Напоминание

Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня


Автор: Яковлева Инна Алексеевна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 314 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня
Раздел: начальное образование





Назад




Организация деятельности обучающихся в группах продленного дня

Формирование

молодого

поколения

происходит

сегодня

в

условиях

быстро

меняющегося мира. Современные первоклассники совершенно не такие, какими были мы

или более старшее поколение в их возрасте. Наряду с заново выстраиваемой культурой

новых

социальных

отношений

важной

частью

сегодняшнего

образования

человека

становится

информационная

культура,

строящаяся

на

современных

процессах.

Цель

современной школы – подготовка детей к жизни. Все более очевидными становятся

требования

современной

действительности:

уметь

пользоваться образовательной

информацией,

добывать

ее,

воспринимать,

анализировать

и

транслировать.

Каждому

образованному человеку сегодня уже недостаточно книг и учебников, ему необходимы

компьютерная грамотность и опыт практического использования компьютеров. Занятия

отличаются большей интенсивностью и требуют от учащихся высокой концентрации

внимания и напряжения сил. В последние годы в образовательных учреждениях группы

продлённого дня являются одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей,

их интеллектуального и нравственного развития.

Поэтому основными задачами группы

продленного дня являются развитие интереса к обучению, развитие коммуникативных

отношений

ребят

в

конкретном

коллективе

и

обеспечение

безопасности

их

жизни

и

здоровья.

От того, как организована жизнь и деятельность ребёнка в группе продлённого дня,

насколько правильно произведён отбор содержания, видов деятельности, её форм и их

сочетания в единой системе воспитательного воздействия, зависит успех воспитательной

работы в целом. Следовательно, задача воспитателя группы продленного дня состоит не

только в том, чтобы занять ребят игрой, заполнить их свободное время, но и создать в

группе обстановку, благоприятную для развития каждого ребенка и всего коллектива,

организовать такие мероприятия, которые были бы интересны и полезны школьнику

соответственного

возраста,

способствовали

его

интеллектуальному

и

физическому

развитию ребенка, обогащали его эмоционально.

Режим

группы

продленного

дня

строится

в

соответствии

с

гигиеническими

и

педагогическими требованиями. Особое место в режиме дня занимает самоподготовка.

Она

проводится

в

одно

и

то

же

время.

Одна

из

ее

целей

выработка

навыков

самообразования.

Продолжительность

ее

не

должна

превышать

нормы

отведенного

времени.

Во

время

самоподготовки

воспитатель

поддерживает

необходимый

для

самостоятельной работы порядок и помогает (напоминая, объясняя) успешно выполнить

задание

всем

ученикам.

Воспитатель

побуждает

ребенка

к

самостоятельному

размышлению,

учит

его

пользоваться

учебником

и

другой

справочной

литературой.

Самоподготовка учит детей планировать свою деятельность, ответственно относиться к

работе

и

помогать

друг

другу.

Организация

учебной

деятельности

во

время

самоподготовки предполагает общение между учениками и воспитателем и допускает

общение между самими учащимися с целью взаимопомощи. Если у детей возникают

различные трудности из-за пробелов в знаниях, то воспитатель старается помочь их

восполнить.

В свободное время в группе проводятся интеллектуально-познавательные беседы,

игры,

конкурсы

и

викторины

на

разные

темы:

«Что?

Где?

Когда?».

«В

гостях

у

Светофора». «Земля – наш общий дом», «Школа для умников и умниц» и др. Во время

этих занятий дети играют, общаются и узнают много нового. Благодаря таким занятиям у

ребят развиваются коммуникативные умения и навыки. Они учатся высказывать свою

точку

зрения

и

прислушиваться

к

мнению

других.

Развивается

речь,

обогащается

словарный запас.

Игра – наиболее оптимальная форма деятельности для детей младшего школьного

возраста.

Дети

легко

входят

в

образы

и

вовлекаются

практически

в

любую

игру.

Проблемная

ситуация

проигрывается

участниками,

моделируются

разные

пути

ее

решения.

