Напоминание

Эксперимент на дому при обучении физике


Автор: Кузнецов Олег Юрьевич
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Эксперимент на дому при обучении физике
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель физики

МАОУ «Школа №55», г.Н.Новгород

Кузнецов Олег Юрьевич

Эксперимент на дому при изучении физики

В современном быстро меняющемся мире трудно переоценить такой учебный

предмет как физика, являющийся наукой о наиболее общих законах природы в

качестве источника знаний школьников об окружающей их действительности.

В процессе обучения физике для решения задач формирования основ научного

мировоззрения и развития интеллекта обучающихся следует уделять большее

внимание не простой передаче знаний,- гораздо важней научить их получать эти

знания самостоятельно, проявляя интерес в познании сложных физических процессов,

с тем, чтобы потом они могли применить эти знания в своей повседневной жизни.

Деятельностный подход как раз на этом и основывается: он осуществляется через

деятельность учащихся и направлен на становление компетентной, всесторонне

развитой личности.

Что происходит в настоящее время в общеобразовательной школе? Несмотря на

обширнейший запрос общества на знания в различных областях физики, на деле

происходит сокращение учебных часов в школе на ее изучение. Один, два часа в

неделю на изучение этого важного предмета – катастрофически мало. Поэтому на

преодоление подобных проблем и приходит широкое применение деятельностного

подхода на уроках физики. А именно.

Спасением является применение проведения экспериментальных работ в домашних

условиях, а также вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность.

Работая в классе во время учебного процесса дети имеют возможность выдвигать

гипотезы, давать им научные обоснования и затем проверять на опытах. Где? Дома.

Хотя тут не всё так просто. В частности, важным моментом является соблюдение

техники безопасности при проведении экспериментов. В первую очередь, следует

сказать, что эти домашние опыты не должны быть сложными, имеется в виду, что это

опыты простые, с применением простого оборудования, без использования высокого

напряжения и больших токов, источников пламени, огня и т.д.

Что в результате мы имеем от этого? У детей накапливается опыт индивидуальной

деятельности и ответственности. Анализ своей деятельности дисциплинирует

школьников, заставляет их придумывать новые эксперименты, повышает интерес к

школьному предмету.

И, конечно, восполняются временные пробелы при изучении физики, а также

компенсируется малое количество уроков в школе.

Что же касается работы школьников в коллективе, то здесь на передний план выходит

внеурочная деятельность обучающихся в различных кружках, на дополнительных

занятиях в той же школе.

Все это невозможно реализовать без достаточного материально-технического

оснащения школьного кабинета физики. Технические средства обучения (ТВ, видео,

компьютеры, проекторы) не во всех школах имеются в достаточном количестве, не

говоря уже о виртуальных лабораториях. Значит, нужно, в том числе, вызывать

интерес у ребят в создании своими руками каких-то измерительных приборов,

устройств. Привлекать, может быть, и родителей учеников к этой работе.

Для педагога крайне важен интерес детей к предмету, важно не только то, с каким

настроением они присутствуют на уроках, еще важнее, с чем они уходят с уроков.

Постоянно владеть ситуацией и заряжать сознание школьников незатухающим

интересом, сложно, особенно это касается учителей с небольшим стажем работы ,

только начинающих свою педагогическую деятельность.

Несомненно, учителя должны критически относиться к качеству своей работы и

поэтому к любому уроку необходимо готовиться.

Тема урока требует детальной разработки. Урок должен быть таким, чтобы был

понятен смысл изучаемого материала, чтобы он сохранился в памяти надолго, отсюда

так важно закрепить эти знания примерами из повседневной жизни.

С этой целью эффективно будет использовать домашние эксперименты.

Особенностью этих экспериментов является простота, доступность, возможность

обойтись без специального сложного оборудования.

Важность проделанной работы, выводы, укрепляют уверенность в пользе

изучения предмета, применения знаний на практике.

Пример первый. Явление диффузии и изучение зависимости скорости

диффузии от температуры. Небольшой эксперимент по растворению сахара в горячей

и холодной воде в домашних условиях позволяет хорошо изучить это явление.

Пример второй. Изучение явлений нагревания, плавления. Дома вполне доступно

проведение опытов по нагреванию воды, смешиванию теплой и холодной воды.

Процесс плавления любого кристаллического вещества и обратный процесс

отвердевания происходят при постоянной температуре, называемой температурой

плавления(кристаллизации). По этому материалу можно проделать опыт,

выясняющий, что происходит с замерзшей водой.

Большой интерес у детей вызывает поиск ответов на многие вопросы, например, о

том, каким образом образуется радуга, туманы и другие оптические явления.

Если школьники смогут найти ответы на поставленные в опытах вопросы, то они

могут также легко воспользоваться ими и на практике, в повседневной жизни.

Важное значение также имеют дополнительные занятия с решением не только

теоретических задач, но и экспериментальных, полученные в ходе этих занятий

навыки могут быть крайне полезны детям, расширяют их кругозор, восполняют

недополученные знания во время обычных уроков, а самое главное, развивают

школьников в творческом плане.

Список литературы.

1. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности

процесса обучения- Методический лекторий, Москва, 2009.

2. Обучение деятельности на уроках физики., ж. «Физика в школе» №7. 2003.

3. Домашний эксперимент по физике, пособие для учителяГ. Контунович –М. :

Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007.- 207с.( Библиотека учителя физики).

4. Л..А.Иванова. Акивизация познватательной деятельности учащихся при

изучении физики. М.:Просвещение, 1983.

5. Примерные программы по учебным предметам. Физика. 10-11 классы, проект,

2-изд. – М.: Просвещение, 2011.-46 с. – (Стандарты второго поколения).



В раздел образования