Напоминание

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей среднего дошкольного возраста


Автор: Кулышкина Лилия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Бийск, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей среднего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей

среднего дошкольного возраста

Чтобы

правильно

рос

и

развивался

ребенок,

необходимо

с

самого

раннего

детства

начинать

физическое

воспитание,

которое

предусматривает

охрану

и

укрепление

здоровья

детей

дошкольного

возраста,

совершенствование

функций

организма, полноценное физическое развитие. Физическое воспитание направлено на

своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений и физических

качеств (силы, выносливости, ловкости, быстроты); развитие интереса к различным,

доступным

ребенку

видам

двигательной

деятельности;

воспитание

привычки

к

ежедневным

занятиям

физическими

упражнениями,

а

так

же

положительных

нравственных, моральных и волевых черт личности.

Двигательная

активность

естественная

и

специально

организованная

двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и

психическое развитие.

В.Н. Шебенко определяет двигательную активность, как деятельность, основным

компонентом которой является движение и которая направлена на физическое развитие

ребенка, это средство всестороннего развития детей.

Е.

Зайченко

говорит

о

двигательной

активности

как

физиологической

потребности растущего организма в движении, недостаточность которой отрицательно

сказывается на физическом состоянии и двигательных функциях, что приводит к

задержке сенсорного развития.

Опираясь

на

ФГОС,

можно

выделить

следующие

формы

двигательной

активности

в

детском

образовательном

учреждении:

физкультурные

занятия,

музыкальные

занятие,

хореография,

ЛФК,

тренажеры,

бассейн,

физкультминутки,

прогулки, утренняя гимнастика, игровая деятельность и другое.

Можно выделить несколько основных видов двигательной активности:

естественные действия в повседневной жизнедеятельности;

подвижная игровая деятельность;

организованные физические упражнения;

самостоятельная активность по внутреннему побуждению ребенка;

комплексы

движений,

которые

выполняет

ребенок

с

подачи

другого

человека.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной

активности

человека

возрастает

роль

систематических

занятий

физическими

упражнениями, подвижными играми.

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны

людям

самого

разного

возраста.

Подвижные

игры,

несмотря

на

огромное

разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе,

отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как

взаимоотношение

играющих

с

окружающей

средой

и

познание

реальной

действительности.

Целенаправленность

и

целесообразность

поведения

при

достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно

изменяющимися

условиями,

потребностью

широкого

выбора

действий,

требуют

проявления творческих способностей, активности, инициативы.

Опираясь

на

общие

цели

физического

воспитания

дошкольников,

выделим

основные

задачи,

решаемые

при

проведении

подвижных

игр.

К

ним

относятся:

оздоровительные, воспитательные, образовательные

Оздоровительные задачи подвижных игр. При правильной организации занятий

с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся

подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление

костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки

у детей, а также повышают функциональную деятельность организма.

Воспитательные задачи подвижных игр. Подвижные игры в большой степени

способствуют

воспитанию

физических

качеств:

быстроты,

ловкости,

силы,

выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в

комплексе.

Образовательные задачи подвижных игр: игра оказывает большое воздействие на

формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется

и

развивается

умение

анализировать,

сопоставлять,

обобщать

и

делать

выводы;

правила

и

двигательные

действия

подвижной

игры

создают

у

играющих

верные

представления

о

поведении

в

реальной

жизни,

закрепляют

в

их

сознании

представления о существующих в обществе отношениях между людьми.

Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, –

только при наличности этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться ей с

охотой.

Я бы хотела остановить свое внимание на работе, которая проводилась с детьми

средней группы в обучении подвижным играм.

Подвижные игры занимают большое место в жизни нашей группы и проводятся

ежедневно

в

разные

периоды

дня.

Продолжительность

игры

в

средней

группе

примерно 8—12 мин.

Двигательный опыт детей средней группы становится значительно богаче, чем в

младшей группе. Характерным для этого возраста является то, что в играх ребенок

старается, прежде всего, достигнуть лучшего результата.

В

средней

группе

подвижные

игры

становятся

разнообразнее

по

характеру,

структуре, сюжет приобретает все большее значение в играх.

Для лучшего понимания игрового сюжета я проводила предварительную работу

с

детьми:

чтение

художественных

произведения;

организация

наблюдений

за

природой,

повадками

животных;

рассматривание

вместе

с

детьми

картинок

и

фотографий с различными профессиями.

В средней группе каждый ребенок отвечает только за свои действия: успех

одного ребенка не влияет на ход игры. Даже в играх с элементом соревнования нет еще

коллективной

ответственности

за

действия

каждого.

Это

вызвано

особенностями

возраста, так как детям 4-5 лет еще трудно согласовывать действия в коллективе.

Моей задачей было правильно организовать игру. Игра может быть проведена

одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой.

Собрать

детей

на

игру

можно

разными

приемами,

например

с

помощью:

красивой игрушки (зайчик, мишки, и т.д.); звукового сигнала (хлопнуть в ладоши,

позвонить

колокольчиком);

поручения

активному

ребенку

собрать

всех

остальных

зазывалкой: 1, 2, 3, 4, 5 – кто со мной идет играть?

Собирать детей на игру надо быстро (1-2 мин), т.к. любая задержка снижает

интерес к игре.

В средней группе воспитателю лучше начинает играть с 3-мя, 5-тью детьми и

постепенно к ним присоединяются остальные. Прежде всего, нужно создать у детей

интерес к игре, тогда они лучше усвоят ее правила, и более четко будут выполнять

движения и испытывать эмоциональный подъем.

В процессе игры очень важно убедиться, что дети правильно поняли условия,

необходимо уточнить, правильно ли понял свою роль ведущий.

В средней группе воспитатель только изредка выполняет роль ведущего. В

течение года необходимо приучать всех детей быть ведущими. Выделяя детей на эту

роль, нужно учитывать особенности каждого ребенка. Например, застенчивому не

поручать сразу роль волка или медведя.

По

окончанию

игры

подвести

итоги.

Нужно

дать

детям

возможность

самостоятельно поделиться впечатлениями об игре, о выполнении той или иной роли.

Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества

новых игр, а на повторение и усложнение уже знакомых. Можно повторять с детьми

одну и ту же игру 2 — 3 раза, затем через некоторое время снова возвращаться к ней.

При повторении нужно усложнять содержание и правила игры. Не следует за один раз

давать больше двух игр, при том они должны быть различны по характеру движения,

по построению: одна игра может быть более подвижной, а другая более спокойной.

На год в «Руководстве для воспитателей» рекомендуется для младшей группы не

больше 10 игр, в средней - 12 игр, в старшей - не более 14 игр, при условии, что в

средней группе повторяются игры младшей группы, а в старшей - младшей и средней

групп.

Главный методический приём – это личное участие педагога в подвижных играх

детей.

Литература:

1.

Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство физического воспитания /М.Н.

Емельянова // Дошкольное воспитание. - 2017. - №4. – С.15-16.

2.

Ситник, Б.А. Летние забавы. Энциклопедия подвижных игр / Б.А. Ситник. - М.:

Суфлер, Феникс, 2013. - 567 c.

3.

Степаненкова, Э.Я. Методика проведения подвижных игр / Э.Я. Степаненкова. -

М.: Мозаика-Синтез, 2009. - 859 c.

4.

Финогенова,

Н.В.

Математика

в

движении.

Планирование,

оздоровительно-

развивающие

занятия,

подвижно-дидактические

игры.

Средняя

группа

/

Н.В.

Финогенова, М.Ю. Рыбина, Е.В. Ремизенко. - М.: Учитель, 2014. - 156 c.



В раздел образования