Автор: Мерзлякова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г.Зуевка Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия ознакомления детей 6-7 лет с библиотекой
Раздел: дошкольное образование
Педагогические условия ознакомления детей
6-7 лет с библиотекой
Проблема приобщения к книжной культуре современного дошкольника
не только методическая, но и социальная проблема в нашей стране и во всём
мире.
Приобщение
к
книжной
культуре
как
части
духовной
культуры,
выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в
привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного
интереса
и
речевого
творчества,
должно
осуществляться
совместными
усилиями педагогов и родителей. Среди социальных институтов, призванных
оказывать влияние на приобщение детей к книжной культуре, особое место
должна занимать детская библиотека. В библиотеках создается среда для
читательского развития детей, начиная с дошкольного возраста, и для их
родителей как организаторов семейного чтения.
Читательская
биография
современного
ребенка
начинается,
как
правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется
интерес
к
книге,
закладываются
основы
разносторонней
читательской
деятельности. Наряду с детскими библиотеками воспитание дошкольников
как
читателей
призваны
осуществлять
и
другие
социальные
институты,
прежде
всего
-
семья
и
дошкольные
учреждения.
Однако
современные
исследования
свидетельствуют
о
том,
что
семья
перестает
быть
средой,
стимулирующей чтение ребенка. Воспитатели дошкольных учреждений без
соответствующей
подготовки
также
не
могут
дать
детям
полного
представления о детском книжном мире, заложить основы культуры чтения
дошкольников. Книжные фонды детских садов скомплектованы хаотично, в
основном
той
литературой,
которую
приносят
родители.
Не
все
дети
дошкольного
возраста
в
силу
ряда
причин
посещают
дошкольные
учреждения.
Детская
библиотека
должна
выступать
как
основной
1
социальный институт, способный оказать помощь семье в формировании
дошкольников как читателей.
В
настоящее
время,
в
соответствии
с
требованиями
ФГОСТ,
дошкольному
образованию
поставлена
задача
«обеспечить
развитие
личности,
мотивации
и
способностей
детей
в
различных
видах
деятельности». ФГОСТ
обозначил
условия
преодоления
кризиса
относительно
приобщения
дошкольников
к
чтению,
обозначив
в
нем
образовательную область «Речевое развитие», которая включает:
- владение речью как средством общения и культуры,
- развитие речевого творчества,
-.знакомство с книжной культурой, детской литературой,
- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
-
развитие
связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической речи.
В данной статье предпринимается попытка, выявить
педагогические условия, способствующие ознакомлению детей 6-7 лет с
книгой в условиях детской библиотеки. успешное ознакомление детей 6-7
лет с библиотекой возможно при выполнении следующих педагогических
условий:
1.Организация
предметно-развивающей
среды
в
соответствии
с
поставленной целью.
2.Организация
образовательной
деятельности,
способствующая
ознакомления детей с библиотекой
3.Объединение в этой работе педагогов и родителей и библиотекарей
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие
задачи:
1. Раскрыть сущность понятия «детская библиотека» и уточнить его
содержание применительно к дошкольному возрасту.
2. Охарактеризовать особенности восприятия книги детьми 6-7 лет
2
3.Определить
психолого-педагогические
условия
успешного
ознакомления детей 6-7 лет с библиотекой
Термин «детская библиотека» появился в конце XVIII века и
изначально определялся как собрание произведений одного автора.
Первые теоретические разработки в области взаимодействия детской
библиотеки
с
семьей
принадлежат
З.И.
Кадынцевой
(1978).
Автором
представлены
рациональные
пути
создания
и
реализации
системы
взаимодействия
библиотек
с
семьей
в
целях
повышения
качества
руководства чтением детей.
Изучением проблемы семейного чтения занимаются И.Н. Тимофеева ,
Т.В. Холодницкая , JI.M. Цыганкова , JI.B. Сокольская, Н.К.Сафонова, Е.И.
Голубева, А.С. Павлова их исследования дают нам представление о детских
библиотеках
как
центрах
читательского
развития
детей
дошкольного
возраста, системе совместной деятельности разных социальных институтов
дошкольного воспитания.
У дошкольников потребность в чтении начинает
формироваться задолго до поступления в I класс. Решающую роль в этом
процессе
играют
семья
и
детский
сад.
Ребёнок
находится
на
подготовительном этапе читательской деятельности. Его первыми книжками
становятся издания «для самых маленьких» - книжки-раскладушки, книжки-
малютки. Это время пассивного чтения: ребёнок воспринимает книжку «на
слух» и рассматривает картинки. От умения родителей или воспитателей
выразительно,
эмоционально
прочитать
малышу
сказку
зависит
очень
многое.
Здесь
нужны
богатая
интонация,
меняющийся
тембр
голоса,
определённый ритм чтения. Взрослые должны почувствовать и не упустить
тот момент, когда ребёнок не только уже понимает текст, но и способен
получать удовольствие от книги, ждать продолжения чтения.
