Напоминание

Специфика обучения детей речевому этикету в режиме занятий в ДОУ


Автор: Онищенко Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с
Населённый пункт: п . Усть–Донецкий, Ростовская область
Наименование материала: мастер класс
Тема: Специфика обучения детей речевому этикету в режиме занятий в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

1. Специфика обучения детей речевому этикету в режиме занятий в

ДОУ…………………………………………………………

2. Средства формирования основ этикетной вербализации поведенческой

культуры у детей дошкольного возраста

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эффективности речи особенно важна сегодня, когда осознается

потребность в правильном, убедительного слове. Современный человек живет в

социуме, где решает множество задач коммуникативного характера. Но любая

коммуникативная ситуация предполагает применение формул речевого этикета и

соблюдение правил речевого поведения. По этому фактору оценивается человек,

его ментальный колор, уровень умственного, духовного и культурного развития.

Процесс общения, его мотивация, техника и результативность – явление

сложное, определяющее качество жизни каждого конкретного человека,

независимо от возраста.

Общение – это искусство, которым человек овладевает постепенно, с детства, и

умения его развиваются с усложнением своего жизненного опыта. И оттого,

насколько раньше началось овладение этикетом, постижение первых элементов

и универсальных законов общения, зависит многое в жизни человека, в т.ч. и

ребенка.

Уже дошкольнику необходимо соблюдение правил речевого этикета, поскольку

помогает моделировать свое поведение (в т.ч. речевое) в различных

коммуникативных ситуациях со сверстниками и взрослыми и достигать

максимального результата. Вежливый, воспитанный ребенок вызывает у

окружающих доброжелательное отношение к себе, что способствует

сохранению его собственного комфорта и доброжелательности по отношению к

окружающему миру. Владеющий этикетом ребенок способен этически грамотно

выразить эмоции и чувства: радость, желание, просьбу, обиду, недовольство,

отстоять свое мнение.

Однако процесс овладения этикетом длителен, требует от воспитателя особого

такта в отработке речевых умений у воспитанника, а также специального

оснащения в виде комплекта обучающих средств, поскольку в массе постоянно

изменяющейся и обновляющейся информации сложно своевременно отобрать

необходимый материал с учетом возраста эмоциональных доминант детского

коллектива в ДОУ. Эту проблема частично решает данный проект, что позволяет

квалифицировать его как актуальный.

Цель проекта: создать банк материалов, позволяющий воспитателю ДОУ

осуществить ознакомление детей с речевым этикетом и отработать умения

применять полученные знания в стандартных коммуникативных ситуациях.

Объект исследования: речевой этикет – формулы хорошего тона, отобранные

народной культурой 3-4 лет в стандартных речевых ситуациях.

Предмет исследования: игровые приемы и модели успешного обучения,

позволяющие дошкольникам 3-4 лет легко и эмоционально комфортно овладеть

основами речевого этикета в стандартных речевых ситуациях.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. Выявить актуальный уровень владения дошкольниками речевым этикетом.

3. Познакомиться с произведениями детской художественной литературы,

методом сплошной выборки выбрать речевые ситуации общения для занятий с

детьми 3-4 лет.

4. Составить картотеку игр и упражнений по обучению речевому этикету детей

4-5 лет.

5. Разработать и опробовать систему занятий по обучению речевому этикету для

детей 3-4 лет ДОУ.

Практическая значимость проекта: комплект занятий, картотека творческих игр

и речевыми ситуациями позволят обеспечить комплекс занятий с детьми 3-4 лет

по овладению речевым этикетом в стандартных речевых ситуациях.

1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ В РЕЖИМЕ

ЗАНЯТИЙ В ДОУ

Речевой этикет – это система вербальных единиц, формул хорошего тона,

обеспечивающих комфорт в общении и способствующих установлению

доброжелательных дружеских или партнерских отношений различных в

жизненных ситуациях.

Речевой этикет привязан к ситуации речевого общения и ее параметрам:

личностям собеседников, месту, времени, мотиву и цели общения. Как комплекс

языковых явлений, он ориентирован на адресата и проявляет личность

говорящего, его понятие об иерархии и «правилах игры» в общении.

(Простейший пример – использование местоимений «ты» и «вы» в обращении к

реципиенту в речевых ситуациях разного характера).

Прежде чем рассмотреть правила речевого поведения в стандартизированных

(т.е. типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения, необходимо

определить их доминантный набор. К доминирующим, как правило, относят

следующие ситуации:

· обращение с целью привлечения внимания;

· приветствие;

· знакомство;

· прощание;

· извинение;

· благодарность;

· поздравление;

· пожелание;

· соболезнование;

· сочувствие;

· приглашение;

· просьба;

· совет;

· одобрение;

· комплимент.

Кроме того, огромную роль в коммуникации играют и невербальные средства:

интонация, жесты, мимика, сопровождающие их. И потому есть необходимость

знакомить ребенка с этими дополняющими средствами, чтобы окончательно

оформить универсальные правила общения. Их умелое использование будет

свидетельствовать о чувстве меры и свободе общения.

Дошкольники только начинают овладевать основами речевого этикета и

тонкостью общения, однако, как показывает практика, коммуникативные модели

их общения многочисленны и достаточно разнообразны. Универсальные

формулы вежливости при обучении необходимо рассматривать, учитывая

множество факторов: место, время общения, возраст собеседника, его занятость

и психологически-эмоциональное состояние, осознание мотива поведения и

цели своей коммуникативной позиции и пр.

Ребенок овладевает правилами коммуникации в практике общения. Но

необходимы занятия, которые позволят ему осознать речевое поведение

окружающих и свое собственное. На этих он познакомится с посильным

объемом знаний в области речевого этикета и осознает себя причастным к языку

и культуре своего народа, ее носителем и пользователем.

На занятиях в ДОУ дошкольник должен познакомиться с доминантным набором

стандартных коммуникативных ситуаций, рассмотреть их с т.з. ролевых позиций

коммуникаторов; усвоить разнообразные формулы речевого этикета в данных

ситуациях; овладеть доступными способами «развертывания» вежливых

формул; научиться контролировать невербальное проявление чувств и эмоций:

мимику, жестикуляцию и пр.

На выходе после комплекса занятий ребенок должен уметь избирательно

пользоваться этикетными речевыми формулами, соотнося с обстоятельствами

общения и особенностями собеседника.

