Авторы: Корчикова Нина Васильевна, Куцань Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатели высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МАДОУ–детский сад
Населённый пункт: р.п.Краснообск, Новосибирской области
Наименование материала: Проект
Тема: "Зимующие птицы"
Раздел: дошкольное образование
Проект «Зимующие птицы»
Возраст детей: средняя группа
Тип проекта: информационно-ориентированный
Вид проекта: групповой
Срок реализации: краткосрочный (одна неделя)
Актуальность проекта: В холодное время года перед зимующими
птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной
пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда
естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие
птицы не могут пережить зиму и погибают.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по
планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них.
Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.
Цель: Закрепление представлений детей о зимующих птицах.
Задачи:
- закрепить знания о птицах;
- расширить представления об особенностях внешнего вида, повадках птиц;
- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных
зимних условиях;
-воспитывать любознательность, сочувствие.
Инновационные технологии: проектная деятельность.
I этап: организационно-подготовительный
- Определение темы исходя из интереса и знаний детей.
- Сбор и анализ литературы по данной теме.
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
- Обеспечение дидактическим материалом.
II этап: планирование
Образовательные
области
Мероприятия
Задачи
Социально –
коммуникативное
развитие
Беседа «Птичья
столовая»
Беседа с детьми о важности их
работы по подкормке птиц.
Воспитывать бережное отношение к
птицам, поощрять стремление
приносить пользу, помогая птицам
зимой.
Наблюдение за
воробьями во время
прогулки.
Уточнить представления детей о
повадках воробьёв, отметить, в какое
время года они прилетают к
кормушке, какой корм предпочитают,
как долго находятся на кормушке.
Предложить детям проверить
правильность народной приметы
«Если воробей нахохлился – к
морозу, перышки приглажены – к
теплу». Обсудить с детьми, почему в
морозы воробей сидит,
нахохлившись.
Дидактическая игра
«Кто как кричит?»
Учить различать зимующих птиц по
голосам.
Беседы: «Что ты знаешь
о зимующих птицах?»,
«Меню птиц», «Зимние
гости», «Зачем помогать
птицам зимой»
Воспитывать бережное отношение к
живой природе, выявить уровень
знания детей о зимующих птицах,
расширить представления детей о
зимующих птицах.
Художественно –
эстетическое
развитие
Лепка «Птицы»
Расширять представление детей о
зимующих птицах, о роли человека в
жизни птиц. Учить передавать свои
наблюдения за живой природой в
художественно-изобразительной
деятельности, учить детей лепить
птичку из нескольких частей.
Развивать чувство формы и
пропорций. Воспитывать
любознательность,
самостоятельность.
Аппликация «Прилетели
птички: снегири,
синички».
Показать детям, как составлять
аппликацию в виде птицы; закрепить
представление об особенностях их
строения, форме тела, крыльев,
хвосте, отличительных чертах
Речевое развитие
Рассматривание
сюжетных картин и
фотографий.
Уточнить представления о
зимующих птицах, активизировать
словарный запас детей, формировать
связную речь.
Составление
описательного рассказа
совместно с
воспитателем «Вот
какие птички».
Вызвать интерес у детей к
составлению описательных
рассказов о зимующих птицах.
Различать зимующих птиц по
внешнему виду; согласовывать
прилагательные с
существительными в роде, числе и
падеже.
Чтение стихов С. А.
Есенина «Поёт зима,
аукает», «Где обедал
воробей» из цикла
Формировать умение внимательно
слушать литературный текст,
развивать память.
«Детки в клетке»
Чтение художественной
литературы (фольклор,
поэзия, рассказы). В.
Звягиной «Воробей», Т.
Евдошенко «Берегите
птиц», «Зимние гости»
Ю.Никонова
«Воробьишко», «Умная
птичка».
Формирование интереса к
потребности в чтении, привлечение
к знакомству с различными формами
художественной литературы.
Продолжать формировать умение
поддерживать беседу по содержанию
прочитанного, воспитывать у детей
любовь к окружающему, желание
помочь птицам.
Познавательное
развитие
НОД по теме
«Зимующие птицы»
Закрепить понятие «зимующие»
птицы; дать детям представление о
видах питания зимующих птиц;
Упражнять в установлении сходства
и различия между птицами.
Активизировать в речи обобщающие
слова: «зимующие птицы»; умение
говорить «громко – тихо»,
вырабатывать силу голоса;
Расширить словарный запас: корм,
кормушка, холодно, голодно, клюет,
щебечет, посвистывает, воркует,
прыгает и т. д. Развивать
воображение, внимание, мышление,
целостное восприятие предметов.
Учить детей отгадывать загадки о
зимующих птицах. Воспитывать
доброту, заботливое и
доброжелательное отношение к
птицам.
Физическое
развитие
Утренняя гимнастика
«Мы как птички».
Подвижные игры:
«Совушка», «Воробушки
и автомобиль», «Найди
свое гнездо», «Воробьи и
кошка», «Перелёт птиц».
Формировать представление о
птицах и их повадках. Упражнять в
прыжках на двух ногах. Развивать
координацию движений, умение
ориентироваться на площадке.
Работа с
родителями
Памятка для родителей:
«Покормите птиц
зимой"»
Наглядная пропаганда.
Консультация по теме
«Зимующие птицы».
Дать рекомендации родителям по
проведению совместной
деятельности с детьми по тематике
«Зимующие птицы».
Конкурс «Лучшая
кормушка».
Привлечение родителей к участию в
проекте, укрепление детско-
родительских отношений.
Воспитание нравственных чувств.
Сбор корма для птиц.
Привлечение родителей к проблеме
подкормки птиц в зимний период.
Укрепление детско-родительских
отношений.
III этап – Заключительный
В период проведения проекта ежедневно угощали птиц кормом, который был
принесен родителями, наблюдали за их поведением, использовали разный корм.
В результате проведенной работы, дети узнали: какие птицы остаются зимовать
в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму, как различить птиц по окраске,
какие корма предпочитают птицы (например: голуби и воробьи предпочитают
семечки, а синицы – сало). Дети вместе с родителями принимали участие в
сборе
корма
для
птиц
и
изготовили
кормушки,
благодаря
чему
узнали
и
увидели,
каких
видов
бывают
кормушки.
Укрепились
детско-родительские
отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши
пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети
стали более добрыми, отзывчивыми.
Лепка
Аппликация