Автор: Файзуллина Анфиса Салихьяновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: Игры для выработки навыков произношения на материале звуков, слов, предложений и коротких текстов.
Раздел: начальное образование
Игры для выработки навыков произношения на материале звуков, слов,
предложений и коротких текстов.
«Слышу – не слышу»
Преподаватель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть глухой
согласный т или п, ученики поднимают одну руку. Если в названном слове есть звуки д и б,
все поднимают обе руки.
Учащиеся
разделяются
на
две
команды.
Выигрывает
команда,
игроки
которой
сделали меньше ошибок. Ошибки игроков каждой команды учитель отмечает на доске.
Слова для использования в игре.
Д – Адам, думать, город, завод, подарок, год, дай, задача, куда, обед, каждый, народ.
Б
– больница, ботинки, хлеб, брат, ошибка, спасибо, рубашка, бумага, суббота, багаж,
декабрь, рабочий, рубль, учебник, арабский.
«Твердые и мягкие звуки»
Учитель называет слова. Ученики поднимают руку, если д и т произносится мягко.
Если согласный д и т произносится твердо, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, в
которой учащиеся допустили меньше ошибок.
Слова для использования в игре.
Д – д – дом, дай, деньги, едет, идут, день, Володя, дядя, один, Федя, думать, куда, идем,
здоров, диван, карандаш, одежда, пойдем, радио, вода, сидеть.
Т – т- Катя, стена, библиотека, тут, четыре, Таня, стул, дети, студент, так, читаем, на парте,
телефон, аптека, ветер, гостиница, костюм, ботинки.
Игры для обучения пониманию звукового, буквенного и слогового состава слов.
«Буквы рассыпались»
Учитель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его
детям, разрезает на буквы, говоря: Было у меня слово. Оно рассыпалось. Показывает буквы
и рассыпает их на столе: Кто быстрее догадается, какое слово? Выигрывает тот, кто
первый правильно запишет слово. После этого выигравший придумывает свое слово,
сообщает учителю или сам крупно пишет и разрезает, показывая классу рассыпанные
буквы.
«Кто быстрее допишет слово?»
Класс делится на три – четыре команды. Для каждой команды на доске пишется
столбик слогов.
Задание: Допишите к написанному слогу еще один слог, чтобы получилось слово.
Ка…
ру…
мар…
Би…
ки…
лож…
Ва…
вок…
поч…
Бук…
го…
мы…
Ученики из каждой команды выходят по очереди к доске и дописывают одно
слово. Получаются столбики слов.
Каток
рука
марка
Билет
кино
ложка
Вагон
вокзал
почта
Буква
город
мыло
Слова для использования в игре.
Письмо, салат, масло, сестра, сахар, адрес, доска, книга, лампа, почта, весна,
вилка, вода, диван, дружба, журнал, завод, карта, касса, месяц и др.
«Пропущенная буква»
Класс делится на две-три команды. На доске написаны с пропущенными буквами
столбики слов, по одному столбику для каждой команды. Ученики из каждой команды
выходят
к
доске
по
очереди
и
вставляют
пропущенную
букву
в
слова
по
порядку.
Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием.
Образец для игры
Завтр…кать
сах…р
с…нтябрь
Дес…ть
хорош…й
ст…ловая
Светл…й
з…леный
з…мля
Б…лет т…атр
площ…дь
«Конец слова потерялся»
Учитель пишет на полоске бумаги слово, разрывает ее на две части и объявляет:
Я
написал слово – название одного предмета. Вот начало слова, а конец слова потерялся,
допишите слово. Ученики пишут. Потом учитель говорит, что он нашел конец слова, и
называет его целиком. Ученики читают свои слова. Выигрывает тот, кто угадал целое
слово.
Слова для использования в игре.
Ко…- колбаса, комната, конверт, концерт, котлета, кофе, короткий, коробка, корзина;
За…- завод, завтра, задание, задача, занятие, запад;
Ст…- стакан, статья, стена, стол, столовая, страна, страница, студент, студентка, стул;
Ма…- магазин, мальчик, мама, марка, март, масло, машина;
Се…- север, семья, сентябрь, сестра.
Игры для повторения лексики
«Зоркий глаз»
Учитель показывает картинку, на которой изображен ряд предметов, предлагает
детям внимательно ее рассмотреть и вспомнить знакомые названия.
Дети смотрят на картинку одну-две минуты, затем картинка закрывается или
переворачивается, и дети должны записать названия предметов, которые они запомнили.
Побеждает тот, кто запишет больше предметов.
«Подбери картинки»
На
столах
перед
учениками
разложены
картинки,
изображающие
предметы,
которые детям известны. Учитель произносит предложения, а дети подбирают к ним
картинки, потом хором повторяют предложения.
Учитель: Диме купили мяч.
Дети поднимают картинку с изображением мяча. Тот, кто ошибается, выбывает из
игры. Побеждают самые внимательные.
