Автор: Кольева Мария Алексеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г. Елизово, Камчатский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Организационные вопросы подготовки певца к концертному выступлению
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Елизовская детская музыкальная школа»
«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ
ПЕВЦА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ»
Автор: Кольева Мария Алексеевна
преподаватель сольного пения,
теоретических дисциплин,
г. Елизово
Камчатский край
2019г.
Содержание
1
Введение………………………………………………………………… 3
1.
Подготовка к концертному выступлению…………………………….
4
2.
Причины эстрадного волнения. Методы и приемы борьбы с эстрад-
ным волнением ………………………………………………………
6
3.
Начальный период в подготовительной работе музыканта к ответ-
ственному выступлению ……………………………………………….
8
4.
Распевание ……………………………………………………………… 12
5.
Самостоятельная работа …………………………………………….....
13
6.
Выступление … ………………………………………………………..
14
7.
Несколько приемов обнаружения ошибок при выступлении………..
17
Заключение……………………………………………………………… 19
Список используемой литературы…………………………………….
20
2
Введение
Концертное выступление – это результат напряженного творческого
труда певца и является для него ответственным актом, стимулирующим его
дальнейший творческий рост. Различные свойства натуры исполнителя, воля,
интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия – все это в той или иной
мере проявляется во время бубличного выступления.
«Сценическое самочувствие» (К.С. Станиславский) представляет собой
единство интеллектуальной и эмоциональной сферы артиста, устремленное
на лучшее выполнение творческой задачи. В этом единстве важным началом
является интеллект, следящий за тем, чтобы содержательная эмоция не под-
менялась аффектированным возбуждением, чтобы вместо жизни образа на
сцене или эстраде не появился бы грубый натурализм. Сценическое, творче-
ское волнение артиста никогда не должно выходить за свои эстетические пре-
делы и переходить в сферу обыденного «переживания».
Подготовка к концертному выступлению.
Подготовка к концертному выступлению – важнейший этап формирова-
ния музыканта – исполнителя, а успешность его выступления на сцене будет
напрямую зависеть не только от качества и надежности выученных произве-
дений, но и от уровня его психологической готовности к общению с публи-
кой. Работа вокалиста представляет собой один из наиболее сложных видов
3
человеческой деятельности, требующей многолетнего каждодневного труда,
нередко физически и психически напряженного. Нагрузки непрерывно растут
из-за постоянно увеличивающейся конкуренции среди входящих в жизнь мо-
лодых музыкантов. И сегодня победителем нередко оказывается тот, кто ока-
зался более выносливым, работоспособным, собранным, крепким физически
и морально.
Силы человека ограничены, а увеличение нагрузки сверх дозволенной
ему природой вызывает состояние глубокого утомления: музыкант теряет све-
жесть, чувство радости от исполнения. В таком состоянии тщетно надеяться
на высокие результаты. Излишнее волнение не позволяет пользоваться ни
возможностями разума, ни энергопотенциалом, а порой приводит к краху
всего задуманного и наработанного за долгое время во время ответственного
выступления. Отсутствие оптимального психического состояния отрицатель-
но отразится на качестве мышления, чувств и воображения. И все же взвол-
нованность или некоторая «приподнятость» настроения перед выступлением
не только естественна и желательна, но она часто спасает исполнение от буд-
ничности.
Как настроиться перед выступлением, донести до слушателя лучшее,
на что способен певец, какие механизмы включить для достижения успеха на
сцене и как воспитать в себе любовь к общению с публикой? Эти вопросы
волнуют и обучающихся, и давно выступающих концертных исполнителей.
Решение кроится в подготовительном этапе. Каждому исполнителю ин-
тересно: сколько длится подготовительный период, какие приемы саморегу-
ляции психических состояний нужно применять и в какой момент, какие зада-
чи на разных временных отрезках нужно успеть решить музыканту, как гра-
мотно построить процесс подготовки.
4
Причины эстрадного волнения.
Методы и приемы борьбы с эстрадным волнением
Среди причин эстрадного волнения педагоги выделяют следующие:
1.
Несоответствие
произведения
вокальным
и
техническим
возможностям ученика.