Обучение речевому этикету осуществляется в группе детей как необъемлемый

элемент занятий по формированию пространстве детской группы

доброжелательных отношений друг к другу. Каждая ситуация такого речевого

общения предусматривает:

· обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,

· обучение детей способам их «развертывания»;

· учет сопровождения вербализации невербальными средствами: интонацией,

мимикой, жестами.

Наблюдения за повседневным общением детей показывают, что разные

ситуации стандартизированного общения усвоены детьми не в одинаковой

степени. Некоторые ситуации, а именно приветствие, прощание, благодарность,

привычны детям, и в них они действуют привычно, не задумываясь. В других

ситуациях им необходимо сосредоточиться. К таким относятся извинение,

просьба, знакомство. Третьи ситуации вызывают у них определённые трудности:

сочувствие, приглашение, предложение, комплимент.

Дети употребляют разное количество формул речевого этикета: от 2 до 6-7.

Развёрнутые формулы речевого этикета, а именно адресованность и

мотивировка, встречались у детей не во всех ситуациях общения. Причины

индивидуальны, степень владения нормами вежливости обусловлены прежде

всего атмосферой в семье, большое влияние оказывает речевая агрессия

окружающей среды – улицы, двора, общественных мест, где бывает ребенок с

родителями на прогулке и пр. Разумеется, воспитатель учитывает эти факторы и

анализирует на занятиях способы нейтрализации негатива в ситуации с

проявлением речевой агрессии.

Работа по формированию умений соблюдать речевого этикета у детей

дошкольного возраста (3-4 лет) осуществляется поэтапно. В данном проекте

были выбраны такие ситуации стандартизированного речевого общения, как

приглашение и предложение. Необходимость обучения умению пользоваться

формулами речевого этикета в этих ситуациях (приглашение, предложение)

обусловлена, во-первых, тем, что они часто встречаются в общении

дошкольников, но детей не учат использовать в формулы речевого этикета,

обслуживающие эти ситуации; во-вторых, для быстрого и успешного

установления дружеских контактов детей.

Для данной ситуации были подобраны варианты формул и выражений речевого

этикета.

Инициативные формулы речевого этикета Ответные формулы речевого этикета

Прошу…; Возьмите…; Садитесь,

пожалуйста; Хотите (хочешь), я

помогу? Хорошо, я согласен; Спасибо; Большое спасибо; Спасибо, не

беспокойтесь; Спасибо, я сам (-а); Извините, но…

Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и

выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей

последовательностью:

1-й этап – восприятие формул речевого этикета.

Работа направлена на обогащение и активизацию словаря детей за счёт формул

и выражений речевого этикета и обращений к адресату. Она начинается с

организации восприятия формул и выражений речевого этикета. Для реализации

поставленной задачи используется художественная литература, инсценировки

фрагменты анимации.

Преимущественное восприятие детьми формул речевого этикета происходить,

прежде всего, в повседневной жизни. Воспитателем используется любая

возможность, чтобы проговаривать вслух. Ребёнку подсказывается, как ему

предложить что-либо сделать или пригласить старшего или сверстника.

Поощряются попытки использования ребенком формул речевого этикета:

- Вы заметили, как встретил Гриша Наталью Петровну? Он сказал: «Садитесь,

пожалуйста, Наталья Петровна!»

- Давайте пригласим ребят из приёмной в группу, скажем им: «Проходите,

пожалуйста, обед накрыт»;

- Сказать вам, как Глеб предложил мне поиграть с ним? Он сказал: «Татьяна

Александровна, давайте с вами поиграем в эту игру».

Восприятие формул речевого этикета и выражений речевого этикета происходит

и в процессе чтения художественной литературы, когда внимание детей в беседе

по книге акцентируется на вежливых фразах, употребляемых героями

произведений. Чтение таких произведений способствует развитию

положительного отношения к вежливости и её проявлению в поведении,

желание запомнить средства ее выражения. Использовались такие произведения

как «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В

гостях у Нюши», «Звонит телефон» «Разговор по телефону», «Маша», «До

свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславской, Э. Мошковская «Вежливое

слово» В. Осеевой.

Наблюдения за деятельностью и общением детей на этой ступени усвоения

формул речевого этикета показали, что уже на этом этапе

использования формул речевого этикета в ситуации приглашения

(предложения). Например, в игре, разговор по телефону:

- Алло! Полина, это ты? Здравствуй! Это я, Катя. Я хочу пригласить тебя на день

рождения.

- Спасибо за приглашение. Я приду.

2-й этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета,

характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.

На этом этапе используется система игр и упражнений, побуждающих детей к

многократному проговариванию формул речевого этикета.

Вначале выбираются игры, по правилам которых требовалось воспроизвести

заданные речевые образцы. А затем игры, предполагающие самостоятельный

выбор и использование речевых формул детьми.

В работе по организации воспроизведения формул можно использовать

следующие игры:

1. Словесная игра «Волшебник». Цель: вызвать у детей репродуктивное

воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения.

2. Дидактическая игра «Дети учат Незнайку». Цель: продолжать упражнять

детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений.

3. Игровая ситуация «Подбери слова». Цель: выявить, какие формулы и

выражения приглашения, предложения запомнили дети.

4. Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В

магазине».

После предложенного примера приглашения дети вспоминали свои ситуации

приглашения и предложения чего-либо и формулы, которыми они пользовались

в этих ситуациях. По аналогии рассматривались другие игровые ситуации.

Задания постепенно усложнялись для воспроизведения вариативных формул.

Игры, предлагающие самостоятельное воспроизведение формул детьми,

показали, что дети значительно чаще и к месту стали использовать формулы в

данной ситуации общения.

3-й этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.

На этом этапе обучение предполагало восприятие развёрнутых формул и их

воспроизведение в ситуации приглашения, предложения. В ходе работы

выявилась такая особенность: дети без особого затруднения в развёртывании

формул пользовались адресованностью, а мотивированность в формулах

вызывала затруднения. Это побудило использовать для закрепления формул с

развёртыванием те же игры и упражнения, что на втором этапе, но задачи

усложнялись. Проведённая на этом этапе работа способствует тому, что дети

научились понимать смысл развёрнутых фраз. Использование приглашений,

предложений значительно помогает дошкольникам в повседневных контактах.

Дети быстрее идут на контакт со взрослыми, детские приглашения и

предложения адресованны и со временем мотивированны. В совместных играх

диалоги становятся более индивидуальными.

