Авторы: Семибратова Юлия Анатольевна, Агаева Оксана Ивановна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1359
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Хлеб всему голова
Раздел: дошкольное образование
Наименование проекта: «Хлеб - всему голова»
Введение:
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный:
(дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на
социальные интересы)
По количеству участников: групповой
Участники: дети средней группы, воспитател Агаева Оксана
Ивановна, Семибратова Юлия Анатольевна, родители.
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: одна неделя
Актуальность:
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается
как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много
обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок,особенно первый, или
крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от
обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это
символ благополучия, достатка.
С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется
значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным
Цель
проекта:
отношением к хлебу.
Вместе с ребятами средней группы мы решили, проследить весь
путь хлеба: от зернышка до нашего стола.
Данный проект позволяет в условиях воспитательно-
образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба,
о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих
хлеб.Сформировать целостное представление о процессе
выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом
процессе у детей среднего дошкольного возраста. Воспитывать
бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым
хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
•
Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из
каких зерновых культур получают муку;
•
Обогатить активный словарь детей специфическими
терминами и названиями;
•
Закрепить словообразование родственных слов от слова
«хлеб», употребление относительных прилагательных;
•
Развивать связную коммуникативные навыки:
монологическую и диалогическую речь;
•
Развивать умения делать элементарные умозаключения и
выводы;
•
Познакомить с произведениями разных авторов,
посвященных хлебу;
•
Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;
•
Познакомить со старинными русскими обычаями,
связанными с хлебом;
•
Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.
•
Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями
Оформить кулинарную книгу детскими рецептами
приготовления хлебобулочных изделий.Прогнозирование
процесса деятельности воспитанников и ожидаемых
результатов:
1.
Рисунок «Колосья»;
2.
Аппликация «На мельницу»;
3.
Лепка из соленого теста.
4.
Конструирование из конструктора «Мельница»,
5.Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе.
6 составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных
изделий
Для создания данного проекта была подготовлена презентация, в
результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба
очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием
хлебобулочных изделий.
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба - это результат труда людей разных профессий.
Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы
пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
«Познание (формирование целостной картины мира)»,
«Продуктивная (конструктивная деятельность)», «Коммуникация»,
«Чтение художественной литературы», «Художественное
творчество», «Социализация», «Труд».
Основная часть
1
этап. Организационно-подготовительный (Январь 2019г.)
2
этап. Внедренческий. Реализация проекта (февраль2019г.)
3
этап. Обобщающий (февраль2019г.)
На подготовительном этапе был подобран художественно-
иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили
детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и
бесед, создала презентацию на тему «Как хлеб на стол попал»
I этап
Разработка проекта и реализация проекта Вопросы
к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:
•
Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?
•
Как люди выращивают хлеб?
•
Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?
Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в
сильный колосок.Модель трех вопросов:
Что мы знаем?
Хлеб делают из муки.
Муку делают из зерен.
Что мы хотим узнать?
Когда появился хлеб?
Как раньше выращивали хлеб?
Как выращивают хлеб в наше
время?
Какие машины помогают
людям выращивать и
изготавливать хлеб?
Какие профессии у людей,
которые выращивают и
изготавливают хлеб?
Как сделать тесто?
Что можно сделать из муки
еще?
Как нам найти ответ?
Спросить у родителей
Спросить у воспитателя.
Провести опыт, получить муку.
Посмотреть в книгах,
Реализация
проекта
II этап
Реализация
проекта
из
муки?»,
конструирование из
конструктора
«Мельница»,
девочке,
наступившей на
хлеб» по
мотивам сказки
Ганса Христиана
Андерсена
«Как
хлеб
попал
на
стол»,
Д/и «Сложи
цепочку»
зерна»
мама пахнет
хлебом»,
М. Глинская
«Хлеб»,
П. Каганова Хлеб -
наше богатство»
С Погореловский
«Вот
он - хлебушек
душистый»
В. Воронько «Вот и
лето пролетело»,
«Вешний день
пахать пора»
В Крупин
«Отцовское
поле»
Я. Тайц «Все здесь»
М. Пришвин
«Лисичкин хлеб»
Образовательная деятельность в режимные моменты
План работы на неделю
Понедельник
Утро
Рассматривание колосьев (предметные картинки)
Задачи: Развивать умение обследовать и сравнивать колосья
разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс).
Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.
Чтение стихотворений В.Воронько «Вот и лето пролетело...»,
«Вешний день, пахать
пора...».
Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям.
Расширять
представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка...»
Образовательная деятельность в режимные
моменты:
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. Тема: «Откуда хлеб пришёл»
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к
труду людей, выращивающих хлеб.
Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.
Учить детей узнавать хлеб по внешнему виду, по вкусу и запаху.
Формировать представления о том пути, который проходит хлеб,
чтобы появиться у нас на столе.
«Лаборатория юных исследователей»
Опытная деятельность «Как получается мука?»Формировать
представления о профессиях людей, которые выращивают и
производят хлеб.
