Автор: Шкарина Наталья Аркадьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №364"
Населённый пункт: Пермь
Наименование материала: ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: "МОТИВЫ ОСЕНИ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
МАДОУ «Детский сад №364» г. Перми
Творческий проект «Мотивы Осени»
для детей подготовительной группы ДОУ.
Разработчик проекта музыкальный руководитель Шкарина Н.А.
Данный проект разработан для детей подготовительной группы. В рамках
реализации проекта дети на музыкальных занятиях слушают музыку на тему
“Осень” русских и зарубежных композиторов, разучивают песни, водят хороводы и
играют в игры осенней тематики, проводятся беседы об осенних изменениях в
природе, о животных осенью, об осенних приметах и др. Дети разучивают стихи,
пословицы, и поговорки об осени; рассматривают картины известных художников. А
затем свои впечатления переносят на занятия по изо деятельности, аппликации,
лепке.
Проект краткосрочный: сентябрь - октябрь .
В конце проекта проводится итоговое мероприятие, на котором дети показывают
полученные знания, умения и навыки.
Проблема.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – составная
часть социально – экономических и духовных направлений современного
общественного устройства. Задача взрослых через фантазии и творчество детей
способствовать их общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к
познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия,
способствовать развитию познавательной активности; психических и
психологических свойств ребенка.
Вид проекта: творческий, информационно-психологический.
Используемые средства, методы:
информативно-рецептивный (рассматривание, наблюдение, показ
воспитателя),
словесный (беседа, рассказ, художественное слово),
репродуктивный (прием повтора),
эвристический (проявление самостоятельности в каком-либо моменте работы
на занятии),
исследовательский (развитие у детей самостоятельности, фантазии,
творчества).
Ожидаемые результаты:
повышение уровня знаний об осени как времени года,
развитие способности к самовыражению через импровизации и фантазии
детей,
умение выражать свои и понимать чувства других.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы ДОУ, воспитатели, музыкальный руководитель,
психолог, инструктор по физическому воспитанию
Формы проведения: НОД, в повседневной жизни, в самостоятельной
деятельности, наблюдение на прогулке.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих
способностей детей; пополнение и обогащение знаний детей об осени как
времени года.
Программные задачи.
1.
Обобщать представление детей о признаках осени, закреплять знания об
изменениях в осенней природе, вызывать восхищение красками осенней
природы в процессе рассматривания иллюстраций, слушании музыкальных
произведений, чтении стихов. Учить детей слышать в музыке осенние краски
и передавать их в движении, пластике. Воспитывать в детях чувство
прекрасного, любовь к природе через музыкальное, изобразительное
искусство. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего
пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы.
Развивать умение давать эстетическую оценку, высказывать собственные
суждения, соотносить по настроению образцы музыки, живописи. Развивать
фантазию, творческие способности.
2.
Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими
терминами.
3.
Передавать впечатления об осени в рисунке, развивать фантазию, творческие
способности. Учить детей различать оттенки настроений, смену характера
музыки в произведениях. Передавать настроение, характер музыки в пении,
движении. Создавать собственные танцевальные импровизации.
4.
Обучение конструктивным навыкам общения, развитие чувства эмпатии,
релаксация.
Основные направления проекта
Этапы
Описание
Время
реализации
Ответственные
1 этап.
Подготовительны
- работа с методической
литературой;
сентябрь
Музыкальный
руководитель
й
- подбор музыкального
репертуара;
- разработка конспектов
занятий;
- подбор иллюстраций
картин об осени;
- подбор стихов и
литературных
произведений о войне;
Воспитатели группы
Психолог
Инструктор по
физическому
воспитанию
2 этап.
Основной
- чтение литературных
произведений и стихов об
осени;
- проведение тематических
занятий в группе
посвященных приметам,
периодам осени, явлениям
природы,
приспособленности
растений и животных к
изменениям в ней;
-занятия с использованием
иллюстраций картин об
осени
“Художники рисуют осень”,
“Композиторы и осень”;
- знакомство с
произведениями П.И
Чайковского “Осенняя
песнь”,
А. Вивальди “Осень”
(“Времена года”) 2, 3 части,
Г. Свиридов “Дождик”
- оформление
информационной папки для
родителей
“Осень, осень в гости
просим”
Сентябрь -
октябрь
Музыкальный
руководитель
Воспитатели группы
Психолог
Инструктор по
физическому
воспитанию
3 этап.
Итоговый.
Заключительный
-проведение занятия
“Мотивы осени».
Художественное
29.10.2015
г.
Музыкальный
руководитель
Воспитатели группы
осмысление осени, как
времени года и фантазии
детей”.
Выставка детских рисунков
на тему: “Краски осени”
Психолог
Инструктор по
физическому
воспитанию
Занятие в подготовительной группе ДОУ
«Мотивы Осени»
Ход занятия:
М.Р.: Здравствуйте, ребята!
Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья,
Она птиц к югу отправляет, она же и деревья раздевает,
Ребята, когда это бывает? Осенью!
На дворе осень. Хорошо ли вы ее знаете? Давайте поиграем, вспомнив характер
осени, стихи, пословицы, композиторов и художников, которые изобразили осень в
своих произведениях. (Дети читают стихи об осени)
Дидактическая игра с кубиком.
У каждого времени года свои звуки.
Как вы думаете, можно ли по звукам определить время года?
