Напоминание

"Куклы на Руси"


Авторы: Сидун Екатерина Алексеевна, Поляк Анна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №24
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Куклы на Руси"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Куклы на Руси» в подготовительной группе.

Педагог: Сидун Екатерина Алексеевна

Поляк Анна Владимировна

Цель: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.

Задачи приоритетной образовательной области:

Художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания искусства,

реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных

действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира.

Задачи ОО в интеграции:

Речевое развитие: обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи.

Социально-коммуникативное развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,

развитие социального и

эмоционального

интеллекта,

эмоциональной

отзывчивости,

сопереживания,

формирование

готовности

к

совместной

деятельности

со

сверстниками.

Предпосылки учебной деятельности: умение слушать, умение обращаться за помощью, выражать благодарность, следовать полученной

инструкции, доводить работу до конца, вступать в обсуждение, сосредотачиваться на своём занятии, исправлять недостатки в работе. Играть

по правилам, предлагать помощь сверстнику, выражать симпатию. Умение распознавать чувства другого, сочувствовать.

Оборудование для педагога: компьютер; мяч.

Оборудование для детей: нитки разной длинны, ножницы.

Вводная часть

Содержание ННОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовательны

е

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Сядем с вами рядком, да поговорим ладком.

Кто знает в какой стране мы с вами живем? В

России. А в старину ребята нашу страну

называли Русью.

В далёком прошлом на Руси вечерком, после

трудового дня, взрослые и дети любили

устраивать посиделки, вот как мы с вами

сегодня. На посиделках никто не сидел,

сложа руки. Взрослые и дети вышивали,

вязали, лепили, вырезали игрушки,

обсуждали насущные проблемы. С ранних

лет воспитывалось усердие и трудолюбие. А

ещё они играли, пели песни, водили

хороводы, любили загадывать и отгадывать

загадки. Отгадаете одну из таких загадок?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (кукла)

А какие бывают куклы? (Деревянные,

пластмассовые, резиновые, тряпичные,

фарфоровые, бумажные и т. д.).

- А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла»

Дети становятся на ковре полукругом,

воспитатель кидает мяч и говорит:

Педагог. Кукла сделана из глины, какая она?

(глиняная)

СКР

Коммуникативная

Беседа

Слово

Эмоциональная

отзывчивость,

развитие

свободного

общения,

развитие

компонентов

речи, расширение

кругозора детей.

Ребенок

п р оя вл я е т

и н и ц и а т и в у

и

самостоятельность,

способен

выбирать

себе

участников

для

совместной

деятельности,

активно

взаимодействует

со

сверстниками,

обладает

развиты м

воображением, владеет

связной речью.

-из резины...

- из дерева...

- из ткани...

- из соломы...

- из бересты...

- из пластмассы...

- из бумаги...

- Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я

предлагаю вам, перенестись в то время и

окунуться в ту атмосферу.

Сегодня я хочу рассказать вам историю куклы

на Руси и показать, как своими руками

сделать такую игрушку.

Основная часть

Содержание ННОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовательны

е

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Давайте посмотрим на куклы. Как вы думаете

- все ли они делались для игры?

Действительно, в такие куклы не только

играли – им доверяли защищать и оберегать

самое ценное: здоровье, детей, семью,

урожай и т.д. таких кукол не купишь в

магазинах, сделаны они были своими руками.

Из огромного числа куколок-оберегов можно

выделить такие как:

Воспитатель: Эта кукла называется Зернушка

или Крупеничка. Делали эту куклу после

сбора урожая. Мешочек наполняли зерном,

затем наряжали и бережно хранили.

Зернушка была оберегом на сытость и

ПР, РР, СКР

познавательная,

речевая,

коммуникативная

Беседа

Слово

Эмоциональная

отзывчивость,

развитие

свободного

общения,

развитие

компонентов

речи,

расширение

кругозора детей.

Р е б е н о к

п р о я в л я е т

и н и ц и а т и в у

и

самостоятельность,

способен выбирать себе

у ч а с т н и к о в

д л я

совместной

деятельности,

активно

в з а и м од е й с т вуе т

с о

сверстниками,

обладает

развитым воображением,

владеет связной речью.

достаток в семье.

- А маленькому малышу мама делала куклу –

пеленашку. Куколка вкладывалась в ладошку,

чтоб малыш мог ей играть.

- А вот эта кукла «Кубышка – травницаю

Куклу делали из лекарственных трав. Она

оберегала семью от болезней, у неё в юбочке

лекарственные травы.

