Автор: Шафранова Лариса Владимировна
Должность: Воспитатель логопедической группы
Учебное заведение: МАДОУ №219
Населённый пункт: Город Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Занятие по грамоте
Тема: Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «История о том, как дети искали радугу»
Раздел: дошкольное образование
Занятие по обучению грамоте в подготовительной
логопедической группе
«История о том, как дети искали радугу»
Цель: обобщение полученных знаний о звуках, буквах, слогах, словах
и предложениях.
Задачи: развивать: фонематический слух (умение определять
количество слогов в слове); связную речь, умение детей в составлении и
чтении слов; высшие психические функции: память, внимание, логическое
мышление.
Закрепить умение детей составлять слова по данным слогам; определять
заданный звук в слове (в начале слова, в середине, в конце).
Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, умение работать в
коллективе.
Материал к занятию: мяч, рисунки домиков с одним, с двумя и тремя
окошками; перфокарты «позиция звука»; плакат с таблицей слогов;
перфокарты с набором букв; слово «РАДУГА» разрезанное на отдельные
буквы; гуашь, кисть, листы белой бумаги.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня нам предстоит сложная работа! Нежданно –
негаданно прилетела злая тучка и закрыла красоту, которую я хотела вам
показать. Что бы узнать, что закрыла тучка, вам предстоит выполнить
несколько заданий. За каждое задание вы будете получать карточку с буквой.
Когда все задания выполните, вы сможете прочитать пароль, с помощью
которого мы все узнаем, что спрятала от вас тучка. Начнём?
1 задание: Я буду вам бросать мяч и называть слог, а вы должны «превратить»
его в слово. (ПА-па, МА, КУ, АР, ЧА, ДИ, БА, МУ, КО …)
- Молодцы, справились с этим заданием, получайте карточку с буквой «Д»
2 задание: - Посмотрите, на доске 3 домика: в первом домике 1 окно, во 2
домике – 2 окна, в 3 домике – 3 окна. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто к
нам пришёл. А затем мы поселим гостя в нужный домик. Чтобы определить,
какому гостю какой домик, нужно выяснить, сколько слогов в названии гостя.
1 слог – гостя селим в первый домик. Если 2 слога, то – во второй, если 3
слога – в третий.
Загадки:
1.
Над нами вверх ногами ходят, не страшатся, никого не боятся. (Мухи –
2 слога).
2.
Имеет гнездо на дереве, прыгает и летает по сучьям, а не птица. (Белка
– 2 слога).
3.
Не на рыбу, а сеть расставляет. (Паук – 2 слога).
4.
На сене лежит, сама не ест и другим не даёт. (Собака – 3 слога).
5.
Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам. (Кузнечик – 3 слога),
6.
Очень ядовитый он, а зовётся … (Скорпион – 3 слога).
7.
Под сосной в лесу густом, из хвоинок строит дом. (Муравей – 3 слога).
8.
Хочет шарфик съесть у Толи, нет вреднее серой … (Моли – 1 слог).
9.
Полосатая она, только это не пчела. Мед не собирает. Внимание!
Кусает! (оса -1 слог).
10.
Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык, шесть ног – да без копыт. (Жук
– 1 слог).
И с этим заданием ребята справились без проблем. Получайте ещё одну
карточку от пароля с буквой «Г».
3 задание: - Ребята, у вас на столах перфокарты. Вам нужно определить где
находится звук в данном слове: в начале, в середине или в конце. После
выполнения, поменяйтесь перфокартами и проверьте друг друга. Если нет
ошибок, получите ещё одну букву от пароля - «Р».
Ребята, предлагаю выйти на середину группы, встаньте в круг. Слушайте
внимательно и выполняйте действия.
Воспитатель включает аудиозапись и проводится весёлая физминутка:
«Мы в ладошки хлопаем».
4 задание: Так, ребятушки, вот ещё одно сложное задание! «Слоговой
аукцион».
На доске плакат с таблицей слогов, к слогу на верхней строчке нужно
подобрать слог из второй строчки, чтобы получилось слово.
Воспитатель по очереди взывает 1 ребёнка, он маркером проводит линию,
соединяя слоги в слово.
За правильные ответы, дети получают ещё одну карточку с буквой «А».
5 задание: Давайте поиграем в игру «Наоборот». Я кидаю мяч и называю
слово, а вы должны сказать слово наоборот и бросить мне мяч. Слушайте
стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»
Нам с тобой пришёл черёд, сыграть в игру «Наоборот»,
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … (низко)
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … (низко).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь … (пол)
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … (храбрец).
Теперь «начало» я сажу, ну, отвечай, … (Конец).
Сахар сладкий, а лимон … (кислый).
Луна видна ночью, а солнце … (днём).
Огонь горячий, а лёд … (холодный).
Река широкая, а ручей … (узкий).
Камень тяжёлый, а пух … (лёгкий).
И с этим заданием справились! Получайте ещё одну букву от пароля
«У».
6 задание: Молодцы, ребята! Нам осталось последнее задание, и мы узнаем,
что тучка спрятала! Возьмите карточки с пустыми квадратиками и маркер. Из
имеющихся букв, вам надо составить слово и записать его в клеточки.
Дети записывают в пустые клетки слова, которые получились. Дети
проверяют друг у друга работу. За это задание ребята получают карточку с
буквой «А».
Воспитатель выкладывает карточки с буквами на доске в хаотичном
порядке, а дети составляют слово. Получается слово «РАДУГА»
- Молодцы, ребята справились со всеми заданиями и получили пароль!
Смотрите, что спрятала тучка…. Правильно, выложили слово и прочитали
его! Да, тучка спрятала радугу.
- Дети, расскажите тучке, какие задания были для вас интересными, а
какие сложными.
Воспитатель выслушивает ответы детей и делает вывод.
- Ребята, а давайте нарисуем каждый свою радугу! Какими цветами мы
будем пользоваться, чтобы нарисовать радугу? В какой последовательности
вы будете выполнять рисунок? Дети под спокойную музыку рисуют радугу.