Авторы: Сидун Екатерина Алексеевна, Поляк Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №24
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Куклы на Руси"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Куклы на Руси» в подготовительной группе.
Педагог: Сидун Екатерина Алексеевна
Поляк Анна Владимировна
Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
Задачи приоритетной образовательной области:
Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства,
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных
действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира.
Задачи ОО в интеграции:
Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.
Социально-коммуникативное развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,
развитие социального и
эмоционального
интеллекта,
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками.
Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной
инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть
по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого, сочувствовать.
Оборудование для педагога: компьютер; мяч.
Оборудование для детей: нитки разной длинны, ножницы.
Вводная часть
Содержание ННОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательны
е
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.
Кто знает в какой стране мы с вами живем? В
России. А в старину ребята нашу страну
называли Русью.
В далёком прошлом на Руси вечерком, после
трудового дня, взрослые и дети любили
устраивать посиделки, вот как мы с вами
сегодня. На посиделках никто не сидел,
сложа руки. Взрослые и дети вышивали,
вязали, лепили, вырезали игрушки,
обсуждали насущные проблемы. С ранних
лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А
ещё они играли, пели песни, водили
хороводы, любили загадывать и отгадывать
загадки. Отгадаете одну из таких загадок?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (кукла)
А какие бывают куклы? (Деревянные,
пластмассовые, резиновые, тряпичные,
фарфоровые, бумажные и т. д.).
- А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла»
Дети становятся на ковре полукругом,
воспитатель кидает мяч и говорит:
Педагог. Кукла сделана из глины, какая она?
(глиняная)
СКР
Коммуникативная
Беседа
Слово
Эмоциональная
отзывчивость,
развитие
свободного
общения,
развитие
компонентов
речи, расширение
кругозора детей.
Ребенок
п р оя вл я е т
и н и ц и а т и в у
и
самостоятельность,
способен
выбирать
себе
участников
для
совместной
деятельности,
активно
взаимодействует
со
сверстниками,
обладает
развиты м
воображением, владеет
связной речью.
-из резины...
- из дерева...
- из ткани...
- из соломы...
- из бересты...
- из пластмассы...
- из бумаги...
- Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я
предлагаю вам, перенестись в то время и
окунуться в ту атмосферу.
Сегодня я хочу рассказать вам историю куклы
на Руси и показать, как своими руками
сделать такую игрушку.
Основная часть
Содержание ННОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательны
е
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Давайте посмотрим на куклы. Как вы думаете
- все ли они делались для игры?
Действительно, в такие куклы не только
играли – им доверяли защищать и оберегать
самое ценное: здоровье, детей, семью,
урожай и т.д. таких кукол не купишь в
магазинах, сделаны они были своими руками.
Из огромного числа куколок-оберегов можно
выделить такие как:
Воспитатель: Эта кукла называется Зернушка
или Крупеничка. Делали эту куклу после
сбора урожая. Мешочек наполняли зерном,
затем наряжали и бережно хранили.
Зернушка была оберегом на сытость и
ПР, РР, СКР
познавательная,
речевая,
коммуникативная
Беседа
Слово
Эмоциональная
отзывчивость,
развитие
свободного
общения,
развитие
компонентов
речи,
расширение
кругозора детей.
Р е б е н о к
п р о я в л я е т
и н и ц и а т и в у
и
самостоятельность,
способен выбирать себе
у ч а с т н и к о в
д л я
совместной
деятельности,
активно
в з а и м од е й с т вуе т
с о
сверстниками,
обладает
развитым воображением,
владеет связной речью.
достаток в семье.
- А маленькому малышу мама делала куклу –
пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку,
чтоб малыш мог ей играть.
- А вот эта кукла «Кубышка – травницаю
Куклу делали из лекарственных трав. Она
оберегала семью от болезней, у неё в юбочке
лекарственные травы.
Эта кукла называется Десятиручка. Такую
куклу дарили девушке на свадьбу. Она
помогала в разных домашних делах, в
рукоделии.
Давным – давно таких кукол делали не для
продажи, а для себя. Их мастерили,
сматывали, скручивали, сворачивали,
неспешно. С надеждой, а главное с большой
любовью.