Эта кукла называется Десятиручка. Такую

куклу дарили девушке на свадьбу. Она

помогала в разных домашних делах, в

рукоделии.

Давным – давно таких кукол делали не для

продажи, а для себя. Их мастерили,

сматывали, скручивали, сворачивали,

неспешно. С надеждой, а главное с большой

любовью.

Воспитатель: Вот пришло время и нам

заняться рукоделием. Делу – время, а потехе

час, не зря так говорят у нас. Хватит дети,

забавляться, пора делом заниматься!

Сегодня

я

предлагаю

изготовить

куклы-

обереги для вашего дома.

Воспитатель:

Давайте

сначала

разогреем

наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Наша

куколка

гуляла (шагают

по

столу

средний и указательный пальцы)

И

играла,

и

плясала (шагают

по

столу

безымянный и средний пальцы)

До

чего

ж

она

устала (шагают

по

столу

мизинец и безымянный пальцы)

ПР, РР, СКР

познавательная,

речевая,

коммуникативная

Пальчиковая

гимнастика

Беседа

Упражне

ния

Слово

Движения

Эмоциональная

отзывчивость,

развитие

свободного

общения,

развитие

компонентов

речи,

расширение

кругозора детей.

Р е б е н о к

п р о я в л я е т

и н и ц и а т и в у

и

самостоятельность,

способен выбирать себе

у ч а с т н и к о в

д л я

совместной

деятельности,

активно

в з а и м од е й с т вуе т

с о

сверстниками,

обладает

развитым воображением,

владеет связной речью.

Забралась под одеяло (ребенок кладет одну

руку на стол, а другой закрывает ее).

А вы хотели бы иметь таких кукол? Я

думаю, что могу вам помочь. Этих куколок в

магазине не купишь, а вот сделать мы их

можем. Хотите?

Рассаживайтесь

удобнее

и

смотрите

внимательно.

Для

того

чтобы

сделать

куклу

нам

понадобиться:

1.

Нитки

разной длинны;

2.

Ножницы.

И так начнем.

1.

Берем нитки красного цвета и белого;

2.

Кладем их друг на друга;

3.

Сгибаем по полам;

4.

И завязываем обе стороны нитками;

5.

Таким

образом

у

нас

получилась

голова с волосы;

6.

Далее

мы

делаем

руки,

связываем

полоску по краям;

7.

Торчащие кончики обстригаем;

8.

Получившуюся

полоску

вкладываем

между двумя половинками тела куклы;

9.

А теперь связываем ниточками;

10. В целом кукла готова осталось только

немного подравнять нитки торчащие;

11. Вот и готова наша девочка;

12. А кто делал мальчика нужно разделить

ниточками подол юбки на две ноги и

покороче сделать волосы.

13. И мальчик готов.

СКР, ПР, РР,

познавательная,

речевая,

коммуникативная

СКР, ПР, ХЭР,

познавательная,

речевая,

коммуникативная

Беседа

Слово

Эмоциональная

отзывчивость,

развитие

свободного

общения,

развитие

компонентов

речи,

расширение

кругозора детей.

Р е б е н о к

п р о я в л я е т

и н и ц и а т и в у

и

самостоятельность,

способен выбирать себе

у ч а с т н и к о в

д л я

совместной

деятельности,

активно

в з а и м од е й с т вуе т

с о

сверстниками,

обладает

развитым воображением,

владеет связной речью.

Заключительная часть

Содержание ННОД

Образовательная

область (вид

деятельности)

Формы

работы

Наличие

средства

у детей

Образовательны

е

задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Давайте полюбуемся на ваших куколок.

В старину никогда куклы не оставляли на

улице, не разбрасывали по дому их берегли.

Кукол разрешалось брать в гости.

- Сегодня Вы прекрасно потрудились,

замечательно

справились

с

р а б ото й .

Посмотрите, какие у вас получились разные,

красивые,

интере сные

куклы!!!

Вам

понравилось делать кукол?

А

как

вы

их

назовёте?

ДЕТИ

придумывают имя своей кукле.

Я

надеюсь,

вам

понравилось

наше

занятие и хорошее настроение сохранится у

вас на весь день.

Предлагаю поделится своим настроение

с гостями рефлексия.

Коммуникативная,

речевая,

познавательная

Беседа

Слово

Эмоциональная

отзывчивость

детей.

Р е б е н о к

п р о я в л я е т

и н и ц и а т и в у

и

самостоятельность,

способен

выбирать

себе

у ч а с т н и к о в

д л я

совместной

деятельности,

активно

в з а и м од е й с т ву е т

с о

сверстниками.



В раздел образования