2.
Неуверенность, обусловлена тем, что ученике работал над
произведением бессознательно.
3.
Текс не выучен крепко «на память»
4.
Повышена самокритика, излишнее внимание к своей лич-
ности
5.
Слабая нервная система, болезненность исполнителя.
Перечисленные причины позволяют выработать методы и прие-
мы борьбы с эстрадным волнением:
1.
Уверенное овладение музыкальным произведением, ясное
представление о произведении как о едином целом, о естественном раз-
витии музыкальной мысли.
2.
Сознательно овладение технически сложными эпизодами.
3.
Активное освоение произведения наизусть.
5
4.
Тренировка исполнения перед публикой, которая обеспечи-
вает смелость, самообладание, ясную мысль, сосредоточенность.
5.
Физическая поддержка организма
- повышенное количе-
ство витаминов, сбалансированное питание, физические упражнения,
овладение
навыками
самовнушения,
достаточное
количество
сна,
отдых на открытом воздухе.
6.
Главное что необходимо усвоить: «волнение» в образе – по-
лезно и естественно, «волнение вне имиджа» - вредно.
Основной путь избавления от вредного волнения - сформиро-
вать у ученика профессиональную ответственность за свое дело,
чтобы он не руководствовался мыслью «Я исполняю песню», а гово-
рил с гордостью « Я исполняю песню».
6
Начальный период в подготовительной работе музыканта
к ответственному выступлению.
Начальный период в подготовительной работе музыканта к ответствен-
ному выступлению оказывает большое влияние на формирование комплекса
эмоциональных состояний и устойчивых психофизиологических ощущений,
воспроизводимых его организмом, а впоследствии и на концертной арене. И
первый временной отрезок, отделяющий музыканта от встречи с публикой на
концерте, призван решить рад задач подготовки к концерту:
1.
Оценка уровня нейротизма и реактивности нервной систе-
мы певца.
2.
Построение режима и гигиены занятий и выступлений.
3.
Послеконцертная оценка предварительного выступления и
работа над ошибками.
4.
Выбор механизмом и приемов достижения оптимального
концертного состояния.
Цель работы на начальном этапе - формирование устойчивости нервной
системе к внешним раздражителям воздействующим на исполнителя, дости-
жение оптимального концертного состояния.
Музыкантов можно условно разделить на низкореактивных, дающих
слабую реакцию на стимул, и на высокореактивных, дающих сильную реак-
цию на тот же стимул. Поскольку каждый исполнитель имеет свое оптималь-
ное рабочее напряжение, то низкореактивные индивиды стремятся поднять
уровень своего напряжения до оптимума через увеличение числа восприни-
маемых раздражителей. Высокореактивные индивиды, быстро достигающие
чрезмерного возбуждения и предела работоспособности, будут предприни-
мать действия по снижению уровня напряжения. Оптимальный уровень воз-
буждения будет таким образом представлять собой определенную зону, в
рамках которых вокализ производит в процессе исполнения наименьшие фи-
зиологические затраты при максимуме производительности.
7
Экстраверты отличаются общительностью, открытостью и яркостью
переживаемых эмоциональных состоянии, обращенностью во внешний мир.
Но они могут быть излишне импульсивны и склоны к спонтанности поступ-
ков. Интроверты характеризуются обращенностью в свой собственный мир,
замкнутость склонность к уединению. Они мало общительны, но обладают
настойчивостью, глубиной чувств и размышлений.
У исполнителей – интровертов с высоким уровнем нейротизма, трудно-
сти в концертной практике, как правило, связаны с раскрытием художествен-
ного замысла на сцене. «Раскрыться», выразить себя на публике -проблема ,
которая должна быть решена в первую очередь. Степень воздействия на тако-
го музыканта со стороны наставника всегда играет важную роль, ведь именно
такой человек может вовремя зажечь, «раскачать» скрытые, углубленные
переживания, обратить весь внутренний потенциал вовне, на обращение со
слушателем. Таким людям не требуется длительный период для подготовки к
ответственному концерту, поскольку устойчивость нервной системы к воз-
действиям факторов обуславливает их стабильность в исполнении.