4-й этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством

интонации, мимики.

Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого

этапа определяется логикой усвоения речевого материала от восприятия средств

речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к

самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в

повседневное общение.

Обучение доброжелательности интонационного сопровождения использование

мимики для выражения, доброжелательности и установления теплого контакта

проводилась уже на предыдущих этапах обучения. Дошкольникам озвучиваются

формулы речевого этикета и подсказывается, с какой интонацией её лучше

произнести. Опыт показал, что часть детей с некоторым затруднением

воспроизводят интонацию и мимику, потому требовалась дополнительная

работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной

интонации и приветливой мимики.

Для обучения проявлению доброжелательности предлагаются следующие игры

и этюды:

1. Игра «Физиономисты». Цель: продолжать учить выражению разных видов

эмоционального состояния.

2. Этюд «Эмоции». Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние

мимикой по заданию ведущего.

3. Игра «Пантомимы». Цель: развивать умение невербального общения.

Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во

всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном

общении с окружающими людьми. По мере формирования речевого этикета

дети учились управлять силой и тоном своего голоса, приветливой мимике.

2. СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭТИКЕТНОЙ ВЕРБАЛИЗАЦИИ

ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование основ поведенческой культуры имеет свою циклическую

структуру.

Знакомя с каждым правилом речевого поведения в конкретной ситуации,

воспитатель реализует следующий алгоритм:

1. Озвучивает правила (организует восприятие этого правила или формулы);

2. Кратко обосновывает понимание его разумности и необходимости;

3. Приводит примеры использования в окружающей жизни и произведениях

словесного искусства. Организует сопереживание: возможность эмоционально

прочувствовать ситуацию.

4. Предоставляем возможность применить правило в собственной практике, т.е.

разрешить речевую ситуацию, совершить практический поступок или действие;

4. Организовать рефлексию: эмоционально прочувствовать свой поступок

(речевое действие), т.е. порадоваться правильному его выполнению или

пережить неудачу.

Формирование речевого этикетного поведения происходит постоянно, в любых

организационных формах, будь то занятия, игры, беседы, режимные моменты, в

реальной жизни и в специально созданных ситуациях. Для успешной отработки

речевого этикетного поведения, необходимо соблюдать следующие условия:

1. Позитивный настрой и тактичность воспитателя на занятиях и в

повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть.

Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы

обучения помогут в создании позитивного настроя;

2. Пример взрослых, и прежде всего воспитателя.

3. Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность

требований. Общая цель и семьи, и детского сада – хорошо воспитанный,

культурный и образованный ребенок, сын своего народа, гражданин своей

страны.

4. Освоение словаря родного языка, расширение тезауруса ребенка. Обучение

этикетному речевому поведению способствует речевому развитию

воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется

круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся

такие понятия, как уважение, любовь, вежливость, общение и др.

Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном

использовании разнообразных методов и приемов:

1. Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому

образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила.

Например, демонстрирует эстетику доброжелательного речевого

общения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и

сверстниками.

2. Упражнения: многократно повторяется то или иное речевое действие.

Например, приветствие или прощание, обязательное обращение к сверстнику по

имени, к старшим – по имени-отчеству.

3. Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед

выбором речевых формул. Например, «ты» - «вы», «здравствуйте!» или

«привет!», «До свидания!» или «пока!» и пр.

4. Поощрение: оно осуществляется различными способами, активизирует

дошкольников к обучению, способствует обретению им уверенности в себе.

5. Наказание: применяется крайне редко, в особых случаях. Чаще наказание

заменяется другим словесным приемом – замечанием или порицанием.

6. Пример для подражания: показ образца. Им могут быть воспитатель,

родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой

могут стать привлекательным образцом для подражания.

7. Разнообразие словесных методов: образец, разъяснение, беседа, чтение,

рассказ и пр. Применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации.

Осуществлять обучение речевому этикету и способствовать более успешному

овладению им позволяет игра – самой природой созданное универсальное

средство и форма работу с ребенком дошокльного возраста. К самым

эффективным средствам и формам обучения речевому этикету. Являясь

уникальным способом познания окружающего мира, она в яркой, доступной и

интересной форме дает ребенку представление о том, как принято себя вести в

той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими

манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как

соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения

этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды

игры.

Приводим комплекты игровых занятий по обучению этикету.

Вариант 1.

Школа вежливости (система занятий в ДОУ по обучение речевому этикету детей

4-5 лет)

Занятие 1. Это слово говорят, если вас благодарят

Цель:

- Развивать умение уместно употреблять слова благодарности в зависимости от

ситуации.

- Продолжать работу над интонационной выразительностью, учить сочетать

движения и речь, развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции.

- Развивать воображение, коммуникативные навыки, культуру речевого

общения.

1. Сказка «Город Спасибоград».

- За горами, за долами, за дальними странами есть волшебный город

Спасибоград. В этом городе удивительные люди. Они сказочно вежливы.

А вы когда-нибудь бывали

В городе Спасибоград,

Где на Вежливом бульваре

Вежливо благодарят?

(Н. Юсупов)

За что мы говорим “спасибо“?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить их смогли бы -

Кому сказали? Сколько раз?

(А. Кондратов)

Воспитатель:

- Ребята, как вы думаете, почему так называется город?

- Смогли бы вы придумать еще какое-нибудь название, связанное с

благодарностью?

- Какие приключения могли бы произойти в этом сказочном городе с вежливыми

(невежливыми) людьми?

- А что случилось бы с вами, если бы вы попали в этот волшебный город?

- Что было бы, если бы люди забыли слова благодарности и не стали говорить

их друг другу?

2. Разыгрывание ситуаций по выражению благодарности, с учетом кого и за что

благодарят.

- Ты пообедал. Что ты сделаешь? Что ты скажешь?

- У тебя развязался бант. Оля подошла к тебе и завязала его. Что должна сказать?

- Воспитатель попросил тебя отнести книгу в другую группу Татьяне

Александровне. Как ты это сделаешь? Что скажет воспитатель? Что скажешь ты

ей в ответ?

3. Упражнение по развитие мимики и жестикуляции при этикетном выражении

чувств

Воспитатель:

- Вы любите дарить подарки? А получать подарки любите? А как вы отвечаете в

этом случае? Покажите?

