Автор: Корбакова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Гимназия № 17
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Создание ситуации успеха участниками образовательных отношений
Раздел: начальное образование
Тема мастер-класса
« Создание ситуации успеха участниками образовательных отношений»
ФИО составителя: Корбакова И.Н., Россия, Волгоград
Цель:
обучение
педагогов
приемам
профессионального
поведения,
направленным
на
создание ситуации успеха ученика на уроке.
Задачи:
1)инициирование
профессиональной
активности
педагогов,
использование
их
педагогического опыта;
2)
систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха учащихся на уроке.
Ход мастер-класса
I.Презентация педагогического опыта
-
Здравствуйте
уважаемые
коллеги.
Свой
мастер-класс
мне
хочется
начать
с
одной
истории. Век назад один девятилетний мальчик из итальянского городка Неаполь страстно
хотел заниматься музыкой. Но первый учитель охладил его:
-Ты не сможешь петь, у тебя совершенно нет слуха и голоса.
Эти слова сильно огорчили мальчика, но его мать простая крестьянка обняла сына и
сказала:
-Никого не слушай. Ты всё сможешь. Я уже вижу как ты даришь людям радость.
Эти слова приободрили его. Благодаря этой женщине весь мир может наслаждаться
чудесным голосом Энрике Карузо.
Ребёнок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить
любовь и уважение со стороны педагогов и одноклассников. Крушение этого светлого
оптимизма – серьёзная проблема обучения. Принято считать, что одним из условий
сохранения
психического
здоровья
ребёнка
является
создание
ситуации
успеха
в
образовательном учреждении.
С педагогической точки зрения ситуация успеха субъективна и индивидуальна.
Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной
деятельности.
С психологической точки зрения успех - это переживание состояния радости,
удовлетворения
оттого,
что
результат,
к
которому
личность
стремилась
в
своей
деятельности, либо совпадал с ее надеждами, ожиданиями, либо превзошел их. На базе
этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые, более
сильные мотивы деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения
-
Я, хочу предложить вам поговорить о том, как создать ситуацию успеха для учащихся.
- Что же такое успех? Что он для вас?
( Ответы аудитории).
УСПЕХ
удовлетворение
радость
вера в себя
Почему учащиеся теряют интерес к учёбе, резко теряют познавательный интерес, и
как следствие снижается успеваемость.
На
эти
вопросы
искали
ответ
не
только
наши
современники,
но
и
педагоги
прошлых лет.
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению.
Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того,
что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться.
Сегодня на нашем
занятии мы проанализируем влияние успеха на различные
аспекты
деятельности
учащихся,
попытаемся
систематизировать
приемы
и
методы
создания ситуации успеха.
II Представление системы приемов ситуации успеха. Имитационная игра.
Успех легко измерить. Это расстояние между тем, с чего вы начинали, и вашим
последним достижением.
Упражнение «Умение договариваться» (Листы бумаги, маркеры)
-У вас на столах лежат чистые листы бумаги и карандаши. Разбейтесь на пары. Ваша
задача ничего
не
говорить,
а
нарисовать
рисунок
одним
карандашом,
держась
за
карандаш вместе.
- Скажите что мешало вам нарисовать картину. Достигли вы успеха в этом деле? Почему?
- Давайте разберёмся, что делать , чтобы добиться успеха. Ситуация успеха особенно
важна
в
работе
с
детьми,
поведение
которых
осложнено
целым
рядом
внешних
и
внутренних
причин,
поскольку
позволяет
снять
у
них
агрессию,
преодолеть
изолированность
и
пассивность.
Создание
ситуаций
успеха
в
детском
коллективе
оказывает влияние не только на настроение учеников, но и на качество обучения .
Успех
является
источником
внутренних
сил
ребёнка,
рождающий
энергию
для
преодоления трудностей, желания учиться.
--
Давайте
разберёмся,
что
делать,
чтобы
добиться
успеха. (Нужно
уметь
договариваться)
Для
работы
нашей
педагогической
мастерской
прошу
Вас
ответить
на
анкету
«Незаконченное предложение». (Анкеты)
Закончите предложение.
Начиная урок, я произношу слова: ________________________________________
Ученик не работает на уроке. Я ему говорю: _____________________________
Перед контрольной работой (диктантом, проверочной работой) обычно я говорю:
_____________________________________________________________________________
По моему мнению, на эффективность урока влияет: _______________________________
Спасибо! Действительно, слова педагога могут и должны нацеливать детей на успех!
«Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость успеха».
Предлагаю рассмотреть некоторые приемы создания ситуации успеха как на уроках,
так и во внеурочной деятельности, при работе с родителями.
1.Приём «Эмоциональный всплеск». Главная роль отведена учителю. Его слова,
вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск искреннего стремления помочь ребёнку,
создать ситуацию успеха. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. «Ты
молодец!», «Отлично!», « Прекрасно», «Продолжай так же хорошо работать», «Я ценю то,
что ты сделал» и т.п.