Старшие дошкольники способны более глубоко уяснять содержание
литературного
произведения
и
осмысливать
некоторые
особенности
художественной
формы,
показывающей
содержание.
Они
могут
отличать
3
жанры произведений литературы и отдельные характерные черты, присущие
каждому жанру. Анализ сказки должен быть таким, чтобы у детей была
возможность понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и
художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились
поэтические образы.
В книжке для дошкольников всегда имеется полноправный соавтор
писателя - художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной
буквенный текст без картинок. Книжная графика является не только одним из
первых
видов
изобразительного
искусства,
но
и
наиболее
доступным,
понятным
средством
постижения
мира
ребенком,
так
как
с
помощью
иллюстрации дети узнают о многообразии окружающего мира, о себе как
личности.
Маленькие дети, как известно, «читают» по картинкам, и родители
помогают им в этом. Однако не всякая книга, даже богато иллюстрированная
годится для такого чтения. Есть рисунки, которые не помогают, а мешают
восприятию текста. В детской книге писатель и художник - это два соавтора,
два духовных единомышленника. Недаром на обложках книг стоят рядом
фамилии С.Я. Маршака и В. Лебедева - равных участников творческого
процесса
создания
книги
как
литературно-графической
целостности,
где
литературное содержание переплетено художником в образы графического
искусства
Многие
исследователи
указывают
на
то, что
важнейшим
условием
формирования
читательского
интереса
дошкольников
является
создание
соответствующей предметно - развивающей среды.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе
в каждой группе создается уголок книги – спокойное, привлекательное место
в
группе,
где
дети
с
интересом
знакомятся
с
книгами,
рассматривают
картинки, иллюстрации, иногда придумывают свои сказки, рассказы, читают
наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или
теневого театра.
4
С целью привлечения детей важно, чтобы место для книжного уголка
находилось в спокойной части комнаты и было хорошо освещено, чтобы
уголок был эстетично оформлен, чтобы детям было удобно, чтобы в нем
были собраны книжки, альбомы с картинками, альбомы, составленные из
детских рисунков (тематических, декоративных).
Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть
представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии
(общие и тематические) для дошкольников, книги по истории и культуре
народов, словари. Необходима ее периодическая сменяемость.
Срок
пребывания
книги
в
книжном
уголке
в
среднем
составляет
несколько недель, а любимые книги детей могут оставаться в книжном
уголке более длительное время.
В старших группах имеют место тематические выставки книг, целью
которых является углубление литературных интересов детей. В этих группах
наряду
с
уголком
книги
следует
иметь
библиотечку
детских
книг,
расположенную
по
темам.
Дети
подготовительной
группы
имеют
возможность в определенное время брать книги, приучаются пользоваться
ими аккуратно; перед выходным днем они могут брать книги на дом.
Существует несколько критериев отбора книг:
1.
Идейная
направленность
детской
книги
с
четко
выраженной
позицией автора;
2. Литературная ценность, высокое художественное мастерство;
3.
Доступность,
соответствие
возрастным
и
психологическим
особенностям детей;
4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
5. Конкретные педагогические задачи
Одним из педагогических условий в развитии интереса к детской книге
у детей является педагогическая компетентность воспитателей .Для каждого
конкретного ребенка педагог должен уметь выбрать формы педагогической
поддержки,
которые
в
Государственном
образовательном
стандарте
5
дошкольного
образования
определены
как
индивидуальный
подход
и
«обеспечение
равных
возможностей
полноценного
развития
каждого
ребенка»
Чтобы
ребенок
захотел
обращаться
к
книге,
надо
формировать
мотивацию
читательской
деятельности.
Для
усиления
мотивации
воспринимаемых литературных текстов служит использование визуальных
средств и методов обучения.
Интеграция
учебно - воспитательного
процесса
является
важным
условием его эффективности. Восприятие литературы детьми неотделимо от
игры, других видов их деятельности. Образные впечатления, полученные
при прослушивании художественных произведений, закрепляются в игре.
Дидактические, настольно - печатные, словесные игры воспитывают
читательский интерес к книге. В них процесс мышления протекает активнее,
трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая.
Стимулировать процесс формирования интереса у ребенка к чтению
помогает
наглядный
материал:
литературное
лото,
плакаты,
книжные
выставки.
Крайне важным условием в деле приобщения ребенка к книге является
обеспечение взаимодействия воспитателя и семьи.
Проведя
диагностику
детей
й
и
анкетирование
родителей
в
своей
группе
во
вопросу
развития
интереса
к
книге
и
библиотеке
сделала
выводы ,что всем детям родители дома читают, но в группе имеются дети,
которые не проявляют интереса к библиотеке и уровень восприятия книге
низкий. Некоторым детям не нравится чтение и их родители считают, что
вполне смогут обойтись без книги. Именно поэтому работу по развитию
интереса
к
библиотеке
у
дошкольников
необходимо,
проводить
целенаправленно
как
с детьми, так и с родителями.
