Автор: Гамидова Назират Исаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с
Населённый пункт: с.п.Солнечный, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Тема: КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА». МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Раздел: дошкольное образование
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Автор: Гамидова Назират Исаевна, воспитатель
МБДОУ д/с «Аист»,
с.п. Солнечный, Сургутский район, Тюменская область
Познавательное и интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент
любой
деятельности
человека.
Для
того
чтобы
удовлетворить
свои
потребности
в
общении,
учебе,
труде,
человек
должен
воспринимать
мир,
обращать
внимание
на
различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать,
обдумывать.
Ориентация
на
личность
с
высоким
уровнем
сформированности
различных
качеств интеллекта,
побуждает
воспитателя
к
постоянному
поиску
путей
обновления
воспитательно-образовательного процесса, а также выявлению и созданию психолого-
педагогических
и
организационно-педагогических
условий,
необходимых
для
полного
раскрытия и развития интеллектуального потенциала дошкольников.
Проблема познавательного и интеллектуального развития дошкольников в настоящее
время
приобретает
доминирующее
значение.
Внимание
к
этой
проблеме
диктуется
условиями современной жизни.
Данная
проблема
актуальна
и
для детей нашего
детского
сада.
Для
решения
данной
проблемы необходимо находить новые подходы к воспитанию и обучению воспитанников.
Приступая к педагогической работе с детьми в детском саду, прежде всего, нужно
разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается под воздействием
среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач
воспитания
и
обучения дошкольников,
решить
которую
без
знаний
и развития
интеллектуальных процессов нельзя.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В
данный период происходит развитие всех психических процессов и осознание ребенком
собственных изменений, которые происходят в ходе любой деятельности.
Под интеллектуальными способностями
понимается
–
память,
восприятие,
воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших
задач воспитательно-образовательного процесса детей дошкольного возраста.
Как
показывает
анализ
литературы
и
практический
опыт
работы
в
детском
саду, интеллектуальное
развитие
дошкольников становится
возможным
при
такой
организации
работы
воспитателя,
которая
обеспечивает
преобразующий
характер
деятельности детей при воспитании и обучении их в зоне ближайшего развития.
Познавательное
и интеллектуальное
развитие происходит
не
само
по
себе,
а
в
результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в
игровой деятельности и в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового
не
могут
быть
опорой
прочных
знаний.
Поэтому
задача
воспитателя
– развитие
умственных способностей детей, вовлечение их в активную деятельность.
Игра
–
наиболее
доступный
для детей
вид
деятельности,
способ
переработки
полученных
из
окружающего
мира
впечатлений,
знаний.
В
игре
ярко
проявляются
о собенно сти
мышления
и
воображения
ребенка,
его
э м о ц и о н а л ь н о с т и ,
активность, развивающая потребность в общении.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в
какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться
со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или
иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
В
своей
книге
“Психология интеллекта”
Ж.
Пиаже пишет:
“Будучи
самой
совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и
необходимым
орудием
во
взаимодействиях
субъекта
с
окружающим
миром,
взаимодействиях,
которые
реализуются
сложнейшими
путями
и
выходят
далеко
за
пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее
установленных и устойчивых отношений”.
Из этого следует, что, развивая интеллект, мы можем дать ребёнку, находящемуся в
детском саду, мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым
интеллектом гораздо
активнее
использует
полученную
сумму
знаний
не
только
на
занятиях, во время игр, но и за их пределами. Такие дети легче адаптируется к внешним
воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам,
обладают
навыками саморазвития и
логического
мышления,
у
них
легче
происходит
процесс социализации.
В
представленной методической
рекомендации раскрывается
многолетний
практический
опыт
по
формированию
у
воспитанников
устойчивых
познавательных
процессов, развития умения и навыков мыслительной деятельности, самостоятельности в
поисках способов решения задач через игровую деятельность как эффективной формы
работы.
Цель методических рекомендаций – оказание методической помощи воспитателям
детских
садов
по развитию
познавательных
и
интеллектуальных
способностей
дошкольников.
Задачи:
- изучить и проанализировать литературу по данной теме;
- обобщить и систематизировать теоретический и практический материал по данной
теме;
- предложить накопленный теоретический и практический материал для внедрения в
практическую деятельность.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что игра, как основная
форма
воспитательно-образовательного
процесса
в дошкольном
возрасте,
является
источником развития сознания ребёнка, произвольности его поведения, особой формой
моделирования отношений между ребёнком и взрослым; игровая среда создаёт обстановку,
когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность.
Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом,
устойчивым
познавательным интересом,
являются
наиболее
мощным
стимулом
его
активности в познании.
Данные методические
рекомендации по священы
проблеме
во спитания
и
обучения детей
дошкольного
возраста в
условиях
дет ского
с ада, развития их
познавательного и интеллектуального уровня через игровую деятельность.