Напоминание

Хлеб всему голова


Авторы: Семибратова Юлия Анатольевна, Агаева Оксана Ивановна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа 1359
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Проектная деятельность
Тема: Хлеб всему голова
Раздел: дошкольное образование





Назад




Наименование проекта: «Хлеб - всему голова»

Введение:

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный:

(дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на

социальные интересы)

По количеству участников: групповой

Участники: дети средней группы, воспитател Агаева Оксана

Ивановна, Семибратова Юлия Анатольевна, родители.

Сроки и этапы реализации

По времени: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: одна неделя

Актуальность:

Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается

как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много

обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок,особенно первый, или

крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от

обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это

символ благополучия, достатка.

С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется

значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным

Цель

проекта:

отношением к хлебу.

Вместе с ребятами средней группы мы решили, проследить весь

путь хлеба: от зернышка до нашего стола.

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-

образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба,

о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих

хлеб.Сформировать целостное представление о процессе

выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом

процессе у детей среднего дошкольного возраста. Воспитывать

бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым

хлеб появился на нашем столе.

Задачи проекта:

Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из

каких зерновых культур получают муку;

Обогатить активный словарь детей специфическими

терминами и названиями;

Закрепить словообразование родственных слов от слова

«хлеб», употребление относительных прилагательных;

Развивать связную коммуникативные навыки:

монологическую и диалогическую речь;

Развивать умения делать элементарные умозаключения и

выводы;

Познакомить с произведениями разных авторов,

посвященных хлебу;

Развивать умения и навыки работы с пластичным материалом;

Познакомить со старинными русскими обычаями,

связанными с хлебом;

Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ.

Выпечка хлебобулочных изделий дома с родителями

Оформить кулинарную книгу детскими рецептами

приготовления хлебобулочных изделий.Прогнозирование

процесса деятельности воспитанников и ожидаемых

результатов:

1.

Рисунок «Колосья»;

2.

Аппликация «На мельницу»;

3.

Лепка из соленого теста.

4.

Конструирование из конструктора «Мельница»,

5.Заучивание пословиц, поговорок, стихов о хлебе.

6 составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных

изделий

Для создания данного проекта была подготовлена презентация, в

результате которой дети узнали, что процесс выращивания хлеба

очень длительный и трудный, познакомились с разнообразием

хлебобулочных изделий.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

Получение хлеба - это результат труда людей разных профессий.

Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы

пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Интеграция образовательных областей:

«Познание (формирование целостной картины мира)»,

«Продуктивная (конструктивная деятельность)», «Коммуникация»,

«Чтение художественной литературы», «Художественное

творчество», «Социализация», «Труд».

Основная часть

1

этап. Организационно-подготовительный (Январь 2019г.)

2

этап. Внедренческий. Реализация проекта (февраль2019г.)

3

этап. Обобщающий (февраль2019г.)

На подготовительном этапе был подобран художественно-

иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили

детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и

бесед, создала презентацию на тему «Как хлеб на стол попал»

I этап

Разработка проекта и реализация проекта Вопросы

к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в

сильный колосок.Модель трех вопросов:

Что мы знаем?

Хлеб делают из муки.

Муку делают из зерен.

Что мы хотим узнать?

Когда появился хлеб?

Как раньше выращивали хлеб?

Как выращивают хлеб в наше

время?

Какие машины помогают

людям выращивать и

изготавливать хлеб?

Какие профессии у людей,

которые выращивают и

изготавливают хлеб?

Как сделать тесто?

Что можно сделать из муки

еще?

Как нам найти ответ?

Спросить у родителей

Спросить у воспитателя.

Провести опыт, получить муку.

Посмотреть в книгах,

Реализация

проекта

II этап

Реализация

проекта

из

муки?»,

конструирование из

конструктора

«Мельница»,

девочке,

наступившей на

хлеб» по

мотивам сказки

Ганса Христиана

Андерсена

«Как

хлеб

попал

на

стол»,

Д/и «Сложи

цепочку»

зерна»

мама пахнет

хлебом»,

М. Глинская

«Хлеб»,

П. Каганова Хлеб -

наше богатство»

С Погореловский

«Вот

он - хлебушек

душистый»

В. Воронько «Вот и

лето пролетело»,

«Вешний день

пахать пора»

В Крупин

«Отцовское

поле»

Я. Тайц «Все здесь»

М. Пришвин

«Лисичкин хлеб»

Образовательная деятельность в режимные моменты

План работы на неделю

Понедельник

Утро

Рассматривание колосьев (предметные картинки)

Задачи: Развивать умение обследовать и сравнивать колосья

разных злаковых культур (рожь, пшеница, овёс).