Чтение стихотворения С.Погореловский «Вот он - хлебушек
душистый...»
Рассматривание сюжетных картинок и рассказ воспитателя на тему
«Откуда хлеб
пришёл».
Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)
Игра «Хорошо -плохо»(правила обращения с хлебом)
Художественное творчество. Аппликация из цветной бумаги «На
мельнице»
Задачи: Закрепить умение детей вырезать из квадрата
треугольники, развивать зрительный контроль за действием рук
при пользовании ножницами.
Развивать умение выполнять работу в определённой
последовательности, опираясь на образец . Прививать
художественный вкус, учить красиво располагать
изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность при
работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.
Вечер
Загадки о хлебе.
Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей.
Развивать умение дослушивать загадку до конца.
Учить понимать иносказательный смысл загадок.
Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Работа с родителями.
Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел»Вторник
Утро:
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как хлеб на
стол попал».
Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих
хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас,
речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно
от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его
выращивают.
Пальчиковая гимнастика «Тесто»
Дидактическая игра «Разрезные картинки»
Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных
изделий из 6-9 частей.
Непосредственно образовательная деятельность Развитие речи.
Тема: Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».
Задачи:
Развивать связную повествовательную речь, опираясь на картинки.
Художественное творчество.
Рисование «Колосья»
Задачи:
Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб,
бережное отношение к хлебу. Воспитывать аккуратность при
работе с карандашами. Развивать внимание,восприятие,
логическое мышление.Вечер:
Сюжетно ролевые игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»),
«Семья», «Ярмарка»
Словесная игра «Образуй словечко».
Цель: Учить образовывать слова прилагательные от
существительных (хлеб - хлебный, пшеница - пшеничный, рожь -
ржаной и т.д.)
Опытная деятельность «Как получается мука?»
Словесная игра «Продолжи пословицу»
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.Среда
Утро:
Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка»
Хороводная игра «Каравай»
Чтение сказки «Колосок»
Непосредственно образовательная деятельность
Художественное творчество. Лепка изделий из солёного теста.
Задачи: Познакомить с технологией замешивания теста. Учить
лепить фигурки из солёного теста. Развивать навыки лепки:
скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание
неровностей, сплющивание, вдавливание.
Воспитывать аккуратность при работе с тестом.
Вечер:
Подвижная игра (Скажи и покажи) Игра «Кто что делает?» (пекарь
- печёт, комбайнёр -
водит комбайн, убирает урожай и т.п.)
Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот,
кто хлебобулочное
изделие назовет»
Чтение стихотворения П. Каганова «Хлеб - наше богатство»
Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос».
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Образовательная деятельность в режимные
моменты:
Четверг
Утро:
Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе».
Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать
внимание, память,
логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с
народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.
Словесная игра «Продолжи пословицу»
Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.
Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка», «Колосок»
Цель: Развивать мелкую моторику рук.
Непосредственно образовательная деятельность
Развитие речи
Тема: Пересказ русской народной сказки «Колосок».
Образовательная деятельность в режимные
моменты:
Показ кукольного театра.
Вечер:
Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по
прочитанному.
Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к
старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное
произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить
понимать главный смысл произведения, выделять поучительный
момент.
Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на
хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.Пятница
Утро:
Организация выставки «Вот он - хлебушек душистый!».
Цель:
Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.
Непосредственно образовательная деятельность
Художественное творчество. Рисование.
Раскрашивание изделий из соленого теста Пальчиковые игры.
Испечем пирожки и плюшки Вечер:
Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.
Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка,
печенье)
Организация чаепития с домашней выпечкой.
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий
акцент на тему недели.
Вспомните пословицы о хлебе.
Работа с родителями
Попросить приготовить дома с детьми изделия из теста.
Сфотографировать и прислать на электронный адрес для
дальнейшего составления кулинарной книги.Ill этап
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.
Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.
Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для
жизнедеятельности человека.
Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы
о хлебе.
Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».
Создали собственную «Книгу рецептов»
Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по
сказке
Г.Х. Андерсена.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей,
богатить активный словарь детей специфическими терминами и
названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так
же привлекла родителей к образовательному процессу в детском
саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь
это труд многих людей!
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. -
М.2001 г.
2.
Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И.,
Милова О.М.
Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. - М.2000
г.
3.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры.
-СПб., 1997.
4.
Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников
(О.С.Ушакова,
A.
Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. - М., 1996.
5.
Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под
редакцией М.А.Васильевой,
B.
В.Гербовой, Т.С.Комаровой - 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.
6.
365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. - М.1999.
10.
Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе".
Автор: Емельянова Э. Л.
11.
Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб".
Автор: Емельянова Э. Л.
12.
Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки
выращивали хлеб".
Автор: Емельянова Э. Л.
Конспек НОД (познавательное развитие) «Откуда хлеб пришел»
(средняя группа)
ВоспитательСанталова О. В.
