Напоминание

«Воспитание культуры поведения у дошкольников»


Автор: Хусаинова Раушания Мазгаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №25 городского округа г Уфа
Населённый пункт: РБ
Наименование материала: доклад
Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание культуры поведения у дошкольников

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с

окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного

поведения. И перед взрослыми стоит, казалось бы, простая задача: научить ребенка

везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности,

относиться к ним так, как он относиться к себе, и чтобы другие так же относились к

нему, т.е. сформировать определенную культуру поведения. Но на практике часто

случается,

что

эта

задача

становится

невыполнимой

из-за

отсутствия

четких

ориентиров в обществе, т.к. у каждой эпохи свой стиль общения, у каждого общества

свои правила поведения. Но все же есть ценности общечеловеческие и именно на их

основе развивается культура любого народа.

Давайте попробуем разобраться, что же в себя включает понятие «культура

поведения дошкольника».

Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных

для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных

видах деятельности.

Можно выделить следующие компоненты культуры поведения:

- Культурно-гигиенические навыки

- Культура общения

- Культура деятельности

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль

в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных

местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,

чтобы

выполнение

правил

личной

гигиены

стало

для

них

естественным,

а

гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей

приучают

к

выполнению

элементарных

правил:

мыть

руки

перед

едой,

после

пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают

привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив

его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны

относиться

к

выполнению

правил

личной

гигиены;

самостоятельно

мыть

руки

с

мылом,

намыливая

их

до

образования

пены

и

насухо

их

вытирать,

пользоваться

индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы

все

вещи

содержались

в

чистоте.

Формирование

навыков

личной

гигиены

предполагает

умение

детей

быть

всегда

опрятными,

замечать

неполадки

в

своей

одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх

специально

направленного

содержания.

Важно,

чтобы

эти

игры

были

интересны,

могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах

большое

значение

приобретают

учебные

мотивы.

Однако

для

более

успешного

формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного

детства

целесообразно

сочетать

словесный

и

наглядный

способы,

используя

специальные

наборы

материалов

по

гигиеническому

воспитанию

в

детском

саду,

разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания

и

обучения

детей

педагог

сообщает

им

разнообразные

сведения:

о

значении

гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в

режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду,

ознакомлению

с

окружающим,

с

природой.

Для

этого

используются

некоторые

дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты

«Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие

сценки, распределив роли между детьми.

Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе

разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима

можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение

имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что

дети

в

этом

возрасте

очень

наблюдательны

и

склонны

к

подражанию,

поэтому

воспитатель должен быть для них образцом.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям

различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у

сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу.

Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в

разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть

результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания

привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала

дошкольного

учреждения,

где

должны

быть

созданы

необходимые

условия

для

сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.

Следующее

условие,

необходимое

для

успешного

гигиенического

воспитания

единство

требований

со

стороны

взрослых.

Ребенок

приобретает

гигиенические

навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в

семье.

Обязанность

родителей

постоянно

закреплять

гигиенические

навыки,

воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку

пример, сами всегда их соблюдали.

Культура общения со взрослыми и сверстниками

Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему

необходимы

контакты

самые

разнообразные:

внутрисемейные,

общественные,

производственные

и

т.д.

любое

общение

требует

от

человека

умения

соблюдать

общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей

дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в

детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с

воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.

Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?

Вежливость

-

Она

украшает

человека,

делает

его

привлекательным,

вызывает

у

окружающих чувство симпатии.

Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не

доставит неудобства окружающим.

Предупредительность

-

Необходимо

добиваться

от

детей,

чтобы

предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых

побуждений.

Скромность

-

Эта

нравственная

черта

личности

показатель

подлинной

воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая

требовательность к самому себе.

Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к

окружающим.

Важно

прививать

ребенку

элементарную

культуру

общения,

помогающую

ему

устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться,

вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться

игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.

Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него

умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку

доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться

готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с

игровым замыслом.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами,

пособиями,

личными

вещами,

бережно

относиться

к

общественному

имуществу;

формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности

(играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые

предметы

и

материалы,

с

которыми

он

будет

играть

и

заниматься;

четко

и

последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе

деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно

убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы

в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство

использования в следующий раз; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки

после занятий или трудовых поручений.

Известно,

что

маленький

ребенок

еще

не

может

организовывать

свою

деятельность, поэтому организаторами являются родители в семье и воспитатели в

детском

саду.

Под

их

руководством

деятельно сть

ребенка

о б р е т а е т

целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной

вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки,

посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь,

иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта

мысль

внушается

постоянно,

дети

быстро

овладевают

прочными

навыками

правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Только тогда, когда в

сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со

сверстниками,

расширяется

до

понятий

«мы»,

«наше»,

он

начинает

бережно

относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно обращаться с учебными пособиями. Правильное

обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий –

рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе.

Необходимо

своевременно

учить

его

экономно

расходовать

бумагу

и

клей,

пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать

все это в надлежащем порядке.

Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой.

С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней.

«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они», - это должно стать

правилом

для

каждого

маленького

читателя.

Дети

должны

знать,

что

книгой

пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в

игровом

уголке.

Нельзя

обращаться

небрежно

даже

с

ненужной

книгой.

На

протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правило обращения

с книгой:

- береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не

смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

- после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место;

- правильно храни книгу, в специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу

или на полке;

- если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.

Воспитатель

на

конкретных

примерах

объясняет

детям

необходимость

и

целесообразность

каждого

правила

поведения.

Осознав

ценность

правил,

дети

начинают

активно

ими

пользоваться,

и

постепенно,

следование

этим

правилам

становиться для них нормой поведения.

Процесс

формирования

культуры

поведения

у

детей

дошкольного

возраста,

требует соблюдение таких принципов как:

Системность. Работа

по

формированию

культуры

поведения

должна

проводиться систематически.

Опора на положительное. Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке

и,

опираясь

на

хорошее,

развивать

другие,

недостаточно

сформированные

или

отрицательно

сориентированные

качества.

Терпение

и

заинтересованное

участие

воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Гуманизация воспитательного процесса. Принцип требует гуманного отношения

к личности воспитанника; уважения его прав и свобод.

Личностно-деятельный

подход. Воспитатель

должен

постоянно

изучать

и

хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды,

вкусы, привычки своих воспитанников.

В результате целенаправленного педагогического воздействия можно ожидать,

что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя

в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры

поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо

общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки

сверстников, быть доброжелательным, честным, справедливым.



В раздел образования