Автор: Богатнова Маргарита Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №18 с. Екатериновка
Населённый пункт: с. Екатериновка Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Организация предметно-развивающей среды в первой группе раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Организация предметно-пространственной развивающей среды в ясельной
группе по ФГОС
"Добро пожаловать, малыш!"
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого
начала существования дошкольных учреждений и продолжает оставаться
актуальной в наше время.
Необходима целенаправленная организация жизни детей раннего возраста
при поступлении в дошкольное учреждение, которая приводила бы к
наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым
условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому
саду, навыки общения с взрослым и сверстниками.
Одним из важных факторов адаптационного периода детей является
создание предметно- пространственной развивающей среды в группе, которая
помогает нам обеспечить гармоничное развитие малышей, создать
эмоционально-положительную атмосферу в группе.
Учитывались все факторы, которые прописаны в ФГОС, а
именно, предметно- развивающая среда должна быть содержательно-
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной.
Книжный уголок. В ясельной группе каждая книга имеется в нескольких
экземплярах (двух, трех), чтобы одну и ту же книгу могли смотреть сразу
несколько детей, чтобы у них не возникало столкновения из-за книги. Книги
на витрине время от времени меняем. Если мы видим, что дети все реже и
реже берут какую-либо книгу, ее на время убраем, а потом снова выставляем;
тогда дети с новым интересом будут рассматривать ее.
Музыкальный уголок. Здесь есть такие музыкальные инструменты:
металлофон, гармошка, пианино, бубны, погремушки, барабаны, трещотка. В
раннем возрасте лучше применять метод объяснительно-иллюстративный.
Воспитатель обыгрывает действия с игрушкой сам, а дети смотрят, гладят
игрушку, здороваются, звукопадражают: собачка гав-гав, птичка чик-чирик,
киска мяу-мяу (мишка идет, зайчик прыгает, куколка танцует, спит и т.д.). В
свою очередь, ребенок усваивает эти способы, и впоследствии будет играть
сам. Для создания в группе психологического комфорта в течение всего дня,
избегания обыденности обстановки, мы сформировали картотеку
художественного слова на все режимные моменты.
Уголок сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы создавалось
впечатление ограниченного пространства и в тоже время воспитателю очень
хорошо видно всех ребят. Дети могут по своему желанию брать игрушки,
атрибуты для игр. В данном уголке собраны игрушки, которые знакомят
детей с окружающими их предметами быта. Полученные знания и навыки
малыши переносят в повседневную жизнь. Здесь всегда для каждой девочки
есть кукла, кухонные принадлежности, шкафчик с посудой, кухонная плита,
полочка с продуктами (пироженые, тортик, бутерброды, яичница), обеденный
столик со стульчиками для кукол. Все материалы, находятся в поле зрения, и
доступны детям.
Уголок познавательно-исследовательской деятельности.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-
символических, позволяющие расширять круг представлений детей,
развивать речь. Дидактический стол с центром развивающих игр и игрушек,
направленных на формирование представлений о форме, цвете,
величине предметов, развитие мелкой моторики рук, координации ручных
движений, тактильных ощущений.
Развивающие игры направленные на развитие речи, сенсорного
восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: игрушки-
шнуровки разного вида, пирамидки, прищепки, настольно-печатные игры.
Для того чтоб детям было интересно играть мы сделали лэпбук. На
каждой странице данного пособия сделаны: фигуры на липучках, материал
для тактильного ощущения и различные декоративные материалы, которые
дети могут потрогать. Дидактическое пособие может использоваться для
индивидуальной, самостоятельной и совместной деятельности. Для
ознакомления с новым материалом и для закрепления пройденного.
Нравятся ребятам новая развивающая доска «Бизиборд» (busy board) –
развивающая доска (стенд, модуль) со всевозможными кнопками,
выключателями, крючками и прочими маленькими «опасностями», которые
ребёнку трогать обычно запрещено - это не просто модное веяние. Это
полезные игры на усидчивость, внимательность, умение концентрироваться,
развитие мышления и мозговой активности.
Зона двигательной активности с крупногабаритными игрушками -
каталками, машинками, которые служат дополнительным средством в
стимулировании движений. Здесь же у нас мастерская, где мальчики могут
починить машину.
Имеются конструкторы, кубики. Многообразие и удобное
размещение игрушек делают эту зону для детей очень привлекательной,
позволяет выбрать те из них, которые интересны им в данный период
времени.
Имеется домик, в котором ребенок может поиграть с любимой
игрушкой, рассмотреть иллюстрации в книжке.
Театральный уголок здесь наших воспитанников мы знакомим с
различными видами театра.
Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять
напряжение, создать радостную атмосферу. Театрализованная деятельность
стимулирует развитие речи детей, благоприятно действует на формирование
эмоциональной сферы.
Мы стремились создать эстетическую предметно-пространственную
развивающую среду. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство
радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание
посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к
активной творческой деятельности, способствует
интеллектуальному развитию детей.
Правильно организованная окружающая среда снимает конфликтность
в общении малышей друг с другом, снимает тревожность в отсутствии
близкого взрослого. Дети быстрее адаптируются в коллективе сверстников. У
них возникает интерес к детскому саду, желание общаться со сверстниками и
взрослыми. Когда дети ощущают нашу заботу, любовь и тепло, они с
удовольствием идут в детский сад, а мамы уходят на работу спокойными.