Автор: Джапарова Людмила Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №169 г.Кирова
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.
Раздел: дошкольное образование
Развитие
произвольности
и
самостоятельности
у
детей
дошкольного
возраста
посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.
Автор: Джапарова Людмила Геннадьевна, педагог-психолог Высшей квалификационной
категории
В данной статье о вопросе подготовленности детей к школе в качестве одного из
методов
развития
произвольности
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
рассматривается использование на различных занятиях рабочих тетрадей. Рабочие тетради
используются не только с целью развития каких-то специальных способностей, а именно
с целью развития произвольности поведения и самостоятельности.
Ключевые слова: комплекс готовности к школе, преемственность детского сада и
школы, произвольность, самостоятельность, рабочие тетради.
В старшем дошкольном возрасте перед педагогами и родителями встает вопрос о
подготовке ребенка к школьному обучению, о преемственности детского сада и школы.
Готовность к школе включает целый комплекс качеств, которые рассматриваются многими
авторами (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова, Н.И.Гуткина и др.).
Почти все авторы, исследующие готовность к школе, уделяют произвольности особое
место. Дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень
готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым
условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.[5]
У
ребенка
по
мере
развития
его
личности
повышаются
способности
к
произвольной
психической
саморегуляции
и
самоконтролю.
В
младшем
школьном
возрасте
формирование
произвольности
становится
центром
психического
развития:
развиваются
произвольная
память,
внимание,
мышление,
произвольной
становится
организация
деятельности,
дети
учатся
управлять
своим
поведением.
Процесс
этот
довольно сложный и длительный, но он не должен осуществляться стихийно, что может
привести
к
трудновоспитуемости
и
труднообучаемости.
[4]
Если
начать
развивать
и
тренировать способность к произвольности и самостоятельности в детстве, то в зрелом
возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. В
связи
с
этим
большую
значимость
приобретает
поиск
новых
эффективных
средств
развития произвольности в дошкольном возрасте.
Параметры развития произвольности, выделенные Д.Б.Элькониным [6]:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему
способ действия;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предполагаемые в
устной форме;
- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому
образцу.
Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в школу
обладают
достаточно
высоким
уровнем
произвольной
саморегуляции.
Поэтому
необходимо
проводить
специальные
занятия
по
развитию
произвольности
с
детьми
старшего дошкольного возраста.
Существуют разнообразные приемы развития основ произвольности психической
регуляции, среди которых можно предложить использование на разных занятиях детей
старшего дошкольного возраста рабочих тетрадей.
Многие педагоги используют в своей работе различные рабочие тетради, с помощью
которых
развиваются
какие-то
определенные
способности,
такие
как
логика,
счет,
ознакомление со временем, информатикой, развитие мелкой моторики руки. Но материал
этих тетрадей позволяет развивать одновременно и произвольность
у детей. Рабочие
тетради позволяют развить произвольность в работе над заданиями, позволяют работать
самостоятельно, соблюдая свой темп в работе, оценивать свои результаты. Дети во время
работы в тетрадях знакомятся с основами деятельности: планирование, организация и
последовательное осуществление задуманного, получение нужного результата. В процессе
выполнения заданий формируются настойчивость, старательность, целеустремленность.
Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата –
выполненного правильно задания.
Поэтому
педагог
в
ходе
проведения
занятий
с
дошкольниками
должен
использовать рабочие тетради не только с целью развития каких-то способностей, но и с
определенной целью развития произвольного поведения и самостоятельности, при этом
пристальное внимание нужно обратить на предлагаемый разнообразный материал таких
тетрадей.
Для
того,
чтобы
материал
в
рабочих
тетрадях
служил
и
для
развития
произвольности у детей старшего дошкольного возраста,
педагог при выборе рабочих
тетрадей должен обратить внимание на содержание заданий в тетрадях: задания для
развития
самостоятельности
должны
носить
постепенно
усложняющийся
характер,
должны быть аналогичные задания на всем протяжении работы с тетрадями,
должны
использоваться различные по характеру задания с устным объяснением и выполнение по
образцу, задания должны повышать интерес к работе, иметь игровой характер.
Используется работа в тетрадях на занятии с детьми как одна из частей этого
занятия, при этом для развития произвольности и самостоятельности педагогу на занятии
необходимо обращать внимание:
-
на
анализ результатов выполнения заданий – для развития произвольности
задания должны быть выполнены не только правильно, но должны быть завершены, без
общей небрежности, торопливости;
- на оценку выполненной работы – для развития адекватной самооценки и развития
произвольности поведения ребенок должен оценить результат своей работы;
- на темп работы над заданиями – работа в тетрадях позволяет работать каждому
ребенку, соблюдая свой темп работы.
Для
примера
можно
порекомендовать
рабочую
тетрадь
для
развития
познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста «Веселые задачки для
маленьких умников» С.Е. Гавриной и Н.Л. Кутявиной [3].
Для определения уровня развития произвольности детей старшего дошкольного
возраста используются тест «Домик» Н.И.Гуткиной [2] и «Лабиринты» Д.Векслера [1].
Литература:
1. Филоненко Ю., Тимофеев В. Методика исследования интеллекта у детей Векслера Д.,
С-Птб, 1994.
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Веселые задачки для маленьких умников, Ярославль,2005.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.
5. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы
(под ред. И.В. Дубровиной). М., 1995.
6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей (под ред.
Д.Б.Эльконина и А.Л.Венгера). М.,1981.