- Вспомните, пожалуйста, как в стихотворении К. Чуковского «Муха – цокотуха»

Муха могла бы поблагодарить блошек? Кто еще пришел на день рождения

Мухи? (Комарик, Бабочка, Кузнечик). Чтобы ответили ей гости?

Детям предлагается составить монологи и диалоги:

- О чем говорили Муха и блошки?

Можно предложить рассказать стихи «руками» (т.е. без слов), взяв отрывки из

этой сказки.

Итог занятия:

- Ребята, с каким вежливым словом мы познакомились? Почему говорят, что

вежливые слова – это ключики души? Старайтесь научиться вежливо

благодарить своих близких, друзей, не жалейте для них добрых слов.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы.

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди (дети), будьте здоровы.

(А. Кондратьева)

А слова-то эти какие -

Очень дорогие! (А. Шибаева)

Занятие 2. Как обратиться с просьбой к Вам (к тебе)?

Цели:

- Учить детей вежливо обращаться с просьбой к собеседнику. Объяснить, что

просьба должна быть мотивированной.

- Учить употреблять вежливые формы отказа (в просьбе и т. д.).

- Учить интонационно выразительно проговаривать фразы.

- Развивать воображение, импровизацию в ходе инсценирования,

пантомимические навыки.

Занятие 3. Как вести себя во время разговора?

Цель: знакомство детей с правилами поведения во время разговора.

Дидактический материал – сюжетные картинки с изображением ситуаций

вежливого поведения детей во время разговора.

Ход занятия.

- Рассмотрите рисунки и обратите внимание на основные правила поведения во

время разговора:

- говори вежливым тоном;

- используй «волшебные» слова;

- смотри в лицо собеседника;

- не держи руки в карманах.

Далее выясняется, что:

- во время разговора не следует есть, например пирожок, так как никому не

приятно смотреть, как ты пережевываешь пищу, брызги слюны могут попасть в

лицо собеседнику, да и ты при этом произносишь слова невнятно;

- если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в

их разговор, тем более требовать его прекращения;

- невежливо, если мальчик сидя разговаривает с рядом стоящим взрослым,

конечно, мальчик должен встать.

Педагог предлагает послушать и обсудить стихотворения, в которых говорится о

правилах поведения во время разговора.

Используемый прием был удачен, он позволил сконцентрировать внимание

детей к началу проведения данного упражнения, Юля К., Саша Н.,

Маша К., Варя Н. - разучили стихотворение, усвоили его, но работали только

совместно с воспитателем, без его помощи у них возникали трудности:

Занятие 4. Я иду в гости к другу

- Допустим ли приход в гости без приглашения?

Ситуация «Мы готовимся идти в гости»: обязанности гостя (цветы и подарок,

костюм и обувь, хорошее настроение и участие в празднике: шутка, фокус,

концертное выступление и т.п.).

Ситуация «Поведение в гостях»: во время праздника, во время обычного

посещения. На следующий день после праздника.

Работа над понятиями: благодарность, визит (нежданный, повседневный,

праздничный), гость и его обязанности, доброжелательность, дружелюбие,

искренность, комплимент, настроение, подарок.

Беседа по вопроснику:

1. Можно ли приходить в дом без приглашения?

2. Как принять нежданного гостя?

3. Вас пригласили на день рождения к другу. О чем надо подумать и что сделать,

чтобы подготовиться к этому празднику?

4. Почему важно, чтобы гость готовился к празднику?

5. Что можно делать в гостях?

6. Каких гостей не любят? Можно ли в гостях ссориться, драться, кричать,

капризничать, обижать других ребят?

7. Надо ли в гостях благодарить хозяев? За что гости благодарят хозяев дома?

8. Катюша тщательно собиралась к подруге на день рождения. Она выучила

стихотворение, чтобы рассказать его ребятам, выбрала вместе с мамой в

магазине красочную книжку в подарок, надела красивое платье и новые туфли,

но забыла взять с собой… Что Катя забыла?

Вариант 2.

Волшебная сила слов

(система занятий по речевому этикету в разновозрастных группах ДОУ)

Занятие 1. Волшебная сила слов

Цель: формирование понятия о силе вежливых слов и выражений при общении с

окружающими. Задачи: образовательные: - формировать культуру речевого

поведения (речевой этикет); - совершенствовать умение уместного употребления

речевых этикетных формул. развивающие: - развивать умение говорить друг

другу хорошее; - улучшать общую моторику и координацию движений.

воспитательные: - воспитывать у детей доброжелательное поведение, внимание,

отзывчивость к

окружающим; - воспитывать коммуникативные навыки. Форма занятия: занятие

– путешествие. Формы и методы обучения: Игровой метод Частично-поисковый

метод – поиск правильного решения при оценивании себя и других; видеть

положительные и отрицательные качества людей. Оборудование занятия:

накидка для Феи, волшебная палочка, шкатулка с сюрпризами.

Демонстрационный материал: - презентация; - иллюстративный материал для

анализа конфликтных ситуаций; - поезд с вагончиками; - цветик-семицветик.

Раздаточный материал: - волшебные дощечки и канцелярские резинки; -

смайлики.

Оформление доски (происходит в ходе занятия): цветик-семицветик,

изображение поезда с вагончиками, «Весёлое личико».

Ход занятия

1. Организационный этап

Слайд 1.

Коммуникативно-речевая игра “Милый друг” (Цель этого упражнения настроить

детей друг на друга, дать возможность каждому ребенку почувствовать себя в

центре внимания)

Педагог:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог обращается к детям:

“Будьте добры – это я говорю по секрету.

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры без игры и во время игры.

Если сумеете, будьте сегодня добры”.

2. Введение в тему. Постановка целей.

Педагог: Сейчас предлагаю игру «Доскажи словечко»

1. Зазеленеет старый пень, когда услышит («добрый день»).

2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого («спасибо»).

3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо»).

4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста»).

5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте»).

6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).

Педагог: Как можно ещё назвать одним словом наши ответы: добрый день,

спасибо, простите, пожалуйста и т.д.?

Дети: Вежливые слова.

Педагог: Верно. А считаете вы эти слова простыми? Может быть они

волшебные?

Педагог: Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Педагог: Тема нашего занятия: "Волшебная сила слов"

Слайд 2.

Педагог: А давайте попробуем определить цель нашего занятия. Как вы думаете,

что мы будем делать с этими словами?