Посмотрите вокруг, прислушайтесь и скажите, какой звук можно услышать
только осенью (шелест листвы – смять подарочную бумагу, услышать
прощальный клёкот журавлей, скрип старого дуба от сильного, холодного
ветра, капли моросящего дождя)
Давайте все вместе “изобразим” дождик. Выбирайте музыкальные
инструменты, соответствующие характеру осени, ее настроению.
Импровизация с музыкальными инструментами – изображают звуки Осени.
Ребята, а как еще можно изобразить дождь? Ответы детей. Правильно, звуки,
слова и движения также помогают нам раскрыть образ дождя.
А какая песня поможет нам в этом?
“Тучка” музыка Вихаревой
М.Р.: Ребята, пока вы танцевали, на небе собрались мрачные тучи.
Погода испортилась, посмотрите на тучу, какое у нее настроение? Когда на улице
идет дождь, лучше посидеть дома. Давайте сядем на стульчики и послушаем
музыку.
Все мрачней лицо природы
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Слушание (С. Прокофьев “Фея Осени” из балета “Золушка”)
Какое музыкальное произведение вы услышали?
Кто композитор?
О каком периоде осени Прокофьев написал музыку?
Работа с карточками.
Как вы думаете, какого цвета эта музыка? Почему?
С помощью, каких линий вы изобразили бы эту музыку (ломаная, прямая,
волнообразная, пунктирная)? Почему?
Теперь мы посмотрим картины художников, посвященной осени и послушаем
музыкальное произведение еще раз.
Показ слайдов картин художников.
Дети, давайте попробуем изобразить мимикой эту музыку.
Беседа психолога.
Вам приходилось в жизни злиться?
Из-за чего вы злитесь?
Когда вы чем-нибудь рассержены, что вам хочется сделать? (Ответы типа:
ударить, толкнуть, пнуть, накричать – свидетельствуют об агрессивных
тенденциях).
Что вы делаете для того, чтобы не злиться, не сердиться? (С помощью этого
вопроса взрослый может судить об умении детей конструктивно решать
сложные ситуации, сознательно управлять своими эмоциями и поведением).
Психолог: Ребята, мы уже можем справляться со злостью не причиняя боли другим.
Что нужно сделать, чтобы злость прошла? (Делаем вместе с детьми)
Потопать ногами.
Побоксировать подушку.
Принять позу выдержанного человека.
Надуть шарик злости и отпустить его в небо.
Сложить злость, обиду, гнев в волшебный мешочек, а из другого взять доброту
и радость.
Выпустить дракончиков.
Выполнить физические упражнения: “Роняем руки”, “Крылья”.
Дети, а еще можно и танцевать.
М.Р.: Давайте представим, что мы осенние деревья.
Раз, два, три - покружись,
И в деревья превратись.
Предлагаю взять разноцветные ленточки - листочки и придумать свой осенний
танец.
Танцевальная импровизация.
Релаксация.
Психолог: Вдруг в лесу засветило солнышко, и все деревья встали в хоровод,
потянув к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек
согрелся (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая
пальцами).
Но подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко
держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются (дети
раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и
деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями
пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и
сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга,
защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по
спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались,
стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу.
Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.
- Ребята, посмотрите какое необычное дерево. Мне кажется, что в природе нет
такого дерева. Не так ли?!
Действительно, на дереве растут листья различных деревьев: березы, рябины, дуба и
клена.
- Давайте придумаем название этому дереву.
Ребята, посмотрите, как много листочков нападало.
Сейчас мы попробуем сделать разноцветный ковер из листьев волшебного дерева.
Предлагаю девочкам сделать композицию из листьев березы и рябины, а мальчикам
из листьев дуба и клена.
Аппликация на ковре.
Осень – самое яркое время года. Только осенью бывает буйство красок. Недаром
великие композиторы, художники, поэты воспевали осень. Ив нашей памяти осень
останется такой же яркой, неповторимой, как этот ковер.
Вслед за осенью наступает другое время года. Какое?
Да, и мы с вами продолжим знакомство с миром музыки, слов, эмоций и красок
теперь уже о зиме.
Методическая литература
1.
Аксенов З.Ф. Войди в природу другом. 2008 г.
2.
Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. 2004 г.
3.
Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А. физкультурно-оздоровительная работа для
старших дошкольников. 2008
4.
Зарипова З.М. “Килэчэк”. 2011 г.
5.
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности.
6.
Коренева Т.Ф., “Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и
младшего школьного возраста” в 2 частях. – Учеб.-метод. пособие. –
(Воспитание и дополнительное образование детей). – (Б-ка музыкального
руководителя и педагога музыки). - М.: Гуманит. изд.центр “ВЛАДОС”, 2001.
7.
Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией
Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа.
8.
Нищева “Четыре времени года”. Санкт-Петербург “Детство-пресс”, 2007.
9.
Поэты. Времена года. М.: ОНИКС 21 век, 2004.
10.Радынова “Природа и музыка”. Москва “ТЦ Сфера”, 2009.
11.Семенака С.И. Уроки добра: Коррекционно-развивающая программа для детей
5-7 лет. 2007.
12.“Мы слушаем музыку”. Учебное пособие. Комплект из 6 аудиокассет с
методическими рекомендациями (сост. О. П. Радынова). – М.: 1997.
13.Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: методические рекомендации
к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-синтез,
2001.
14.Шаехова Р.К. “Региональная программа дошкольного образования” 2010.