Автор: Ершова Лариса Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 8
Населённый пункт: х.Васильевский Кочубеевский район Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Перпендикулярность прямой и плоскости" 10 класс
Раздел: полное образование
Тема урока «Перпендикулярность прямой и плоскости
Тип урока: урок творческого применения знаний.
Форма проведения: практикум решения ключевых задач.
Время проведения: 40 минут.
Место урока в разделе: 4 урок.
Цели:
Обучающие:
«открыть» понятия перпендикуляра и наклонной к плоскости;
формировать умения:
видеть конфигурации, удовлетворяющие заданным условиям;
применять определение прямой, перпендикулярной к плоскости,
признак перпендикулярности прямой и плоскости к задачам на
доказательство;
выработать навыки решения основных задач на перпендикулярность
прямой и плоскости.
Развивающие:
развивать пространственное воображение, логическое мышление;
развивать самостоятельность учащихся и творческое отношение к
выполнению заданий;
организовать осмысление полученных результатов изучения темы и
способов их достижения.
Воспитательные:
воспитывать:
волю и настойчивость для достижения конечных результатов при
решении задач;
информационную культуру и культуру общения.
Методы: частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная, самостоятельная работа.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран,
компьютерная презентация по теме, тест (Приложение 1), карточки для
индивидуальной работы (Слайд 9), карточки с вопросами теории, ЭОР с
практическим параметризованным заданием (Приложение 2).
Ход урока
Организационный момент – проверка готовности класса к уроку.
I. Мотивационно-ориентировочная часть.
1. Актуализация знаний.
– Сегодня мы продолжаем работать над темой «Перпендикулярность прямой
и плоскости». На прошлых уроках мы «открыли» определение прямой,
перпендикулярной к плоскости, признак перпендикулярности прямой и
плоскости, разобрали простейшие задачи. В качестве домашнего задания
каждый из вас получил лист с вопросами теории, вам предлагалось
подготовить ответы на эти вопросы.
Проверим, как вы справились с этим заданием.
Идет фронтальный опрос. (слайды 6-8).
Вопросы:
1.
Верно ли утверждение: прямая перпендикулярна к плоскости, если она
перпендикулярна к прямой, принадлежащей плоскости? (нет)
2.
Могут ли быть перпендикулярны к плоскости две стороны
треугольника одновременно? (нет, тогда через одну точку пройдут две
прямые, перпендикулярные к плоскости).
3.
Сторона AB правильного треугольника ABC лежит в плоскости α.
Может ли прямая BC быть перпендикулярна к плоскости α? (нет, так
как тогда BC
⊥
AB, но в правильном треугольнике углы равны 60°).
4.
Верно ли утверждение: если прямая перпендикулярна двум прямым,
лежащим в плоскости, то она перпендикулярна к данной плоскости?
(только если они пересекающиеся).
5.
Прямая a перпендикулярна к плоскости α, прямая b не
перпендикулярна к плоскости α. Могут ли быть параллельными
прямые a и b? (нет, если это предположить, то тогда b
⊥
a, что
противоречит условию).
6.
Верно ли утверждение: если прямая перпендикулярна к плоскости, то
она перпендикулярна лежащим в этой плоскости двум сторонам
треугольника? (нет, она перпендикулярна лежащим в этой плоскости
всем трем сторонам треугольника).
7.
Через вершину квадрата ABCD проведена прямая AM,
перпендикулярная к плоскости квадрата. Докажите, что прямая AD
перпендикулярна к плоскости, проходящей через прямые AM и AB.
8.
Через центр окружности, описанной около треугольника ABC,
проведена прямая, перпендикулярная к плоскости треугольника ABC.
Докажите, что каждая точка этой прямой равноудалена от вершин
треугольника ABC.
9.
На практике вертикальность столба проверяют, глядя на столб
поочередно с двух направлений. Как обосновать правильность такой
проверки?
Далее повторяются определение прямой, перпендикулярной к плоскости,
признак перпендикулярности прямой и плоскости. (Презентация, слайды 3-
5).
Подводятся итоги устной работы, оцениваются ответы учащихся.
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы продолжим формировать умения применять известные
утверждения в задачах на доказательство и в решении типовых задач.
II. Содержательная часть.
1. Следующий этап работы – два ученика вызываются к доске для
индивидуальной работы по карточкам, с остальными учащимися проводится
фронтальная работа по готовым чертежам. Карточки для индивидуальной
работы:
Карточка 1
Дан куб ABCDA
1
B
1
C
1
D
1
.
Доказать:
1)
прямые AC и D
1
O перпендикулярны;
2)
ABC
1
= 90°
Карточка 2
Отрезок EF является средней
линией прямоугольного
треугольника ABC (
ACB=90°).
Через точку E проведен
перпендикуляр ME к плоскости
этого треугольника.
Доказать:
1) MF
⊥
AC,
2) MC = MA.
Задания для устной работы по готовым рисункам:
1.
Дано: M
ABC, MBCD –
прямоугольник.
Доказать: прямая CD
⊥
ABC
2.
Дано: ABCD – параллелограмм.
Доказать: прямая MO
⊥
ABC
3.
Дано: M
ABC, ABCD – ромб.
Доказать: прямая BD
⊥
AMC
4.
Дано: AH
⊥
α, AB – наклонная.
Найти AB.
5.
Дано: AH
⊥
α, AB – наклонная.
Найти AH, BH.
6.
Дано: AH
⊥
α, AB и AC –
наклонные.
AB = 12, HC = 6√6 . Найти AC.
– Ребята, в задачах 4-6 речь идет о наклонных к плоскости. Как вы думаете,
что имеется в виду?
Существует ли здесь аналогия с понятиями перпендикуляра и наклонной к
прямой, изучаемых в планиметрии?
Учащимся предлагается изучить слайд 10 презентации и решить эти задачи.
2. Работа в парах – решаются задачи по готовым чертежам.
1 группа
2 группа
Дано:
a
⊥
ABC
ABC = 90°,
AC = 4, MD = 3.
Найти MC.
Дано:
a
⊥
ABC,
ΔABC - равносторонний,
AB = 2√3, MD = 4
Найти MC.
Решения обсуждаются. Оцениваются ответы отдельных учащихся.
Следующий этап урока – выполнение практического задания на компьютере,
работа с ЭОР.
III. Рефлексивно-оценочная часть.
1. Итогом работы на уроке является проверочная работа в форме теста.
Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
2. Домашнее задание: № 130, 131, 145, 148. (Указание: использовать признак
перпендикулярности прямой и плоскости).