Учить различать и называть колосья разных злаковых культур.

Чтение стихотворений В.Воронько «Вот и лето пролетело...»,

«Вешний день, пахать

пора...».

Задачи: Поддерживать интерес к литературным произведениям.

Расширять

представления детей о труде тракториста, хлебороба и комбайнёра.

Пальчиковая гимнастика «Божья коровушка...»

Образовательная деятельность в режимные

моменты:

Непосредственно образовательная деятельность

Познание. Тема: «Откуда хлеб пришёл»

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к

труду людей, выращивающих хлеб.

Развивать внимание, память, речевую активность, восприятие.

Учить детей узнавать хлеб по внешнему виду, по вкусу и запаху.

Формировать представления о том пути, который проходит хлеб,

чтобы появиться у нас на столе.

«Лаборатория юных исследователей»

Опытная деятельность «Как получается мука?»Формировать

представления о профессиях людей, которые выращивают и

производят хлеб.

Чтение стихотворения С.Погореловский «Вот он - хлебушек

душистый...»

Рассматривание сюжетных картинок и рассказ воспитателя на тему

«Откуда хлеб

пришёл».

Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке)

Игра «Хорошо -плохо»(правила обращения с хлебом)

Художественное творчество. Аппликация из цветной бумаги «На

мельнице»

Задачи: Закрепить умение детей вырезать из квадрата

треугольники, развивать зрительный контроль за действием рук

при пользовании ножницами.

Развивать умение выполнять работу в определённой

последовательности, опираясь на образец . Прививать

художественный вкус, учить красиво располагать

изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность при

работе с клеем, осторожность при работе с ножницами.

Вечер

Загадки о хлебе.

Задачи: Воспитывать уважение к ответам товарищей.

Развивать умение дослушивать загадку до конца.

Учить понимать иносказательный смысл загадок.

Чтение М. Пришвин «Лисичкин хлеб» Работа с родителями.

Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел»Вторник

Утро:

Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как хлеб на

стол попал».

Задачи: Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих

хлеб. Развивать внимание, память, расширять словарный запас,

речь. Закреплять представления о том, какой путь проходит зерно

от посева до уборки урожая, и о тех людях, которые его

выращивают.

Пальчиковая гимнастика «Тесто»

Дидактическая игра «Разрезные картинки»

Цель: Учить собирать изображение различных видов хлебных

изделий из 6-9 частей.

Непосредственно образовательная деятельность Развитие речи.

Тема: Составление рассказа «Как хлеб на стол попал».

Задачи:

Развивать связную повествовательную речь, опираясь на картинки.

Художественное творчество.

Рисование «Колосья»

Задачи:

Воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб,

бережное отношение к хлебу. Воспитывать аккуратность при

работе с карандашами. Развивать внимание,восприятие,

логическое мышление.Вечер:

Сюжетно ролевые игры «Булочная» (дид. материал «Набор хлеба»),

«Семья», «Ярмарка»

Словесная игра «Образуй словечко».

Цель: Учить образовывать слова прилагательные от

существительных (хлеб - хлебный, пшеница - пшеничный, рожь -

ржаной и т.д.)

Опытная деятельность «Как получается мука?»

Словесная игра «Продолжи пословицу»

Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.Среда

Утро:

Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка»

Хороводная игра «Каравай»

Чтение сказки «Колосок»

Непосредственно образовательная деятельность

Художественное творчество. Лепка изделий из солёного теста.

Задачи: Познакомить с технологией замешивания теста. Учить

лепить фигурки из солёного теста. Развивать навыки лепки:

скатывание, раскатывание, соединение деталей, сглаживание

неровностей, сплющивание, вдавливание.

Воспитывать аккуратность при работе с тестом.

Вечер:

Подвижная игра (Скажи и покажи) Игра «Кто что делает?» (пекарь

- печёт, комбайнёр -

водит комбайн, убирает урожай и т.п.)

Игра на сообразительность и долговременную память «Сядет тот,

кто хлебобулочное

изделие назовет»

Чтение стихотворения П. Каганова «Хлеб - наше богатство»

Упражнения со счётными палочками «Мельница», «Колос».

