водный туризм [Текст]. – М. : Профиздат, 1990. - 304 с.

2. Калихман, М. Ю. Колчевников. Спортивные походы на плотах. Москва "Ф и С", 1985 г.

127 с.

2.

– М .: ФиС, 1985. – 128 с.

3.

Методические рекомендации по водному туризму. ЦС по туризму и экскурсиям

[Текст]. – М. : ФиС, 1983. – 40 с.

4.

Обеспечение безопасности в водных путешествиях : методические рекомендации [

Текст]. – М. : Турист, 1998. – 35 с.

5.

Снаряжение туриста водника. Мир туристских интересов [Текст]. – М. : Профиздат,

1986. – 83 с.

6.

Туристский классификатор сложности водных маршрутов [Текст].

7.

Федоров Н. Ф. и др. Соревнования туристов водников [Текст]. – М. : ФиС, 1980. – 111



В раздел образования