Автор: Огнева Надежда Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: Республика Коми, село Зеленец, Сыктывдинский район
Наименование материала: Открытое занятие "Путешествие в страну Красивой речи".(старшая группа).
Тема: Речевое развитие.
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие по образовательной области «Речевое развитие» в старшей
группе:
«Путешествие в страну Красивой речи»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие».
Программные задачи:
1.
Воспитательные: Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,
инициативность, активность.
2.
Развивающие: Развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое
воображение, речевой слух, умение отгадывать загадки, наблюдательность,
внимание.
3.
Образовательные: Формировать представление о фантазии, умение обобщать,
классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых
играх, упражнять в подборе антонимов и синонимов, обогащать словарный запас.
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Материалы и оборудование: солнце с лучиками, ворота, презентация «Сад и огород»,
запись мелодии «волшебной музыки», звуки речки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель:
-Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети, вы сегодня такие красивые, весёлые, я вижу, что у вас хорошее настроение.
Возьмёмся за руки и скажем друг другу добрые слова.
«Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.»
- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие в сказочный город Красивой речи.
Попадая в этот сказочный город люди немного меняются. Хотите узнать, как? Тогда в
путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с
помощью фантазии.
-А что такое фантазия? (фантазия- это наши мечты, когда мы о чем –то мечтаем, что-то
выдумываем то, чего нет на самом деле.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
-Итак, отправляемся в город Красивой речи.( ложатся на ковёр). (Включается сказочная
музыка)
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь
облака. Сверху видим мы дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим
журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
2. Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите, ребята, что это? Ворота. – А на воротах – замок. Давайте,
его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок» Дети встают в круг и
выполняют пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Постучали (на этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями
ладоней, не расцепляя пальцы)
Покрутили, (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя,
попеременно меняя их.0
Потянули (тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская
замок полностью.)
И открыли! (резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.)
- Замок, мы открыли, молодцы!
-Ой, ребята, а здесь записка!
«Дорогие любимые наши ребята, помогите нам! Злые волшебники заколдовали наш город:
Все, что есть у нас: и дома, и поля, и леса, и дорожки, и речки и солнышко.
Помогите нам расколдовать нам наш город!»
-Нужно помочь жителям этого города. Поможем? Да.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.
-Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а- лучики разбросали в разные стороны. Давайте
найдем их все вместе!
-Чтобы расколдовать лучики нужно выполнить задания.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания,
прикрепляет лучики к солнышку.)
1
задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с
изображением животных)
Ребята, встаньте в круг, мы поиграем в игру «Назови ласково». Я кидаю мяч, называю
слово, а вы называете его ласково.
Примерные слова. Обезьяна, бегемот, лиса, заяц, кабан, медведь, белка
-Мы справились с первым заданием, можем прикрепить первый лучик солнца.
2
задание
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на экран с
изображением сада и огорода)
Следующее задание называется «Назови одним словом»
- груша, яблоко, персик, слива (фрукты)
- тюльпан, ирис, астра, роза (цветы)
- помидор, огурец, морковь, свекла (овощи)
-клубника, малина, вишня, крыжовник (ягоды)
- укроп, петрушка, салат, щавель (зелень)
Мы выполнили задание и можем прикрепить второй лучик солнца.
3
задание.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с
изображением гаража с транспортом)
Третье задание начинается «Что лишнее?» Слушайте внимательно и отгадайте, что
лишнее.
- самолет, вертолет, истребитель, дерево
-апельсин, катер, теплоход, лодка
-машина, мотоцикл, кузнечик,
- велосипед, самокат, мопед, стол.
-Ребята, давайте немного отдохнём. (прикрепляем лучик солнца)
Физминутка «Собираем клюкву».
Мы шли-шли-шли,
Много клюквы нашли,
1,2,3,4,5,
Мы опять идём искать.
Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи. (В. светит маленьким фонариком, свет падает на речку)
Ребята, скажите, что делает река?