Предложения для использования в игре
Вот парта. На парте лежит тетрадь. Мальчик пишет на доске. Девочка берет ручку.
Виктору купили пенал. В пенале лежит карандаш. В классе стоит шкаф. В шкафу лежит
журнал. На столе стоит ваза. На стене висит карта. На полке – книга.
«Громче – тише»
Среди
учеников
выбирается
водящий.
Прислушиваясь
к
пению
учеников,
он
должен
найти
спрятанный
в
классе
предмет
(мячик,
игрушку
и
т.п.).
Водящему
показывают предмет, который будет спрятан, объясняют, что если все поют тихо, значит,
водящий далеко от спрятанного предмета; если он приближается, то пение становится
громче. Водящий выходит из класса, учитель прячет предмет. (Не следует прятать в парты
или в сумки учащихся, так как это затруднит поиски).
Водящий возвращается, ученики начинают петь песню и внимательно следят за
действиями
водящего.
Когда
спрятанный
предмет
будет
найден,
выбирается
новый
водящий.
«На чем поедем?»
Учитель подбирает несколько картин, на которых изображены улица города, река,
лес, гора, море, проселочная дорога, шоссе, железная дорога, снежная равнина, пустыня.
Размер картин должен быть таким, чтобы они были хорошо видны всем ученикам. Дается
задание
рассказать,
на
чем
можно
проехать
в
местах,
изображенных
на
картинках.
Команды
соревнуются,
рассматривая
картины
по
очереди.
За
каждое
название
транспортного средства начисляется очко. Играющие из других команд дополняют ответы
товарищей и также получают очки за дополнения.
Выигрывает команда, набравшая больше очков.
«Новое слово путем перестановки букв»
Учитель объясняет, что из данного им слова можно образовать другое с помощью
перестановки букв или слогов, например из слова палка можно составить слово лапка.
Изменять состав букв нельзя. В новом слове должно быть столько же букв, сколько в том,
которое дано.
Играют
две команды. Учитель пишет на доске слово. Тот, кто первым назовет новое
слово, получает столько очков, сколько букв в слове. Новое слово он должен перевести. И
выигрывает команда, набравшая больше очков.
Игры по грамматике
«Сколько?»
Ученики разделяются на две команды. Участники команд по очереди задают
другой команде вопросы со словом сколько. Например: Сколько в классе окон? Сколько в
классе девочек? Сколько в классе парт? Сколько у Анны ручек?
Учитель ведет учет вопросов и ответов, отмечает ошибки. Выигрывает та команда,
которая задаст больше вопросов и сделает в ответах меньше ошибок.
«Моя любимая профессия»
Перед
началом
игры
учитель
повторяет
с
учащимися
названия
профессий.
Ученики называют, а учитель записывает на доске: учитель, врач, агроном, рабочий,
слесарь,
столяр,
доярка,
рыбак,
ткачиха,
парикмахер,
инженер,
продавец,
артист,
артистка, официант, машинист, космонавт, летчик, шофер, тракторист, шахтер,
фотограф, почтальон, музыкант, строитель, художник, журналист.
Ученики, разделившись на две команды, задают друг другу вопросы:
Кем ты хочешь быть Марта?
Я хочу быть врачом.
А ты кем хочешь быть, Виктор?
Я хочу стать инженером.
А ты кем станешь, Павел?
Я хочу быть летчиком.
Игра проводится в быстром темпе.
Выигрывает та команда, участники которой ответят на все вопросы и сделают
меньше ошибок.
«Кто знает больше признаков предмета?»
Учитель называет какой-нибудь предмет, например шкаф. Ученики перечисляют
признаки: большой, новый, высокий, деревянный, желтый, книжный, тяжелый и т.д.
выигрывает тот, кто назовет больше признаков предмета. Игру можно провести и как
соревнование команд.
«Кто назовет больше глагол движения?»
Учитель показывает детям несколько картинок, на которых изображены различные
способы передвижения человека, животных, птиц, рыб и т.п.
Играют две-три команды. Они соревнуются: кто придумает больше предложений с
глаголами
движения,
объясняя
то
или
иное
действие,
изображенное
на
картинке.
Например, на картинке нарисована лодка, плывущая по реке. Ученик должен сказать:
Лодка плывет по реке. Если изображено небо и на нем облака, то ученик говорит:
По небу
плывут облака. Другой ученик может добавить: По небу бегут облака.
Капитаны команд ведут учет правильных ответов, начисляют очки. Выигрывает
команда, набравшая больше очков.
«Подбери по признакам предмет
Многие
прилагательные в этом списке могут сочетаться с различными существительными, образуя
переносное значение (ср.: добрый человек – доброе сердце, трудная задача - -трудная
дорога).
