Автор: Куликова Наталия Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа Кузьминки
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Логопедическое обследование младших школьников
Раздел: начальное образование
Логопедическое обследование младших школьников.
Учащимся 1-го класса( Январь) предлагается запись строчных и прописных
букв под диктовку,
запись слогов (различной структуры) и слов (также
различной структуры).
2 к л а с с
.
Логопедические
задачи:
проверить,
как
дифференцируются
парные
согласные, оптически и кинетически сходные буквы.
Роща.
Дети любят гулять в роще. Тут дубы и клёны. По веткам скачут пушистые
белки. Пёстрый дятел долбит ствол. В траве шуршит ёжик. Синицы сели
на верхушку дуба и громко щебечут. Яркие солнечные пятна скользят по
листве.
3
к
л
а
с
с
В роще.
Мои друзья любят гулять в роще. Тут берёзы, дубы и клёны. По ветвям
скачут пушистые белки. Пёстрый дятел долбит твёрдую кору острым
клювом. В траве шуршит ёжик. Синицы дружной стайкой сели на верхушку
дуба и громко щебечут.
У старого клёна муравейник. Интересно наблюдать за его трудолюбивыми
жильцами.
Лёгкий
ветерок
шелестит
листвой.
Яркие
солнечные
пятна
лежат на траве.
4 класс.
Весёлые скороговорки.
Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько корку. У пенька опять пять
опят. У Вари на бульваре варежки пропали. Бросили бананы забавной
обезьяне. У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика
висят. Ежу на ужин мышонок нужен. Чайничек с крышечкой, крышечка с
шишечкой. В роще травы шевеля, мы нащиплем щавеля. Маленькую Люсю
напугали гуси. По огороду мудрый крот ведёт к норе водопровод. У доброй
бабушки Марины компот из яблок и малины.
Диагностика нарушения чтения начинается с исследования, проводимого
по
альбому
оптических
проб,
разработанных
сотрудниками
кафедры
логопедии РГПУ им. Герцена и включающего в себя:
-
з н а н и е
б у к в
( п е ч а т н ы х
и
р у к о п и с н ы х ) ;
- узнавание букв в усложнённых условиях: недописанных, изображённых
пунктиром, неправильно размещённых в пространстве, написанных разными
ш р и ф т а м и ,
и з о б р а ж ё н н ы х
з е р к а л ь н о ,
и
т . п . ;
- узнавание букв, наложенных друг на друга (по типу фигур Попельрейтера);
- узнавание сходных по начертанию букв, данных попарно или в буквенном
ряду;
- конструирование букв из отдельных элементов.
Методика А.Н Корнева включает в себя следующие задания:
- рядоговорение (например, дней недели);
- воспроизведение ритма (I-II-I);
- тест «Кулак - ребро - ладонь»;
- тест «Повторение цифр» (сначала нужно воспроизвести названный ряд
цифр, например 3-3-3-6- начинать с 2-х и доводить до 5
затем названные цифры предлагается назвать в обратном порядке. Например:
4 - 6 - 2, а ребёнок должен сказать 2-6-4).
1-я
часть
этого
теста
характеризует
слухоречевую
память,
2-я
часть
- о п е р а т и в н у ю
п а м я т ь )
- для проверки зрительного восприятия и зрительно - моторной координации
можно
использовать задания на дорисовывание фигур, букв, изографы.
При
обследовании состояния
чтения можно
использовать
следующие
задания:
- поиск заданного слова
- чтение ряда сходных по структуре слов, сходных по звучанию ;
Балка – палка
башня – пашня
бабочка – папочка
бар – пар
баба – папа
бас — пас
баня — Паня
бани — пани
бах — пах
банда — панда
банк — панк
баста — паста
банки — панки
банты — панты
барка — парка
бахнуть — пахнуть
бабуля — папуля
- чтение слов с необходимостью их восстановления:
ФЛ...Г... (я, а)
К...Б...Н... (а, и, а);
-
чтение
текста
с
пропущенной
одной
или
несколькими
буквами
- чтение обычного текста (желательно, повествовательного характера).
В ы п о л н е н и е
о ц е н и в а е т с я
п о
т р ё м
к р и т е р и я м :
-
для
первоклассников
-
способ,
скорость,
правильность
чтения;
- для учащихся 2, 3 классов - скорость, правильность и понимание смысла
прочитанного.