Напоминание

"Воспитание нравственных качеств у детей через театрализованную деятельность дошкольников"


Автор: Кирамова Римма Рамиловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №30 "Снегурочка"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Выступление из опыта работы
Тема: "Воспитание нравственных качеств у детей через театрализованную деятельность дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного

вида № 30 «Снегурочка» г. Альметьевска»

Кустовое методическое объединение на тему:

«Духовно – нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации

ФГОС ДО»

Выступление из опыта работы на тему: « Воспитание нравственных качеств у

детей

через театрализованную деятельность»

Воспитатель I квалификационной категории

МБДОУ «Д/ с № 30 «Снегурочка»

Кирамова Р.Р.

2017 год

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема

нравственного воспитания детей всех возрастов, мы пытаемся понять, каким

образом

привить

современным

детям

нравственные

ценности.

Ребенок,

способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека,

для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь

не

являются

пустым

звуком,

имеет

гораздо

более

высокий

уровень

эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он

гораздо

устойчивее

переносит

стрессовые

ситуации

и

не

поддается

негативному

воздействию

извне.

Чувства

позволяют

человеку

испытать

удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас

испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены.

Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша

задача

помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться

формирования

ясной

системы

ценностей,

чтобы

малыш

понимал,

какие

поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Таким

образом,

(Слайд 2) главная задача

для педагогов в ДОУ - формирование у

детей ясной системы нравственных ценностей.

(Слайд 3) Нравственное воспитание дошкольников особенно важно,

потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к

усвоению норм и требований.

В результате воспитания ребенок начинает

действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому,

что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного

правила в отношениях между людьми.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с

малышом

нравственной

стороны

поступков

других

людей,

персонажей

художественных

произведений,

выражения

своего

одобрения

его

нравственных поступков наиболее понятным для ребёнка образом.

Хорошие

добрые книги читают всем детям, но почему же тогда они вырастают разные

по своим чувствам и отношению к окружающему? В чем же причина? Мало

детям

прочитать

то

или

иное

произведение,

нужны

упражнения

в

определении норм и морали. Это и обращение внимания на настроение своих

близких, и замечание своих хороших поступков, совершенных в течение дня,

постоянная

оценка

поступков

своих

сверстников,

беседы

на

темы:

«Жадность», «Злой язычок» и другие.

(слайд 4) Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт

социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное

произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате

ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и

злу.

Любимые

герои

становятся

образцами

для

подражания.

Занятия

театрализованной

деятельностью

не

только

знакомят

детей

с

миром

прекрасного,

но

и

пробуждают

в

них

способность

к

состраданию,

сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают

психологической адаптации ребенка в коллективе.

Не

малую

роль

в

нравственном

воспитании

ребёнка

играют

театрализованные игры.

(Слайд 5) Театрализованная игра - одна из самых демократичных,

доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные

проблемы

педагогики

и

психологии,

связанные

с

художественным

и

нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности,

развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и

т.д. Театрализованные

игры

представляют

собой

разыгрывание

в

лицах

литературных

произведений

(сказки,

рассказы,

инсценировки).

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют

их

типичные

признаки:

содержание,

творческий

замысел,

роль,

сюжет,

ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих

компонентов

служит

окружающий

мир. Кроме

того,

театрализованная

деятельность

позволяет

ребенку

решать

многие

проблемные

ситуации

опосредованно

от

лица

какого-либо

персонажа,

что

способствует

преодолению

робости,

неуверенности

в

себе,

з а с т е н ч и во с т и .

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с

удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют

их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.

Актуальность моей

темы в том, что театрализованные игры

являются благоприятной средой для нравственного развития детей, так как в

ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Основная цель

моей

работы: воспитание

нравственных

качеств

дошкольников

через

театрализованную деятельность.

( С л а й д 6)

Для

достижения

поставленной

цели

я

поставила

следующие задачи:

- последовательное знакомство с видами театра;

- развитие нравственных качеств ребёнка;

- совершенствование артистических навыков детей;

- говорить грамотно и доступно выражать свои мысли;

- развивать

активность

и

нравственные

качества

в

создании

художественного

образа,

способность

анализировать

положительные

и

отрицательные поступки героев;

- воспитывать нравственные, положительные отношения.

(слайд 7) В ходе изучения своей темы я ознакомилась с программами:

Д.М . Маханевой

«Театрализованные

занятия

в

детском

саду»,

М.Б.

