Напоминание

Семинар - практикум «Совершенствование работы ДОУ с воспитанниками и родителями (законными представителями) по формированию у них представлений о правах ребёнка».


Автор: Полторацкая Наталья Николаевна
Должность: старший воспитатель, и.о. заведующего
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 49 "Улыбка"
Населённый пункт: город Рубцовск
Наименование материала: Семинар - практикум «Совершенствование работы ДОУ с воспитанниками и родителями (законными представителями) по формированию у них представлений о правах ребёнка».
Тема: Семинар - практикум «Совершенствование работы ДОУ с воспитанниками и родителями (законными представителями) по формированию у них представлений о правах ребёнка».
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 49 «УЛЫБКА»

города Рубцовска

658210, г. Рубцовск, пер. Алейский, 33

тел. (38557)5-49-19

е-mail: Ul49bka1981@yandex.

ru

Семинар - практикум

«Совершенствование работы ДОУ с воспитанниками и родителями

(законными представителями) по формированию у них представлений о правах

ребёнка».

Подготовила: Полторацкая Н.Н.

старший воспитатель

Рубцовск, 2018

1

Цель:

Систематизировать

профессиональный

опыт

педагогов

по

осуществлению

прав ребенка в ДОУ и семье.

Задачи:

- обогащать профессиональный опыт педагогов разнообразными формами работы

по охране прав воспитанников. Способствовать развитию у педагогов креативных,

презентативных и рефлексивных умений;

- способствовать индивидуальному подходу родителей (законных представителей) к

ребёнку с учётом его особенностей;

-

способствовать

изменению

фокуса

точки

зрения

участников

на

проблему

нарушения

прав

ребенка,

наглядно

продемонстрировать

социальные

и

эмоциональные

связи,

обеспечивающие

необходимые

условия

для

выживания

и

развития ребенка;

-

согласовывать

и

объединять

усилия

образовательного

учреждения

и

семьи

в

создании условий для защиты прав ребёнка.

Повестка:

1.

Организация

сетевого

взаимодействия

как

средства

реализации

личных

и

социальных прав воспитанников и воспитанников с ОВЗ в ДОУ.

2. Обзор методической литературы, дидактических игр, наглядно-демонстрационных

пособий.

3. «Формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка».

4. Метод проекта как вид образовательной деятельности.

5. «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи по реализации прав

ребёнка».

6. Реализация право ребёнка на сохранение своей индивидуальности посредством

музыкального воспитания.

7. Технология «Открытое пространство».

Форма проведения: круглый стол с элементами дискуссии по указанной теме.

Материал:

мультимедийное

оборудование;

выставка

методической

литературы,

дидактических игр, наглядно-демонстрационных пособий.

Ход семинара-практикума:

2

Слайд

Мы

учим

детей:

быть

грязнулей

плохо,

а

чистоплотным

хорошо.

Обижать

маленьких — плохо, а защищать слабых — хорошо. Рвать книжки — плохо, а много

читать

хорошо.

Стремиться

что-то

узнать

хорошо....

Ребенок

усваивает

эту

информацию, запоминает её. Но от знания правил до поведения в соответствии с

правилами - огромное расстояние!

В.А. Сухомлинский

1. Организация сетевого взаимодействия как средства реализации личных и

социальных прав воспитанников и воспитанников с ОВЗ.

С

наступлением

XXI

века

во

всем

мире

проблема

защиты

детей

обострилась.

Социально – экономическая ситуация современного общества отражается прежде

всего

на

детях.

Растут

беспризорность,

наркомания,

насилия.

Увеличилось

количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Поэтому главная задача

нашего государства это - как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд

нации.

Единым

международным

документом,

защищающим

права

ребенка,

является

Конвенция о правах ребенка, единодушно принятая 20 ноября 1989 года Генеральной

Ассамблеей ООН. Она вступила в силу 20 сентября 1990 года, после того как ее

ратифицировали за рекордно короткое время 20 государств.

