Автор: Ахметова Татьяна Юрьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ г.Белово
Населённый пункт: Белово (Кемеровская область)
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Взаимодействие с родителями при работе с одаренными детьми на примере детского объединения «Экспрессия»
Раздел: дополнительное образование
Взаимодействие с родителями при работе с одаренными детьми на
примере детского объединения «Экспрессия»
Ахметова Т.Ю.,
педагог дополнительного образования
МБУДО «Дворец творчества детей и молодёжи
имени Добробабиной А.П. города Белово»
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за
всю историю его существования.
Семья
и
дополнительное
образование
-
два
важных
института
социализации
детей.
Их
воспитательные
функции
различны,
но
для
всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Успешность
воспитательного
процесса зависит
от
того,
как
складываются
отношения
между
педагогами,
учащимися
и
родителями.
Родители
и
педагоги
–
воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть
успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками.
Семья
одаренного
или
способного
ребенка
во
всех
случаях
имеет
непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Задача
семьи
состоит
в
том,
чтобы
вовремя
увидеть,
разглядеть
способности
ребёнка,
задача
учреждения
дополнительного
образования
–
не
только
получить информацию, но и поддержать ребёнка и развить его способности в
сотрудничестве с родителями.
На
развитие
одаренности
ребенка
влияет
отношение
родителей.
Некоторые относятся отрицательно, другие просто игнорируют, третьи –
положительно.
Поэтому
задача
педагога
дополнительного
образования
–
создать
ребенку
и
его
семье
комфортные
условия
для
развития
творческого
потенциала, что я и стараюсь сделать.
Уже в раннем дошкольном возрасте
можно встретить таких детей,
которые нуждаются не только в работе на занятиях, но и стремятся попасть
в
танцевальный
номер,
придумать
танцевальную
комбинацию,
повторить
1
движения ребят из старших групп, тем самым развивая свои возможности в
творческой деятельности.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой: как организовать работу с
родителями одаренных детей?
Исходя из своего опыта, я использую следующие формы работы это:
- дни открытых дверей (родители посещают учреждение, знакомятся с
педагогом
и
его
деятельностью,
репертуаром
детского
объединения
«Экспрессия»);
- совместная деятельность педагога и родителей (это тесный контакт и
сотрудничество родителей и педагога, у нас проходит
семейный конкурс,
такой
как
«Мисс
и
миссис»,
родители
с
удовольствием
участвуют
в
различных
праздниках
таких
как
«8
марта»,
«День
защиты
детей»,
в
спортивном
мероприятие
«Вперед,
быстрей»,
что
дает
положительный
результат в обучение и воспитание ребенка);
- творческие отчеты (в течение учебного года учащиеся выступают на
различных
мероприятиях
и
праздниках
учреждения,
а
в
конце
года
представляем отчетную программу в нутрии учреждения).
В педагогике и психологии существует дифференцированный подход
для работы с родителями, его я и использую в своей деятельности, данный
подход
основывается
на
выборе
типа
семьи
к
которой
принадлежит
одаренный ребенок это могут быть следующие типы семей: Первый тип
Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая
моральная
атмосфера,
дети
получают
возможность
для
развития
своих
способностей.
Частое
вмешательство
педагога
здесь
не
нужно,
хотя
отдельные
советы
и
предостережения,
связанные
с
особенностями
воспитания, не исключаются.
Второй тип семьи
Семьи,
характеризующиеся
нормальными
отношениями
между
родителями,
но
при
этом
не
обеспечивающие
положительную
направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых»
забот
родителей,
в
связи,
с
чем
у
ребенка
развиваются
эгоистические
тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога. Третий тип семьи
2
Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они
сами
не
могут
разобраться
в
своих
отношениях.
Ни
о
каком
разумном
воспитании
нет
и
речи,
все
пущено
на
самотек.
Нужно
активное
педагогическое
воздействие,
чтобы
изменить
микроклимат
в
семье,
не
потерять растущего в ней человека. Четвертый тип семьи это
Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность,
отсутствуют
истинные
нравственные
ценности,
эмоциональная
связь
поколений
часто
нарушена.