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Образовательная деятельность в режимные

моменты:

Четверг

Утро:

Беседа на тему: «Народные пословицы о хлебе».

Задачи: Воспитывать уважение к народному творчеству. Развивать

внимание, память,

логическое мышление, речевую активность. Познакомить детей с

народными приметами, пословицами и поговорками о хлебе.

Словесная игра «Продолжи пословицу»

Цель: Закреплять знание пословиц и поговорок о хлебе.

Пальчиковая гимнастика «Тесто», «Божья коровушка», «Колосок»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие речи

Тема: Пересказ русской народной сказки «Колосок».

Образовательная деятельность в режимные

моменты:

Показ кукольного театра.

Вечер:

Чтение М. Глинская «Хлеб», Н. Самкова «О хлебе». Беседа по

прочитанному.

Задачи: Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к

старшим. Развивать умение внимательно слушать литературное

произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту. Учить

понимать главный смысл произведения, выделять поучительный

момент.

Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на

хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена.Пятница

Утро:

Организация выставки «Вот он - хлебушек душистый!».

Цель:

Закреплять представления о разнообразии изделий из теста.

Непосредственно образовательная деятельность

Художественное творчество. Рисование.

Раскрашивание изделий из соленого теста Пальчиковые игры.

Испечем пирожки и плюшки Вечер:

Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом.

Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка,

печенье)

Организация чаепития с домашней выпечкой.

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, сделать яркий

акцент на тему недели.

Вспомните пословицы о хлебе.

Работа с родителями

Попросить приготовить дома с детьми изделия из теста.

Сфотографировать и прислать на электронный адрес для

дальнейшего составления кулинарной книги.Ill этап

Подведение итогов

Вывод

В результате работы над проектом дети узнали:

Как вырастить хлеб, изготовить муку, выпечь хлеб.

Узнали об истории возникновения хлеба, хлебных профессиях.

Узнали, что в хлебе содержат необходимые вещества для

жизнедеятельности человека.

Разгадывали загадки, разучивали стихи и песни, узнали пословицы

о хлебе.

Посмотрели презентацию «Как хлеб на стол пришёл».

Создали собственную «Книгу рецептов»

Познакомились с историей о девочке, наступившей на хлеб по

сказке

Г.Х. Андерсена.

Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей,

богатить активный словарь детей специфическими терминами и

названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так

же привлекла родителей к образовательному процессу в детском

саду.

А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь

это труд многих людей!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. -

М.2001 г.

2.

Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И.,

Милова О.М.

Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. - М.2000

г.

3.

Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам

русской народной культуры.

-СПб., 1997.

4.

Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников

(О.С.Ушакова,

A.

Г.Арушанова, Е.М.Струнина и др. - М., 1996.

5.

Программа воспитания и обучения в детском саду. (Под

редакцией М.А.Васильевой,

B.

В.Гербовой, Т.С.Комаровой - 2-е изд., испр.и доп.- М.2005.

6.

365 развивающих игр (сост. Беляков Е.А. - М.1999.

10.

Наглядно-дидактическое пособие "Расскажите детям о хлебе".

Автор: Емельянова Э. Л.

11.

Наглядно-дидактическое пособие "Откуда что берется. Хлеб".

Автор: Емельянова Э. Л.

12.

Наглядно-дидактическое пособие "Как наши предки

выращивали хлеб".

Автор: Емельянова Э. Л.

Конспек НОД (познавательное развитие) «Откуда хлеб пришел»

(средняя группа)

ВоспитательСанталова О. В.

Задачи:

обобщать и систематизировать знания детей о хлебе, процессе

выращивания и изготовления хлеба, обогащать словарь детей

прилагательными

развивать коммуникативные способности, развивать логическое

мышление, память, творческое воображение

воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих

хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу, вызвать интерес к

коллективному труду.

Предварительная работа:

Отгадывание загадок, объяснение и заучивание поговорок о хлебе,

сравнение колосков пшеницы, ячменя.

Материал:

Ноутбук, презентация о хлебе, ящик с землёй, лейка с водой,

кофемолка электрическая и ручная, все ингредиенты для теста,

«чудесный мешочек», зерна пшеницы и ячменя.

Ход занятия:

1.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, вы попробуете себя в

нескольких профессиях, но чтоб узнать, о чём идёт речь, предлагаю

отгадать загадку

«Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый » (хлеб)

Сегодня мы предлагаем вам узнать, откуда берётся хлеб?

Познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают и пекут. А

самое главное - попробуете и вы себя в некоторых профессиях.

2.

У меня есть «Чудесный мешочек», что находиться в нём, вы

узнаете, отгадав загадку:

Зарыли Данилку

В сырую могилку.

Он полежал, полежал

Да на солнышко побежал.

Стоит красуется,

На него люди любуются.

(Зерно)

Ребята, вы правильно отгадали загадку, это зернышки различных

зерновых культур. ( Посмотрите, потрогайте их)

Скажите, как называется колос ячменя (ячменный)

А колос пшеницы? (пшеничный)

А теперь, давайте рассмотрим колоски , скажите, что у них общее,

из чего они состоят?

Что означает пословица «Зёрнышко к зёрнышку будет мешочек»?

Растения, дающие зерно называются зерновыми растениями, из них

приготавливают главный продукт питания людей - ХЛЕБ. Ребята, а

какой бывает хлеб?

Как вы думаете, легко вырастить такие колоски?

3.

Релаксация: «Колоски» (под спокойную музыку)

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие

зёрнышки и сажаю в землю (присядьте). Тёплое солнышко пригрело

землю, дождик пошёл, зёрнышки росли, росли и стали колосьями

(медленно поднимаем руки вверх). Колосья тянуться к солнышку

(почувствуйте напряжение в руках). Ну вот, сильно припекло

солнышко, завяли наши колоски (расслабьтесь, опустите голову,

руки, плечи, опуститесь на пол). Но вот снова полил дождик, ожили

колоски, снова тянуться к солнышку. В поле выросли замечательные

колоски. А теперь улыбнитесь друг другу.

4.

А сейчас, посмотрите на экран, и вы узнаете, как сажают зерно и

что из этого получается.

Беседа:

Что должен знать агроном? (какие зерновые, когда нужно сеять,

когда убирать урожай)

Что делает тракторист? (пашет, боронит, сеет зерно)

Опыт №1: давайте попробуем взрыхлить землю и посадить зерна.

В чем заключается работа хлебороба? (выращивает зерно,

ухаживает за ним)

Человек, какой профессии убирает с поля зерно? (Комбайнёр)

При помощи какой машины, он это делает? (комбайна)

Эта важнейшая сельскохозяйственная машина не только срезает

колоски, она еще выбивает зерно из них и очищает зёрна струёй

воздуха. Едет комбайн по полю и три дела сразу делает: жнёт,

молотит и веет.

Кто отвозит зерно в зернохранилище? (шофёр)

Как по другому можно назвать, место где храниться зерно?

(элеватор)

Куда попадает зерно из элеватора? (на мельницу или на

мукомольный завод) Там зерно превращается в муку.

Для чего нужно перемалывать зерно?

Опыт №2: хотите сами попробовать перемолоть зерна в муку?

Опыт №3: я в один мешочек насыплю муки, в другой - зерно.

Перемешаю. Пощупайте, где мука? Где зерно? Как вы догадались?

Для чего нужна мука? (из муки делают тесто)

Кто готовит тесто и выпекает хлеб?

5.

Итог занятия: вопросы по занятию.

Теперь

вы

знаете,

какой

долгий

путь

прошел

наш

хлеб,

чтобы попасть к нам на стол. Хлеб - главное богатство нашей

страны

и

его

надо

беречь.Конспек

НОД

(Художественное

творчество. Лепка)

Тестопластика"Хлебобулочные изделия"

Цель:

1. Научить замешивать тесто для лепки.

2.3накомство с техникой тестопластики.

Задачи:

•Продолжать закреплять умение воспроизводить

последовательность всех действий при составлении композиции;

•Развивать навыки мелкой моторики рук;

•Развивать творческую активность, фантазию, воображение

абстрактное мышление.

Необходимые материалы и инструменты:

-

мука;

-

соль « Экстра»;

-

стек,

-

доска для лепки.

Рецепт теста:

2 стакана муки, 1 стакан мелкой соли, 250 гр. воды. Смешиваем

муку и соль, добавляем воду и замешиваем тесто. Если тесто

липнет к рукам, добавьте муки, если крошится, то немного воды.

(Для прочности можно добавить клей ПВА).

Пальчиковая гимнастика «Летела сова» (Машем руками)

Летела сова,

Весёлая голова.

Летела-летела,

(Кладём руки на голову)

На головку села.

Села, посидела,

Головой повертела (Снова машем руками)

И опять полетела.



В раздел образования