Впервые в истории был создан международный механизм контроля над выполнением

положений Конвенции - Комитет по правам ребенка.

Конвенцию о правах ребенка Верховный Совет СССР ратифицировал 13 июня 1990

года, а Российская Федерация, являясь правопреемником СССР но заключенным

международным правовым актам, приняла ее к исполнению. В соответствии с этим в

стране были предприняты определенные меры, способствующие претворению в

жизнь

положений

и

принципов,

которые

заложены

в

международных

актах,

посвященных защите детей, обеспечению их интересов и прав.

В 2009 году в Российской Федерации введен институт Уполномоченных по правам

детей. Омбудсмены строго следят за соблюдением прав ребенка, а в школах и

детских садах правовое воспитание стало уже традицией.

Слайд

Основные законы о правах ребенка.

Международные:

• 1923 г. – Женевская декларация прав ребенка

3

• 1948 г. – Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей

ООН 10 декабря 1948 г. Опубликована в России в 1988г.)

• 1959 г. – Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей 20 ноября

1959 г.)

• 1989 г. – Конвенция о правах ребёнка.

• 1990 г. – Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития

детей.

Слайд

Нормативные документы федерального уровня:

• Конституция РФ

• Гражданский кодекс

• Уголовный кодекс РФ

• Семейный кодекс РФ

Федеральный

закон

«Об

основных

гарантиях

прав

ребенка

в

Российской

Федерации»

• Закон РФ «Об образовании».

20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка.

В этот день в 1989 году была принята Конвенция о правах ребенка, в которой

провозглашены права ребенка, права и обязанности родителей и других лиц, которые

несут ответственность за жизнь, развитие и защиту детей. Документ состоит из

преамбулы, 3 частей и 54 статей.

Так, в целях практической реализации принципа приоритетности проблем детства в

социальной политике был принят Указ Президента РФ от 18.08 94.г. № 1696, в

котором программа «Дети России» утверждена в качестве президентской.

Основным нормативным документом дошкольного учреждения является его Устав.

Согласно

Закону

«

Об

образовании

в

РФ».

В

Уставе

представлены

права

и

обязанности

всех

участников

образовательного

процесса

детей,

педагогов,

родителей.

Важным

дополнением

к

Уставу

является

Договор

между

ДОУ

и

родителями

(законными

представителями)

воспитанников

(лицами,

их

заменяющими). Содержание этого документа, касающееся соблюдения прав детей в

семье, обязательно должно меняться с учетом тех изменений, которые происходят в

нормативно- правовой базе на федеральном уровне.

4

По

рекомендациям

ЮНЕСКО,

правовое

воспитание

предлагается

начинать

в

дошкольном возрасте. Нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго

окружения во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.

Охрана

прав

ребенка

-

это

не

только

закрепление

его

прав

в

законе,

но

и

их

практическая реализация.

Актуальность проблемы прав ребенка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на

честь, на достоинство, на неприкосновенность личности, свободу совести, взглядов -

необходимые

условия

гармоничного

существования

человека.

Давайте

теперь

продолжим предложение «Ребенок это - ...»

Дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности

человека.

Это

уникальный

период

в

жизни

человека

в

процессе,

которого

формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе,

людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства

и уверенности. Поэтому очень важно именно в этот период задуматься о правовом

воспитании ребенка.

Приоритетное

направление

детского

сада

«Защита

прав

и

достоинств

детей

дошкольного возраста через координацию усилий семьи и ДОУ».

Работая

по

комплексной

образовательной

программе

«Детство»,

педагогический

коллектив проанализировал, что область правового воспитания детей дошкольного

возраста разработана недостаточно.

Возникла необходимость в разработке и реализации с 2016 г. рабочей программы по

правовому воспитанию воспитанников 4 - 7 лет «Академия правознаек».

Основная цель программы: максимально способствовать социальной уверенности и

ценностных

ориентаций,

определяющих

поведение,

деятельность

и

отношение

ребёнка к миру, через формирование основ правовых знаний.