Задачи:
•
обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе
выращивания и изготовления хлеба, обогащать словарь детей
прилагательными
•
развивать коммуникативные способности, развивать логическое
мышление, память, творческое воображение
•
воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих
хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к
коллективному труду.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе,
сравнение колосков пшеницы, ячменя.
Материал:
Ноутбук, презентация о хлебе, ящик с землёй, лейка с водой,
кофемолка электрическая и ручная, все ингредиенты для теста,
«чудесный мешочек», зерна пшеницы и ячменя.
Ход занятия:
1.
Ребята, сегодня у нас необычное занятие, вы попробуете себя в
нескольких профессиях, но чтоб узнать, о чём идёт речь, предлагаю
отгадать загадку
«Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый » (хлеб)
Сегодня мы предлагаем вам узнать, откуда берётся хлеб?
Познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают и пекут. А
самое главное - попробуете и вы себя в некоторых профессиях.
2.
У меня есть «Чудесный мешочек», что находиться в нём, вы
узнаете, отгадав загадку:
Зарыли Данилку
В сырую могилку.
Он полежал, полежал
Да на солнышко побежал.
Стоит красуется,
На него люди любуются.
(Зерно)
Ребята, вы правильно отгадали загадку, это зернышки различных
зерновых культур. ( Посмотрите, потрогайте их)
Скажите, как называется колос ячменя (ячменный)
А колос пшеницы? (пшеничный)
А теперь, давайте рассмотрим колоски , скажите, что у них общее,
из чего они состоят?
Что означает пословица «Зёрнышко к зёрнышку будет мешочек»?
Растения, дающие зерно называются зерновыми растениями, из них
приготавливают главный продукт питания людей - ХЛЕБ. Ребята, а
какой бывает хлеб?
Как вы думаете, легко вырастить такие колоски?
3.
Релаксация: «Колоски» (под спокойную музыку)
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие
зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригрело
землю, дождик пошёл, зёрнышки росли, росли и стали колосьями
(медленно поднимаем руки вверх). Колосья тянуться к солнышку
(почувствуйте напряжение в руках). Ну вот, сильно припекло
солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову,
руки, плечи, опуститесь на пол). Но вот снова полил дождик, ожили
колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные
колоски. А теперь улыбнитесь друг другу.
4.
А сейчас, посмотрите на экран, и вы узнаете, как сажают зерно и
что из этого получается.
Беседа:
Что должен знать агроном? (какие зерновые, когда нужно сеять,
когда убирать урожай)
Что делает тракторист? (пашет, боронит, сеет зерно)
Опыт №1: давайте попробуем взрыхлить землю и посадить зерна.
В чем заключается работа хлебороба? (выращивает зерно,
ухаживает за ним)
Человек, какой профессии убирает с поля зерно? (Комбайнёр)
При помощи какой машины, он это делает? (комбайна)
Эта важнейшая сельскохозяйственная машина не только срезает
колоски, она еще выбивает зерно из них и очищает зёрна струёй
воздуха. Едет комбайн по полю и три дела сразу делает: жнёт,
молотит и веет.
Кто отвозит зерно в зернохранилище? (шофёр)
Как по другому можно назвать, место где храниться зерно?
(элеватор)
Куда попадает зерно из элеватора? (на мельницу или на
мукомольный завод) Там зерно превращается в муку.
Для чего нужно перемалывать зерно?
Опыт №2: хотите сами попробовать перемолоть зерна в муку?
Опыт №3: я в один мешочек насыплю муки, в другой - зерно.
Перемешаю. Пощупайте, где мука? Где зерно? Как вы догадались?
Для чего нужна мука? (из муки делают тесто)
Кто готовит тесто и выпекает хлеб?
5.
Итог занятия: вопросы по занятию.
Теперь
вы
знаете,
какой
долгий
путь
прошел
наш
хлеб,
чтобы попасть к нам на стол. Хлеб - главное богатство нашей
страны
и
его
надо
беречь.Конспек
НОД
(Художественное
творчество. Лепка)
Тестопластика"Хлебобулочные изделия"
Цель:
1. Научить замешивать тесто для лепки.
2.3накомство с техникой тестопластики.
Задачи:
•Продолжать закреплять умение воспроизводить
последовательность всех действий при составлении композиции;
•Развивать навыки мелкой моторики рук;
•Развивать творческую активность, фантазию, воображение
абстрактное мышление.
Необходимые материалы и инструменты:
-
мука;
-
соль « Экстра»;
-
стек,
-
доска для лепки.
Рецепт теста:
2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 250 гр. воды. Смешиваем
муку и соль, добавляем воду и замешиваем тесто. Если тесто
липнет к рукам, добавьте муки, если крошится, то немного воды.
(Для прочности можно добавить клей ПВА).
Пальчиковая гимнастика «Летела сова» (Машем руками)
Летела сова,
Весёлая голова.
Летела-летела,
(Кладём руки на голову)
На головку села.
Села, посидела,
Головой повертела (Снова машем руками)
И опять полетела.