Напоминание

Оценивание учебных достижений в гендерных классах


Автор: Федорова Людмила Александровна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ФГКОУ МКК
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Оценивание учебных достижений в гендерных классах
Раздел: полное образование





Назад




Разноуровневое обучение в гендерных классах

Л.А. Федорова

ФГКОУ Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны

Российской Федерации», г. Москва

Данная работа отражает мое мнение о применении технологии разноуорвневого обучения в

классах гендерной направленности. Может представлять интерес для всех, интересующихся

данной технологией.

Содержание

Положительные

стороны

деления

на

группы

разного

уровня

в

Пансионе

воспитанниц

Мнение воспитанниц о разноуровневом обучении

Особенности оценивания при работа с группами разного уровня

Возможность реализации технологии разноуровневого обучения в Пансионе

воспитанниц

Положительные стороны деления на группы разного уровня в Пансионе воспитанниц

В

классах,

где

я

преподаю,

обучаются

только

девочки.

Это

требует

поиска

и

использования

различных

методик

и

педагогических

технологий

для

рациональной

организации учебного процесса. Технология

разноуровневого обучения – одна из таких,

которую я рассматривала. применительно к своим воспитанницам.

Деление на группы внутри класса давало бы возможность каждой девочке работать в

том уровне, который является для нее наиболее комфортным. Учитывает ее индивидуальные

способности и предпочтения, позволяет уменьшить сравнение с окружающими, ориентируясь

на собственно развитие ребенка. Значимость этих факторов

определяется и гендерными

особенностями.

Это

удобно

учителю.

В

группе,

примерно

одинаковой

по

уровню

знаний,

легче

корректировать пробелы в знаниях. Несмотря на то, что такое деление класса на группы

требует и большей подготовки учителя к уроку. В нашем образовательном учреждении такая

работа возможна, потому что группа на урок информатики состоит из десяти воспитанниц.

Удобно группам, так как они не мешают друг другу. «Сильные» девочки не скучают на

уроках, не отвлекаются на более слабых. А более слабая группа выполняет задания по своим

возможностям, не уставая от непосильных заданий.

Мнение воспитанниц о разноуровневом обучении

Для составления объективной оценки, я провела ряд опросов среди учениц своих

классов. По мнению моих воспитанниц средних курсов (7-8 класс), основная проблема в

таком делении состоит в психологической составляющей. Деление детей на «умных» и «не

очень умных» может негативно сказаться на развитии самооценки девочки. Они считают, что

не всегда у ребенка будет возможность перейти из

группы в группу, а переход в группу

низшего уровня может вызвать стресс. И абсолютное большинство решило, что учиться в

таких классах не хотело бы.

Воспитанницы старших курсов относятся к такому делению более позитивно. Видят

плюс такого деления в том, что если предмет не представляет интереса и не нужен для

поступления, то нет необходимости тратить на него много сил и времени, можно изучать его

не на повышенном уровне. В старших классах деление на уровни оправдано тем, что к этому

времени девочки почти определились с выбранным профилем для дальнейшего обучения и

могут сосредоточить усилия на том предмете, который им важен.

Однако, и они не считают, что разноуровневое обучение в наших условиях не может

быть реализовано в полной мере в силу черт национального характера. Среди возможного

негативного влияния называют опасность прекращения роста и саморазвития ребенка, может

возникнуть ситуация нежелания стремиться перейти в более сильную группу, «плыть по

течению». Они опасаются не только психологических нюансов, но и того факта, что это может

привести к разобщению коллектива.

Особенности оценивания при работа с группами разного уровня

Как учитель, я бы видела трудности в оценивании воспитанниц из разных групп. Ведь

оценки номинально одинаковы для всех. Если девочка хорошо решила задание в слабой

группе, то она получает высокую оценку. В тоже время, воспитанница, решившая задания

повышенного уровня с ошибкой, получает оценку хуже. В это случае оценка не объективна.

Когда такая ситуация возникает в старших классах, например, между группой, в которой

девочки готовятся к ЕГЭ и группой, в которой экзамен по информатике не сдают, она к

конфликту

и

недовольству

не

приводит.

Девочки

достаточно

взрослые

для

понимания

ситуации. Но в среднем звене такое положение вещей никого не устраивает.

Одним из способов оценивания в этом случае может стать портфолио достижений,

которое ведется на протяжении всего процесса обучения.

Возможность

реализации

технологии

разноуровневого

обучения

в

Пансионе

воспитанниц

Таким образом, я бы считала, что разноуровневое обучение в старших классах может

быть реализовано в формате профильного обучения, профильных классов и групп, а в среднем

звене

обучения

возможно

его

использование

только

частично,

в

виде

отдельных

дифференцированных

заданий,

в

ходе

выполнения

проектно-исследовательских

работ

воспитанниц.

Используемая литература

1.

Поташник М.М., Левит М.В. Освоение ФГОС: методические материалы для учителя /

пособие для учителей и руководителей школ. – М., Педагогическое общество России,

2016 - 208 с

2.

Личностно

ориентированный

урок:

конструирование

и

диагностика:

учебно-

методическое пособие / Под ре. М.И. Лукьяновой. / М.: Центр «Педагогический поиск»

2006 – 176с

3.

Лизинский

В.М.

Приемы

и

формы

в

учебной

деятельности.

М.:

Центр

«Педагогический поиск», 2004 – 160 с..



В раздел образования