Напоминание

"Экологическое воспитание младших школьников"


Автор: Макарова Зоя Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с. Кошки
Населённый пункт: с. Кошки Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экологическое воспитание младших школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Экологическое воспитание младших школьников

Макарова Зоя Петровна, с. Кошки, СП ДОД ДДТ ГБОУ СОШ с. Кошки,

педагог дополнительного образования, zoy33152@yandex

Формирование гражданской позиции младших школьников — это многогранный

процесс,

охватывающий

комплекс

задач,

стоящих

перед

учителем:

воспитание

любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; формирование

бережного отношения к родной природе и всему живому, к земле; привитие ребёнку

чувства гордости за свою Родину; воспитание любви и уважения к людям труда,

защитникам Отечества; развитие у детей интереса к явлениям общественной жизни,

т р а д и ц и я м ,

о б ы ч а я м .

Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный

опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что

можно

и

нужно

заниматься

гражданским

воспитанием

уже

в

этом

возрастном

периоде.

Младших

школьников

отличает

жажда

узнавать

окружающий

мир,

получать новые впечатления, отсюда — возникновение интереса к общественной

жизни, отношениям в ней.

Я работаю педагогом дополнительного образования и являюсь руководителем

объединения

«Юный

эколог».

Я

считаю,

что

одной

из

основных

задач

формирования

гражданской

позиции

учащихся

в

процессе

воспитания

является

экологическое воспитание. Связь задачи экологического воспитания учащихся с

формированием гражданской позиции личности определена, во-первых, тем, что

именно природа является эмоционально-чувственной основой формирования образа

Отечества

и

любви

к

нему.

Во-вторых,

взаимодействие

ребенка

с

природой

выступает как самостоятельная деятельность, в которой он выражает в активной

форме свою личностную позицию в отношении страны и ее природного достояния.

Чтобы

повысить

эффективность

экологического

воспитания

школьников,

использую

различные

формы

и

приёмы

работы:

экологические

занятия

по

запланированным темам, экологические экскурсии , уроки доброты, экологические

акции,

обсуждение и проигрывание

ситуаций,

трудовой десант

«Чистое

село»,

ведение

календарей

природы,

коллекционирование

,

составление

альбомов,

экологические игры (дидактические, соревновательные, игры - путешествия и т.

д.)экологические сказки, экологические тренинги, инсценировки, театрализации.

Но

больше

всего

мне

и

моим

детям

нравится

выполнять

задания,

которые

п о я в л я ю т с я

н а

с а й т е

Э к а

З е л ё н о е

д в и ж е н и е

Р о с с и и

Вместе с героиней Капой мы открываем для себя интересные факты о воде и узнаём

массу новых способов, как беречь этот бесценный ресурс. Общероссийский конкурс

«Хранители воды»: перерабатывая бумагу - экономим воду! «Мобильные технологии

для экологии» : узнаём как мобильная связь помогает спасти природу.

Программа

"Разрядка" по утилизации батареек. Одна пальчиковая батарейка, выброшенная в

мусорное ведро, загрязняет тяжёлыми металлами около 20м2 земли. В лесной зоне -

это

территория

обитания

2

деревьев,

2

кротов,

1

ёжика

и

нескольких

тысяч

дождевых червей! Мы за два месяца собрали 5-литровую бутылку пальчиковых

батареек. Традиционными стали экскурсии, экологические творческие мастерские

«Вторую

жизнь

бытовым

отходам»,

выпуск

экологических

знаков,

листовок,

обращений к населению села. Занятия проводятся с

использованием ИКТ на

темы: «Берегите электроэнергию», «Не сжигайте мусор!», «Ваш дом не свалка»,

«Пожары и человек», «Красная книга» и другие;

Мероприятия имеют эпизодический и круглогодичный характер:

посев семян

петунии, уход за рассадой, посадка цветов на клумбах и в цветочные горшки для

озеленения классов; операция «Птицы» (изготовление скворечников и кормушек);

экологические

десанты

и

акции

«Чистая

улица»,

«Школьный

двор»

и

другие;

участие в районных

краеведческих чтениях и окружных научно-практических

конференциях;

полевые

исследования

по

изучению

растительного

и

животного

мира;

дни

экологической

безопасности;

исследовательские работы:

«Пищевые

добавки:

за

и

против»,

«Бытовой

мусор»,

«Вода,

как

её

сберечь»

и

другие.

Результативность

экологической

работы: успешное

выступление

учащихся,

посещающих

кружки

дополнительного

образования

с

исследовательскими

с

работами

на

районных

краеведческих

чтениях,

окружных научно–практических

конференциях.

Вся

эта

работа

способствует

формированию

в

детях

активной

гражданской

позиции.

Нужно

создавать

условия

для

формирования

активной

личности, становления гражданской позиции личности, для реализации её интересов

и прав, для выявления и развития способностей и творчества.

Таким образом, чем

содержательнее

и

целесообразнее

построена

и

организована

деятельность,

тем

больше

возможностей

для

реализации

потребности

в

активной

позиции,

тем

разумнее

строится

процесс

межличностного

общения,

тем

эффективнее

будет

осуществляться

формирование

гражданской

позиции

личности

в

условиях

современного школьного образования.



В раздел образования