Для
решения
вышеуказанных задач нами был разработан комплекс занятий и заданий,
направленный на формирование интереса к библиотеке у детей 6-7 лет.
6
Данный
комплекс
занятий
и
заданий
опирается
на
исследования
психологов, педагогов и лингвистов и учитывает обязательный минимум по
литературному развитию дошкольников. Он представляет собой специальный
курс занятий, реализуемых в форме кружков и НОД,в рамках сотрудничества
«детский
сад
–
семья
–
библиотека».
Это
экскурсия
в
городскую
библиотеку ,ежедневное чтение произведений художественной литературы и
обсуждение
содержания
произведений,
еженедельные
занятия
по
чтению
художественной литературы, проводимые в форме кружка, обучение детей
бережливому обращению с книгой, участие в конкурсе
«Папа, мама, я –
читающая
семья», организация
и
проведение
сюжетно-ролевых
игр:
«Книжный магазин», «Библиотека», проведение консультации для родителей
на тему «Книга и влияние на развитие детей 6-7лет », «Место книги в жизни
ребенка», «Как помочь ребенку полюбить читать», оформление уголка для
детей и родителей «Мир литературы», составление для родителей перечня
художественной литературы для чтения детям в течение года.
Взаимодействие
с
семьёй
является
составной
частью
работы
по
формированию
у
детей
интереса
к
библиотеке.
Кроме
совместного
посещения библиотеки родители были привлечены
к работе по развитию
речи детей. В клубе "Книгознайка" – состоялся "Весёлый грамотей": турнир
эрудитов. Через игру - к совершенству. Таким был девиз встречи с клубом
"Книгознайка". Экспериментирование
с
художественными
образами,
сюжетными линиями и композицией текста вначале оказалось трудным для
детей. Однако, игры
с образами и диалогами героев с использованием
логических и смысловых пауз быстро исправили ситуацию и дети научились
разделять и считать композиционные части рассказа, отмечая найденными
ими
знаками:
флажок,
линейка,
штрих
и
др.
Несколько
дольше
формировалось умение понимать смыслы социального поведения героев, их
причинно-следственные отношения. Эффективным оказался метод переноса
художественной
ситуации
на
детский
опыт,
реальные
отношения.
Разнообразные
игры,
которые
развивают
память,
сообразительность,
7
смекалку,
снимают
психологическое
напряжение,
очень
понравились
ребятам.
Трудные
задания
на
грамотность
были
пройдены
с
успехом.
Результативными
оказались
игровые
и
юмористические
упражнения
-
«Приветствуем
друг
друга»,
«Говорят
смешарики»,
«Поделись
улыбкою
своей»,
«Играю
с
другом»,
«Играю
вместе
со
всеми»;
перевертыши
-
«неожиданные повороты сюжета, героя», «маска героя, образа, ребенка».
Данные методы
способствовали
совместному
рассматриванию книг,
рассуждению о героях, обсуждению о «правильности» и «не правильности»
отношений.
Рекомендуемый комплекс занятий и заданий по развитию интереса
детей
6-7
лет
к
библиотеке,
чтением
книг
не
ограничивается
и
подразумевает интеграцию с другими видами деятельности:
-игровая деятельность – решает проблему развития интереса к чтению
через детские игры – в «типографию», «интервью», «библиотеку» ,«книжный
магазин».
-познавательная деятельность: беседы об истории книг, о профессиях
связанных
с
книгами;
встречи
с
писателями.
Такую
встречу
удалось
организовать с вятским писателем М.Г. Чирковым.
- речевая деятельность в процессе формирования у детей любви к
книгам
воспитатели
активно
применяют
технологию
ТРИЗ,
в
частности,
сочинение
своих
собственных
сказок.
Дети
совместно
с
родителями
придумывали сказку, оформляли книжку.
Музыкальная
деятельность
-
дети
прослушали
произведения
про
библиотеку - Книжкин Дом (слова А. Иванов, музыка А. Серко)(посвящается
Костомукшской
библиотеке),
«Есть
по
соседству
библиотека»,
«Библиотечный рэп» неизвестный исполнитель
Развивающие
занятия
с
детьми
6-7
лет,
направленные
на
развитие
интереса
к
библиотеке
можно
проводить
и
на
улице. Сочетание методов
«Играем, познаем, читаем и считаем, исследуем, читаем», используемых в
природном пространстве на прогулке, открывает возможности эффективного
8
развития ценностного отношения к книге и понимания роли человека в
природной среде.
Таким образом, делаем вывод, что педагогическими условиями
осуществления
организации
работы
по
развитию
интереса
к
чтению
у
дошкольников
является
литературная
образованность
и
профессионализм
воспитателя, организация предметно
–
пространственной
развивающей
среды, интеграция
учебно-воспитательного
процесса,
использование
инновационных
форм
и
методов
обучения,
использование
разнообразных
форм занятий и видов игр, обеспечение взаимодействия воспитателя и семьи.
Создав данные педагогические условия, можно получить качественный
результат сформированности интереса к библиотеке у детей 6-7 лет.
9