При сочетании экстраверсии с высоким уровнем нейротизма, музыкан-
ты больше подвержены эстрадному волнению, негативным внешним воздей-
ствиям, но, несмотря на это, эмоциональный тонус, внешняя отзывчивость,
экспрессивность этих исполнителей будет высока. Для подготовки к сцениче-
скому выступлению таким исполнителям требуется более длительный пери-
од, тренировка психики экстраверта требует большого контроля. Процессы
возбуждения преобладают над процессом торможения, и момент переход вы-
ходом на сцену может характеризоваться как «эстрадная лихорадка». Даже
единичное неудачное или сорванное выступление может оставить негативные
последствия – чувство неуверенности и боязнь сцены.
Те певцы, которые обладают тонко организованной нервной системой и
отличаются впечатлительностью и ранимостью, а, следовательно, и одухотво-
ренностью исполнения, особенно болезненно переживают стресс публичного
выступления. Людей, принадлежащих к «слабому» типу высшей нервной де-
ятельности, выдающийся русский физиолог И.П. Павлов называл «художе-
8
ственным» типом, особо предрасположенным к творческому виду деятельно-
сти. Этот тип оказывается наиболее уязвимым в атмосфере концерта.
Оптимальному
концертному
состоянию
противостоят
такие
два
не-
благоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и апа-
тия. В первом случае нарастающее волнение перестает уравновешиваться
усиливающимся процессом торможении. Это происходи в силу того, что у
большинства людей сила возбуждения нервной системы сильнее силы тормо-
жения. Сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных дви-
жениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдель-
ных слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции. Движения
становятся напряженными, плечи – слегка приподнятыми, дыхание - учащен-
ным и поверхностным. Кожа на лице начинает покрываться красноватыми
пятнами, ладони становятся влажными. Понятно, что долго пребывать в та-
ком состоянии человек не может. Нервная система начинает истощаться и по-
сле какого-то периода времени организм входит в состояние апатии- полного
безразличия к тому, что с ним может произойти в данный момент. В таком со-
стоянии человек делается вялым, замыкается в себе, может появиться сонли-
вость. Движения становятся неуклюжими, пропадает координация, речь за-
медляется, становиться тихой, маловыразительной, с длинными паузами. Му-
зыкант испытывает недомогание и слабость, Так бывает в результате долгого
ожидания очередности выступления у вокалистов.
Точкой отчета начального периода подготовки к ответственному вы-
ступлению может служить момент, когда певец выучил программу целиком и
стабильно
исполняет
ее
на
память.
Выучить
программу
необходимо
не
позднее, чем за месяц до назначенной даты концерта, поскольку музыкаль-
ный материал должен «устояться, прижиться» в рефлекторных ощущениях и
собственном слуховом восприятии. Если период составляет менее 4 недель,
процессы формирования стабильности и уверенности в исполнении могут не
успеть закрепиться как в памяти, так и в психомоторике.
Как бы ни были велики психологические сложности публичного испол-
нения, они могут быть с успехом устранены, если музыкант будет владеть
9
приемами
и
способами
их
преодоления. Удачным выступлениям сопут-
ствуют приподнятое настроение, желание играть хорошо, особый боевой за-
дор, отсутствие утомления, хорошие отношения с окружающими, нормальное
физическое самочувствие. Неудачным выступлениям предшествуют общее
утомление и переутомление, плохое питание, отсутствие режима труда и
отдыха, плохая физическая подготовка, пониженное настроение.
Может иметь выдающиеся музыкальные способности и прекрасных
учителей, несгибаемую волю и упорство в достижении целей высокого про-
фессионализма, но все эти прекрасные качества и преимущества немногого
стоят, если у музыканта нет хорошего здоровья и поддерживающего его ре-
жима работы. Вопросу о том, сколько и как надо заниматься над совершен-
ствованием
профессионально
мастерства,
многие
музыканты
уделяли
большое внимание.