Воспитатель: Вот пришло время и нам
заняться рукоделием. Делу – время, а потехе
час, не зря так говорят у нас. Хватит дети,
забавляться, пора делом заниматься!
Сегодня
я
предлагаю
изготовить
куклы-
обереги для вашего дома.
Воспитатель:
Давайте
сначала
разогреем
наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Наша
куколка
гуляла (шагают
по
столу
средний и указательный пальцы)
И
играла,
и
плясала (шагают
по
столу
безымянный и средний пальцы)
До
чего
ж
она
устала (шагают
по
столу
мизинец и безымянный пальцы)
ПР, РР, СКР
познавательная,
речевая,
коммуникативная
Пальчиковая
гимнастика
Беседа
Упражне
ния
Слово
Движения
Эмоциональная
отзывчивость,
развитие
свободного
общения,
развитие
компонентов
речи,
расширение
кругозора детей.
Р е б е н о к
п р о я в л я е т
и н и ц и а т и в у
и
самостоятельность,
способен выбирать себе
у ч а с т н и к о в
д л я
совместной
деятельности,
активно
в з а и м од е й с т вуе т
с о
сверстниками,
обладает
развитым воображением,
владеет связной речью.
Забралась под одеяло (ребенок кладет одну
руку на стол, а другой закрывает ее).
А вы хотели бы иметь таких кукол? Я
думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в
магазине не купишь, а вот сделать мы их
можем. Хотите?
Рассаживайтесь
удобнее
и
смотрите
внимательно.
Для
того
чтобы
сделать
куклу
нам
понадобиться:
1.
Нитки
разной длинны;
2.
Ножницы.
И так начнем.
1.
Берем нитки красного цвета и белого;
2.
Кладем их друг на друга;
3.
Сгибаем по полам;
4.
И завязываем обе стороны нитками;
5.
Таким
образом
у
нас
получилась
голова с волосы;
6.
Далее
мы
делаем
руки,
связываем
полоску по краям;
7.
Торчащие кончики обстригаем;
8.
Получившуюся
полоску
вкладываем
между двумя половинками тела куклы;
9.
А теперь связываем ниточками;
10. В целом кукла готова осталось только
немного подравнять нитки торчащие;
11. Вот и готова наша девочка;
12. А кто делал мальчика нужно разделить
ниточками подол юбки на две ноги и
покороче сделать волосы.
13. И мальчик готов.
СКР, ПР, РР,
познавательная,
речевая,
коммуникативная
СКР, ПР, ХЭР,
познавательная,
речевая,
коммуникативная
Беседа
Слово
Эмоциональная
отзывчивость,
развитие
свободного
общения,
развитие
компонентов
речи,
расширение
кругозора детей.
Р е б е н о к
п р о я в л я е т
и н и ц и а т и в у
и
самостоятельность,
способен выбирать себе
у ч а с т н и к о в
д л я
совместной
деятельности,
активно
в з а и м од е й с т вуе т
с о
сверстниками,
обладает
развитым воображением,
владеет связной речью.
Заключительная часть
Содержание ННОД
Образовательная
область (вид
деятельности)
Формы
работы
Наличие
средства
у детей
Образовательны
е
задачи
Целевые
ориентиры
(характеристики)
Давайте полюбуемся на ваших куколок.
В старину никогда куклы не оставляли на
улице, не разбрасывали по дому их берегли.
Кукол разрешалось брать в гости.
- Сегодня Вы прекрасно потрудились,
замечательно
справились
с
р а б ото й .
Посмотрите, какие у вас получились разные,
красивые,
интере сные
куклы!!!
Вам
понравилось делать кукол?
А
как
вы
их
назовёте?
ДЕТИ
придумывают имя своей кукле.
Я
надеюсь,
вам
понравилось
наше
занятие и хорошее настроение сохранится у
вас на весь день.
Предлагаю поделится своим настроение
с гостями рефлексия.
Коммуникативная,
речевая,
познавательная
Беседа
Слово
Эмоциональная
отзывчивость
детей.
Р е б е н о к
п р о я в л я е т
и н и ц и а т и в у
и
самостоятельность,
способен
выбирать
себе
у ч а с т н и к о в
д л я
совместной
деятельности,
активно
в з а и м од е й с т ву е т
с о
сверстниками.