Автор: Лунева Тамара Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: пгт Ярега г. Ухта, Республика Коми
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема: Наш родной посёлок - Ярега
Раздел: дошкольное образование
План -конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
«Наш родной посёлок - Ярега»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Познавательное развитие:
-Расширять знания детей о своей Родине, о своем родном посёлке.
-Воспитывать чувство патриотизма и уважение к малой Родине.
- Познакомить детей с историей своего посёлка - Ярега.
-Закрепить названия улиц, зданий.
- Обобщить знания детей, полученные в ходе познавательно-исследовательской деятельности о родном посёлке, о его настоящем и прошлом.
Речевое развитие:
- Совершенствовать диалогическую речь: отвечать на вопросы, употреблять полную форму ответа, использовать сложные предложения
разных видов.
Физическое развитие:
- Совершенствовать двигательную активность, формировать умение соотносить движения с текстом.
Методы и приемы:
- наглядные:
Показ географической карты нашей страны и Республики Коми, глобуса, фотографий посёлка.
-Словесные:
Чтение стихотворений: З. Александрова «Родина», В.Степанова «Родина», вопросы к детям.
Материалы и оборудование:
1. Географическая карта России и Республики Коми.
2. Глобус со странами мира.
3. Альбом «Наш посёлок Ярега»
4. Презентация «Наш посёлок Ярега»
5. Мягкая игрушка - Сердечко
Предварительная работа:
Рассказы воспитателя о поселке, беседы: «Что мы знаем о посёлке Яреге», «Чем известен посёлок Ярега», рассказы детей на тему: «Где я
живу», «Где работают мои родители», рассматривание фотоальбома «Наш посёлок Ярега», посещение Музея нефти.
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Познавательно-исследова-
тельская
Познавательно-исследовательские проекты
Цель: Обобщать знания детей, полученные в ходе познавательно-исследовательской деятельности о родном по-
селке, о его настоящем и прошлом.
Игровая (социо-игровая
технология)
Дидактические игры «Я думаю, что малая Родина – это…», «За что мы любим наш посёлок»
Цель: совершенствовать диалогическую речь, употреблять в речи полную форму ответа, использовать сложные
предложения разных видов, формировать умение слушать товарищей.
Двигательная
Физкультурная минутка
Цель: совершенствовать умения соотносить движение с текстом
Восприятие
художественной литера-
туры
Чтение стихотворений о Родине
Цель: воспитывать чувство патриотизма и уважение к малой Родине
Этапы занятия
Задачи (с обозначени-
ем обр. области)
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитан-
ников
Ожидаемые результаты
Организационно-
Чтение стихотворения З.Александровой «Родина»
Мотивированы на пред-
мотивационный
стоящую деятельность
(Под тихую мелодию )
В: Чтение стихотворения З. Алексан-
дровой «Родина».
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
В: Ребята, о чём это стихотворение?
Дети слушают стихотво-
рение, отвечают на вопро-
сы.
Деятельностный
Беседа о Родине
Сравнивают, делают выво-
Расширять знания де-
тей о Родине и малой
Родине – о своём
посёлке.
Воспитывать чувство
патриотизма и уваже-
ние к малой Родине.
ды, отвечают на вопросы.
Воспитатель предлагает детям подой-
ти к карте России и рассмотреть её.
Это карта нашей страны. Как называ-
ется страна, в которой мы живём?
Воспитатель (обводит указкой грани-
цы РФ)
-Посмотрите, какая наша страна
большая, города и сёла на ней обозна-
чены маленькими точками.
У нашей страны удивительное имя –
Россия! Если посмотреть на глобус, то
можно увидеть, что на нашей планете
много разных стран. И наша страна -
самая большая в мире. С одного края
нашей страны на другой нужно ехать
на поезде больше недели. А с севера
на юг можно увидеть и снега, и тун-
дру, и тайгу, и степи. Такая наша стра-
на большая. В нашей стране много го-
родов, сёл, деревень, лесов, рек, озёр,
гор. Она также самая красивая страна
в мире. Мы гордимся нашей великой
Родиной!
- А сегодня мы будем говорить о на-
шей малой Родине. У каждого челове-
ка есть место, где он родился и живёт.
Где он впервые увидел своих роди-
телей, близких, свой родной край. Это
и есть малая Родина.
- Ребята, а как называется посёлок, в
котором мы с вами живём?
- Как называется наша Республика?
- Правильно, Республика Коми,
Дети рассматривают гео-
графическую карту, гло-
бус, отвечают на вопро-
сы.
Совершенствовать
диалогическую речь,
отвечать на вопросы
Игра: «Я думаю, что малая Родина – это …»
Высказывают свои мысли
- Воспитатель: «Давайте, ребята, по-
играем. Игра называется –«Я думаю,
что малая Родина это …»
-Я думаю, что малая Родина – это ме-
сто, где мы родились!
-Я думаю, что малая Родина – это ме-
сто, где мы живём!
-Я думаю, что малая Родина - это наш
посёлок Ярега!
-Я думаю, что малая Родина - это ме-
сто, где живут близкие и дорогие нам
люди - мама и папа!
-Я думаю, что малая Родина – это зем-
ля, где трудились и живут наши де-
душки и бабушки.