2.Приём «Высокая оценка детали». Помогает эмоционально пережить успех не
результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то
объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…» «Наивысшей похвалы»
Упражнение «Комплименты»
Необходимое время: 5 минут.
Материалы: мяч.
Процедура
проведения. Ведущий предлагает участникам придумать комплименты
друг
для
друга.
Он
бросает
мяч
одному
из
участников
и
говорит
ему
комплимент,
например: «Инна, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч участник бросает его
тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Давайте и мы попробуем.
3 . Приём
«Снятие
страха,
напряжения».
Помогает
преодолеть
неуверенность
в
собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем
ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят
другие способы решения», «Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами
проходили».
4.Приём «Авансирование успешного результата». Помогает учителю выразить свою
твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной
задачей. Это, в свою очередь, внушает ребёнку уверенность в свои силы и возможности».
«У вас обязательно получится…», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
5.
Прием “Эврика”.
-Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ученик, выполняя порученную
работу, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него
ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу
познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное
“открытие”,
но
и
всячески
поддержать
ученика,
поставить
перед
ним
новые,
более
серьезные задачи, вдохновить на их решение.
-Этот приём хорошо можно увидеть, когда мы даём задание детям самим подготовить
доклад или презентацию. Ведь во время подготовки ребёнок не только учится сам искать
информацию, но и отбирать ту которая станет интересной для его одноклассников .Ведь в
первую очередь он увидит их реакцию на свой рассказ, и тут правильно чтобы дети тоже
принимали участие в оценивании работы своего одноклассника.
6.Нельзя говорить о создании ситуации успеха, не затронув при этом работу с родителями.
Эффективен
прием “Ролевая маска”.
Представьте, что у нас собрание на тему “Как
понять своего ребенка?”.
Для показа приема мне нужно 2 помощника.
– Один из вас примерит на себе маску ребенка.
А другой - маску родителя. (На карточках написаны слова для родителей: Не ходи во двор,
не гуляй с друзьями, стой смирно!)
- Что мы делаем с ребенком? Ограничиваем движение.
(лентой связываем ноги помощнику)
-Положи, не трогай, не лезь руками!
- Что мы делаем? Связываем руки.
(лентой связываем руки)
Не слушай музыку, не слушай советы друзей!
- Мы лишаем ребенка информации.
(лентой завязываем уши)
-Закрой рот, молчи, не лезь в разговоры!
- Мы лишаем ребенка возможности высказаться.
(завязываем рот)
- Не смотри эти фильмы, не смотри по сторонам!
- Мы лишаем ребенка ориентации.
(завязываем глаза).
В результате ребенок оказывается весь связанный, не может двигаться, говорить, слушать,
ничего не видит!
Вопрос к «Ребенку»
- Как Вы чувствуете себя в таком положении?
В данной ситуации мы применяем прием “Ролевая маска”, для того чтобы родители
прочувствовали на себе состояние ребенка, которому все запрещают
Групповая работа.
1 группа прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и выбрать из них
только те, которые способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
ДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА НА УРОКЕ
1. Останавливаем внимание на негативном
2. Улыбка, добрый взгляд
3. Интерес к каждому ученику, великодушие по отношению к любому
4. Даёт прозвища (плохой, ленивый …)
5. Сравнение одного ребёнка с другим
6. Отмечает персональную исключительность
7. Аргументирует надобность действий
8. Учит алгоритму действий
9. Оценка действий ученика с акцентом на детали
10. Учитель много говорит за детей
11. Выражает недовольство учеником, группой учеников
12. Верит в способность ученика
13. Предупреждение и угрозы по невыполнению требований
Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на
паруса – это олицетворение попутного ветра, который двигает корабль вперёд.
Задание для 2-й группы.
Уважаемые коллеги! Прошу вас проанализировать предложенные действия педагога и
выбрать из них только те, которые не способствуют созданию на уроке ситуации успеха.
Данная группа при проведении презентации своей работы наклеивает свои карточки на
якоря,
которые
не
способствую
созданию
ситуации
успеха,
мешают
эффективному
обучению и продвижению вперёд.
(Презентация работы групп)
III. Заключительное слово
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает
маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок
хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился человек.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор на небо.
Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ... Видишь,
какие выросли у него крылья! – сказал учитель гордо и с лаской обвел крылья своего
воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– Меня больше радуют твои крылья
Нам,
Учителям,
нужно
приложить
много
усилий,
чтобы
не
только
воспитать
крылатого ребенка, а самим научиться летать.
Мы с вами применили несколько кирпичиков для создания ситуации успеха, но есть
еще один и очень немаловажный - «Позитив». Ребенок должен научиться относиться
к жизни позитивно и принимать себя таким, каков он есть!!!