Напоминание

"Изучение литературы через призму национальных и общечеловеческих ценностей"


Автор: Ерина Людмила Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Борисоглебск Воронежской области
Наименование материала: статья
Тема: "Изучение литературы через призму национальных и общечеловеческих ценностей"
Раздел: полное образование





Назад




Изучение литературы через призму национальных и общечеловеческих ценностей

Ерина Л.А. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №5

Во все времена школа несла основную воспитательную функцию, особенно сейчас,

когда только педагоги и, к сожалению, редкие семьи способны противостоять росту

индивидуализма, прагматической психологии, влиянию эрзац-образцов западной

культуры.

Именно художественная литература во многом отвечает за развитие ценностных

ориентаций школьников, так как художественные тексты содержат в системном виде

идеи, чувства, идеалы и верования, этику и эстетику, веками вырабатываемые русским

народом. Только художественный образ способен вызвать у читателя сопереживание,

воздействовать на душу и сердце, поставить нравственно-ценностную проблему,

позволяет провести художественное исследование и сделать личностный выбор в сторону

общечеловеческих и национальных норм поведения и самореализации.

Задача учителя литературы состоит в том, чтобы широкий спектр объективных ценностей

национальной культуры сделать предметом осознания, переживания как особых

потребностей личности, сделать их субъективно значимыми, устойчивыми жизненными

ориентирами школьников, создающими условия для самореализации личности,

проявления активной гражданской позиции.

Аксиологический (ценностный) аспект изучения художественного текста кажется мне

наиболее результативным, т.к. направлен на осознание художественной картины жизни,

созданной в литературном произведении.

В своем поиске творческого подхода в преподавании литературы я опираюсь на

педагогический опыт замечательного учителя Е.Н.Ильина, который считает, что «общение

с книгой - это прежде всего общение с жизнью».

Также в теоретическом аспекте проблем воспитания и обучения на уроках литературы в

старших классах я использую работы А.Н.Тотиевой.

Я полагаю, что преподавание литературы, направленное на выявление аксиологической

значимости художественных произведений, с одной стороны, будет способствовать более

глубокому постижению их идейно-художественного содержания, стилистических

особенностей, выявлению авторской позиции, а с другой, позволит в полной мере

использовать воспитательный потенциал уроков литературы для развития духовной

культуры учащихся, их ценностных ориентаций и творческих возможностей.

Технология воспитания духовной личности путем приобщения к нравственным ценностям

российской культуры в процессе преподавания литературы осуществляется через четыре

взаимосвязанных компонента:

1.Историко-культурологический подход, формирующий следующие умения:

- находить в художественном произведении отражение традиций народа;

- находить и характеризовать историко-культурные факты, отраженные в литературных

произведениях;

- находить и оценивать проблемы, свойственные конкретной исторической эпохе;

- анализировать «вечные» духовные проблемы и образы, отраженные в литературном

произведении;

- использовать различные источники информации для обогащения историко-культурных

фоновых знаний (справочную, энциклопедическую литературу, средства массовой

информации, музеи, библиотеки).

1

2. Изучение теоретико-литературных понятий предполагает применение разнообразных

учебных средств:

- работа с книгой, текстом, словарем;

- обучение традиционным моделям анализа текста;

- проблемные задания.

При этом можно выделить следующие направления работы:

I.Применение знаний на практике в стандартных ситуациях:

- Ученики совместно с учителем постепенно заполняют «понятийное поле» ( часть доски

и тетради), куда вписывают открытые в ходе анализа текста компоненты теоретического

знания. Например, в 11 классе при изучении темы «В.В.Маяковский» учащимся важно

усвоить понятия «традиции» и «новаторства» в целом и традиции и новаторство в

творчестве данного поэта. Этому может способствовать составление и заполнение

сравнительно-сопоставительной таблицы. А понятие «тонического стихосложения»

усваивается лишь в процессе изучения и анализа поэтических произведений данного

автора и при схематичной работе над его стихами.

II. Применение знаний на практике в заданиях-исследованиях:

-Составление словарной статьи. Учащиеся пользуются двумя справочными изданиями.

Например, в 10 классе перед текстуальным изучением стихотворения К.Н.Батюшкова

«Элегия» («Как счастье медленно приходит…») я предлагаю уяснить значение этого слова

по справочной литературе:

1.Прочитайте статьи, помещенные в двух словарях, которые раскрывают понятие элегии.

Попытайтесь сами сформулировать определение элегии. Оно должно отразить главные,

существенные черты этого лирического жанра; изложите его в доступной для

одноклассников форме.

2.Дайте краткое толкование предложенного вами определения. Какие темы и мотивы

обычно преобладают в элегиях?

3.Назовите известных вам поэтов, создавших элегии. Вспомните название этих

стихотворений.

4.Какие особенности элегии как лирического жанра вы находите в прочитанном

стихотворении К.Н.Батюшкова «Элегия» («Как счастье медленно приходит…»)?

Ориентируясь на эти вопросы и задания, учащиеся создают первоначальный вариант

статьи. Несколько работ обсуждаются в классе. Особое внимание обращается на

правильность использования речевых конструкций, включающих в себя терминологию.

Основной принцип, на который я опираюсь при использовании данных видов работы,-

эвристическое переживание ценностей самостоятельно выстраиваемого знания, а не

заучивание абстрактных формулировок.

III. Формирование литературно-творческих умений учащихся

Формирование собственно литературных творческих способностей -это прежде всего

развитие у учащихся потребностей создавать и ценить прекрасное, постепенная выработка

у них самостоятельного индивидуального стиля.

