Напоминание

Педагогические условия ознакомления детей 6-7 лет с библиотекой


Автор: Мерзлякова Наталья Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Сказка"
Населённый пункт: г.Зуевка Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия ознакомления детей 6-7 лет с библиотекой
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогические условия ознакомления детей

6-7 лет с библиотекой

Проблема приобщения к книжной культуре современного дошкольника

не только методическая, но и социальная проблема в нашей стране и во всём

мире.

Приобщение

к

книжной

культуре

как

части

духовной

культуры,

выраженной в знаниях, уважительном и бережном отношении к книге, в

привитии интереса к чтению, и направленной на развитие познавательного

интереса

и

речевого

творчества,

должно

осуществляться

совместными

усилиями педагогов и родителей. Среди социальных институтов, призванных

оказывать влияние на приобщение детей к книжной культуре, особое место

должна занимать детская библиотека. В библиотеках создается среда для

читательского развития детей, начиная с дошкольного возраста, и для их

родителей как организаторов семейного чтения.

Читательская

биография

современного

ребенка

начинается,

как

правило, с дошкольного возраста. В этом возрасте у детей формируется

интерес

к

книге,

закладываются

основы

разносторонней

читательской

деятельности. Наряду с детскими библиотеками воспитание дошкольников

как

читателей

призваны

осуществлять

и

другие

социальные

институты,

прежде

всего

-

семья

и

дошкольные

учреждения.

Однако

современные

исследования

свидетельствуют

о

том,

что

семья

перестает

быть

средой,

стимулирующей чтение ребенка. Воспитатели дошкольных учреждений без

соответствующей

подготовки

также

не

могут

дать

детям

полного

представления о детском книжном мире, заложить основы культуры чтения

дошкольников. Книжные фонды детских садов скомплектованы хаотично, в

основном

той

литературой,

которую

приносят

родители.

Не

все

дети

дошкольного

возраста

в

силу

ряда

причин

посещают

дошкольные

учреждения.

Детская

библиотека

должна

выступать

как

основной

1

социальный институт, способный оказать помощь семье в формировании

дошкольников как читателей.

В

настоящее

время,

в

соответствии

с

требованиями

ФГОСТ,

дошкольному

образованию

поставлена

задача

«обеспечить

развитие

личности,

мотивации

и

способностей

детей

в

различных

видах

деятельности». ФГОСТ

обозначил

условия

преодоления

кризиса

относительно

приобщения

дошкольников

к

чтению,

обозначив

в

нем

образовательную область «Речевое развитие», которая включает:

- владение речью как средством общения и культуры,

- развитие речевого творчества,

-.знакомство с книжной культурой, детской литературой,

- понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,

-

развитие

связной,

грамматически

правильной

диалогической

и

монологической речи.

В данной статье предпринимается попытка, выявить

педагогические условия, способствующие ознакомлению детей 6-7 лет с

книгой в условиях детской библиотеки. успешное ознакомление детей 6-7

лет с библиотекой возможно при выполнении следующих педагогических

условий:

1.Организация

предметно-развивающей

среды

в

соответствии

с

поставленной целью.

2.Организация

образовательной

деятельности,

способствующая

ознакомления детей с библиотекой

3.Объединение в этой работе педагогов и родителей и библиотекарей

В соответствии с целью исследования были поставлены следующие

задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «детская библиотека» и уточнить его

содержание применительно к дошкольному возрасту.

2. Охарактеризовать особенности восприятия книги детьми 6-7 лет

2

3.Определить

психолого-педагогические

условия

успешного

ознакомления детей 6-7 лет с библиотекой

Термин «детская библиотека» появился в конце XVIII века и

изначально определялся как собрание произведений одного автора.

Первые теоретические разработки в области взаимодействия детской

библиотеки

с

семьей

принадлежат

З.И.

Кадынцевой

(1978).

Автором

представлены

рациональные

пути

создания

и

реализации

системы

взаимодействия

библиотек

с

семьей

в

целях

повышения

качества

руководства чтением детей.

Изучением проблемы семейного чтения занимаются И.Н. Тимофеева ,

Т.В. Холодницкая , JI.M. Цыганкова , JI.B. Сокольская, Н.К.Сафонова, Е.И.

Голубева, А.С. Павлова их исследования дают нам представление о детских

библиотеках

как

центрах

читательского

развития

детей

дошкольного

возраста, системе совместной деятельности разных социальных институтов

дошкольного воспитания.

У дошкольников потребность в чтении начинает

формироваться задолго до поступления в I класс. Решающую роль в этом

процессе

играют

семья

и

детский

сад.

Ребёнок

находится

на

подготовительном этапе читательской деятельности. Его первыми книжками

становятся издания «для самых маленьких» - книжки-раскладушки, книжки-

малютки. Это время пассивного чтения: ребёнок воспринимает книжку «на

слух» и рассматривает картинки. От умения родителей или воспитателей

выразительно,

эмоционально

прочитать

малышу

сказку

зависит

очень

многое.

Здесь

нужны

богатая

интонация,

меняющийся

тембр

голоса,

определённый ритм чтения. Взрослые должны почувствовать и не упустить

тот момент, когда ребёнок не только уже понимает текст, но и способен

получать удовольствие от книги, ждать продолжения чтения.