Зацепиной

«Культурно-

досуговая

деятельность

в

детском

саду».

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия:

- Л.С. Выгодский «Воображение и творчество в детском возрасте»;

-М.Ю. Картушина «Театрализованные представления для детей и взрослых»

и другие.

Мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть

дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтуют.

Поэтому,

чтобы

создать

сплочённый,

доброжелательный

коллектив,

необходимо было найти пути решения этой проблемы. Я обратила внимание,

с какой радостью дети идут смотреть театрализованные представления, а

потом очень возбужденно обсуждают увиденное. Куда делись ссоры, споры?

Во

время

беседы

дети

имитируют

голос

и

повадки

героя,

который

понравился. Желание самим участвовать, играть со своими сверстниками,

натолкнуло меня на мысль – увлечь детей театрализованной деятельностью.

Театрализованные игры помогают нам создать радостную, непринужденную

обстановку в группе.

(Слайд 8)

В

своей

работе,

я

часто

использую

театр

в

самостоятельной

игровой

деятельности:

игры-имитации,

игры

с

театральными

куклами

(перчаточные,

настольные,

пальчиковые

и

т.д.)

упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-

драматизации.

(Слайд 9) Также в работе с детьми над драматизацией сказок мне на

помощь идут упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка,

Медведя, Лисы, Колобка и прием ассоциации с цветом (сказка «Колобок»).

На

кого

похож

этот

кружок?

Кто

мог

спрятаться

за

этим

кружком?

С

помощью этих кружков дети вспоминали последовательность событий в

сказке, которую я специально

изменила. Еще использовала такой прием:

детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания

задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают

веселого, аргументировав свой ответ тем, что грустный Колобок не мог бы

спеть веселую песенку. Так же были предложены три разных изображения

Лисы, после рассматривания, которых были заданы вопросы: «Какая Лиса

съела

Колобка?

Почему?

Какая

Лиса

подружилась

бы

с

Колобком?»

Организовывая игры-драматизации с детьми, я

сформировала интерес к

театрализованным играм. Это происходило в процессе просмотра небольших

кукольных

спектаклей,

которые

были

показаны

детям,

взяв

за

основу

содержание знакомых потешек, стихов, сказок.

(Слайд 10) Детям нравится играть в театральном уголке. Поэтому, я

решила пополнить предметно –развивающую

среду:

разными видами

театра,

обновить

шапочки,

полумаски

(настольный

театр

по

сказкам

«Снегурушка»,

«Заюшкина

избушка»,

«Колобок»,

пальчиковый

театр

«Репка»,

теневой

театр

«Три

медведя»,

полумаски

диких

и

домашних

животных и другие.)

Следующий прием: «Волшебная шкатулка», в нее положены подсказки,

которые определяют героя, а ребенок соотносит их с героями сказки.

(Слайд 11) В конце занятия использую

прием «Подари сердечко».

Детям предлагаю сердечки, которые они должны подарить какому-нибудь

герою,

но

прежде

детям

объясняю,

что

подарить

кому-нибудь

сердце

значит, полюбить его. Дети обосновывают свой выбор. При дарении своего

сердечка понравившемуся герою (Колобку, Зайцу, Волку, Медведю), дети

аргументируют свои ответы.

Во

время

подготовки

и

разыгрывания

спектакля,

разговариваю

с

детьми

всегда

вежливо

и

ласково.

Слежу

за

тем,

чтобы

и

дети

также

обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение.

Интонация голоса воспитателя – образец для детей.

(Слайд

12)

В

работе

с

детьми

я

использую

дыхательную,

артикуляционную,

пальчиковую

гимнастики,

упражнения

на

развитие

мимики,

жестов

и

движений

процессе

любой

детской

деятельности)

театрализованные

игры

участием

взрослых)

разыгрывание

сценок.

Знакомлю детей с разными видами театра, используемыми в детском саду.

(Слайд 13) Были проведены беседы с детьми по темам: «Здравствуйте!

До

свидания!»,

«С

добрым

утром!»,

«Волшебные

слова»,

«Знакомство»,

«Грубость

и

драка»

(Шорыгиной

Т.А.),

«Настроение

бывает

разным»

(Масаловой Л.Л.).

Я использую все подходящие случаи в повседневном общении, игре,

чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных

слов: «Здравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно,

угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую

встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и

т.д.

