Автор: Костина Марина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Город Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Сенсографика
Раздел: дошкольное образование
Сенсографика
В жизни дошкольника каждый год является важным и переломным для
физического,
психологического,
интеллектуального
и
социально-
эмоционального развития. Дошкольное детство – это плавно перетекающее
один
в
другой
сенситивные
периоды,
-
периоды
наибольшей
чувствительности
нервных
центров,
позволяющие
эффективно
и
безстрессово развить у ребенка те или иные качества и умения.
Одним из важных сенситивных периодов в развитии головного мозга
ребенка является средний и старший дошкольный возраст. При нормальном
ходе развития к 6 годам все структуры мозга ребенка уже должны иметь
определенный уровень зрелости, выражающийся к готовности восприятию,
обработке
и
хранению
информации.
Однако
педагоги
и
психологи,
как
отечественные, так и зарубежные, предупреждают, что учить и воспитывать
детей в возрасте 4-5, 5-6 надо по-особому.
Исходя
из
возрастной
периодизации,
а
также
периодизации
прохождения
сенситивных
периодов,
можно
отметить,
что
дошкольный
возраст наиболее приемлем для сенсорного и сенсомоторного развития, то
есть развития чувствительности и телесности.
Универсальной технологией, является сенсографика, которая реализует
поставленные
педагогические
задачи,
учитывает
о с о бе н н о с т и
морфологического
строения
ребенка,
и
в
то
же
время
решает
задачи
интеллектуального и психологического характера. Эта технология направлена
не только на развитие телесности ребенка, его сенсомоторного и сенсорного
развития,
но
и
решает
задачи
личностного
и
социально-эмоционального
развития.
В процессе занятий сенсографикой, дети играют, не осознавая того, что
тело двигаясь, по заданной траектории, передает ее мозгу практически на
неосознанном
ровне,
что
не
вызывает
у
детей
потребности
постоянного
контроля за телом, а это в свою очередь, не приводит к нервным перегрузкам.
Более
того,
формируя
образ
линий
не
только
на
уровне
образных
представлений, но и на телесном уровне, преобразовывая его в базовый
автоматизм, повышая ресурсные возможности всего организма.
В рамках ФГОС ДО (от 1. 01. 2014г.) построенного на гуманистических
принципах «поддержки разнообразия детства; сохранение его уникальности и
самоценности как важного этапа в общем развитии человека, понимание
детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий... »
(ФГОС
ДО,
Общие
положения,
п.1.2.)
к
дошкольному
образованию
предъявляются особые требования, нацеленные на «личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослых
и
ребенка…;
уважения
личности
ребенка;…
реализации
Программы
в
формах,
специфических
для
детей
данной
возрастной
категории,
прежде
всего
в
форме
игры,
познавательной
исследовательской
деятельности,
в
форме
творческой
активности,
обеспечивающей
художественно-эстетическое
развитие ребенка (ФГОС ДО, Общие положения). » [с.6;7].
Данная программа соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС
ДО к образовательным программам, и может быть реализована в работе с
детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ.