Автор: Кустова Светлана Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: г. Солнечногорск Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»
Раздел: среднее образование
«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в
коррекционной работе с детьми с СДВГ»
Реалии
сегодняшнего
времени
таковы,
что
участились
отклонения
в
соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта
тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый
характер.. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так
называемыми трудностями обучения.
Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих
сидеть
на
месте
во
время
занятий,
слушать
педагога
и
выполнять
его
инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой
ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не
может
выполнить
рекомендуемое
задание,
теряет
интерес
и
начинает
заниматься посторонними делами.
Такие
дети
моторно
неловки,
слабо
координированы.
При
выполнении
какого-либо
задания
на
координацию
им
свойственна
беспорядочность,
неточность, размытость выполняемых движений.
Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком у которого
стоит диагноз СДВГ.
При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весемое
дополнение
я
использовала
нейропсихологическую
коррекцию.
Хочу
обратить
ваше
внимание
методы
применяемые
в
нейропсихологической
коррекции. Ознакомившись с ними мы увидим, что достаточно значимая их
часть
включает
в
себя
элементы
кинезиологии.
Для
сравнения
давайте
рассмотрим основные задачи решаемые в рамках этих направлений.
В нейропсихологии:
развитие ВПФ.
обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится
психическое развитие,
нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и
стабилизация межполушарного взаимодействия.
обеспечение
регуляции,
программирования
и
контроля
над
протеканием психической деятельности.
о б е с п еч е н и е
к ач е с т в е н н о го ,
п р о ц е с с у а л ь н о го
а н а л и з а
симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.
В кинезиологии:
Образовательная
кинезиология, «Гимнастика
мозга»,
сенсорная
интеграция
–
все
это
методы
использующие
движения,
это
динамические
упражнения,
которые
приводят
к
улучшению
двигательных
функций
и
визуально-двигательных
навыков.
Это
конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению
функционирования
центральной
нервной
системы,
и
это
позволяет
приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.
Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из
составляющий нейропсихологической коррекции.
Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3
компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.
Первичный дефект – нарушение функции непосредственно связанное с
пострадавшим участком мозга.
Вторичный дефект – системное следствие первичного.
Третичный
дефект
–
компенсаторные
перестройки (позитивные
и
негативные).
В
соответствии
с
этим
подходом
симптомокомплекс
при
СДВГ,
в
рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:
1.
Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга —
трудности
вхождения
в
задание,
ориентировки,
планирования,
концентрации, удержание программы.
2.
Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического
характера из-за невнимательности, инертности.
3.
Нарушения
поведения
–
роль
шута
для
мальчиков,
уход
в
мир
грез, «витание в облаках» для девочек.
Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках
мозга,
обе спечивающих
функционирование
ВПФ
на
р а з н ы х
организационных уровнях.
I
блок
регуляции
тонуса
и
бодрствования (уровень
непроизвольной
саморегуляции и самоорганизации)
II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)
III
блок
программирования,
регуляции
и
контроля
сложных
форм
деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)
Работа
этих
блоков,
идет
в
тесном
взаимодействии
и
взаимовлиянии,
несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований
относящихся
к
III
блоку,
как
мы
видели
в
картине
симптомокомплекса,
вторично страдают образования всех 3 блоков.
Согласно
этой
концепции
нам
необходимо
работать
не
только
в
рамках
коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как
таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и
т.д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки,
мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И
конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований
I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на
работу всех ВПФ.
Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:
Развитие
межполушарного
взаимодействия (реципрокные
движения
( «Прыжки
на
месте
с
одновременными
движениями», «Я
хороший», «Топор-пила»), перенос поз, визуализация ( «Визуализация
Водопада», «Воспроизведение ощущений» и т.д.)).
Модально-неспецифические ( д ы х а т е л ь н ы е
у п р а ж н е н и я
( «Ветер», «Шарик», «Вни-и-и-и-з»),
растяжки ( «Солнышко», «Струнка», «Кобра»),
релаксация ( «Игра
с
песком», «Выключалочка»), массаж и самомассаж, развитие чувства
ритма ( «Отработка ритмов»)).
Модально-специфические (развитие
зрительного,
аудиального,
тактильного гнозиса).
Кинетический ( р а з в и т и е
д и н а м и ч е с к и х
п р о ц е с с о в ) и
кинестетический (вестибулярно-моторные
( «Упражнения
н а
мячах», «Прыжочки», «Цифры», « С л е п о й
м е ш о ч е к ») и
сенсомоторные взаимодействия ( «Восьмерки», «Крылья»)).
Произвольность
и
непроизвольность
регуляции,
самоконтроля,
элиминации
агрессивности
–
примеры
упражнений (кричалки-
шепталки-молчалки, «Говори», «Каратист» и т.д.).
Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.
Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр
методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику,
зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и
работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему
СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного
мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.
Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма
эффективными
составляющими
в
комплексе
психолого-педагогического
сопровождения детей с СДВГ.