Автор: Хусаинова Раушания Мазгаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №25 городского округа г Уфа
Населённый пункт: РБ
Наименование материала: доклад
Тема: «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Воспитание культуры поведения у дошкольников
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с
окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного
поведения. И перед взрослыми стоит, казалось бы, простая задача: научить ребенка
везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности,
относиться к ним так, как он относиться к себе, и чтобы другие так же относились к
нему, т.е. сформировать определенную культуру поведения. Но на практике часто
случается,
что
эта
задача
становится
невыполнимой
из-за
отсутствия
четких
ориентиров в обществе, т.к. у каждой эпохи свой стиль общения, у каждого общества
свои правила поведения. Но все же есть ценности общечеловеческие и именно на их
основе развивается культура любого народа.
Давайте попробуем разобраться, что же в себя включает понятие «культура
поведения дошкольника».
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить, как совокупность полезных
для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных
видах деятельности.
Можно выделить следующие компоненты культуры поведения:
- Культурно-гигиенические навыки
- Культура общения
- Культура деятельности
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль
в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных
местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,
чтобы
выполнение
правил
личной
гигиены
стало
для
них
естественным,
а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей
приучают
к
выполнению
элементарных
правил:
мыть
руки
перед
едой,
после
пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают
привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив
его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны
относиться
к
выполнению
правил
личной
гигиены;
самостоятельно
мыть
руки
с
мылом,
намыливая
их
до
образования
пены
и
насухо
их
вытирать,
пользоваться
индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы
все
вещи
содержались
в
чистоте.
Формирование
навыков
личной
гигиены
предполагает
умение
детей
быть
всегда
опрятными,
замечать
неполадки
в
своей
одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх
специально
направленного
содержания.
Важно,
чтобы
эти
игры
были
интересны,
могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах
большое
значение
приобретают
учебные
мотивы.
Однако
для
более
успешного
формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного
детства
целесообразно
сочетать
словесный
и
наглядный
способы,
используя
специальные
наборы
материалов
по
гигиеническому
воспитанию
в
детском
саду,
разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания
и
обучения
детей
педагог
сообщает
им
разнообразные
сведения:
о
значении
гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в
режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду,
ознакомлению
с
окружающим,
с
природой.
Для
этого
используются
некоторые
дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты
«Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие
сценки, распределив роли между детьми.
Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе
разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима
можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение
имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что
дети
в
этом
возрасте
очень
наблюдательны
и
склонны
к
подражанию,
поэтому
воспитатель должен быть для них образцом.
Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям
различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у
сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу.
Навыки у детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в
разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть
результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.).
Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания
привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала
дошкольного
учреждения,
где
должны
быть
созданы
необходимые
условия
для
сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития.
Следующее
условие,
необходимое
для
успешного
гигиенического
воспитания
–
единство
требований
со
стороны
взрослых.
Ребенок
приобретает
гигиенические
навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в
семье.
Обязанность
родителей
–
постоянно
закреплять
гигиенические
навыки,
воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку
пример, сами всегда их соблюдали.
Культура общения со взрослыми и сверстниками
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему
необходимы
контакты
самые
разнообразные:
внутрисемейные,
общественные,
производственные
и
т.д.
любое
общение
требует
от
человека
умения
соблюдать
общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей
дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в
детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с
воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость
-
Она
украшает
человека,
делает
его
привлекательным,
вызывает
у
окружающих чувство симпатии.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не
доставит неудобства окружающим.
Предупредительность
-
Необходимо
добиваться
от
детей,
чтобы
предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых
побуждений.
Скромность
-
Эта
нравственная
черта
личности
показатель
подлинной
воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая
требовательность к самому себе.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к
окружающим.
Важно
прививать
ребенку
элементарную
культуру
общения,
помогающую
ему
устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться,
вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться
игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него
умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку
доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.
Дети в среднем, а особенно в старшем дошкольном возрасте должны научиться
готовить все необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с
игровым замыслом.
Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами,
пособиями,
личными
вещами,
бережно
относиться
к
общественному
имуществу;
формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности
(играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые
предметы
и
материалы,
с
которыми
он
будет
играть
и
заниматься;
четко
и
последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе
деятельности, доводить начатое до конца.
По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно
убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы
в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство
использования в следующий раз; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки
после занятий или трудовых поручений.
Известно,
что
маленький
ребенок
еще
не
может
организовывать
свою
деятельность, поэтому организаторами являются родители в семье и воспитатели в
детском
саду.
Под
их
руководством
деятельно сть
ребенка
о б р е т а е т
целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.
Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной
вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки,
посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь,
иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта
мысль
внушается
постоянно,
дети
быстро
овладевают
прочными
навыками
правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Только тогда, когда в
сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со
сверстниками,
расширяется
до
понятий
«мы»,
«наше»,
он
начинает
бережно
относиться к вещам, принадлежащим другим.
Необходимо приучать правильно обращаться с учебными пособиями. Правильное
обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий –
рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе.
Необходимо
своевременно
учить
его
экономно
расходовать
бумагу
и
клей,
пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать
все это в надлежащем порядке.
Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой.
С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней.
«Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они», - это должно стать
правилом
для
каждого
маленького
читателя.
Дети
должны
знать,
что
книгой
пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в
игровом
уголке.
Нельзя
обращаться
небрежно
даже
с
ненужной
книгой.
На
протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правило обращения
с книгой:
- береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не
смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;
- после того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место;
- правильно храни книгу, в специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу
или на полке;
- если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.
Воспитатель
на
конкретных
примерах
объясняет
детям
необходимость
и
целесообразность
каждого
правила
поведения.
Осознав
ценность
правил,
дети
начинают
активно
ими
пользоваться,
и
постепенно,
следование
этим
правилам
становиться для них нормой поведения.
Процесс
формирования
культуры
поведения
у
детей
дошкольного
возраста,
требует соблюдение таких принципов как:
Системность. Работа
по
формированию
культуры
поведения
должна
проводиться систематически.
Опора на положительное. Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке
и,
опираясь
на
хорошее,
развивать
другие,
недостаточно
сформированные
или
отрицательно
сориентированные
качества.
Терпение
и
заинтересованное
участие
воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.
Гуманизация воспитательного процесса. Принцип требует гуманного отношения
к личности воспитанника; уважения его прав и свобод.
Личностно-деятельный
подход. Воспитатель
должен
постоянно
изучать
и
хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды,
вкусы, привычки своих воспитанников.
В результате целенаправленного педагогического воздействия можно ожидать,
что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя
в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры
поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо
общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки
сверстников, быть доброжелательным, честным, справедливым.