Распевание
Важный
элемент
в
начале
ежедневных
занятий
– распевание. Оно
необходимо не только для разминки мышц, участвующих в пении, но и пси-
хического аппарата музыканта в целом. И.П. Павлов в своих научных докла-
дах отмечал, что никакую сложную работу, как бы человек ни привык к ней,
никогда нельзя начинать стремительно. Это надо делать с некоторой посте-
пенностью, смотря по условиям деятельности. В процессе распевания орга-
низм входит в состояние «боевой готовности» - повышается частота пульса,
ритм дыхания, чувствительность анализаторов, скорость протекания мысли-
тельных процессов, «разогревается голосовой аппарат».
10
У многих вокалистов распевание означает исполнение специальных
упражнений, а затем переход к трудным местам в произведениях. Работу
можно разбивать на два этапа: один занятия посвящать технической работе,
требующей большого внимания и концентрации, а другие - больше интер-
претационной. Один из важных моментов в самостоятельной работе молодо-
го певца должно быть умение структурировать время своих занятий.
Самостоятельная работа.
Существует два основных принципа построения самостоятельной рабо-
ты певца – режимное и целевое. При режимном подходе музыкант старается
заниматься каждый день положенное количество часов и не превышает уста-
новленную норму, даже если после работы остается что-то недоделанным.
При целевом подходе музыкант не прекращает своих занятий до тех пор, пока
не добьется того, что он задумал сделать, например, выучит в быстром темпе
какой-нибудь пассаж, запомнить наизусть произведение, исполнить без оши-
бок текст песни.
Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Плюсом ре-
жимной работы надо признать воспитание воли, усидчивости, чувства ответ-
ственности за свою профессиональную судьбу. Минусом этого подхода может
стать формально проведение положенных часов, когда произведение испол-
няется, но по- настоящему ничего не выучивается.
Плюсом цельного подхода надо признать высокую эффективность ра-
боты, основанной на конкретной целеустремленности. Минусами - возмож-
11
ное увлечение авральными приемами работы, когда музыкант в один присест
пытается выучить то, что требуется не один месяц. Большое перенапряжение,
возникающее в этом случае, грозит истощением нервной системы и не-
большой стабильностью результата, полученного за короткий срок. Есте-
ственно предположить, что молодому музыканту следует научиться гармо-
ничному состоянию обоих принципов структурирования занятий.
Полезно иметь каждодневные планы занятий, а также осуществлять
планирование профессионально роста на неделю, на месяц, на год вперед,
двигаясь от ближайших целей к дальним и ставя себе все новые и новые за-
дачи.
Выступление.
При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адапти-
руется к сложной ситуации, и певец научается справляться с волнением.
Если перерыва между выступлениями растягивается, достигая 2-3 месяцев,
то адаптация не происходит. Выступления перед концертом, т.е. предвари-
тельные исполнения программы, призваны выявлять множество проблем в
подготовительном этапе: от обнаружения недостатков в исполнении до ана-
лиза динамики и состояния готовности музыкального репертуара и психоло-
гической натренированности исполнителя. Дается новый импульс, определя-
ется направление, в котором следует дальше работать. С того дня, когда кон-
цертная программа выучена, в повседневный режим работы должны войти
предварительные исполнения.
Многие певцы полагают, что страсть, волевые усилия, духовное напря-
жение нужно прибегать для публичного выступления, на репетициях можно
заниматься без полной эмоциональной отдачи. Это является глубокой ошиб-
кой. Хотя прилив вдохновения, нервный подъем во время концерта чрезвы-
чайно желательны, но эстрадное увлечение не заменит выучки, оно опирается
на нее, дополняя импровизационными находками, придавая пению особую
12
окраску, сообщая новое качество исполнению. Тем не менее, медленное про-
певание должно чередоваться с момента настоящего исполнения в быстром
темпе или в полной звучности, как на концерте. При этом эффект достига-
ется только при условии мобилизации всех сил исполнителя.
Также полезно перейти к творческому общению с аудиторией. Это нуж-
но, прежде всего, для того, чтобы создать боле близкое подобие концертной
атмосферы. Для этой цели годится любой слушатель, вне зависимости от
того, насколько он сведущ в музыке.