Старшие дошкольники способны более глубоко уяснять содержание

литературного

произведения

и

осмысливать

некоторые

особенности

художественной

формы,

показывающей

содержание.

Они

могут

отличать

3

жанры произведений литературы и отдельные характерные черты, присущие

каждому жанру. Анализ сказки должен быть таким, чтобы у детей была

возможность понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и

художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились

поэтические образы.

В книжке для дошкольников всегда имеется полноправный соавтор

писателя - художник. Маленького читателя едва ли может увлечь сплошной

буквенный текст без картинок. Книжная графика является не только одним из

первых

видов

изобразительного

искусства,

но

и

наиболее

доступным,

понятным

средством

постижения

мира

ребенком,

так

как

с

помощью

иллюстрации дети узнают о многообразии окружающего мира, о себе как

личности.

Маленькие дети, как известно, «читают» по картинкам, и родители

помогают им в этом. Однако не всякая книга, даже богато иллюстрированная

годится для такого чтения. Есть рисунки, которые не помогают, а мешают

восприятию текста. В детской книге писатель и художник - это два соавтора,

два духовных единомышленника. Недаром на обложках книг стоят рядом

фамилии С.Я. Маршака и В. Лебедева - равных участников творческого

процесса

создания

книги

как

литературно-графической

целостности,

где

литературное содержание переплетено художником в образы графического

искусства

Многие

исследователи

указывают

на

то, что

важнейшим

условием

формирования

читательского

интереса

дошкольников

является

создание

соответствующей предметно - развивающей среды.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе

в каждой группе создается уголок книги – спокойное, привлекательное место

в

группе,

где

дети

с

интересом

знакомятся

с

книгами,

рассматривают

картинки, иллюстрации, иногда придумывают свои сказки, рассказы, читают

наизусть свои любимые стихи, подбирают материал для кукольного или

теневого театра.

4

С целью привлечения детей важно, чтобы место для книжного уголка

находилось в спокойной части комнаты и было хорошо освещено, чтобы

уголок был эстетично оформлен, чтобы детям было удобно, чтобы в нем

были собраны книжки, альбомы с картинками, альбомы, составленные из

детских рисунков (тематических, декоративных).

Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть

представлена справочная, познавательная литература, энциклопедии

(общие и тематические) для дошкольников, книги по истории и культуре

народов, словари. Необходима ее периодическая сменяемость.

Срок

пребывания

книги

в

книжном

уголке

в

среднем

составляет

несколько недель, а любимые книги детей могут оставаться в книжном

уголке более длительное время.

В старших группах имеют место тематические выставки книг, целью

которых является углубление литературных интересов детей. В этих группах

наряду

с

уголком

книги

следует

иметь

библиотечку

детских

книг,

расположенную

по

темам.

Дети

подготовительной

группы

имеют

возможность в определенное время брать книги, приучаются пользоваться

ими аккуратно; перед выходным днем они могут брать книги на дом.

Существует несколько критериев отбора книг:

1.

Идейная

направленность

детской

книги

с

четко

выраженной

позицией автора;

2. Литературная ценность, высокое художественное мастерство;

3.

Доступность,

соответствие

возрастным

и

психологическим

особенностям детей;

4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. Конкретные педагогические задачи

Одним из педагогических условий в развитии интереса к детской книге

у детей является педагогическая компетентность воспитателей .Для каждого

конкретного ребенка педагог должен уметь выбрать формы педагогической

поддержки,

которые

в

Государственном

образовательном

стандарте

5

дошкольного

образования

определены

как

индивидуальный

подход

и

«обеспечение

равных

возможностей

полноценного

развития

каждого

ребенка»

Чтобы

ребенок

захотел

обращаться

к

книге,

надо

формировать

мотивацию

читательской

деятельности.

Для

усиления

мотивации

воспринимаемых литературных текстов служит использование визуальных

средств и методов обучения.

Интеграция

учебно - воспитательного

процесса

является

важным

условием его эффективности. Восприятие литературы детьми неотделимо от

игры, других видов их деятельности. Образные впечатления, полученные

при прослушивании художественных произведений, закрепляются в игре.

Дидактические, настольно - печатные, словесные игры воспитывают

читательский интерес к книге. В них процесс мышления протекает активнее,

трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая.

Стимулировать процесс формирования интереса у ребенка к чтению

помогает

наглядный

материал:

литературное

лото,

плакаты,

книжные

выставки.

Крайне важным условием в деле приобщения ребенка к книге является

обеспечение взаимодействия воспитателя и семьи.

Проведя

диагностику

детей

й

и

анкетирование

родителей

в

своей

группе

во

вопросу

развития

интереса

к

книге

и

библиотеке

сделала

выводы ,что всем детям родители дома читают, но в группе имеются дети,

которые не проявляют интереса к библиотеке и уровень восприятия книге

низкий. Некоторым детям не нравится чтение и их родители считают, что

вполне смогут обойтись без книги. Именно поэтому работу по развитию

интереса

к

библиотеке

у

дошкольников

необходимо,

проводить

целенаправленно

как

с детьми, так и с родителями.

Для

решения

вышеуказанных задач нами был разработан комплекс занятий и заданий,

направленный на формирование интереса к библиотеке у детей 6-7 лет.

6

Данный

комплекс

занятий

и

заданий

опирается

на

исследования

психологов, педагогов и лингвистов и учитывает обязательный минимум по

литературному развитию дошкольников. Он представляет собой специальный

курс занятий, реализуемых в форме кружков и НОД,в рамках сотрудничества

«детский

сад

семья

библиотека».

Это

экскурсия

в

городскую

библиотеку ,ежедневное чтение произведений художественной литературы и

обсуждение

содержания

произведений,

еженедельные

занятия

по

чтению

художественной литературы, проводимые в форме кружка, обучение детей

бережливому обращению с книгой, участие в конкурсе

«Папа, мама, я –

читающая

семья», организация

и

проведение

сюжетно-ролевых

игр:

«Книжный магазин», «Библиотека», проведение консультации для родителей

на тему «Книга и влияние на развитие детей 6-7лет », «Место книги в жизни

ребенка», «Как помочь ребенку полюбить читать», оформление уголка для

детей и родителей «Мир литературы», составление для родителей перечня

художественной литературы для чтения детям в течение года.

Взаимодействие

с

семьёй

является

составной

частью

работы

по

формированию

у

детей

интереса

к

библиотеке.

Кроме

совместного

посещения библиотеки родители были привлечены

к работе по развитию

речи детей. В клубе "Книгознайка" – состоялся "Весёлый грамотей": турнир

эрудитов. Через игру - к совершенству. Таким был девиз встречи с клубом

"Книгознайка". Экспериментирование

с

художественными

образами,

сюжетными линиями и композицией текста вначале оказалось трудным для

детей. Однако, игры

с образами и диалогами героев с использованием

логических и смысловых пауз быстро исправили ситуацию и дети научились

разделять и считать композиционные части рассказа, отмечая найденными

ими

знаками:

флажок,

линейка,

штрих

и

др.

Несколько

дольше

формировалось умение понимать смыслы социального поведения героев, их

причинно-следственные отношения. Эффективным оказался метод переноса

художественной

ситуации

на

детский

опыт,

реальные

отношения.

Разнообразные

игры,

которые

развивают

память,

сообразительность,

7

смекалку,

снимают

психологическое

напряжение,

очень

понравились

ребятам.

Трудные

задания

на

грамотность

были

пройдены

с

успехом.

Результативными

оказались

игровые

и

юмористические

упражнения

-

«Приветствуем

друг

друга»,

«Говорят

смешарики»,

«Поделись

улыбкою

своей»,

«Играю

с

другом»,

«Играю

вместе

со

всеми»;

перевертыши

-

«неожиданные повороты сюжета, героя», «маска героя, образа, ребенка».

Данные методы

способствовали

совместному

рассматриванию книг,

рассуждению о героях, обсуждению о «правильности» и «не правильности»

отношений.

Рекомендуемый комплекс занятий и заданий по развитию интереса

детей

6-7

лет

к

библиотеке,

чтением

книг

не

ограничивается

и

подразумевает интеграцию с другими видами деятельности:

-игровая деятельность – решает проблему развития интереса к чтению

через детские игры – в «типографию», «интервью», «библиотеку» ,«книжный

магазин».

-познавательная деятельность: беседы об истории книг, о профессиях

связанных

с

книгами;

встречи

с

писателями.

Такую

встречу

удалось

организовать с вятским писателем М.Г. Чирковым.

- речевая деятельность в процессе формирования у детей любви к

книгам

воспитатели

активно

применяют

технологию

ТРИЗ,

в

частности,

сочинение

своих

собственных

сказок.

Дети

совместно

с

родителями

придумывали сказку, оформляли книжку.

Музыкальная

деятельность

-

дети

прослушали

произведения

про

библиотеку - Книжкин Дом (слова А. Иванов, музыка А. Серко)(посвящается

Костомукшской

библиотеке),

«Есть

по

соседству

библиотека»,

«Библиотечный рэп» неизвестный исполнитель

Развивающие

занятия

с

детьми

6-7

лет,

направленные

на

развитие

интереса

к

библиотеке

можно

проводить

и

на

улице. Сочетание методов

«Играем, познаем, читаем и считаем, исследуем, читаем», используемых в

природном пространстве на прогулке, открывает возможности эффективного

8

развития ценностного отношения к книге и понимания роли человека в

природной среде.

Таким образом, делаем вывод, что педагогическими условиями

осуществления

организации

работы

по

развитию

интереса

к

чтению

у

дошкольников

является

литературная

образованность

и

профессионализм

воспитателя, организация предметно

пространственной

развивающей

среды, интеграция

учебно-воспитательного

процесса,

использование

инновационных

форм

и

методов

обучения,

использование

разнообразных

форм занятий и видов игр, обеспечение взаимодействия воспитателя и семьи.

Создав данные педагогические условия, можно получить качественный

результат сформированности интереса к библиотеке у детей 6-7 лет.

9



В раздел образования