В дошкольном возрасте закладываются основы отношения ребенка к другим людям,

культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для

него

выступают

взрослые.

В

дошкольном

учреждении

это

воспитатели,

весь

педагогический коллектив - основные участники правового воспитания детей.

Детям

старшего

дошкольного

возраста

становятся

доступны

для

понимания

основные права:

Слайд

Права ребенка можно объединить в следующие группы:

1. Права ребенка на существование, выживание (право на жизнь, медицинскую

помощь, достойные условия жизни, кров, пищу, заботу родителей).

5

2.

Права

ребенка

на

развитие

(право

на

образование,

полноценное

развитие

в

соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями и способностями,

право на отдых, досуг).

3. Права ребенка на защиту (защищенность от всех форм насилия, а также особые

права детей-инвалидов).

Правовое

воспитание

в

детском

саду

тесно

переплетается

с

нравственным

воспитанием,

с

целенаправленным

процессом

приобщения

детей

к

моральным

ценностям человечества и конкретного общества.

Поэтому

вполне

можно

считать,

что

правовое

воспитание

в

детском

саду

осуществляется в процессе нравственного воспитания и неотделимо от него.

Слайд

Этапы правового воспитания детей:

I

этап

(младший

дошкольный

возраст)

обучение

детей

нормам

поведения

в

коллективе, умению устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и

взрослыми людьми.

II

этап

(средний

дошкольный

возраст)

продолжение

работы

по

развитию

коммуникативных

способностей

детей;

формирование

нравственных

норм

поведения,

умения

оценивать

не

только

чужие,

но

и

свои

поступки,

как

положительные, так и отрицательные.

III

этап

(старший

дошкольный

возраст)

формирование

нравственно-правовой

культуры на основе знаний основных прав, ознакомление с понятием «право».

- Какие необходимо создавать условия в детском саду для правового (нравственного)

воспитания детей?

(Ответы педагогов)

Моральный

облик

педагога.

У

педагога

должна

быть

развита

эмпатия

эмоциональная

отзывчивость

на

переживания

ребенка,

чуткость;

личностные

качества: педагогический такт, педагогическая зоркость, педагогический оптимизм,

педагогическая

рефлексия;

педагог

должен

обладать

высоким

общекультурным

уровнем, заниматься искусством;

Средствами

воспитания

являются:

художественные

средства

(ознакомление

с

художественной

литературой,

изо-деятельностью,

музыкой);

природа

(знания

о

природе

вызывают

желание

заботиться

о

растениях

и

животных);

собственная

деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность – это практика

нравственного

поведения);

окружающая

ребенка

обстановка

(атмосфера

должна

быть пропитана доброжелательностью, любовью);

6

• Организация развивающей предметно-пространственной среды: уголок правовых

знаний, уголок нравственно-патриотического воспитания, уголок семьи;

• Организация совместной деятельности детей и взрослых:

- Игры (словесные, дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые, пальчиковые,

музыкальные).

- Создание проблемных ситуаций

- Использование игровых ситуаций

- Моделирование и анализ ситуации

- Тематическое рисование

- Беседы и другое.

Главной целью моей педагогической деятельности

является создание условий

творческого

инновационного

поиска,

в

котором

реализация

поставленных

задач

позволяет объединить всех участников образовательного процесса общей целью,

дополняя

и

обогащая

педагогический

процесс

целостным

взаимодействием,

обеспечивающим

мотивацию

к

проявлению

индивидуального

творческого

потенциала воспитанников, педагогов и родителей.

В работе с детьми достичь положительных результатов нам помогает создание в

группах

эмоционального

психологического

микроклимата

для

воспитанников,

организация содержательной, полифункциональной предметно – пространственной

развивающей

среды,

правильный

подбор

разнообразных

содержательных

игр.

Педагоги

стараются

обогатить

деятельность

воспитанников

разнообразными

формами деятельности, где наблюдается свободное сотрудничество и сотворчество

воспитанников

с

воспитателями.

Находят

наилучшее

практическое

применение

способностям каждого ребенка с учетом личностно-ориентированного подхода.

Широко используют в работе с детьми инновационные и развивающие технологии,

успешно

интегрирует

разные

образовательные

области

в

воспитательно-

образовательном процессе.

В ДОУ созданы и функционируют консультативные пункты:

Слайд

- Консультативный пункт для родителей (законных представителей)

Слайд

- Консультативный пункт. Логопедический пункт.

Слайд

7

- Консультативный пункт для детей раннего возраста.

Слайд

Особое

внимание

уделяет

работе

с

родителями

воспитанников,

выстраивая

партнёрские взаимоотношения.

На

основе

сотрудничества

и

сотворчества

совместно

с

воспитанниками

взаимодействует

с

различными

социальными

институтами

города:

детская

библиотека,

краеведческий

музей,

картинная

галерея,

детский

кукольный

театр

имени Брахмана. Воспитанники педагога неоднократно становились призёрами и

победителями в конкурсах на различных уровнях.

Коллектив сотрудничает с КГУСО «Территориальный центр социальной помощи

семьи и детям» г. Рубцовска. Для детей находящихся на сопровождении КГУСО

«Территориальный центр социальной помощи семьи и детям» г. Рубцовска педаги

совместно

с

воспитанниками

реализованы

следующие

социальные

проекты:

«Волшебный мир театра», «Путешествие в страну Дорожных знаков», проведены

мероприятия: «В гостях у королевы Осени»,

«Новогодняя сказка», организованы

выставки рисунков «Осенний вернисаж».

Это

позволило

сформировать

опыт

совместной

деятельности

всех

участников

образовательного

процесса,

способствовали

созданию

детской

общности,

неограниченной состоянием здоровья, расширению границ привычного социального

пространства.

Участвовала

в

апробации

содержательно-образовательного

процесса

в

дошкольном образовательном учреждении в области прав и свобод человека под

научным

руководством

кандидата

педагогических

наук,

доцента

кафедры

дошкольного и дополнительного образования Алт. ГПА Ю.В. Атемаскиной.

Педагогический опыт

ассимилирую на краевых конференциях и семинарах, на

городских методических объединениях,

в КГБПОУ «Рубцовский педагогический

колледж».

В сборнике «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ОБРАЗОВАНИЯ»

Алтайской

государственной

педагогической

академии

опубликована

статья

«Защита

и

реализация

прав

ребёнка

в

дошкольном

образовательном учреждении».

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень.

2.

Обзор

методической

литературы,

дидактических

игр,

наглядно-

демонстрационных пособий.

3. «Формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка».

8

Правовое

воспитание

процесс

формирования

правовой

культуры

и

правового

поведения,

т.е.

активного

и

сознательного

соблюдения

норм

нравственности,

формирования

умения

взаимодействовать

с

другими

людьми,

строить

свои

взаимоотношения

на

уровне

доброжелательности

и

уважения

не

зависимо

от

ситуации.

4. «Современные подходы к взаимодействию ДОУ и семьи по реализации прав

ребёнка».

Слайд

Важную

роль

в

процессе

становления

открытости

играют

родители,

которые

являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с

ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ

решается в трех направлениях:

Слайд

Направления работы с родителями (законными представителями)

• повышение педагогической культуры родителей.

• вовлечение родителей в деятельность ДОУ,

• совместная работа по обмену опытом.

Основная цель нашей работы: побудить родителей стать активными участниками

педагогического процесса, помочь им в реализации ответственности за воспитание и

обучение детей.

Для

достижения

данной

цели,

для

координации

деятельности

детского

сада

и

родителей мы работаем над решением следующих задач:

Слайд

Задачи координации деятельности детского сада

и родителей (законных представителей)

• Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

• Объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей.

• Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на

общение

и

доброжелательную

взаимоподдержку

родителей,

воспитанников

и

педагогов детского сада.

• Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

9

• Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных

педагогических возможностях

В

ДОУ

мы

проводим

работу

с

родителями

с

дифференцированным

подходом,

учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень

заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем

культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия

для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Взаимодействие

ДОУ

с

родителями

по

созданию

благоприятных

условий,

комфортной, разнообразной, содержательно – насыщенной, доступной и безопасной

развивающей предметно – пространственной среды (ФГОС ДО ч. III п. 3.3 п. п. 1, 6)

помогает спланировать и провести многогранную работу с родителями:

Участие

в

мастер-классах,

направленных

на

помощь

в

организации

детской

деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с

бумажными салфетками и лепке из соленого теста., а так же на организацию игр в

вечерние часы и выходные или праздничные дни.

Совместно

с

родителями

организуем

мини

музеи.

Данная

форма

работы

способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных

знаний у детей.

Открытые

занятия

с

участием

родителей,

как

носителей

новой

интересной

информации о своей работе, или как сказочного персонажа для повышения интереса

к изучаемому материалу, или как мастера для передачи своего опыта и умений;

Одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является

проектная

деятельность.

Разработка

и

реализация

совместных

с

родителями

проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления

развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности

участие

родителей

в

образовательном

процессе

и

заинтересованность

в

формировании предметно – пространственной среды.

5. Метод проекта как вид образовательной деятельности.

6.

Реализация

право

ребёнка

на

сохранение

своей

индивидуальности

посредством музыкального воспитания.

7. Технология «Открытое пространство».

Слайд

В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

10

уголок

для

родителей,

в

котором

содержатся

материалы

информационного

характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы

специалистов и медицинского персонала;

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ

«Открытое Пространство»

Что же такое Open Space – «Открытое Пространство»?

При

упоминании

слов

«конференция»,

«совещание»

у

человека

возникают

ассоциации с докладами, с бесконечными слайдами, вечными заседаниями, скукой,

заранее установленной программой, которая так или иначе подходит каждому, но всё

же не устраивает его полностью, с дискуссиями, которые «более компетентные»

ведут

на

кафедре

в

передней

части

зала,

с

полуосвещенными

аудиториями

и

полусонными

участниками.

Все,

чего

человек

ожидает

от

всего

этого,

так

это

приятных перерывов, где можно встретиться с коллегами и обменяться мнениями.

Совершенно другая ситуация обстоит с Open Space – «Открытым Пространством».

Здесь нет повестки дня. В начале мероприятия присутствующие разрабатывают

совместный график работы. Каждый придерживается того, что для него интересно и

важно.

Как возникла технология «Открытое пространство»?

Технология «Открытое пространство» (Open Space) была разработана в середине 80-

х годов прошлого века Харрисоном Оуэном. К этой разработке он пришел после

того, как зафиксировал, что участники конференций, симпозиумов, семинаров и т.д.

довольно часто структурированным событиям предпочитают кофе-паузы, которые

дают

возможность

неформально

обсуждать

то,

что

им

действительно

важно

и

интересно.

Какова основная идея технологии «Открытое пространство»?

В

«Открытом

пространстве»

нет

предварительной

программы,

в

которой

бы

указывались основные события конференции (доклады, мастерские, круглые столы и

т.п.), но есть пространство, время и правила их структурирования. Работа в форме

«Открытого

пространства»

особенно

эффективна

в

тех

случаях,

когда

есть,

во-

первых,

сложная

проблема

и.

во-вторых,

группа

специалистов,

которые

заинтересованы в поиске ее решений.

Технология позволяет участникам здесь-и-теперь самим организовать конференцию

или

другое

подобное

мероприятие.

«Открытое

пространство»

-

это

максимум

самостоятельности и самоорганизации участников.

11

Основной принцип технологии гласит: «Если ситуация не дает Вам возможность

обучаться и развиваться - действуйте сами, «голосуйте» ногами, ищите другие места

и другие способы работы» (закон «Двух ног»).

Как организовано «Открытое пространство»?

Технология «Открытое пространство» предполагает, что участники САМИ заявляют

проблемы.

