Автор: Нефедова Валентина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №322 комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Маленькие исследователи"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 322 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
630078, Г. НОВОСИБИРСК, УЛ. БЛЮХЕРА, 11
ПРОЕКТ
«МАЛЕНЬКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
ГРУППА «БЕЛЬЧОНОК
»
СОСТАВИЛИ ВОСПИТАТЕЛИ:
1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
НЕФЕДОВА В. А.
1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
РУДЬКО Т. А.
2016
Вид проекта
: познавательно -
исследовательский.
Участники проекта
: воспитатели, логопед,
родители и дети старше
подготовительного возраста.
Время проведения проекта
: 6 месяцев.
Проблема:
В реальной действительности в
дошкольных образовательных учреждениях
данный метод (экспериментирование)
применялся неоправданно редко. Несмотря
на многие позитивные стороны, он только с
ведением ФГОС получил более широкое
распространение.
Актуальность темы:
Экспериментирование – эффективный метод познания
закономерностей и явлений окружающего , является одной
из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный
развивающий потенциал. Главное его достоинство в том,
что оно даёт детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, связную речь,
активизирует его мыслительные процессы, включает в себя
активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование
является хорошим средством интеллектуального и
познавательного развития дошкольников.
1 этап – Организационно-подготовительный
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта
Консультация: «Создание условий для
экспериментирования детей дома».
Составление плана проекта.
ВЫБОР ТЕМЫ
Опыты
Вода
Песок
Воздух
Расте-
ния
Разное
Цель проекта
: Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной
деятельности.
Задачи проекта
:
Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую
любознательность.
Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация,
сравнение, обобщение, мышление).
формирование словаря (обширный запас слов и умение им пользоваться,
помогающий выразить мысль наиболее полно и точно).
развитие связной речи (умение выразить свои мысли простыми и сложными
предложениями, в выдвижении предположений, отборе способов проверки,
достижении результата).
Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть
его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и
поведении.
Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении
опытов и экспериментов.
-
Вода и воздух нужны
нам для жизни.
- Из мокрого песка
можно лепить и
строить.
- Снег и лед тают в
тепле.
- Растения растут из
земли.
-
Для чего нужны
опыты?
- Что такое
лаборатория?
- Как получается снег
и дождь?
- Как увидеть
воздух?
-
-
Спросить
взрослых.
- Проделать опыты
и эксперименты.
- Посмотреть
информацию в
книге или
телепередаче.
Что
мы
знаем?
Что мы
хотим
узнать?
Как
можем
узнать?
ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ ПО МЕТОДУ ТРЁХ ВОПРОСОВ.
Предполагаемые
итоги
реализации
проекта
:
Дети проявляют устойчивый познавательный интерес к
экспериментированию;
Выдвигают гипотезы, предположения, способы их
решения, пользуясь аргументацией и доказательствами,
развивая при этом связную речь;
Проявляют инициативу и творчество в решении
поставленных задач;
В диалоге со взрослыми поясняют ход деятельности,
делают выводы.
2
ЭТАП
–
ОСНОВНОЙ
(
ПРАКТИЧЕСКИЙ
)
«РАЗ ПЕСЧИНКА, ДВА ПЕСЧИНКА…»
ОПЫТ СО СЛЕДАМИ
Следы на
мокром песке
Следы на
сухом песке
СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫ
Рассматривание песка и
глины через лупу
СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫ
Мокрые песок и глина
лепится
При высыхании песок
рассыпается, а глина
становится твердой
ОПЫТ: «ВОДОПРОНИЦАЕМОСТЬ ПЕСКА И ГЛИНЫ »
Опыт:
«Песчаные
бури»
Опыт: «Фильтрация
раствора через песок»
ПОДЕЛКИ ИЗ ПЕСКА – МЕТОД
ГРАФФИТИ
ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ
СВОЙСТВА ВОДЫ
Вода прозрачная
Вода не имеет формы
СВОЙСТВА ВОДЫ
У воды нет запаха
У воды нет вкуса
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ: «ЧИСТАЯ ВОДА»
Получение раствора
Фильтрация раствора
ГРАФИК РАСТВОРЕНИЯ И
ФИЛЬТРАЦИИ
ОПЫТ: «ЧТО БЫСТРЕЕ
РАСТАЕТ, СНЕГ ИЛИ ЛЕД? »
ОПЫТ: «В БУТЫЛКЕ ВОДА ЗАМЕРЗНЕТ БЫСТРЕЕ В
СНЕГУ ИЛИ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ?»
ЦВЕТНОЙ ЛЕД
ОПЫТ: «ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО»
ОПЫТ: «ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА»
ОПЫТ: «ВОЗДУХ В СТАКАНЕ»
Опыт: «Воздух есть в
поролоновой губке»
Опыт: «В почве то же есть
воздух»
Опыт: «Шторм на море»
Опыт: «Попадание воздуха
в воду»
ОПЫТ «РЕАКТИВНАЯ СИЛА ВОЗДУХА»
РАСТЕНИЯ
1 ЭТАП ЭКСПЕРИМЕНТА- НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РОСТОМ
ЛУКА В РАЗНЫХ УСЛОВИЯХ ВЫРАЩИВАНИЯ
2ЭТАП
3 ЭТАП
4 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
ВЫРАЩИВАНИЕ КУЧЕРЯВОГО
БАРАШКА
КРЕСС-САЛАТ МОЖЕТ РАСТИ БЕЗ
ЗЕМЛИ
РАЗНОЕ
ВЫРАЩИВАНИЕ ПЛЕСЕНИ
СРАВНЕНИЕ ОТПЕЧАТКОВ ПАЛЬЦЕВ
Оказывается отпечатки
у всех разные
НЕОБЫКНОВЕННАЯ ОДЕЖДА ЧЕЛОВЕКА.
Цвет кожи
разный
Рассматривание
кожи через лупу
ОПЫТ: «ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ С КУРИНОЙ ПЕЧЕНЬЮ ,
ЕСЛИ ЕЕ ПОМЕСТИТЬ В КОКА-КОЛУ И В ВОДУ?»
АНАЛИЗ ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЫ
У детей развивается способность видеть
многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей.
Развивается собственный познавательный опыт с
помощью наглядных средств.
Развивается поисково-познавательная деятельность
детей путем включения их в мыслительные,
моделирующие и преобразующие действия.
Развивается связная речь детей.
Дети стали более инициативными, любознательными,
самостоятельными.
Спасибо
за внимание