Уметь себя слышать очень важно и очень не просто; хорошим подспо-
рьем в этом деле может служить звукозапись. Она откроет много неожидан-
ного в вашем исполнении. Поможет услышать материал в новом свете и
«рассмотреть» его под новым углом. Настоящий концерт всегда вносит в ис-
полнение что-то новое, неожиданное для самого вокалиста. Пропевание про-
граммы надо делать как можно чаще и постараться достичь того, чтобы, гово-
ря словами Станиславского, трудное стало привычным, привычное - легким,
а легкое – приятным.
«Сюрпризы» на эстраде - вещь неизбежная. Ведь выступления проте-
кают в разных условиях, каждый раз в иной обстановке, да и сам артист не
машина: акустика зал, состав публики, ее поведение и реакция, физическое и
душевное состояние исполнителя, всякого рода случайности - ведь все это
влияет на исполнение и требует постоянных коррективов, мгновенного при-
способления к изменившимся обстоятельствам. Кто всегда готов к подобным
изменениям, у кого хорошо развиты быстрота реакции, находчивость, фанта-
зия, тому не страшны никакие случайности, наоборот, они могут поджечь во-
ображение, стать источником творческих находок.
Слагаемыми оптимального концертного состояния являются компонен-
ты физической, рациональной (умственной) и эмоциональной подготовки.
Для последних компонента представляют собой собственно психологическую
подготовку основывающуюся на хорошем физическом самочувствии музы-
канта. Можно наметить ряд приемов и методов, которые повышают психоло-
гическую устойчивость музыканта во время публичного выступления.
13
За несколько дней до выступления музыкант должен представить себе
то место, где он будет выступать, чтобы привыкнуть в своем воображении к
тем условиям, в которых будет проходить предстоящее выступление. На пер-
вом этапе проводиться погружение исполнителя в аутогенное состояние, на
втором - прорабатывается образная картина концертного выступления.
Когда человек произвольно расслабит при помощи образных представ-
лений мышцы своего тела, то кора головного мозга рефлекторно входит в
промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи это со-
стояние называют фазовым. Его важнейшей особенностью является то, что в
нем способность человека к внушению и самовнушению сильно увеличива-
ется. Восстановительные процессы в этом состоянии протекают в полтора-
два раза быстрее, чем в состоянии сна.
Исполнение на основе приема медитативного погружения, практикуе-
мого в буддизме и гештальт – терапии, связано с глубоким осознанием и про-
чувствованием всего того, что связано с извлечением звуков голоса. Важна
предельная концентрация внимания на настоящем моменте. При фиксации
внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков, все
интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между со-
бой. Суметь повторить вокально ноту за нотой – все произведение от начала
до конца может быть сравнимо с несением полной чаши, из которой на землю
не упадет ни одной капли.
Погружение в звуковую материю происходит при выполнении упражне-
ний следующих видов:
1.
Пропевание (сольфеджирование) без поддержки инструмен-
та;
2.
Пропевание вместе с инструментом, причем голос идет как
бы впереди реального звучания.
3.
Пропевание про себя (мысленно)
4.
Пропевание вместе с мысленным проигрыванием.
Интересен прием ролевой подготовки, который заключается в том, что
исполнитель, абстрагируясь от своих собственных личностных качеств, вхо-
14
дит в образ известного музыканта, не боящегося публичных выступлений, и
начинает петь как бы в образе другого человек. В психотерапии это прием на-
зывается имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа.
Способность
через
целенаправленное
самовнушение
к
максимально
полному и глубокому принятию новой «роли» является высшим этапом пси-
хологической подготовки.
Несколько приемов обнаружения ошибок при выступлении.
Даже когда программа выступления кажется, идеально выученной и
можно ее исполнить на сцене, каждый певец хочет застраховаться от оши-
бок. Как бы ни было невыявленная ошибка, которая и обнаруживается во вре-
мя публичного ответственного выступлении. Для обнаружения возможных
ошибок можно предложить несколько приемов.
1.Исполнение с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации
внимания). Включить радиоприемник на среднюю громкость и попытаться
спеть программу. Более сложное задание – сделать то же задание с завязанны-
ми глазами. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения.