Образцы карточек
знаменитый
известный
артист
писатель
яркий
синий
луч
море
зубной
блестящий
врач
дирижер
способный
холодный
студент
воздух
сильный
дорогой
боль
гость
широкий
высокий
река
гора
чистый
родной
воздух
земля
зеленый
добрый
трава
сердце
дальний
быстрый
дорога
шаг
ослепительный
большой
молния
успех
добрый
суровый
друг
климат
грустный
добрый
улыбка
Хозяин
счастливый
талантливый
женщина
художник
смелый
слабый
путешественник
Здоровье
трудный
точный
задача
прибор
строгий
интересный
учитель
Передача
огромный
узкий
интерес
тропинка
пионерский
крепкий
лагерь
дружба
Игры для развития речи
Игры для обучения конструированию простых предложений
«Отгадай, что я делал вчера»
С помощью считалки выбирается водящий. Он выходит из класса. Кто-нибудь из
учащихся говорит, что он делал вчера, например:
Я вчера играл в теннис. Водящий входит
и задает ученикам вопросы: Миша ходил в кино? Дети отвечают хором: Нет! – Миша
смотрел передачу по телевизору? – Нет! и т.д., пока водящий не отгадает. Если после
пяти-шести вопросов водящий не выяснил, что делал Миша, то он спрашивает у всего
класса: Что вчера делал Миша?
Речевой материал для игры
Павел играл в снежки. Миша катался на коньках. Тамара ходила на экскурсию. Ева
играла в куклы. Мария ездила с мамой в универмаг. Мартин ходил на лыжах. Володя играл
в хоккей. Ваня смотрел телефильм.
Ира слушала радио. Катя каталась с горки. Дима
ходил в кино. Анна ходила в парк. Федя слушал музыку. Дима играл в футбол. Лида
писала письмо. Саша читал рассказ. Галя была в цирке. Марта ходила в театр. Андрей
играл в мяч. Виктор читал газету. Сергей ходил с папой в зоопарк. Ирина была на
концерте. Лена помогала маме.
Вариант
Водящий может написать на карточке предложение, подобное данным выше, и
отдать учителю. Участники игры по очереди задают ему вопросы, пытаясь отгадать, чем
вчера был занят водящий. Тот, кто отгадал, получает очко. Выигрывает тот ученик или та
команда, которая получила больше очков.
«Кто скажет последнее слово»
Учитель вывешивает на доске картинку с изображением какой-нибудь бытовой
ситуации, например, девочка, идет в школу. На доске записывают короткое предложение,
Девочка идет в школу. Каждый ученик должен повторить это предложение, добавив одно
новое слово:
Первый ученик. Девочка идет в школу.
Второй ученик. Девочка идет из дома в школу.
Третий ученик. Девочка идет из дома в школу с сумкой.
Четвертый ученик. Девочка утром идет из дома в школу с сумкой.
Пятый ученик. Маленькая девочка утором идет из дома в школу с сумкой.
Шестой ученик. Маленькая девочка рано утром идет из дома в школу с сумкой.
Побеждает
ученик,
сказавший
последнее
слово.
Затем
учитель
пишет
новое
короткое предложение, и игра начинается.
«Игра-беседа по тексту рассказа»
Ученики самостоятельно читают текст и составляют к нему вопросы. Затем класс
делится на команды. Члены первой команды задают вопросы, второй – отвечают, третьей –
исправляют ошибки. Потом задают вопросы ученики из второй команды, а члены третьей
– отвечают; участники первой команды следят за правильностью вопросов и ответов.
Учитель на доске ставит очко той команде, которая правильно задала вопрос,
ответила на него или исправила ошибку. Выигрывает команда, которая наберет десять
очков.
«Кто быстрее восстановит стихотворение?»
Учитель подготавливает несколько (в соответствии с числом команд, участвующих
в игре) комплектов карточек, на каждой из которых написана одна строчка из известного
учащимся
стихотворения.
Учитель
называет
стихотворение
и
просит
сложить
его
из
разрезанных строчек на карточках. Выигрывает команда, участники которой первыми и
правильно восстановят все стихотворение.
«Сходство и противоположность»
Учитель заранее готовит список слов, которые уже знакомы ученикам. Он читает
слова с небольшими паузами. Во время паузы учащиеся по знаку учителя называют
синоним и антоним этого слова. За правильный ответ команде засчитывается очко. Только
за синоним или только за антоним команда не получает очков. Выигрывает команда,
набравшая больше очков.
Слова для игры
Исходное слово
большой
быстрый
веселый
сырой
длинный
горячий
твердый
храбрый
строгий
синоним
огромный
скорый
радостный
влажный
долгий
жаркий
жесткий
смелый
суровый
антоним
маленький
медленный
грустный
сухой
короткий
холодный
мягкий
трусливый
ласковый
Игры для обучения диалогической речи
«Оденем куклу»
Учитель приносит в класс куклу и одежду для нее: несколько платьев разного
цвета, несколько блузок, юбок, пальто, шапочку и т.п. Дети по очереди (или представители
разных команд) называют вещи, которые нужно надеть на куклу. Выигрывает команда,
участники которой сделали меньше ошибок в названиях одежды.