- Я думаю, что малая Родина - это наш
детский сад.
- Я думаю, что малая Родина - это мой
дом.
- Я думаю, что малая Родина – это
наши друзья (и т. д.).
- Молодцы, ребята, вы отлично спра-
вились с заданием.
- Ребята, слово Родина произошло от
слова «родное» - это значит родные,
как мама и папа. Это место где мы с
вами живём, где живут наши родные и
Дети говорят и передают
шарик.
близкие.
- Ребята, вы любите наш посёлок?
Употреблять полную
форму ответа, слож-
ные предложения
разных видов
Игра «За что мы любим наш посёлок?»
Отвечают на вопросы
осмысленно, полным
предложением
Давайте сыграем в игру «Я люблю
наш посёлок, потому что…»
-Я люблю наш посёлок, потому что он
красивый.
-Я люблю наш посёлок, потому что я
здесь родился.
- Я люблю наш посёлок, потому что я
здесь живу.
- Я люблю наш посёлок, потому что
здесь живут мои мама и папа.
-Я люблю наш посёлок, потому что
здесь есть спортивные площадки.
- Я люблю наш посёлок, потому что
здесь живут мои бабушки и дедушки
(и т.д.).
Дети говорят, за что они
любят наш посёлок и
передают сердечко.
Расширять знания де-
тей о своем посёлке
Рассказ воспитателя о посёлке
Расширены познания де-
тей о прошлом и настоя-
щем родного посёлка
-В нашем посёлке есть много улиц и у
каждой улицы своё название. Давайте
мы сейчас вспомним, кто на какой
улице живёт.
- Ребята, сколько вам лет? А вот ваши
папа и мама, старше вас, а бабушки и
дедушки, старше ваших родителей, у
всех людей разный возраст, так же и у
сёл, городов, деревень есть свой воз-
Дети слушают рассказ
воспитателя, отвечают на
вопросы, произносят на-
звания улиц, достоприме-
чательностей.
раст. У нашего посёлка тоже есть свой
возраст. Как вы думаете, сколько лет
нашему поселку?
- Нашему поселку 87лет! Это и ни
много, и ни мало.
Ребята, если любишь свою Родину и
гордишься ею, надо знать её историю.
Сейчас мы перенесёмся в прошлое, и
узнаем, как возник наш посёлок.
24 ноября 1932 года — день основания
поселка Ярега.
Ярега — от одноименной лесной реч-
ки. Само слово произошло от слова
«ярегаель» — лесная река, текущая по
беломошнику. Она всегда была богата
рыбой, а леса — дичью. Своими ве-
ковыми тропами ходили медведи, оле-
ни, лоси…
Жизнь в этих диких местах круто из-
менилась с прибытием комплексной
экспедиции в августе 1929 года. Тиши-
ну бора оглушил рев моторов, стук то-
поров и голоса людей. Одна за другой
начали появляться разведочные сква-
жины, буровые установки. 24 ноября
1932 здесь был образован самостоя-
тельный нефтяной промысел, а вместе
с ним и Ярега с постоянным населени-
ем в 38 человек.
Впрочем, общеизвестное сегодня имя
Ярега получила лишь в 1944 году, до
этого времени она так и оставалась «3-
м промыслом». За 12 лет существова-
ния «3-го промысла» здесь были об-
разованы три шахты, разработан
проект застройки поселка, открыты
начальная школа, лечебный стационар,
общежития, клуб, столовая и школа
фабрично-заводского обучения для
проходчиков, буровиков, взрывников,
нефтяников.
Сегодня Ярега – это поселок городско-
го типа с населением более восьми ты-
сяч человек, где судьба каждого так
или иначе связана с главным предпри-
ятием поселка – НШУ «Яреганефть».
С приходом сюда компании «ЛУ-
КОЙЛ» жизнь в поселке потекла по
новому руслу. Посёлок, благодаря со-
циальному партнерству с «ЛУКОЙЛ-
Коми», по праву гордится лучшей по-
ликлиникой и кинотеатром, да и мест-
ные школы выгодно отличаются своим
материально-техническим оснащени-
ем.
В Яреге есть замечательный музей-
музей нефти. Экспозиция музея
рассказывает о ярегском месторожде-
нии, об истории разработки, строи-
тельства. Есть в музее и движущиеся
макеты шахт.
В настоящее время строится новый
спортивный комплекс с крытым кат-
ком.
На центральной площади построен
Мемориальный комплекс ВОВ Слава
защитникам Отечества.
Совершенствовать
двигательную актив-
ность
Физкультминутка: «Родина»
Умеют согласовывать дви-
жения со словами
Нет на свете Родины красивей –
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простёрлась до морей
.
Ходьба на месте
Изображают «богатырей»
Шагают на месте и широ-
ко разводят руки
Садятся на места.
Заключительный
Обобщить знания де-
тей о Родине и своем
посёлке.
Просмотр презентации про Ярегу (слушание песни)
Закреплены представле-
ния о родном посёлке.
Воспитатель спрашивает:
-О чем мы с вами сегодня говорили?
-Что нового для себя вы узнали о род-
ном посёлке?
-За что вы любите свой посёлок?
Дети отвечают на вопро-
сы воспитателя