Приведу примеры заданий:

-По отрывку узнать стиль автора, определить ключевые для него средства создания

образов.

-Предложить разные точки зрения на одну и ту же сюжетную ситуацию, героя, проблему.

-Художественное домысливание (Какова дальнейшая судьба Онегина, Татьяны Лариной).

2

IV.Обучение приемам творческого фантазирования

Этот содержательный компонент реализуется через следующие направления

деятельности:

1.Преодоление инерции мышления.

Например, метод «каталога», состоящий в подборе (ассоциации, метафоры, эпитеты)

определенного лексического багажа и использование его в своем сочинении. Этот метод

позволяет наполнить анализ текста ценностным содержанием. Например, предлагаю тему

с недостающим элементом: «История…в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина». Из

предложенных учащимися вариантов: «история одного знакомства», «история несчастного

отца», «история неблагодарной дочери»- выбираем «историю маленького человека» и

доказываем, что это основная проблема произведения, а остальные - вспомогательные.

2. Метод недописанного тезиса, когда учащимся предлагается закончить предложение,

например: «Самое главное в жизни – это…», «Любовь – это…», «Нельзя прожить без…»,

«Мои любимые литературные герои – это…».

3. Анкетирование, когда учащиеся дают по три ответа на вопросы «Чем мне близок

(литературный герой на выбор)…» и «Что бы я изменил в образе (литературный герой на

выбор)…»

4. Метод ранжирования, когда учащимся предлагается расставить слова из приведенного

перечня по степени личностной значимости, добавив три своих слова, например: книга,

деньги, родина, природа, музыка, счастливая семейная жизнь, здоровье, свобода,

образование, любовь, власть, ответственность, права, совесть и др.

5. Развитие эмоциональной сферы личности.

-Проецирование ситуации: рассказ от лица персонажа, вхождение в контекст эпохи и её

проблем.

-Диалог с писателем (с поэтом). Приведу в качестве примера фрагмент стихотворения

«Владимиру Маяковскому» ученика 11 класса Петрова Дмитрия.

«Красивые штампы тебя не устроят,

Ты с ними боролся искусною речью.

Ты знаешь: пустые слова мало стоят

И слишком их много скопилось за вечность.

Ты был маяком нам, ты грел наши души.

Стихами ты смог воскресить бы любого.

Ведь звёзды «зажечь», когда это так нужно,

Увы, не под силу поэту простому…»

- Написать письмо литературному герою( роман Ф.М.Достоевского «Преступление и

наказание»), сохранив стиль и язык писателя. Приведу в качестве примера фрагмент

работы ученицы 10 класса Орловой Анны.

«Милостивая государыня Софья Семёновна! История Вашей жизни заставила меня

отважиться на написание этого письма, в коем я хочу выразить глубокое преклонение

перед Вами, Вашим молчаливым подвигом, хотя словами и невозможно описать

восторженно-скорбный трепет, что Вы пробудили в душе моей…

…Вы и только Вы смогли воскресить для жизни заблудшую душу Раскольникова, спасти

его от неизбежного падения в пропасть нравственного омертвления с помощью

мощнейшей силы, владеют которой только люди, носящие на себе божественный

3

отпечаток: это сострадательная любовь, одухотворенная вера в христианские идеалы,

любовь, не требующая ничего взамен…»

После изучения очерка М.Цветаевой «Мой Пушкин» предлагаю учащимся ответить на

вопрос:

-Пушкин научил Цветаеву понимать значение слова «любовь». А какое понятие вам помог

осмыслить гений русской поэзии?

Были разные ответы. Остановлюсь на одном:

«Для меня Пушкин - это красота. Чему бы он свои произведения ни посвящал, что бы ни

воспевал, он всегда говорит об одном – о красоте, вечной, неумирающей, непреходящей,

будь то красота русской природы, красота души, женщины, человеческих

взаимоотношений. Поэт учит нас видеть красоту во всём: в заоблачных вершинах Кавказа

и в полуразрушенных лачугах бедной деревушки, в блеске бала и в бескрайней шири

полей; он словно говорит: «Смотрите, как прекрасно творение Божие!» Поэт то предельно

нежен, то страстен, то младенчески чист, то рыцарски благороден, но всегда – искренен в

выражении переполняющих его эмоций, словно широко распахивает двери в

сокровищницу – ту, что именуется душой».

Проблема приобщения старшеклассников к ценностям российской культуры решается

через систему следующих педагогических условий:

1.Определенный подбор содержания урока, удовлетворяющий поставленным целям

(обучающим, воспитывающим, развивающим).

2.Создание особого стиля общения, обеспечение положительной мотивационной сферы.

3.Определение соответствующих организационных форм.

4.Применение нетрадиционных видов урока.

Я пытаюсь убедить учеников в том, что литература, с её мудростью и духовностью, не

далекое прошлое, а самая актуальная современность. Что именно она является

хранительницей непреходящих духовных ценностей.

Рассматривая под руководством учителя поднятые в произведении проблемы, учащиеся

высказывают ценностные суждения, сопоставляют их с точкой зрения других авторов и

непрерывно обогащают свой аксиологический потенциал. Изучение литературы через

призму национальных и общечеловеческих ценностей помогает школьникам постигать

причинно-следственные связи в мире, приобретать собственное мировоззрение,

основанное на рефлексии по отношению к образам, идеям, ценностному содержанию

классической литературы.

Список литературы:

1.Ильин Е.Н. Путь к ученику-М.: Просвещение 1998г.224 с.

2.Тотиева А.Н. Формирование нравственных ценностей старшеклассников в учебном

процессе (На примере обучения литературе),Владикавказ.2002 154с.

4



В раздел образования