В педагогическом процессе игра – это и метод обучения и метод воспитания,

передачи накопленного опыта. В современной школе игровая деятельность используется и

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и в качестве занятия

или

его

части.

Понятие

«игровые

педагогические

технологии»

включает

обширную

группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных

педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко

поставленной

целью

обучения

и

соответствующим

ей

педагогическим

результатом,

которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Каждая игра выполняет определенные функции. Дети всегда не против поиграть,

следовательно, у игры большие воспитательные возможности, например, для развития

организаторских умений и навыков у ребят. Игра расширяет опыт ребенка, помогает

развивать способности и важные в жизни качества. Именно в игре дети получают навыки

групповой работы,учатся общаться друг с другом. Именно игра способствует созданию у

ребят

непринужденного

и

радостного

настроения,

что

очень

важно

в

условиях

длительного пребывания детей в школе. В подвижных играх дети в первую очередь

развиваются

физически,

с

помощью

сюжетно-ролевых

игр

осваивают

элементы

человеческой

деятельности,

дидактические

игры

помогают

лучше

усваивать

знания

учебной программы.

При выборе заданий для познавательной игры (игра-конкурс, игра-путешествие и

т.п.) или для интеллектуальной игры (небольшие логические задания, ребусы, кроссворды)

следует учитывать уровень развития каждого ребенка. Надо разнообразить задания по

степени

сложности,

чтобы

каждый

воспитанник

мог

проявить

свой

интеллект

и

почувствовать удовольствие от игры. Это очень важно, так как только в ситуации успеха

возникает необходимая коммуникативная связь педагога с ребенком, способствующая

дальнейшему

развитию

школьника.

Надо,

чтобы

дети

росли

не

только

здоровыми,

сознательными членами общества, но и думающими, инициативными, способными на

творческий подход к делу. Поэтому одной из главных целей воспитательной работы сейчас

является

развитие

детского

интеллекта,

умственных

способностей.

Различные

дидактические игры помогают развивать внимание, восприятие, воображение, память,

мышление. Есть время у воспитателя и для индивидуального общения с детьми, во время

которого ребенок может поделиться своими проблемами. По мере возможностей стараюсь

помочь ему в них разобраться. Обсудить причины неудачи, вместе сделать выводы и

настроиться на положительный лад.

Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность

в движении. Реализовать эти потребности нам помогают физкультурно-оздоровительные

занятия и прогулки. Отдых на свежем воздухе помогает восстановить силы. Подвижные

игры, которые организуются во время прогулки, способствуют физическому развитию

ребят, их организованности, учат договариваться и действовать в команде. Дети получают

удовольствие от ощущения своей силы и ловкости, а также от общения со сверстниками.

Кроме того в прогулки периодически включаются наблюдения за природными явлениями

с

последующим

их

обсуждением

и

элементы

творчества

(строим

замки

из

снега,

например, рисуем на асфальте). К самым любимым подвижным играм можно отнести:

"День и ночь", "Кошки-мышки", игры с мячом и со скакалкой. Подвижные игры –

нетолько форма активного отдыха детей,но и средство приобщения ребенка к здоровому

образу жизни. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком.

Любят дети также и спокойные игры, например,"Съедобное - несъедобное", "Тише

едешь, дальше будешь...", "Испорченный телефон", "Угадай, чей голосок" и другие.

Нравится нашим детям мастерить поделки из бумаги. Оригами – эффективное

средство развития творческих способностей – учит детей различным приемам работы с

бумагой

(сгибание,

складывание),

развивает

способность

работать

руками,

глазомер,

стимулирует

развитие

памяти,

наблюдательностьБумажные

игрушки

приносят

много

радости детям и служат хорошими подарками.

Подводя итог, хочется сказать, что группа продленного дня – это целый мир, где

может и должен найти себя, реализовать свои потребности каждый ребенок. Различные

виды деятельности помогают школьникам найти себя, раскрыться как личность.



В раздел образования