САМИ

выбирают

с

какой

из

них

необходимо

поработать.

САМИ

организуют работу малых групп, САМИ решают, что из полученных результатов для

них действительно важно. Организаторы готовят структурированное пространство,

которое будет способствовать данным процессам.

Ничто

из

вышесказанного

не

предлагает

не

использовать

возможность

быть

уверенными, что приглашения разосланы всем ключевым людям. Или, в самом деле,

что этих критичных людей не нужно специально подталкивать к участию. Однако,

когда встреча начинается, то безусловно правда то, что те кто пришел, это те, кто

пришел. Что бы ни было сделано, будет сделано ими, или никем вообще. Они -

правильные люди.

Второй принцип - это также другое очевидное утверждение. При заданной теме

(работе), с которой мы имеем дело, и людьми, которые пришли, что бы ни случилось,

- это единственное, что могло произойти. Если заменить людей, время, место или

тему,

тогда

произойдет

что-нибудь

другое.

Конечно,

возможно,

что

результатом

встречи может быть полнейший провал, но опыт показывает, что такой негативный

результат обычно является результатом негативных ожиданий. Ожидайте худшего, и

вы, чаше всего, это получите.

Ожидания

в

действительности

очень

критичны.

Будьте

готовы

удивиться

-

позитивно. Те, кто пришли на Открытое Пространство с точными и детальными

списками

определенных

результатов,

будут

разочарованы.

Больше

того,

они

неизбежно пропустят позитивные и полезные вещи, которые произойдут. Никогда

прежде, никогда снова такая группа не соберется в то же время и в том же месте. И

никто, возможно, не сможет предсказать эффект синергии, который будет иметь

место, когда именно эти люди соберутся вместе. Что-то из того, что произойдет,

будет невозможно использовать. Но это и есть специальная функция лидера поднять

ожидания группы и повысить их чувствительность к имеющимся возможностям,

какие бы они ни были.

Здесь самая трудная и важная точка в лидерстве в Открытом Пространстве. Лидер

должен действительно доверять группе в определении своего собственного пути.

Попытки

со

стороны

лидера

навязать

определенные

результаты

или

повестку

полностью могут сорвать процесс. Любой человек, не готовый полностью отдать

процесс своему собственному течению, не должен его вести.

Третий принцип покажется абсолютно неправильным для тех, чья жизнь полностью

определяется часами, к кому относятся практически все из нас. Природная мудрость

12

говорит, что если вы хотите что-то сделать, вы должны вовремя начать. Природная

мудрость справедлива до тех пор, пока вы знаете, что вы собираетесь сделать и как.

С другой стороны, когда вовлекаются творчество и действительное обучение, то

часы могут быть больше во вред, чем в помощь. Что-то начнется тогда, когда оно

будет готово, и когда бы оно не началось, это правильное время. В действительности,

когда приходит момент творческого обучения, он сам создает свое собственное

время, или прокладывает свой собственный путь, часы, кажется, больше не значат

так много. Окружение Открытого Пространства создает питательную почву для

творческой деятельности, и те. кто будет вести его в этой окружающей среде,

должны

поддерживать

этот

творческий

процесс

и

забыть

о

часах.

Когда

«это»

случиться,

оно

случится

в

свое

собственное

время,

и

устанавливая

время

для

решения проблемы на 10 часов утра - это упражнение не на тщетность, а всецело

деструктивное в Открытом Пространстве.

Мероприятие Открытое Пространство, конечно, происходит вовремя, что означает,

что должно быть время начала и время окончания. Но все, что в середине, должно

идти своим чередом.

И

последний

принцип,

«Когда

оно

кончается,

оно

кончается»,

также

является

очевидным, но это тот момент, который мы можем забыть. Глубокое обучение и

творчество, оба имеют свой внутренний цикл жизни. Они могут занять больше или

меньше времени, но когда они пришли к завершению, они закончились. Иногда это

означает, что мы должны иметь больше времени, чем запланировали, но более часто,

обычно наоборот. Момент творчества имеет отвратительную привычку случаться

очень быстро, и поэтому не имеет смысла сидеть и терять время только потому, что

сессия

или

встреча

были

запланированы

продолжительностью

два

часа,

когда

момент уже произошел. Когда он закончился, значит закончился.