Дети. Река течёт, бежит, журчит, шумит, плещется, бурлит, волнуется, шипит и т.д.
-Какие дети у меня молодцы. Много слов назвали. А теперь поиграйте с камешками,
покатайте их в ладонях. Вернем камешки реке и скажем ей за игру «спасибо» (Звучит
аудиозапись «Звуки реки»)
-Как вы думаете, кто живёт в реке?
Дети. В реке живут рыбы.
4
задание
Ах, дети, дети, у жителей города случилась беда –рыбок в речке заколдовали. Без вашей
помощи им не обойтись. Чтобы рыбы попали в реку, их нужно назвать.
(Правильно названные картинки дети относят к реке.)
Молодцы, ребята! Вы очень помогли. Рыбы не умеют разговаривать, но любят улыбаться,
и улыбки у них есть разные. (Построчно читает начало стихотворения, дети договаривают
последние слова).
Если это рыбка – у неё улыбка, если это рыбочка – у неё…. (улыбочка),
Если это рыба – у неё … (улыба), если это рыбина – у неё… (улыбина),
Если это рыбище – у неё… (улыбище)
Вот какие улыбчивые веселые рыбки обитают в нашей волшебной речке.(прикрепляем
лучик солнца)
5
задание.
Волшебный огонек, помоги
Нам дорогу укажи.(В. светит на плакат с изображением дерева)
В:- На что упал этот лучик?
Д:- На дерево
В: А на дереве, посмотрите что есть? Листочки есть?
Д:- Нет, листьев нет.
В:- Ребята, подарим нашему дереву зелёные листья ? Для этого мы с вами поиграем в
игру «Скажи наоборот»
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
День – ночь
Сахар – соль
Чистота – грязь
Зима – лето
Потолок – пол
узкая – широкая /юбка/
длинное – короткое /платье/
сильный– слабый /спортсмен/
веселая – грустная /девочка/
высокий – низкий /человек/
Смеется –плачет /ребенок/
Лежит –сидит /человек/
Закрыть –открыть /книгу/
Взлетает– садится /самолет/
Надевает – снимает /свитер/
(На каждом листочке написано слово - дети называют ему противоположность и
наклеивают листок на дерево)
(прикрепляем лучик)
6 задание.
-Ребята, ну что, наше солнышко весёлое стало? (нет).
-Почему? (не хватает ещё одного лучика).
-Правильно, значит нам надо найти ещё один лучик. (Дети находят лучик и предметные
картинки).
-Задание ребята такое- вы должны взять одну картинку и составить предложение.
-Ребята, молодцы, вы и с этим заданием справились, можно прикрепить последний лучик
солнца.
Итог
-Ребята, вот и засияло солнышко в этом замечательном городе. Какое оно? .
- Лучики солнца согревают наши щеки, нос, руки, пальчики. Совсем стало тепло, и вы
сами стали теплыми и ласковыми. Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по
цветам и расколдовали все
-Молодцы, жители этой необыкновенного города говорят вам: «Огромное спасибо! »
А теперь пора в детский сад. Ложитесь на ковёр (звучит волшебная музыка)
- закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака.
Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах
свежего воздуха после дождя, ласково пригревает солнышко.
-Вот и прибыли мы в детский сад, открывайте глаза.
Рефлексия
-Что вам больше всего понравилось? Что у вас получилось?
- Что было особенно трудно?
-Вам, ребята, домашнее задание, поиграть с родителями в игры, которые вам больше всего
понравились.
Литература:
1.Общеобразовательная программа «От рождения до школы», (под ред., Н. Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, М. А. Васильевой) - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа.
- М.: Мозаика-Синтез, 2015.
3.. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М.:
Мозаика-Синтез, 2014.
4. Хрестоматия для дошкольников / М.: АСТ, 1990.
5.Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева –
М., 1999
6.Газина О. Играя, изучаем природу./ О. Газина// Дошкольное воспитание. -1996. -№7. –
с.14-17.
7.Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. -
159 с.
7.Интернет ресурсы.