Вполне вероятно, что многие музыканты могут почувствовать после их вы-
полнения большую усталость. Ее можно объяснить не только недостаточной
выученностью программы, но и слабой функциональной подготовкой, т.е. не-
тренированностью сердечно - сосудистой системы. Если при включенном ра-
диоприемнике исполнитель может без труда спеть свою программу, то его со-
средоточенности можно позавидовать и на эстраде.
2.В момент исполнения программы в трудном месте педагог или кто-то дру-
гой произносит психотравмирующее слово «ОШИБКА», но певец при этом
должен суметь не ошибиться.
3.Сделать несколько поворотов вокруг своей оси до появления легкого голо-
вокружения. Затем, собрав внимание, начать петь в полную силу с макси-
мальным подъемом.
15
4.Выполнить 50 прыжков или 30 приседаний до большого учащения пульса и
начинать исполнять программу. Несколько похожее состояние бывает в мо-
мент выхода на сцену. Преодолеть его может данное упражнение.
Выявление ошибки затем должны устраняться тщательным исполнением в
медленном темпе. Каждый музыкант за время своей карьеры накапливает
определенный опыт как успешных, так и неуспешных выступлений. Для вы-
явления причин неудачных выступлений полезно ведение дневника, в кото-
ром фиксируются причины, приведшие к тому иному результату.
16
Заключение.
Эмоциональный компонент оптимального концертного состояния скла-
дывается их ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения
предстоящего выступления, желания петь для других людей и приносить им
своим искусством радость.
Мыслительный компонент оптимального состояния включает ясность и
быстроту мышления, способность четко представит программу выполняемых
певческих движений и воплощаемых слуховых образов.
Волевое сосредоточение внимания позволяет музыканту перенести все
то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной рабо-
ты, во внешний план, т.е. показать свою работу слушателям.
Чего больше всего боится исполнитель, выходя на сцену? Как правило,
он боится ошибиться, остановится и забыть. Но ошибиться, остановиться и
забыть - это разные вещи, и они не всегда связаны между собой, поскольку:
- можно ошибиться, но не остановиться и не забыть;
- можно остановиться, но не вследствие ошибки или того, что мы забы-
ли;
- можно забыть, но не ошибиться и не остановиться.
Чтобы не ошибиться, не остановиться и не забыть, нужно работать над
повышением концентрации внимания, поскольку только наша способность к
мотивированному вниманию и качество его концентрации позволяет, выйдя к
публике, успешно исполнить вокальную композицию. Ежедневные упражне-
ния не умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на ка-
ком – либо объекте должны входить в вокальную подготовку исполнителя.
Каждый музыкант по- разному описывает свое наилучшее концертное
состояние, находя для этого свои определения возникающих ощущений. Про-
17
анализировав и запомнив ощущение, которые предшествовали удачному вы-
ступлению, вокалист может затем сознательно воспроизводить такое же со-
стояние перед последующими выступлениями.
Список используемой литературы:
1
. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. - Л.,
1974. - С. 52.
2.. Башмет Ю. Вокзал мечты. М., 2003. - С. 8
3. Бочкарёв Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления
музыканта-исполнителя. Классика XXI. 2006 г.
4. Бочкарев Л.Л. «Психология музыкальной деятельности» Классика
ХХI 2008 г. - С. 282-285.
5 . Капустин Ю.В. «Музыкант-исполнитель и публика» Исслед. - Л.:
Музыка, 1985.
6. Коган Г.М. У врат мастерства. - М., 2004. 11.. Перлз Ф. «Подход и
свидетель терапии». - М.: 1996 .
7. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»: Учеб.пособие для сту-
дентов и преподавателей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.
8. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под
ред. Г.М. Цыпина. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 368 с.
9. Майкапар С. «Музыкальное исполнительство и педагогика»- Ч.,
Music Praduccion International. 2006 г.
10. Григорьев В. «Исполнитель и эстрада» М., Классика-XXI, (Любер-
цы (Моск. обл.) 2006 г.
11. Цыпин Г.М. «Сценическое волнение и другие аспекты психологии
исполнительской деятельности» М., Музыка, 2014.
18