Педагог: цель нашего занятия понять в чём сила вежливых слов и выражений

при общении с окружающими и нужны ли они вообще.

3. Основной этап

Педагог: Молодцы, правильно определили и тему занятия и цель! Ребята, вы

хотите побывать в волшебной стране? (Да) Встаньте возле стульчиков, закройте

глаза и произнесите такие слова:

Добрая фея нам помоги,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем,

Ногою притопнем.

1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.

Слайд 3.(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют

слова. В это время педагог быстро надевает накидку и берет в руки волшебную

палочку).

Педагог (фея) : Здравствуйте, Я – добрая Фея. (Слайд 4).Я очень рада, что вы

пришли ко мне в гости. У меня для вас есть сюрпризы, я их положила в

волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не

видели?

(Сюрпризный момент. На экране проектора появляется Фея зла. Слайд 5).

Фея зла: Ха-ха-ха. Я злая волшебница. И шкатулку с угощениями просто так вам

не отдам. На волшебном я цветке, разноцветном лепестке, подготовила вам

заданья. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с

заданьями, я шкатулку вам верну, а не справитесь с заданьем, то себе всё заберу.

Ха-ха-ха!

Педагог (фея): Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться,

поможете мне выполнить задания злой волшебницы (Ответы детей) — Давайте

покажем злой волшебнице какие мы добрые и вежливые, сообразительные и

ловкие, покажем, что делиться своей добротой можно не только с помощью

улыбок и ручек, но и словами. Мы же люди! А люди умеют разговаривать! И

теперь наши язычки будут делать доброе и нужное дело: мы будем выполнять

задания волшебницы и также говорить друг другу хорошие, приятные слова. Но

прежде нам нужно найти цветок с заданиями.

Педагог (фея): У меня есть волшебная палочка, она нам покажет путь к цветочку

с заданиями злой волшебницы. Следите глазками за волшебной палочкой! Слайд

6.

Педагог: — Не жалейте для людей добрых слов и улыбок, говорите им, какие

они хорошие, и тогда все и вправду подобреют и Злая волшебница вообще

перестанет делать плохие поступки.

4 задание – «Ласковое словечко»

Педагог. (…) принеси оранжевый лепесток.

Педагог (фея): Злая волшебница нам предлагает выполнить четвёртое задание.

Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг). Есть много разных слов. Вас

тоже зовут по-разному: Лена, Саша, Оля. Можно еще называть ласково: Лена-

Леночка, Ленуся, Аленушка и т.д. Все это близкие по значению слова, только

ласковые. Я буду называть слово и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в

ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.

Педагог (фея) : Заяц.

Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.

Педагог (фея) : Бабушка.

Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька.

Педагог (фея) : Мама.

Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.

Педагог (фея) : Лиса.

Ребенок: Лисонька, лисичка.

Педагог (фея): Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да,

ласковые слова душу согревают.

Педагог(фея) : Молодцы ребята! Слышишь, злая волшебница, и с этим заданиям

ребята справились!

5 задание – «Волшебная дощечка»

Педагог (фея): Молодцы ребята. Посмотрите, у нас осталось последнее задание.

(…) подай мне, пожалуйста, синий лепесток.

Педагог: Злая волшебница уверена, что мы не сможем разгадать символ доброты

и сделать его на волшебной дощечке. Что же это символ?

Дети: Сердечко.

Педагог: Да, верно. Попробуйте сделать его на нашей волшебной дощечке,

чтобы окончательно победить Злую волшебницу.

Работа на «Волшебной дощечке»

Педагог (фея): С этим заданием вы тоже справились, молодцы.

(Сюрпризный момент. Включается проектор с записью злой волшебницы.)

Злая Волшебница:

Ваши добрые дела изменили и меня,

Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела

Я теперь совсем другая, я хорошая, а не злая!

Я поняла, что дорогою добра идти хорошо, забирайте свою шкатулочку. До

свидания!

Педагог (фея): Вот какие чудеса творят добрые слова и дела, ребята, даже злая

волшебница стала доброй! 1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. (Фея достает из-под

салфетки шкатулочку.) Ребята, посмотрите, волшебница нас не обманула и

вернула шкатулку с сюрпризом. Но к сожаленью вам пора возвращаться обратно

в Центр «Семицветик», а шкатулку вы возьмете с собой в группу, где каждый из

вас получит сюрприз. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите

волшебные слова:

Добрая фея нам помоги, В «Созвездие» нас перенеси, В ладоши мы хлопнем,

Ногою притопнем. 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.

(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова. В

это время педагог быстро снимает накидку.)

4. Этап подведения итогов занятия

- Ребята, ну вот мы снова оказались в нашем кабинете, вам наше путешествие

понравилось?

- Как вы думаете, в чём же волшебная сила слов?

- Что приносят добрые и вежливые слова? А злые и плохие?

- Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса.

Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой.

- Пригодятся ли вам в жизни волшебные слова?

- А теперь получите сюрприз из шкатулки Феи.

Занятие 2. Утреннее приветствие

Цель занятия: познакомить детей с традиционными приветствиями, которыми

обмениваются утром в момент пробуждения.

Ребенок должен понять, что утреннее приветствие — это знак внимания и

любви к близким, проявление заботы о них. С самого утра человек должен быть

приветливым, добрым и веселым.

Текст для чтения:

Звонит будильник. Мама подходит к детям:

— Пора вставать. Просыпайтесь. Доброе утро.

Ксюше и Пете не хочется вставать. Ксюша просит:

— Мамочка, еще пять минут разреши полежать. Ну, пожалуйста!

Петя поворачивается к стенке и с головой укрывается одеялом.

Появляется папа:

— Вставай, одевайся, рабочий народ.

Всем на работу, с песней вперед!

Он весело срывает с Пети одеяло.

— А-а-а! — вопит Петя. — О-о-о!

Ксюша уже встала. Она смотрит на брата и хохочет:

— Эй, лежебока, быстро вставай,

Брюки свои поскорей надевай!

Петя недоволен:

— Молчи, Ксюшка, а то получишь...

— Доброе утро, братик, не надо сердиться.

— Доброе утро, — бурчит Петя.

Папа командует:

— На зарядку становись!

— Подтянитесь на перекладине. Ну, кто больше — посмотрим.

Ксюша пытается подтянуться, но у нее не получается. Петя ее дразнит:

— Ксюшка ела мало каши,

Мускулы, как простокваша!

