Напоминание

«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»


Автор: Кустова Светлана Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Населённый пункт: г. Солнечногорск Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в коррекционной работе с детьми с СДВГ»
Раздел: среднее образование





Назад




«Применение методов нейропсихологии и кинезиологии в

коррекционной работе с детьми с СДВГ»

Реалии

сегодняшнего

времени

таковы,

что

участились

отклонения

в

соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей. И эта

тенденция постепенно приобретает все более выраженный и устойчивый

характер.. Как следствие этого сегодня мы видим огромный рост детей с так

называемыми трудностями обучения.

Среди них часто можно наблюдать детей очень подвижных, не умеющих

сидеть

на

месте

во

время

занятий,

слушать

педагога

и

выполнять

его

инструкции, с быстрой отвлекаемостью и беспокойством поведения. Такой

ребенок не может запомнить пошаговую инструкцию педагога и поэтому не

может

выполнить

рекомендуемое

задание,

теряет

интерес

и

начинает

заниматься посторонними делами.

Такие

дети

моторно

неловки,

слабо

координированы.

При

выполнении

какого-либо

задания

на

координацию

им

свойственна

беспорядочность,

неточность, размытость выполняемых движений.

Я предлагаю Вашему вниманию опыт моей работы с ребенком у которого

стоит диагноз СДВГ.

При организации коррекционно-развивающей работы как достаточно весемое

дополнение

я

использовала

нейропсихологическую

коррекцию.

Хочу

обратить

ваше

внимание

методы

применяемые

в

нейропсихологической

коррекции. Ознакомившись с ними мы увидим, что достаточно значимая их

часть

включает

в

себя

элементы

кинезиологии.

Для

сравнения

давайте

рассмотрим основные задачи решаемые в рамках этих направлений.

В нейропсихологии:

развитие ВПФ.

обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится

психическое развитие,

нормализация процессов сенсорной обработки информации, развитие и

стабилизация межполушарного взаимодействия.

обеспечение

регуляции,

программирования

и

контроля

над

протеканием психической деятельности.

о б е с п еч е н и е

к ач е с т в е н н о го ,

п р о ц е с с у а л ь н о го

а н а л и з а

симптомокомплекса, что очень важно при диагностике и коррекции.

В кинезиологии:

Образовательная

кинезиология, «Гимнастика

мозга»,

сенсорная

интеграция

все

это

методы

использующие

движения,

это

динамические

упражнения,

которые

приводят

к

улучшению

двигательных

функций

и

визуально-двигательных

навыков.

Это

конкретные упражнения, участие в которых ребенка ведет к улучшению

функционирования

центральной

нервной

системы,

и

это

позволяет

приобрести новые навыки, которые до сих пор были ущербны.

Таким образом, мы приходим к рассмотрению кинезиологии, как к одной из

составляющий нейропсихологической коррекции.

Для лучшего понимания направлений работы, рассмотрим представление о 3

компонентной структуре симптомокомплекса в нейропсихологии.

Первичный дефект – нарушение функции непосредственно связанное с

пострадавшим участком мозга.

Вторичный дефект – системное следствие первичного.

Третичный

дефект

компенсаторные

перестройки (позитивные

и

негативные).

В

соответствии

с

этим

подходом

симптомокомплекс

при

СДВГ,

в

рассматриваемом нами случае, будет выглядеть следующим образом:

1.

Недоразвитие функций префронтальной зоны коры головного мозга —

трудности

вхождения

в

задание,

ориентировки,

планирования,

концентрации, удержание программы.

2.

Трудности с заданиями перцептивного, гностического, мнестического

характера из-за невнимательности, инертности.

3.

Нарушения

поведения

роль

шута

для

мальчиков,

уход

в

мир

грез, «витание в облаках» для девочек.

Не менее важно рассмотреть представления о 3 функциональных блоках

мозга,

обе спечивающих

функционирование

ВПФ

на

р а з н ы х

организационных уровнях.

I

блок

регуляции

тонуса

и

бодрствования (уровень

непроизвольной

саморегуляции и самоорганизации)

II блок приема, переработки и хранения информации (операциональный)

III

блок

программирования,

регуляции

и

контроля

сложных

форм

деятельности (уровень произвольной саморегуляции и самоорганизации)

Работа

этих

блоков,

идет

в

тесном

взаимодействии

и

взаимовлиянии,

несмотря на то, что у нас первичный дефект идет от поражения образований

относящихся

к

III

блоку,

как

мы

видели

в

картине

симптомокомплекса,

вторично страдают образования всех 3 блоков.

Согласно

этой

концепции

нам

необходимо

работать

не

только

в

рамках

коррекции и абилитации образований III блока мозга- навыков внимания как

таковых, или самоконтроля, основ программирования своей деятельности и

т.д. Помимо этого, нам нужно развивать основные сенсомоторные навыки,

мнестическую деятельность – тогда мы направляем работу на II блок мозга. И

конечно же на базовом уровне нам нужно нормализовать работу образований

I блока мозга оказывающую активизирующие и тонизирующие влияния на

работу всех ВПФ.

Получились следующие направления коррекционно-развивающей работы:

Развитие

межполушарного

взаимодействия (реципрокные

движения

( «Прыжки

на

месте

с

одновременными

движениями», «Я

хороший», «Топор-пила»), перенос поз, визуализация ( «Визуализация

Водопада», «Воспроизведение ощущений» и т.д.)).

Модально-неспецифические ( д ы х а т е л ь н ы е

у п р а ж н е н и я

( «Ветер», «Шарик», «Вни-и-и-и-з»),

растяжки ( «Солнышко», «Струнка», «Кобра»),

релаксация ( «Игра

с

песком», «Выключалочка»), массаж и самомассаж, развитие чувства

ритма ( «Отработка ритмов»)).

Модально-специфические (развитие

зрительного,

аудиального,

тактильного гнозиса).

Кинетический ( р а з в и т и е

д и н а м и ч е с к и х

п р о ц е с с о в ) и

кинестетический (вестибулярно-моторные

( «Упражнения

н а

мячах», «Прыжочки», «Цифры», « С л е п о й

м е ш о ч е к ») и

сенсомоторные взаимодействия ( «Восьмерки», «Крылья»)).

Произвольность

и

непроизвольность

регуляции,

самоконтроля,

элиминации

агрессивности

примеры

упражнений (кричалки-

шепталки-молчалки, «Говори», «Каратист» и т.д.).

Сукцессивность и симультанность организации ВПФ.

Подводя итоги, следует отметить, что необходимо учитывать весь спектр

методов психокоррекции, включающий в себя своевременную диагностику,

зачастую и медикаментозное лечение, регулярная работа с родителями и

работа самих родителей с ребенком дома, все это помогает решать проблему

СДВГ, компенсировать нарушения центральной нервной системы и головного

мозга, что дает возможность для полноценной адаптации ребенка в социуме.

Безусловно элементы кинезиологии и нейропсихологии могут стать весьма

эффективными

составляющими

в

комплексе

психолого-педагогического

сопровождения детей с СДВГ.



В раздел образования