И, наконец, мы подошли к Первому Закону Открытого Пространства. Это закон в том

смысле, что все участники должны его осознать, иначе процесс не будет работать.

Мы называем его Законом Двух Ног. Если сформулировать коротко, этот закон

утверждает, что каждый индивид имеет две ноги, и должен быть готов использовать

их.

Ответственность

за

успешный

результат

в

любом

Открытом

Пространстве

принадлежит точно одному человеку - каждому участнику. Индивиды могут делать

различия и должны его делать. Если это неправда в данной ситуации, они, и только

они одни, должны взять ответственность и использовать свои две ноги, и перейти в

другое место, где они могут сделать что-то другое. Этот уход нужно сделать не в

ярости или враждебности, а только после того, как отдана дань уважения тем людям,

которые вовлечены, и месту, которое они занимают. Словом или жестом, покажите,

что вам нечего больше внести, пожелайте нм успеха и идите и сделайте что-нибудь

полезное

КОГДА НЕ НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕХНОЛОГИЮ ОТКРЫТОЕ

ПРОСТРАНСТВО

13

Четыре Принципа и Один Закон определяют основные руководящие линии для

лидера и участников Открытого Пространства. Принципы такие: Кто бы ни пришел,

это нужные люди. Что бы ни случилось, это и должно было случиться. Когда бы это

ни началось, это правильное время. Когда оно кончается, то кончается.

Первый

принцип

напоминает

всем

очевидный

факт,

что

те.

кто

присутствуют,

являются единственными, кто здесь есть. Что бы ни было сделано, будет сделано

ими. или никем вообще. Здесь есть важный момент: в беспокойстве о тех. кто должен

был прийти, мог прийти, но не пришел, существенным является концентрация на

тех. кто присутствует. Опыт показывает, что каким-то странным способом, группа

людей, которая присутствует, это всегда правильная группа.

Если рассматривать практически, то было обнаружено, что если группа глубоко

вовлечена а проблему, с которой работает, и воодушевлена возможностями, то эта

вовлеченность и воодушевление заразны, и другие вскоре присоединяются. Даже в

случае, что представленная среди участников экспертиза не очень высокая, то группа

ответственных

людей

найдет

необходимую

экспертизу.

Однако,

если

все

время

проводится в разговорах о том. что группа неправильная или некомпетентная, то это

всегда тот случай, что группа не оправдывает своих ожиданий.

Событие

начинается

со

знакомства

с

основными

принципами

и

правилами

«Открытого пространства». Сначала все садятся в круг, при количестве участников

более

50

человек

-

в

концентрические

окружности.

После

краткого

ведения

и

ознакомления с основными принципами и правилами работы каждый желающий

получает возможность занять позицию «созывающего», т.е. заявить перед всеми

участниками конференции актуальную для обсуждения проблему (идею и т.п.)- в

рамках общей темы, с которой он пришел на конференцию, что им ближе, за что они

готовы

взять

ответственность.

Допустимы

все

пожелания,

даже

если

они

и

не

полностью соответствуют общей теме мероприятия.

Все задачи вывешиваются на обозрение. Далее происходит выбор, подобный выбору

на «рыночной площади». Все участники индивидуально выбирают ту из заявленных

проблем, с которой они хотели бы дальше работать. Помимо самоопределения с

темой, каждый определяется и с позицией своего участия: будет ли он в «Открытом

пространстве» работать над одной проблемой в течение фиксированного времени в

одной малой группе или будет «переходить» от одной малой группы к другой (такая

возможность предусмотрена данной технологией).

Четко определяются временные рамки работы, распределяются рабочие аудитории.

После прохождения этого этапа группы самоорганизуются и приступают к работе.