Теперь хочет подтянуться Петя, но неловко поворачивается и падает на коврик.

Ксюша подбегает к брату:

— Ты не ушибся? Тебе не больно?

Горе-гимнаст только качает головой. Входит бабушка:

— Доброе утро, дети! Как спалось? Какие сны видели? Что с тобой, Петя?

— Ничего, бабушка, не волнуйся. Доброе утро. Какая сегодня погода?

— Кажется, холодно. Выпал снег. Одевайтесь теплее. Папа отвезет вас на

санках.

Ксюша и Петя хлопают в ладоши.

— Вот это да! Быстро на улицу!..

Во дворе белым-бело. У подъезда стоят большие сани со спинкой. Ксюша и Петя

садятся в сани. По дороге в детский сад они встречают соседку:

— Доброе утро, тетя Варя!

— Доброе утро, путешественники, с первым снегом!

А вот и детский сад. Ксюшу ждут в средней группе, а Петю — в старшей.

— Здравствуйте, ребятишки, доброе утро, проходите скорее, — говорит

воспитательница Елена Петровна.

— Доброе утро, Елена Петровна. Мы уже готовы.

— Рада вас видеть. Надеюсь, вы хорошо выспались, сны вам снились приятные

и настроение у вас хорошее. Сегодня вас ждет сюрприз...

Вопросы для обсуждения:

— Давайте придумаем, какой сюрприз может ожидать ребят?

— Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром? Что вы говорите

маме, бабушке?

— Утром вы встречаете своих соседей. Что нужно им сказать?

— Вы приходите в детский сад. Что нужно сказать воспитателю, ребятам при

встрече?

— Как вы думаете, почему утро вечера мудренее? Запомните: чтобы весь день

было хорошее настроение, нужно с утра быть вежливыми и приветливыми.

Игровые ситуации:

1. Галя приехала к бабушке и дедушке в деревню. Антон — дедушка, Ира —

бабушка. Рано утром бабушка и дедушка будят Галю. Представьте в лицах утро

в деревне. Только не забудьте вежливые слова.

2. Мама уехала в командировку, а Петя остался с папой. Ранним утром папа

будит Петю. Между ними происходит мужской разговор. Разыграйте этот

разговор, но помните: настоящий мужской разговор всегда сдержан, вежлив и

немногословен.

3. Мама болеет. Лиля поднимается рано и подходит к маминой постели. Что они

говорят друг другу? Разыграйте этот разговор.

4. Пусть Вова будет членом большой семьи Муратовых. Давайте распределим

остальные роли и представим воскресное утро (в понедельник утром).

Роли могут быть выбраны детьми по желанию, но могут быть поручены

воспитателем или родителем.

Занятие 3. Прощание перед сном

Цель занятия: познакомить детей с традиционными русскими пожеланиями

спокойной ночи и приятных сновидений перед сном, которые адресуются

близким.

Этикет особенно важно соблюдать дома. Традицию пожелания добрых снов,

приятных сновидений желательно соблюдать в семье. Перед сном вредно

затевать игры, резвиться и шалить. Обратите внимание на реплики «Кончай

разговорчики! Марш в постель!». Их произносит папа. Он служил в армии и

привык к порядку. Это шутливые мужские команды.

Текст для чтения:

Поздний вечер. Пора спать. Завтра маме и папе рано вставать: они пойдут на

работу, а Ксюша и Петя, как всегда, отправятся в детский сад.

Бабушка говорит:

— Спать пора, мои маленькие, скорее умывайтесь — и в постель.

Петя сопротивляется:

— Во-первых, я не маленький, это Ксюшке пора в постель, а я буду играть в

шахматы. Дед, сразимся в шахматы? А? Я тебе мат поставлю. Всего четыре хода

— и мат...

— Что ты, Петя, какие шахматы на ночь глядя?

— Скажи, дедушка, ну как это можно — глядеть на ночь? Вот выйдем на балкон

и посмотрим...

Тут вмешался папа:

— Кончай разговорчики! Марш в постель!

— Есть марш в постель, — с сожалением ответил Петя. Он снял рубашку и

подбросил ее до потолка. Затем сделал кувырок и стойку на голове.

В это время Ксюша вышла из ванной. Она аккуратно сложила свои вещи,

подошла к бабушке с дедушкой и сказала:

— Спокойной ночи.

— Спокойной ночи, Ксюшенька, желаю добрых сновидений,— сказал дедушка.

— Спи спокойно, внученька, — сказала бабушка и поцеловала Ксюшу.

Девочка подошла к маме и папе и пожелала им спокойной ночи. Папа погладил

Ксюшу по голове:

— Спокойной ночи, приятных снов!

Мама поцеловала Ксюшу:

Спокойной ночи, моя умница.

А где Петя? Кажется, он до сих пор стоит на голове...

Вопросы для обсуждения:

— Какими словами принято прощаться перед сном? Что говорили друг другу

Ксюша, бабушка, дедушка?

— А вы, ложась спать, желаете своим близким спокойной ночи?

— Как вы готовитесь ко сну? Почему Петя вел себя неправильно? Почему

нельзя шалить и шуметь перед сном?

Игровые ситуации:

1. Пусть Маша будет мамой, а Коля папой. Кукла — ваш ребенок. Уложите

ребенка спать. Пожелайте ему спокойной ночи.

Вы, конечно, знаете, что детям на ночь поют колыбельные песни. Кто споет

колыбельную? Хотите ли вы разучить новую колыбельную песенку?

2. Пусть Вася будет дедушкой, а Витя — непослушным внуком. Дедушка

советует внуку лечь в постель, а внук ищет разные уловки, чтобы подольше

пошалить. Как закончится беседа дедушки и внука?

3. Пусть Инна будет мамой, Лена — дочкой. Пожелайте друг другу что-нибудь

приятное перед сном.

Занятие 4. Вежливая просьба

Цель занятия: познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной

старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных

ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.

Пожалуй, это самая трудная ситуация — попросить, но не потребовать, не

отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми

выражения просьбы. Следите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый,

но и не грубый, не приказной).

Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить

желаемое. Просьба должна быть адресована конкретному человеку: ровеснику

— сестре или брату, подруге ил и другу; взрослому близкому человеку — отцу

или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому — воспитателю,

учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому — продавцу или

прохожему и т. д. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в

лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко. В материалах к уроку

вы найдете грубые выражения, принятые в среде дошкольников: «Отвали»; «Ну

дай мне»; «Твой отец стекольщик» (в значении «ты прозрачный»?). Эти

выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли,

оценили и выбрали формы вежливой просьбы добровольно.

