Напоминание

Логопедическое обследование младших школьников


Автор: Куликова Наталия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа Кузьминки
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логопедическое обследование младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Логопедическое обследование младших школьников.

Учащимся 1-го класса( Январь) предлагается запись строчных и прописных

букв под диктовку,

запись слогов (различной структуры) и слов (также

различной структуры).

2 к л а с с

.

Логопедические

задачи:

проверить,

как

дифференцируются

парные

согласные, оптически и кинетически сходные буквы.

Роща.

Дети любят гулять в роще. Тут дубы и клёны. По веткам скачут пушистые

белки. Пёстрый дятел долбит ствол. В траве шуршит ёжик. Синицы сели

на верхушку дуба и громко щебечут. Яркие солнечные пятна скользят по

листве.

3

к

л

а

с

с

В роще.

Мои друзья любят гулять в роще. Тут берёзы, дубы и клёны. По ветвям

скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит твёрдую кору острым

клювом. В траве шуршит ёжик. Синицы дружной стайкой сели на верхушку

дуба и громко щебечут.

У старого клёна муравейник. Интересно наблюдать за его трудолюбивыми

жильцами.

Лёгкий

ветерок

шелестит

листвой.

Яркие

солнечные

пятна

лежат на траве.



4 класс.

Весёлые скороговорки.

Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько корку. У пенька опять пять

опят. У Вари на бульваре варежки пропали. Бросили бананы забавной

обезьяне. У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика

висят. Ежу на ужин мышонок нужен. Чайничек с крышечкой, крышечка с

шишечкой. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля. Маленькую Люсю

напугали гуси. По огороду мудрый крот ведёт к норе водопровод. У доброй

бабушки Марины компот из яблок и малины.

Диагностика нарушения чтения начинается с исследования, проводимого

по

альбому

оптических

проб,

разработанных

сотрудниками

кафедры

логопедии РГПУ им. Герцена и включающего в себя:

-

з н а н и е

б у к в

( п е ч а т н ы х

и

р у к о п и с н ы х ) ;

- узнавание букв в усложнённых условиях: недописанных, изображённых

пунктиром, неправильно размещённых в пространстве, написанных разными

ш р и ф т а м и ,

и з о б р а ж ё н н ы х

з е р к а л ь н о ,

и

т . п . ;

- узнавание букв, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера);

- узнавание сходных по начертанию букв, данных попарно или в буквенном

ряду;

- конструирование букв из отдельных элементов.

Методика А.Н Корнева включает в себя следующие задания:

- рядоговорение (например, дней недели);

- воспроизведение ритма (I-II-I);

- тест «Кулак - ребро - ладонь»;

- тест «Повторение цифр» (сначала нужно воспроизвести названный ряд

цифр, например 3-3-3-6- начинать с 2-х и доводить до 5

затем названные цифры предлагается назвать в обратном порядке. Например:

4 - 6 - 2, а ребёнок должен сказать 2-6-4).

1-я

часть

этого

теста

характеризует

слухоречевую

память,

2-я

часть

- о п е р а т и в н у ю

п а м я т ь )

- для проверки зрительного восприятия и зрительно - моторной координации

можно

использовать задания на дорисовывание фигур, букв, изографы.

При

обследовании состояния

чтения можно

использовать

следующие

задания:

- поиск заданного слова

- чтение ряда сходных по структуре слов, сходных по звучанию ;

Балка – палка

башня – пашня

бабочка – папочка

бар – пар

баба – папа

бас — пас

баня — Паня

бани — пани

бах — пах

банда — панда

банк — панк

баста — паста

банки — панки

банты — панты

барка — парка

бахнуть — пахнуть

бабуля — папуля

- чтение слов с необходимостью их восстановления:

ФЛ...Г... (я, а)

К...Б...Н... (а, и, а);

-

чтение

текста

с

пропущенной

одной

или

несколькими

буквами

- чтение обычного текста (желательно, повествовательного характера).

В ы п о л н е н и е

о ц е н и в а е т с я

п о

т р ё м

к р и т е р и я м :

-

для

первоклассников

-

способ,

скорость,

правильность

чтения;

- для учащихся 2, 3 классов - скорость, правильность и понимание смысла

прочитанного.



В раздел образования