Они сами распределяют рабочее время и определяют перерывы в заданных рамках.

Некоторые группы работают впятером, вдвоем, другие могут состоять из 30 и более

человек. Как уже отмечалось, некоторые участники переходят от одной группы к

другой.

14

Каждая

группа

сама

подводит

итоги,

дает

рекомендации

по

решению

задачи,

результаты работы малых групп «протоколируются» по обшей для всех групп форме,

затем проводится презентация перед большой группой. По завершении мероприятия

вся

группа

встречается

за

„круглым

столом",

чтобы

обменяться

опытом

и

впечатлениями.

Перед окончанием работы все получают подготовленную документацию о данных

рабочих

групп.

Если

было

запланировано,

она

служит

также

поводом

для

определения приоритетов, объединению родственных задач и разработки методов их

осуществления.

Мотивация

к

тому,

чтобы

самоорганизованно

и

собранно

браться

за

дело,

поддерживается образующейся в “открытом пространстве синергией и проникает в

повседневную

трудовую

жизнь.

Общение

выходит

на

новый

уровень

-

коллаборативный.

«Открытое

пространство»

продолжает

действовать

в

мыслях

людей,

в

профессиональной

деятельности,

в

городской

среде,

в

общественном

жизни,

в

ежедневном формировании общественного мнения.

Отчет о работе группы _____________

15

Тема:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_____________

Ведущий: _______________________________________

Участник: _______________________________________

_____________________________________________________

Как это есть на данный момент?

Как должно быть и что предполагается сделать?

Необходимые ресурсы:

Следующие шаги: (с чего начать):

РЕШЕНИЕ:

16

1. Создавать в коллективе атмосферу демократизма, творчества, неравнодушного

отношения к детям и их родителям (законным представителям).

2. Продолжать знакомить ребенка со своими правами, гарантированных законами

страны, в которой он живет, и учить понимать его: власть взрослого над ним не

безгранична - она «подчиняется» требованиям этих законов.

3. Проводить работу педагогического коллектива с родителями: повышение правовой

и

психолого-педагогической

культуры

родителей,

организацию

повседневного

общения и различных мероприятий.

4.

Продолжать

обогащение

предметно-пространственной

развивающей

среды

группы по правовому воспитанию.

5. Разработать анкету для родителей по правовому воспитанию детей.

Заключение.

Цель правового воспитания – развитие социально активной личности, правового

мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. Полнота

самоощущения и толерантность — вот основа правового воспитания дошкольников.

Характерной

тенденцией

современного

периода

в

развитии

отечественного

образования

является

стремление

образовательных

учреждений

к

открытости,

которая предполагает и участие общества в жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п.

5, 6)

Советы воспитателям.

17

1. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе одобрения

можно обойтись минимумом запретов. Но при этом все, что хорошо получается,

отмечать, а что пока не удается, не замечать.

2. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом пытаетесь его

чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.

3. Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может соперничать с

любым талантом, если талант робок.

4. Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5, и в 15, и в

20, и в 40, и даже в 60 лет. (Примеров как раннего, так и позднего раскрытия

способностей не счесть.) Жизнь, то есть среда, условия, может способствовать или

не способствовать их появлению и проявлению.

5. Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так организо-

вать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял инициативу. Не

учить напрямую, не воспитывать «в лоб». Все, как в искусстве: мысль будить через

чувство.

6. Древние китайцы считали: «Если ты недоволен собой - совершенствуй себя, а если

ты недоволен другими - совершенствуй себя, а не других».

7. Для развития ребенка и становления его характера гораздо важнее научить его

заботиться о других. Посоветуйте родителям: «хитренько» перенесите некоторые

заботы о себе и членах семьи на ребенка. Вспомните «мужичка-с-ноготок», на

седьмом году серьезно заявлявшего: «Семья-то большая, да два человека всего

мужиков-то:

отец

мой

да

я».

Отец

этого

мальчика

явно

был

замечательным

педагогом.

18



В раздел образования