Текст для чтения:

Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода. Петя вошел в комнату и увидел:

сидит папа, а рядом с ним — Ксюша. Папа показывает фотографии, Ксюша

аккуратно их рассматривает. На фотографиях — высокие вершины гор,

покрытые пушистым снегом.

Петя подбегает к сестре, отталкивает ее от папы и выхватывает фото.

— А ну дай мне! Мои фотки!

Папа очень рассердился. Он строго сказал сыну:

— Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!

Петя пошел к дедушке.

— Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело,

так интересно! А Ксюшка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел

научиться вежливо просить.

— Нет ничего проще, — ответил дедушка.— Ты должен выучить несколько

слов. Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне;

очень прошу; если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть фотографии.

Петя:

— Вот еще нежности! Никогда!

Пусть раньше вырастет борода,

Чем буду я кланяться этой девчонке!

Уж лучше я постою в сторонке...

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, разрешили Пете посмотреть фотографии?

— Что значит «вежливо просить»! Попробуйте повторить за дедушкой

несколько вежливых слов.

Текст для чтения:

В воскресенье бабушка пошла с внуками в парк. Она села на скамейку, а Ксюша

и Петя играли с ребятами.

— Посмотрите, какой огромный жук! — закричал Юра.— Я никогда таких не

видел. Ну, просто как бульдозер!

Ребята сбились в кучку. Каждый хотел увидеть чудо-жука.

— Разреши и мне посмотреть,— сказала Ксюша.

— Эй, Юрка, твой отец — стекольщик? — закричал Петя.— Отвали! Дай

другим посмотреть!

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, увидела ли жука Ксюша? Удалось ли Пете увидеть жука?

Какую ошибку он допустил?

— Если бы вы были на месте Пети и захотели увидеть жука, что бы вы сказали

Юре?

Текст для чтения:

Мама купила большие красные яблоки. Ксюша подошла к маме и попросила:

— Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.

— Съешь после обеда, — ответила мама.

— Я очень прошу. Даю слово, что съем весь- весь обед. Так хочется попробовать

красивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.

Вбежал Петя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, получила ли Ксюша яблоко до обеда и почему?

— Как, по-вашему, мама отнеслась к Петиному поступку?

— Как бы вы поступили на месте Ксюши и Пети?

— Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы это делаете?

— Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим о чем-

либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже?

(Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками — на это

следует обратить особое внимание детей.)

Текст для чтения:

Дедушка взял Ксюшу за руку и пошел с ней в магазин.

— Дедушка, — попросила Ксюша, — я хочу сама купить печенье. Дай мне,

пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.

— Что ж, внучка, попробуй.

— Будьте добры, взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья...

Вопросы для обсуждения:

— В прошлый раз мы говорили о том, что такое вежливая просьба. Вежливо ли

обратилась Ксюша к продавцу?

— Если вам нужно купить три карандаша, как вы скажете об этом продавцу?

Текст для чтения и обсуждения:

Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары». Он обещал купить Ксюше

скакалку, а Пете — мяч. Петя обратился к продавцу:

— Покажите это. Мне папа купит...

— Как вы думаете, получит Петя мяч?

Игровые ситуации.

1. Научите Петю беседовать с продавцом. Пусть Вера будет продавцом, а Коля

покупателем. Разыграйте сценку.

2. У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:

— Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!

— Но у тебя уже есть клюшка, — уговаривает его мама,— успокойся,

пожалуйста, не кричи...

— А я эту хочу! Купи-и-и!

— Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? Научите этого плаксу вести

себя по правилам. Пусть Инна будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси

«маму» купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя

внимание окружающих.

Лиля и Петя, попросите маму купить теннисный мячик. Какие вежливые слова

вы ей скажете?

3. — Давайте поиграем в детский магазин. Валя — продавец, а другие дети —

покупатели. Разложим на «прилавке» игрушки.

Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо

ему отвечает.

Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на

них — «пожалуйста».

4. Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете

дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Петя. Галя, подойди к

прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?

5. Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется

обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?

6. Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы.

Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали — ни

дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине

Занятие 5. Обращение к взрослому человеку

Цель занятия: закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить

прямое обращение с выражением радости.

При обращении к знакомому учитывают пол, возраст, степень родства или

знакомства.

Ксюша обращается к Анне Ивановне по имени и отчеству. В русском языке это

обращение считают уважительным.

При встрече бабушка и Анна Ивановна используют слова, выражающие радость:

Как я рада! Сколько лет, сколько зим! Последнее восклицание выражает радость

по поводу встречи с человеком, которого давно не видели.

Разыграйте диалог, в котором необходимо употребить обращение по имени и

отчеству.

Текст для чтения:

Ксюша с бабушкой пошли в зоопарк. По дороге они встретили бабушкину

приятельницу. Бабушка очень обрадовалась:

— Аннушка! Как я рада! Сколько лет, сколько зим!

— И я рада тебя видеть. А это кто? Внучка? Здравствуй-здравствуй! Меня зовут

Анна Ивановна. А тебя как зовут?

— Здравствуйте, Анна Ивановна. Бабушка мне рассказывала, что вы вместе

учились, а потом вместе работали. Я Ксюша. А еще у меня есть брат. Его зовут

Петя.

— Очень хорошо, что мы встретились, — сказала бабушка.— Погода хорошая.

Давайте вместе пойдем в зоопарк.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, почему бабушка обратилась к взрослой женщине по имени

— Аннушка? (Ведь они вместе учились, значит, знакомы с детства или с

юности. К близким друзьям взрослые нередко обращаются по имени.)

— А как обратилась к бабушкиной приятельнице Ксюша? Как вы думаете,

вежлива ли была Ксюша? (Да, она обратилась к взрослой женщине по имени и

отчеству, поздоровалась, назвала свое имя, то есть выполнила правила

знакомства.)

— А к кому из взрослых вы обратитесь по имени и отчеству? (К соседям;

друзьям родителей; воспитателям: учителям.) Помните, к знакомым взрослым

надо обращаться по имени и отчеству.

— Из чего видно, что бабушка и ее приятельница были рады встрече?

