Напоминание

Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.


Автор: Джапарова Людмила Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МКДОУ №169 г.Кирова
Населённый пункт: г.Киров
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие произвольности и самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие

произвольности

и

самостоятельности

у

детей

дошкольного

возраста

посредством использования на занятиях рабочих тетрадей.

Автор: Джапарова Людмила Геннадьевна, педагог-психолог Высшей квалификационной

категории

В данной статье о вопросе подготовленности детей к школе в качестве одного из

методов

развития

произвольности

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

рассматривается использование на различных занятиях рабочих тетрадей. Рабочие тетради

используются не только с целью развития каких-то специальных способностей, а именно

с целью развития произвольности поведения и самостоятельности.

Ключевые слова: комплекс готовности к школе, преемственность детского сада и

школы, произвольность, самостоятельность, рабочие тетради.

В старшем дошкольном возрасте перед педагогами и родителями встает вопрос о

подготовке ребенка к школьному обучению, о преемственности детского сада и школы.

Готовность к школе включает целый комплекс качеств, которые рассматриваются многими

авторами (Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Н.Г.Салмина, Е.Е.Кравцова, Н.И.Гуткина и др.).

Почти все авторы, исследующие готовность к школе, уделяют произвольности особое

место. Дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень

готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым

условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.[5]

У

ребенка

по

мере

развития

его

личности

повышаются

способности

к

произвольной

психической

саморегуляции

и

самоконтролю.

В

младшем

школьном

возрасте

формирование

произвольности

становится

центром

психического

развития:

развиваются

произвольная

память,

внимание,

мышление,

произвольной

становится

организация

деятельности,

дети

учатся

управлять

своим

поведением.

Процесс

этот

довольно сложный и длительный, но он не должен осуществляться стихийно, что может

привести

к

трудновоспитуемости

и

труднообучаемости.

[4]

Если

начать

развивать

и

тренировать способность к произвольности и самостоятельности в детстве, то в зрелом

возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. В

связи

с

этим

большую

значимость

приобретает

поиск

новых

эффективных

средств

развития произвольности в дошкольном возрасте.

Параметры развития произвольности, выделенные Д.Б.Элькониным [6]:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему

способ действия;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предполагаемые в

устной форме;

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому

образцу.

Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в школу

обладают

достаточно

высоким

уровнем

произвольной

саморегуляции.

Поэтому

необходимо

проводить

специальные

занятия

по

развитию

произвольности

с

детьми

старшего дошкольного возраста.

Существуют разнообразные приемы развития основ произвольности психической

регуляции, среди которых можно предложить использование на разных занятиях детей

старшего дошкольного возраста рабочих тетрадей.

Многие педагоги используют в своей работе различные рабочие тетради, с помощью

которых

развиваются

какие-то

определенные

способности,

такие

как

логика,

счет,

ознакомление со временем, информатикой, развитие мелкой моторики руки. Но материал

этих тетрадей позволяет развивать одновременно и произвольность

у детей. Рабочие

тетради позволяют развить произвольность в работе над заданиями, позволяют работать

самостоятельно, соблюдая свой темп в работе, оценивать свои результаты. Дети во время

работы в тетрадях знакомятся с основами деятельности: планирование, организация и

последовательное осуществление задуманного, получение нужного результата. В процессе

выполнения заданий формируются настойчивость, старательность, целеустремленность.

Детям становится понятна связь между действиями и получением хорошего результата –

выполненного правильно задания.

Поэтому

педагог

в

ходе

проведения

занятий

с

дошкольниками

должен

использовать рабочие тетради не только с целью развития каких-то способностей, но и с

определенной целью развития произвольного поведения и самостоятельности, при этом

пристальное внимание нужно обратить на предлагаемый разнообразный материал таких

тетрадей.

Для

того,

чтобы

материал

в

рабочих

тетрадях

служил

и

для

развития

произвольности у детей старшего дошкольного возраста,

педагог при выборе рабочих

тетрадей должен обратить внимание на содержание заданий в тетрадях: задания для

развития

самостоятельности

должны

носить

постепенно

усложняющийся

характер,

должны быть аналогичные задания на всем протяжении работы с тетрадями,

должны

использоваться различные по характеру задания с устным объяснением и выполнение по

образцу, задания должны повышать интерес к работе, иметь игровой характер.

Используется работа в тетрадях на занятии с детьми как одна из частей этого

занятия, при этом для развития произвольности и самостоятельности педагогу на занятии

необходимо обращать внимание:

-

на

анализ результатов выполнения заданий – для развития произвольности

задания должны быть выполнены не только правильно, но должны быть завершены, без

общей небрежности, торопливости;

- на оценку выполненной работы – для развития адекватной самооценки и развития

произвольности поведения ребенок должен оценить результат своей работы;

- на темп работы над заданиями – работа в тетрадях позволяет работать каждому

ребенку, соблюдая свой темп работы.

Для

примера

можно

порекомендовать

рабочую

тетрадь

для

развития

познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста «Веселые задачки для

маленьких умников» С.Е. Гавриной и Н.Л. Кутявиной [3].

Для определения уровня развития произвольности детей старшего дошкольного

возраста используются тест «Домик» Н.И.Гуткиной [2] и «Лабиринты» Д.Векслера [1].

Литература:

1. Филоненко Ю., Тимофеев В. Методика исследования интеллекта у детей Векслера Д.,

С-Птб, 1994.

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.

3. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Веселые задачки для маленьких умников, Ярославль,2005.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 1996.

5. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы

(под ред. И.В. Дубровиной). М., 1995.

6. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей (под ред.

Д.Б.Эльконина и А.Л.Венгера). М.,1981.



В раздел образования