Напоминание

Мотивации мальчиков обучению игре на фортепиано


Автор: Петровская Наталья Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Усолье-Сибирское, Иркутская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мотивации мальчиков обучению игре на фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Петровская Наталья Владимировна

МБУДО «Дом детского творчества» г. Усолье-Сибирское

Педагог дополнительного образования

Мотивации мальчиков обучению игре на фортепиано.

Мальчики и девочки с дошкольного возраста до юношества живут в разных культурных мирах. Так мальчики отличаются

тем, что играют в больших группах и людных местах, а грубые игры с драками придают большее значение превосходству в

физической силе. Девочки чаще играют с одной, двумя лучшими подругами и устанавливают с ними отношения равного

сотрудничества. Более того, мальчики и девочки совсем по-разному используют речь. Мальчики для самоутверждения, девочки

для поддержания дружеских отношений. Эти разные стили поведения привели меня к мысли, что в обучении мальчиков игре на

фортепиано, нужно многое изменить.

При обучении игре на фортепиано мальчиков, даю весь блок необходимых для этого знаний, умений, навыков.

Одновременное развитие слуха, чувства ритма, умение читать нотную запись, работать над музыкальными образами, подбирать

по слуху повышает эффективность овладения каждым навыком в отдельности и обеспечивает цельный подход к обучению. По

мере приобретения и развития практических умений и навыков круг теоретических знаний расширяется, выстраиваясь в

целостную систему. Мальчики по своим психологическим особенностям не могут трудиться на будущее, на далекий результат.

Наиболее полно свои возможности они раскрывают в игре. Игра помогает сделать процесс обучения интересным и

увлекательным, раскрывает способности ребенка, особенно мальчиков, активизирует творческие навыки. На уроке создаю

радостную приятную атмосферу, которая обеспечивает ребенку психологическую комфортность, уверенность в себе. В тех

случаях, когда мальчики ошибаются, избегаю назидательных замечаний, стремлюсь использовать игру, где нет учителя и

ученика, а есть равные партнеры. В работе с мальчиками использую групповые формы работы. Например - упражнения по

правильной посадке за инструментом и упражнения по ритму, интересно выполнять в группе (это шумовой оркестр,

совместные классные концерты, уроки-концерты).

. В работе над техническими возможностями особенно тщательно подбираю произведения - музыка должна быть

красивой, выразительной. Даже постановка рук отрабатывается не на голых упражнениях, а на пьесах и песенках. При работе

над постановкой рук, посадкой за фортепиано, координацией движений, учитываю индивидуальные особенности мальчика.

Например: 1. « Солдат и медвежонок» для девочек « Новая и сломанная кукла» - сидеть как медвежонок на витрине, затем

расслабиться, или стоять в карауле как солдат и расслабиться

. Работая над упражнениями, стараюсь не делать замечания непосредственно ребенку: «Ты плохо сидишь», неправильно –

лучше сказать : «Так медвежонок сидит, а Коля как сидит?» -это помогает сохранить приятную атмосферу на уроке, так как при

индивидуальной работе , особенно на первых уроках, мальчики чувствуют пристальное внимание к себе. Начинают стесняться

или излишне стараться из – за чего работают на уроке хуже своих возможностей

Изучение клавиатуры начинаю с первых уроков. Прикасаясь к клавишам, мальчики с удовольствием изображают вой

сирены скорой помощи или пожарной машины. Так с первого прикосновения к клавишам начинается работа над звуком.

Ребенку не интересно играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно оживляем звуки,

придумываем игру – ноты веселые и хотят петь, поспорили и хотят перекричать друг друга. Это помогает делать замечания

ребенку в более мягкой форме – «Почему твои ноты заспорили, раскричались?» И ребенок решает сам, как должны звучать

звуки и что для этого нужно сделать, какими должны быть движения рук

С первых уроков начинаем играть на инструменте попевки, состоящие из одного звука – «Андрей – воробей» - нота До.

«Тили бом» - нота Ре, «Солнышко» - нота Ми, «До, ре, ми.» - песенка уже из трех нот и так далее. Все эти песенки играем

вместе с ребенком .Очень удобно на песенках работать над выразительностью исполнения. Беседую с ребенком, определяю

характер песенки, какое настроение нужно передать. Одну песенку играем в разных характерах. Это помогает сыграть её

несколько раз, не потеряв интереса к песенке. Активно работаю над развитием метроритмических чувств также с первых

занятий. Слушаем разные по ритму песенки – марш, полька. Дети с удовольствием двигаются под музыку.

Прохлопываем ритм, а потом учимся записывать ритм – долгие, короткие звуки. Сопровождаем прослушивание песен

хлопками – длинные ноты хлопки по коленкам, короткие ноты – в ладоши. После этого даю понятия о длительностях нот. Не

заставляю считать произведения от начала и до конца, просчитываем только там, где ритм неверный. Очень сложно учить с

мальчиками ноты, они быстро теряют интерес к занятиям. Поэтому учу видеть ноты графически – видеть нотный текст вперед,

анализировать его. В начальном этапе играем много упражнений для того, чтобы научить детей графическому восприятию.

Упражнение «Лесенка» - запись нот от «до» вверх и вниз. Играем упражнения на повторяющиеся ноты.

Далее беру упражнения, где ноты написаны только на линейках, а потом между линейками. Проиграв упражнение

несколько раз, ребенок сам понимает – играются эти ноты через клавишу. Нотный теоретический материал объясняю

постепенно. Например, в нотной записи появился диез или бемоль, объясняю так – диез это лесенка, нота становится выше,

бемоль это стульчик, нота села на него и стала ниже. Далее приступаем к игре интервалов, вначале играем двумя руками, потом

одной. Очень сложно запоминают мальчишки аппликатуру. Подписываем номера пальцев на руке. Играем песенки, называя

пальцы. Постепенно ребенок привыкает следить за аппликатурой.

Работая над выразительным исполнением произведения, вместе общие проблемы и понятия. Например, если ребенок

играет веселую и смешную музыку, говорим о комическом в искусстве, в жизни. После этого ребенок сам решает, как

исполнить это произведение.

Очень важен подбор произведений в работе с мальчишками. Дети стремятся играть желаемую красивую музыку. В нашей

студии приобрели электронное фортепиано, это тоже мотивирует интерес детей к обучению детей на инструменте.

Обучение мальчиков по такой методике, дает возможность заниматься музыкой более увлеченно, с удовольствием. На

занятиях дети работают над музыкальными образами или знакомятся с новыми произведениями. Творческий подъем и

сопутствующий ему хороший эмоциональный настрой, повышает интерес к работе. Развивая гармонический и мелодический

слух, учу детей подбирать по слуху, а это в свою очередь помогает справиться со знаками альтерации, запомнить произведение

наизусть. Формирование внутреннего чувства ритма избавляет от утомительного счета вслух. Таким образом, усвоив весь

комплекс перечисленных знаний, ребенок овладевает игрой на фортепиано.



В раздел образования