Но
некоторые
дети
хорошо
усваивают
психологию
внешнего
благополучия,
поэтому
воспитательная
работа
с
такими семьями особенно трудна. И пятый тип семьи
Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы,
аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога.
Так же я строю свою работу с родителями одаренных детей используя
методику контактного взаимодействия разработанную Филоновым Л.Б.
Согласно этой методике установление контактов с родителями происходит в
шесть стадий.
1.
Поиск
контактов
(При
первом
общении я собираю
полную
информацию о ребёнке. Заостряю внимание на положительных качествах
ребенка).
2. Поиск общей темы (провожу анкетирование
родителей на тему
«Семейные
традиции»,
которое
мне
помогает
для
работы
в
детском
объединение «Экспрессия», использую метод наблюдения и индивидуальные
беседы с родителями).
3.
Установление
общих
требований
к
воспитанию
ребенка
(педагогическое
сотрудничество,
то
есть
это
обучение
без
принуждения,
совместная деятельность направленная на развитие творческих способностей
учащегося).
4.
Упрочнение
сотрудничества
в
достижении
общей
цели
(стадия
прогнозирования возможных вариантов отношений педагога с родителями на
основе типов семей).
3
5.
Реализация
индивидуального
подхода
(выработка
ряда
согласованных мер с родителями, направленных на воспитание и физическое
развитие ребенка).
6.
Совершенствование
педагогического
сотрудничества
(анализ
совместных действий родителей и педагога).
Мне очень важно, чтобы родители обратили внимание на то, чем мы
живем. Для них мы показываем свои танцевальные номера на праздниках,
творческих отчётах, концертах.
Положительная оценка деятельности нашего коллектива со стороны
другими людьми стимулирует не только желание детей посещать занятия, а
так же желание родителей участвовать в жизнедеятельности объединения.
Чтобы поддерживать связь с родителями необходимо предоставлять им
своевременную и достоверную информацию о деятельности д.о.
То
есть
я, регулярно провожу родительские собрания, на которых
показываю работу д.о в форме творческого отчёта или просмотра фото и
видеоматериала, делюсь с проблемами (найти транспорт для поездки на
конкурс, изготовить реквизит и тд.).
Родителей, которые сотрудничают с д.о я
вовлекаю в совместную
деятельность через:
организационно
-
деятельностные
занятия,
то
есть,
изучив
деятельность семей и даже хобби некоторых родителей, я прошу помощи в
каком
либо
деле.
Так,
например
мама
одной
из
учащихся
занимается
изготовлением «резиночек» для волос, что очень нам пригодилось, когда она
сделала головные украшения к номеру «Лягушата».
Папа другой воспитанницы смастерил для постановки «Пингвинята»
реквизит «Яйцо».
В ноябре 2015 года родители организовали бесплатный транспорт для
участие в международном конкурсе «Семь ступеней» в город Кемерово.
Результат работы по взаимодействию педагога с родителями одаренных
детей в д.о «Экспрессия» можно увидеть в следующем :
-во
первых,
в
положительных
результатах
одаренных
учащихся,
участвующих в разноуровневых конкурсах;
4
- во вторых, по окончании учебного года каждый одаренный ребенок
награждается
грамотами,
родители,
которые
поддерживают
творческое
развитие
своего
ребенка,
отмечаются благодарственными
письмами
администрацией учреждения.
Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот
головой,
восторженный
рассказ
о
достижениях
своего
чада
друзьям
и
родственникам – это то, ради чего дети готовы рисовать, строить, лепить,
танцевать,
петь,
в
общем,
творить,
и
то,
ради
чего необходимо
взаимодействовать с родителями.
Список литературы
1.
Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика[Текст]:
учеб.
пособие / Б.М.
Бим-Бад. - Москва: Изд-во Флинта, 2014. - 158 c.
2.
Кравченко, В. М. Психология и педагогика[Текст]:
учеб. пособие / В.
М. Кравченко. – Москва: Изд-во Риор, 2014. – 128 с.
3.
Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы [Текст]:
учеб.пособие для преподавателей / А. М. Руденко. – Ростов н/Д: Изд-во
Феникс, 2015. – 125 с.
5