Автор: Яковлева Инна Алексеевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня
Раздел: начальное образование
Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня
Формирование
молодого
поколения
происходит
сегодня
в
условиях
быстро
меняющегося мира. Современные первоклассники совершенно не такие, какими были мы
или более старшее поколение в их возрасте. Наряду с заново выстраиваемой культурой
новых
социальных
отношений
важной
частью
сегодняшнего
образования
человека
становится
информационная
культура,
строящаяся
на
современных
процессах.
Цель
современной школы – подготовка детей к жизни. Все более очевидными становятся
требования
современной
действительности:
уметь
пользоваться образовательной
информацией,
добывать
ее,
воспринимать,
анализировать
и
транслировать.
Каждому
образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы
компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Занятия
отличаются большей интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации
внимания и напряжения сил. В последние годы в образовательных учреждениях группы
продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей,
их интеллектуального и нравственного развития.
Поэтому основными задачами группы
продленного дня являются развитие интереса к обучению, развитие коммуникативных
отношений
ребят
в
конкретном
коллективе
и
обеспечение
безопасности
их
жизни
и
здоровья.
От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня,
насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их
сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной
работы в целом. Следовательно, задача воспитателя группы продленного дня состоит не
только в том, чтобы занять ребят игрой, заполнить их свободное время, но и создать в
группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребенка и всего коллектива,
организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику
соответственного
возраста,
способствовали
его
интеллектуальному
и
физическому
развитию ребенка, обогащали его эмоционально.
Режим
группы
продленного
дня
строится
в
соответствии
с
гигиеническими
и
педагогическими требованиями. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка.
Она
проводится
в
одно
и
то
же
время.
Одна
из
ее
целей
–
выработка
навыков
самообразования.
Продолжительность
ее
не
должна
превышать
нормы
отведенного
времени.
Во
время
самоподготовки
воспитатель
поддерживает
необходимый
для
самостоятельной работы порядок и помогает (напоминая, объясняя) успешно выполнить
задание
всем
ученикам.
Воспитатель
побуждает
ребенка
к
самостоятельному
размышлению,
учит
его
пользоваться
учебником
и
другой
справочной
литературой.
Самоподготовка учит детей планировать свою деятельность, ответственно относиться к
работе
и
помогать
друг
другу.
Организация
учебной
деятельности
во
время
самоподготовки предполагает общение между учениками и воспитателем и допускает
общение между самими учащимися с целью взаимопомощи. Если у детей возникают
различные трудности из-за пробелов в знаниях, то воспитатель старается помочь их
восполнить.
В свободное время в группе проводятся интеллектуально-познавательные беседы,
игры,
конкурсы
и
викторины
на
разные
темы:
«Что?
Где?
Когда?».
«В
гостях
у
Светофора». «Земля – наш общий дом», «Школа для умников и умниц» и др. Во время
этих занятий дети играют, общаются и узнают много нового. Благодаря таким занятиям у
ребят развиваются коммуникативные умения и навыки. Они учатся высказывать свою
точку
зрения
и
прислушиваться
к
мнению
других.
Развивается
речь,
обогащается
словарный запас.
Игра – наиболее оптимальная форма деятельности для детей младшего школьного
возраста.
Дети
легко
входят
в
образы
и
вовлекаются
практически
в
любую
игру.
Проблемная
ситуация
проигрывается
участниками,
моделируются
разные
пути
ее
решения.
В педагогическом процессе игра – это и метод обучения и метод воспитания,
передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется и
в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и в качестве занятия
или
его
части.
Понятие
«игровые
педагогические
технологии»
включает
обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных
педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко
поставленной
целью
обучения
и
соответствующим
ей
педагогическим
результатом,
которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Каждая игра выполняет определенные функции. Дети всегда не против поиграть,
следовательно, у игры большие воспитательные возможности, например, для развития
организаторских умений и навыков у ребят. Игра расширяет опыт ребенка, помогает
развивать способности и важные в жизни качества. Именно в игре дети получают навыки
групповой работы,учатся общаться друг с другом. Именно игра способствует созданию у
ребят
непринужденного
и
радостного
настроения,
что
очень
важно
в
условиях
длительного пребывания детей в школе. В подвижных играх дети в первую очередь
развиваются
физически,
с
помощью
сюжетно-ролевых
игр
осваивают
элементы
человеческой
деятельности,
дидактические
игры
помогают
лучше
усваивать
знания
учебной программы.
При выборе заданий для познавательной игры (игра-конкурс, игра-путешествие и
т.п.) или для интеллектуальной игры (небольшие логические задания, ребусы, кроссворды)
следует учитывать уровень развития каждого ребенка. Надо разнообразить задания по
степени
сложности,
чтобы
каждый
воспитанник
мог
проявить
свой
интеллект
и
почувствовать удовольствие от игры. Это очень важно, так как только в ситуации успеха
возникает необходимая коммуникативная связь педагога с ребенком, способствующая
дальнейшему
развитию
школьника.
Надо,
чтобы
дети
росли
не
только
здоровыми,
сознательными членами общества, но и думающими, инициативными, способными на
творческий подход к делу. Поэтому одной из главных целей воспитательной работы сейчас
является
развитие
детского
интеллекта,
умственных
способностей.
Различные
дидактические игры помогают развивать внимание, восприятие, воображение, память,
мышление. Есть время у воспитателя и для индивидуального общения с детьми, во время
которого ребенок может поделиться своими проблемами. По мере возможностей стараюсь
помочь ему в них разобраться. Обсудить причины неудачи, вместе сделать выводы и
настроиться на положительный лад.
Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность
в движении. Реализовать эти потребности нам помогают физкультурно-оздоровительные
занятия и прогулки. Отдых на свежем воздухе помогает восстановить силы. Подвижные
игры, которые организуются во время прогулки, способствуют физическому развитию
ребят, их организованности, учат договариваться и действовать в команде. Дети получают
удовольствие от ощущения своей силы и ловкости, а также от общения со сверстниками.
Кроме того в прогулки периодически включаются наблюдения за природными явлениями
с
последующим
их
обсуждением
и
элементы
творчества
(строим
замки
из
снега,
например, рисуем на асфальте). К самым любимым подвижным играм можно отнести:
"День и ночь", "Кошки-мышки", игры с мячом и со скакалкой. Подвижные игры –
нетолько форма активного отдыха детей,но и средство приобщения ребенка к здоровому
образу жизни. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком.
Любят дети также и спокойные игры, например,"Съедобное - несъедобное", "Тише
едешь, дальше будешь...", "Испорченный телефон", "Угадай, чей голосок" и другие.
Нравится нашим детям мастерить поделки из бумаги. Оригами – эффективное
средство развития творческих способностей – учит детей различным приемам работы с
бумагой
(сгибание,
складывание),
развивает
способность
работать
руками,
глазомер,
стимулирует
развитие
памяти,
наблюдательностьБумажные
игрушки
приносят
много
радости детям и служат хорошими подарками.
Подводя итог, хочется сказать, что группа продленного дня – это целый мир, где
может и должен найти себя, реализовать свои потребности каждый ребенок. Различные
виды деятельности помогают школьникам найти себя, раскрыться как личность.