Автор: Макарова Зоя Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с. Кошки
Населённый пункт: с. Кошки Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: дополнительное образование
Экологическое воспитание младших школьников
Макарова Зоя Петровна, с. Кошки, СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с. Кошки,
педагог дополнительного образования, zoy33152@yandex
Формирование гражданской позиции младших школьников — это многогранный
процесс,
охватывающий
комплекс
задач,
стоящих
перед
учителем:
воспитание
любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; формирование
бережного отношения к родной природе и всему живому, к земле; привитие ребёнку
чувства гордости за свою Родину; воспитание любви и уважения к людям труда,
защитникам Отечества; развитие у детей интереса к явлениям общественной жизни,
т р а д и ц и я м ,
о б ы ч а я м .
Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный
опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что
можно
и
нужно
заниматься
гражданским
воспитанием
уже
в
этом
возрастном
периоде.
Младших
школьников
отличает
жажда
узнавать
окружающий
мир,
получать новые впечатления, отсюда — возникновение интереса к общественной
жизни, отношениям в ней.
Я работаю педагогом дополнительного образования и являюсь руководителем
объединения
«Юный
эколог».
Я
считаю,
что
одной
из
основных
задач
формирования
гражданской
позиции
учащихся
в
процессе
воспитания
является
экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с
формированием гражданской позиции личности определена, во-первых, тем, что
именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа
Отечества
и
любви
к
нему.
Во-вторых,
взаимодействие
ребенка
с
природой
выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной
форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния.
Чтобы
повысить
эффективность
экологического
воспитания
школьников,
использую
различные
формы
и
приёмы
работы:
экологические
занятия
по
запланированным темам, экологические экскурсии , уроки доброты, экологические
акции,
обсуждение и проигрывание
ситуаций,
трудовой десант
«Чистое
село»,
ведение
календарей
природы,
коллекционирование
,
составление
альбомов,
экологические игры (дидактические, соревновательные, игры - путешествия и т.
д.)экологические сказки, экологические тренинги, инсценировки, театрализации.
Но
больше
всего
мне
и
моим
детям
нравится
выполнять
задания,
которые
п о я в л я ю т с я
н а
с а й т е
Э к а
З е л ё н о е
д в и ж е н и е
Р о с с и и
Вместе с героиней Капой мы открываем для себя интересные факты о воде и узнаём
массу новых способов, как беречь этот бесценный ресурс. Общероссийский конкурс
«Хранители воды»: перерабатывая бумагу - экономим воду! «Мобильные технологии
для экологии» : узнаём как мобильная связь помогает спасти природу.
Программа
"Разрядка" по утилизации батареек. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в
мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20м2 земли. В лесной зоне -
это
территория
обитания
2
деревьев,
2
кротов,
1
ёжика
и
нескольких
тысяч
дождевых червей! Мы за два месяца собрали 5-литровую бутылку пальчиковых
батареек. Традиционными стали экскурсии, экологические творческие мастерские
«Вторую
жизнь
бытовым
отходам»,
выпуск
экологических
знаков,
листовок,
обращений к населению села. Занятия проводятся с
использованием ИКТ на
темы: «Берегите электроэнергию», «Не сжигайте мусор!», «Ваш дом не свалка»,
«Пожары и человек», «Красная книга» и другие;
Мероприятия имеют эпизодический и круглогодичный характер:
посев семян
петунии, уход за рассадой, посадка цветов на клумбах и в цветочные горшки для
озеленения классов; операция «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек);
экологические
десанты
и
акции
«Чистая
улица»,
«Школьный
двор»
и
другие;
участие в районных
краеведческих чтениях и окружных научно-практических
конференциях;
полевые
исследования
по
изучению
растительного
и
животного
мира;
дни
экологической
безопасности;
исследовательские работы:
«Пищевые
добавки:
за
и
против»,
«Бытовой
мусор»,
«Вода,
как
её
сберечь»
и
другие.
Результативность
экологической
работы: успешное
выступление
учащихся,
посещающих
кружки
дополнительного
образования
с
исследовательскими
с
работами
на
районных
краеведческих
чтениях,
окружных научно–практических
конференциях.
Вся
эта
работа
способствует
формированию
в
детях
активной
гражданской
позиции.
Нужно
создавать
условия
для
формирования
активной
личности, становления гражданской позиции личности, для реализации её интересов
и прав, для выявления и развития способностей и творчества.
Таким образом, чем
содержательнее
и
целесообразнее
построена
и
организована
деятельность,
тем
больше
возможностей
для
реализации
потребности
в
активной
позиции,
тем
разумнее
строится
процесс
межличностного
общения,
тем
эффективнее
будет
осуществляться
формирование
гражданской
позиции
личности
в
условиях
современного школьного образования.