Автор: Дмитриева Ольга Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 443
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Применение современных средств миофункциональной коррекции (трейнер Т4К) в логопедической практике с использованием биоэнергопластики
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида № 443
Применение современных средств
миофункциональной коррекции (трейнер
Т4К) в логопедической практике с
использованием биоэнергопластики
Составитель:
Учитель-логопед
Дмитриева
Ольга
Анатольевна
I квалификационная категория
г. Екатеринбург, 2019
Автор данной публикации
- учитель-логопед
Дмитриева Ольга
Анатольевна, стаж логопедической работы 16 лет. Публикация адресована
логопедам, педагогам, родителям, имеющим детей от 2 до 5 лет и посвящена
разработке здоровьесберегающих технологий.
В настоящее время в системе общего и специального образования
актуальным стали вопросы инновационных технологий, направленных на
профилактику и коррекцию произносительных нарушений
речи у детей,
имеющих вредные привычки в виде ротового дыхания, сосания пальцев,
ортодонтических нарушений. Актуальность данного проекта определялась
рядом
факторов.
Нарушение
произношения
часто
вызваны
такими
причинами,
как
патология
строения
зубочелюстного
аппарата,
слабость
моторики органов артикуляции, недостаточная иннервация и др. Большое
число
сложных
нарушений
произносительной
стороны
речи
определяет
потребность в поиске оптимизирующих логопедическую работу технических
средств.
В основе моей деятельности лежат здоровьесберегающие технологии
Е.Ф.Архиповой.
В
результате
научно-исследовательской
работы
Елены
Филипповны Архиповой, доктора педагогических наук, профессора кафедры
логопедии дефектологического факультете МГГУ им. М.А.Шолохова, было
выявлено, что дети, страдающие аденоидитами, хроническими ринитами,
имеют вторичные нарушения, проявляющиеся в снижении фонематического
слуха.
Ухудшение
слухового
восприятия
затормаживает
процесс
формирования языковых средств и влечет за собой речевые нарушения. В
настоящее время возрастает количество аномалий зубо-челюстной системы,
а также недостаточная иннервация и слабость органов артикуляционного
аппарата влечет за собой нарушение звукопроизношения.
В своем пособии «Профилактика нарушений речи»
Е.Ф.Архипова
подробно продемонстрировала результаты научно-исследовательской работы
и
описала
обоснование
и
приемы
использования
миофункционального
тейнера
«INFANT»
в
логопедической
практике,
а
также
показала
разработанные
и
апробированные
миогимнастические
комплексы
упражнений
для
создания
кинестетической
и
кинетической
основы
правильных артикуляционных движений у детей 3-5 лет.
Изучив методические пособия, публикации и посетив курсы и вебинары
Елены Филипповны Архиповой, доктора педагогических наук, профессора
кафедры
логопедии
дефектологического
факультете
МГГУ
им.
2
М.А.Шолохова, я применила в своей практике использование современных
аппаратов миофункциональной коррекции (трейнер Т4К).
Трейнер Т4К – это техническое средство коррекции зубо-челюстно-
лицевой патологии, которое создано для нормализации функции глотания,
жевания,
носового
дыхания
и
предупреждения
формирования
аномалий
зубочелюстной системы и прикуса у детей
5-8 лет с факторами риска
Следовательно, подготавливает кинестетическую базу для профилактики или
успешной
коррекционной
работы,
направленной
на
нормализацию
звукопроизношения, развитие фонематического слуха и просодики.
В
комплексе
с
применением
миофункционального
трейнера
,
я
использовала
здоровьесберегающие
технологии
Р.Г.Бушляковой
«Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой».
Термин «биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия: «био» -
человек,
как
биологический
объект;
«энергия»
-
сила,
необходимая
для
определенных действий; «пластика» - связанное пластичностью движение,
которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью,
эмоциональной выразительностью.
В своей работе по применению миофункциональной коррекции
с
использованием
биоэнергопластики
я
поставила
следующую цель:
профилактика
аномалий
зубо-челюстно-лицевого
развития,
коррекция
стойких
нарушений
звукопроизношения
у
детей,
развитие
и
совершенствование артикуляционной и пальчиковой моторики, постановка,
автоматизация и дифференциация звуков, развитие и совершенствование
фонематического слуха , формирование речемыслительной деятельности и
культуры устной речи.
Исходя из цели, в работе поставила следующие задачи:
1.Апробировать
методику
использования
трейнера
в
логопедической
практике с детьми 5-6 лет.
2.
Апробировать методику артикуляционной гимнастики с элементами
биоэнергопластики.
3.Соединить две методики в единый комплекс упражнений.
4. Обобщить положительный опыт использования трейнера с
элементами биоэнергопластики и обосновать целесообразность применения
этих методик в логопедической практике.
3
Гипотеза:
Использование трейнера в комплексе с биоэнергопластикой будет
способствовать не только профилактике аномалий зубо-челюстно-лицевого
развития у детей, но также будет способствовать коррекции стойких
нарушений звукопроизношения у детей и развитию фонематического слуха.
Ожидаемые результаты:
- вырабатывается правильное верхнее положение языка в покое и при
глотании;
- исключается прокладывание языка между зубными рядами;
- подготавливается артикуляционный базис для устранения дефектов
произношения
благодаря
улучшению
кинетической
и
кинестетической
основы движения органов артикуляции;
- вырабатывается смыкание губ и восстанавливается носовой тип
дыхания,
что
улучшает
эффективность
по
развитию
фонематического
слуха;
- нормализуется тонус артикуляционных и жевательных мышц;
- развивается и совершенствуется пальчиковая моторика;
- нестандартный метод выполнения комплекса упражнений поможет
повысить мотивацию и интерес ребенка к занятию.
Характеристика результатов педагогической деятельности:
Опыт использования и применения миофункционального трейнера в
логопедической практике помог значительно ускорить и улучшить результаты
работы с детьми старшего дошкольного возраста. Абсолютно безопасные для
детского организма, они не вызывали у детей нагативизма и дискомфорта.
Постоянное
ношение
трейнера
способствовало
пассивной
тренировке
комплекса лицевых мышц, укреплению жевательной и круговой мышцы рта,
восстановлению носового дыхания у детей, лучшему слуховому восприятию,
что не могло не повлиять на просодическую сторону речи детей. Значительно
выросли показатели развития звукопроизношения. При ношении трейнера
дети
лучше
сосредотачивались
на
выполнении
заданий,
не
отвлекались,
внимательно
слушали
задание
и
выполняли
его
с
особым
усердием.
Формирование сенсорного восприятия шло быстрее, формировался слуховой
контроль.
4
Использование необычного и нестандартного метода выполнения
артикуляционной
гимнастики
с
элементами
биоэнергопластики
помогает
более
длительно
удерживать
интерес
ребенка,
повышать
мотивационную
готовность детей к занятиям, поддерживать положительный эмоциональный
настрой детей и педагога. Комплекс упражнений развивает и совершенствует
не только артикуляционную, но пальчиковую мелкую моторику. Выполнение
упражнений
руками
и
языком
развивают
у
ребенка
максимальную
концентрацию
зрительного
и
слухового
внимания,
формируют
пространственную ориентировку, точное выполнение движений пальцами и
кистями рук совместно с движениями языка и губ. Во время выполнения
комплексов упражнений детям было предложено одевать на руки цветные
перчатки
или
резиночки,
что
способствовало
эмоциональному
подъему,
творческому развитию фантазии. Дети с удовольствием начинали вовлекаться
в процесс и придумывать свои сюжеты и игры с пальчиками.
Желаю всем творческих успехов!
5