Автор: Устюжанина Екатерина Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №63
Населённый пункт: г.Белово, Кемеровская область
Наименование материала: Рекомендации для педагогов
Тема: "Как правильно провести родительское собрание"
Раздел: дошкольное образование
Родительское собрание проводим в три этапа. На первом
этапе подготовка к собранию, затем как провести собрание,
а на заключительном этапе подводим итоги. Именно на
собраниях у воспитателя есть возможность ознакомить
родителей с задачами, содержанием, методами воспитания
детей дошкольного возраста в условиях детского сада и
семьи. От воспитателя требуется творческий подход и
первое это:
Слайд 3
1 Этап .
Подготовка родительского собрания
-
можно
начинать не позднее чем за две недели до его проведения.
2. Как сформулировать тему собрания - чтобы
сформулировать темы собраний, надо проанализировать
воспитательный и образовательный процесс в д/саду,
изучить интересы родителей. Составить список проблем,
которые нужно решить. Исходя из проблем и изменений
сформулировать примерные темы родительских собраний и
указать их в планах собрания. Темы формулировать ясно и
понятно. Актуальные и понятные темы вызовут у родителей
положительную мотивацию, настроят их на доверительное
общение и открытое обсуждение проблем.
3. Как и кого назначить организатором родительского
собрания – поручить организовать и провести собрание тем
работникам, которые отвечают за взаимодействие с
родителями: это воспитатели, старший воспитатель может
быть.
4. Как составить план собрания - организаторам
собрания за три дня до встречи составить план, проверить,
чтобы была тема и цель собрания, место проведения, число
участников, повестку дня, временные затраты каждого
выступления. Надо проследить, чтобы каждое выступление
не получилось длинным – иначе родители могут вас
прервать, сославшись на регламент; сложным по
содержанию – родительская аудитория состоит из людей с
разной степенью подготовленности, образования, культуры;
банальным – общеизвестные истины при «подаче в лоб»
вызовут у родителей скуку; абстрактным – включайте в
текст выступления конкретные сведения, которые
интересны родителям.
5. Какой информационный материал подготовить – в
качестве материала можно использовать иллюстрации,
видеозаписи, документы, презентации, раздаточный
материал с советами, подготовить выставку творческих
работ детей.
6. Как оповестить родителей о собрании – пригласить на
собрание дважды. Первый раз за неделю, чтобы родители
смогли заранее спланировать своё участие. Второй раз – за
три дня, чтобы подтвердить тему, время и место.
Оповестить можно разными способами: повесить
объявление, объявить устно, раздать пригласительные
билеты, выслать сообщение на электронную почту или на
мобильную связь.
7. Как выбрать место – в зависимости от формы
проведения и количества участников. Мебель разместить,
так чтобы все участники хорошо видели и слышали друг
друга. Приготовить технические средства: ноутбуки,
видеопроекторы, также ручки, карандаши, бумагу.
8. Как уведомить охранников - составить список с
именами и фамилиями родителей за день до собрания, с
документом удостоверяющих личность.
СЛАЙД 4.
2 ЭТАП. Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей:
вводной, основной и «разное». Время проведения собрания
– 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
1. Вводная часть призвана организовать родителей, создать
атмосферу доброжелательности и доверия,
сконцентрировать их внимание, замотивировать на
совместное решение проблем. Это можно сделать путем
сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких
игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный
фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи,
которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть собрания может быть разделена на два –
три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления
воспитателя группы, старшего воспитателя или других
специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты
рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть
коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость
внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными
слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям,
приводить примеры из практики воспитания детей в семье и
детском саду, анализировать педагогические ситуации,
предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с
детьми, игр, прогулок и т.д.
Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще нужно
использовать в качестве примеров моменты из жизни детей
группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не
надо называть их фамилии. В ходе своего сообщения
педагоги должны избегать предъявления претензий к
родителям и детям, обсуждения личности конкретного
ребенка; не следует констатировать неудачи детей, главное –
совместными усилиями выработать пути решения
обсуждаемых проблем.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от
одной ситуации к другой можно разделять короткой
музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации по возможности
лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений можно
использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и
интервью детей группы, схемы и графики, наглядно
представленные тезисы и выступления. Все это будет
способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно
использовать следующие методы: лекцию, дискуссию,
конференцию, которые могут быть и отдельными формами
работы с семьями воспитанников.
3. В третьей части родительского
собрания – «разное» – обсуждаются вопросы содержания
ребенка в детском саду, проведения досуга, организации
совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется
заранее продумать несколько вариантов решения проблемы,
которые будут предложены родителям для обсуждения,
договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на
себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее
решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи,
перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых
вопросов, зафиксированные в протоколе.
3. ЭТАП. Итоги собрания. Чтобы подвести итоги
собрания, составить протокол. Для учёта и анализа хода
встречи дополнительно оформить журнал учёта протоколов
и карту анализа собрания.
Как заполнить протокол родительского собрания у нас у
всех есть структура заполнения.
В журнале учёта протоколов родительских собраний надо
предусмотреть шесть основных граф: дату и вид собрания,
состав участников, замечания и предложения, отметку о
выполнении, подпись и фамилию ответственного.
Карта анализа проведения родительского собрания
разрабатывается в свободной форме, для того, чтобы
оценить подготовку собрания и планирования мероприятий,
которые повысят явку и удовлетворённость родителей.