(Повторите слова радости, которые они использовали.) Что принято говорить

при встрече с человеком, которого давно не видели?

Игровые ситуации:

1. — Юра, как твое отчество? Значит, ты будешь Юрий Сергеевич — Колин

сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и

хочешь показать ему свою новую машинку. Как вы будете разговаривать? Быть

вежливыми вы должны оба.

2. Пусть Таня будет детским врачом — Татьяной Алексеевной, а Галя придет к

ней на прием. Поговорите между собой.

3. Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к

Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его

помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Занятие 6. Что такое уступчивость?

Цель занятия: объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть

грубым, уступать друг другу.

Текст для чтения:

Елена Петровна говорит ребятам:

— Подойдите к окну и посмотрите, какой сюрприз приготовили нам ваши папы.

Дети подбегают к окну. Во дворе стоит большая ледяная горка.

— Ура! Сегодня мы будем кататься с горки! Спасибо! Вот так сюрприз!

Елена Петровна радуется вместе со всеми:

— Каждый берет свои санки, садится на них — и, как ветер, летит с горы. Не

боитесь?

— Нет! Это очень весело!

— Мы все умеем кататься!

— Мы каждую зиму катаемся!

— Скорее на прогулку!

Петя скачет на одной ножке. У него уже готовы смешные стишки:

На дворе стоит гора,

Не гора, а горочка.

На санях сидят рядком Вова,

Кот и Лорочка.

Дощечка надломилась —

Лора в снег свалилась.

Вова прыгнул на кота,

Кот помчался в ворота...

Ребята покатываются со смеху: Елена Петровна строго смотрит на ребят:

— Все готовы? Хорошо. Будьте внимательны. Уступайте друг другу.

А вот и горка. Петя всех расталкивает и взбирается наверх. Он чувствует себя

альпинистом, покорителем ледяных гор. Саша тихонько подбирается к Пете и

дергает его за валенок. Петя летит вниз, за ним Саша. Вот они уже столкнулись.

— Куча мала! — кричит Петя...

Елена Петровна очень недовольна:

— Встаньте, отряхните друг друга и подумайте, хорошо ли вы себя вели.

Сегодня ты, Петя, и ты, Саша, не будете больше кататься. Ведь все могло

кончиться очень печально...

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, почему Елена Петровна не позволила мальчикам кататься с

горки?

— Могут ли все быть первыми? Что могло случиться с мальчиками?

— Расскажите, как нужно себя вести, когда все хотят кататься, а горка — одна.

Попробуйте объяснить Пете и Саше правила игры. Как вы понимаете слова

Елены Петровны («уступайте друг другу»)?

— Подумайте и скажите, в каких еще случаях мы должны уступать друг другу.

— Расскажите какой-нибудь случай, когда дети не хотели уступать друг другу и

поссорились.

— Уступаете ли вы дома своим младшим братьям и сестрам?

Игровые ситуации:

1. Пусть Игорь будет дядей Колей, а Юля и Лена —его племянницами. Дядя

Коля приехал из Мурманска. Он привез одну большую морскую звезду. Юля и

Лена должны принять этот подарок, но не поссориться. Давайте послушаем

разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.

2. Федя и Коля вышли во двор. У них один велосипед на двоих. Коля, уступи

Феде велосипед.

3. Дима и Вера, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет

первым.

4. Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем

это без давки, уступая друг другу.

5. Наша группа пришла в зоопарк. А вот и клетка кенгуру. Как вы будете вести

себя? Постарайтесь сделать так, чтобы каждый посмотрел на удивительное

животное.

6. Екатерина Михайловна принесла книжку с картинками. Максим, уступи Наде.

Пусть она первая посмотрит книжку. Надя, поблагодари Максима. А может

быть, стоит посмотреть книжку вместе?

Занятие 7. Зачем нужно утешение?

Цель занятия: соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия,

ввести в активный словарь ребенка слова утешения.

Ожесточенность, черствость, равнодушие, к сожалению, нередко сопровождают

общение детей. Попробуем вытеснить из жизни эмоциональную напряженность

и безэмоциональность. Соединим добрые чувства с добрыми

словами. Ребенок не может не посочувствовать товарищу, который больно

ушибся. Он должен знать слова сочувствия, утешения.

Текст для чтения:

Мальчики во дворе затеял игру в прятки.

— Юрка, бежим скорее, заберемся в тот большой ящик, там нас никто не найдет.

Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся, упал и расшиб

ногу. Он громко заплакал. Петя подбежал к Юре:

— Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи, сейчас я позову твоего папу. Вот

увидишь, все будет хорошо.

Из подъезда вышел Юрин папа:

— Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны держать себя

в руках. Ну-ка, покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем

ранку, перевяжем колено — и все пройдет. А пока не падай духом. Как говорят,

«терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!».

Вопросы для обсуждения:

— Можно ли сказать про Петю, что он добрый мальчик? Почему? Какими

словами он постарался утешить Юру?

— А какими словами успокаивает Юру его папа? Почему он сказал: «Терпи,

казак, атаманом будешь!»? (Мальчик, чтобы стать настоящим мужчиной, должен

стараться мужественно переносить боль.)

— Как вы понимаете слова «до свадьбы заживет»! Когда произносят эти слова?

Вспомните, как утешают друг друга герои русских сказок (Не плачь; Не горюй;

Горе не беда; Будет и на

нашей улице праздник; Утро вечера мудренее; Твоему горю можно помочь и

др.).

Игровые ситуации:

1. Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно). Лена прищемила

палец. Ей больно. Утешьте ее. Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.

2. Витя сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень

огорчился. Подумайте, как помочь Вите.

3. Папа задержался в командировке. Мама расстроена. Как утешить ее?

Занятие 8. У тебя в гостях подруга (друг)

Цель занятия: научить ребенка вежливо беседовать со своим гостем; дать

представление о правилах начала разговора с гостем, вежливых выражениях

приветствия.

В гости приходят не только взрослые, но и дети. К маленькому гостю нужно

быть внимательным: предложить общую игру, занять разговором. Если хозяин

или гость поет, играет, читает стихи, его нужно внимательно слушать, не

перебивая. Можно похвалить выступление. В гостях проводят время. Задача

хозяина в том, чтобы время не пропало впустую. Особое внимание обратите на

тон приветствия и приглашения. Когда приходит гость, нужно улыбнуться и

пригласить его пройти в дом.



В раздел образования