Подобные

упражнения

развивают

и

пантомимические

средства

выразительности. Спрашиваю детей: «Кто прошел по дорожке?» Предлагаю

им выбрать персонаж (Волк, Лиса, Заяц, Мышонок). Не называя его, надо

загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто

же прошел по дорожке. Или другое упражнение: все желающие выбирают

роль любого известного персонажа, но держат свой замысел в секрете. Они

изображают

его

в

разных

заданиях,

которые

я

придумаю.

Например:

продемонстрировать

прогулку,

собирание

грибов,

цветов,

бег

на

соревновании,

умение

незаметно

подкрасться,

ловлю

бабочек,

и

др.

Использую загадки: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно,

мягко

двигается

кошка»;

«Покажи,

как

ходит

петушок».

Пока

дети

выполняют задание, остальные ребята смотрят и отмечают особенности игры

каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа.

(Слайд

14)

Учитывая

интерес

детей

к

сказкам,

доступность

их

детскому

восприятию,

а

также

общеизвестное

значение

сказки

для

нравственного и эстетического воспитания детей я использую в режимных

моментах

наиболее

популярные

из

них.

Например:

сказки

«Теремок»,

«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» учат дружить, а сказка «Репка»

развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и

медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить — можно попасть в

беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из

сложной

ситуации.

Сказки

учат

слушаться

родителей

(«Гуси-лебеди»,

«Снегурочка»). А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются

в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль»,

«Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках

всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»), мудрость восхваляется

(«Мужик

и

медведь»,

«Два

жадных

медвежонка»,),

забота

о

близком

поощряется («Бобовое зернышко»).

(слайд

15) Я

думаю

что, только

при

соблюдении

активности

и

заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие

обеспечение

успешности

организуемой

работы.

Объединение

педагогов,

детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и

театра

позволяет

совершенствовать

педагогическую

подготовленность

родителей

вопросах

воспитания

собственных

детей.

Родители

оказали

помощь в приобретении детской художественной литературы, помогали в

изготовлении различных игр по театрализованной деятельности. Привлекла

их

к

процессу

подготовки

и

проведения

игр-драматизаций:

«Сказка

за

сказкой»,

«Йомры

калач»,

«Теремкә й ” ,

шитье

перчаточных

кукол

и

изготовление костюмов и декораций, изготовление настольной ширмы, а так

же в исполнении ролей на праздниках, досугах и развлечениях

В

результате

проделанной

работы

дети

изменились.

Они

стали

взрослее, и не только физически, они заметно выросли в нравственном

плане.

Дети

стали

внимательнее

к

окружающим,

замечают

настроение

других людей. Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети

пользовались словами: «плохой – хороший» и «грустный – веселый», то

теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый,

ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». То есть,

значительно обогащается словарь детей. Заметный плюс таких занятий в том,

что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно. В

ходе

работы

дети

постепенно

овладевают

средствами

выразительности,

которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и

своих возможностях.

(Слайд

16)

Благодаря

театрализованной

деятельности

происходит

формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь

их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать

правильный моральный выбор.

В будущем планирую:

1. Продолжить знакомство детей с различными видами театра.

2. Разнообразить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных

особенностей детей.

3. Совершенствовать артистические навыки детей посредством

переживания и воплощения образов в сказках.

4. Работать над повышением своего профессионального и творческого

уровня.

5. Привлекать родителей воспитанников к активному участию в

процессе подготовки и показа спектакля (родители – исполнители

взрослых ролей).

Таким образом, в соприкосновении с театром вырастают

нравственные личности, способные выходить на прямое общение с

другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность

изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Закончить свое выступление хочу словами:

Введите в мир театра

Малыша,

И он узнает, как сказка

Хороша!

Проникнется и

добротой,

И с чувством сказочным

Пойдёт

он

Жизненной тропой!

Г. Попова

Литература:

1.

Упражнения на каждый день: логика для дошкольников» Л. Ф.

Тихомирова, Ярославль «Академи Доронова Т.Н. Играем в театр. Пособие

для воспитателей, Москва. Просвещение.2005 .

2.

Куцакова

Л.В.

,

Мерзлякова

С.И.

«Воспитание

ребенка

дошкольника» Изд. центр Владос 2004 .

3.

Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду ТЦ

Сфера 2004 .

4.

Петрова Т.И., Сергеева Т.Л. Театрализованные игры в детском

саду. Школьная Пресса 2004 .

5.

Сорокина Н.Д. «Сценарии театральных занятий» Москва 2004 .

6. Сорокина Н.Д. Играем в кукольный театр Аркти 2004 .



В раздел образования