Напоминание

"Подвижные игры и ГТО"


Автор: Перминова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Подвижные игры и ГТО"
Раздел: среднее образование





Назад




Подвижные игры и ГТО

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью

воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяла игру, что-то

забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя

уничтожить живую потребность в игре. Игровая деятельность относится к числу потребностей,

обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних

органов, потребность общения, получения внешней информации. Играя, дети и подростки

развиваются физически и умственно, лучше узнают друг друга. Этому способствует те черты

игровой деятельности, которые их сближают с трудом. Ведь в игре, как в труде, имеется цель

которую нужно добиться.

Содержание учебной программы позволяет вести на уроках физической культуры планомерную

подготовку детей к сдаче норм почти по всем упражнениям комплекса ГТО. Однако для

подготовки учащихся к выполнению норм по легкой атлетике, гимнастике, лыжам и другим

видам спорта двух уроков в неделю недостаточно. На помощь приходит внеклассная работа по

ГТО, организуемая обычно в виде секций общей физической подготовки, секций по видам

спорта. Главное внимание здесь обращается на развитие физических качеств, нужных для

выполнения норм комплекса и отчасти на освоение спортивной техники. Применение игрового

метода для освоения ряда упражнений , входящий в комплекс , повышает интерес детей к

занятиям, которые нередко проходят однообразно и повторяются из года в год. Игровой метод

освоения упражнений как нельзя лучше отвечает запросам детской психологией, содействует

формированию детского коллектива. Кроме того, подготовка к сдаче норм ГТО, проводимая на

эмоциональном фоне, двигательную активность, меньше утомляет детей, а их организм

подготавливается к значительным функциональным нагрузкам во время спортивных

соревнований. Важен и еще один момент. Игры, включаемые в тренировки, нередко выступают

как модельформирования определенного психологического стереотипа, поскольку упражнения в

них закрепляются и совершенствуются в условиях игровой соревновательной деятельности. Это

важно для будущего участника соревнований по отдельным видам и многоборью ГТО.

Подвижные игры в первую очередь служат задачам физической подготовки и

совершенствованию элементов спортивной техники, а также воспитанию решительности, воли

и другихважных качеств, необходимых значкисту ГТО.

В подготовке к сдачам норм ГТО по бегу на короткие дистанции и кроссу можно использовать

игры типа ( «Пятнашки маршем», «День и ночь», «Пустое место» и др. ), а также разнообразные

эстафеты ( встречная эстафета с бегом, «Вызов номеров», эстафета с выбыванием, большая

эстафета по кругу и др. ). Прыгуны для своей подготовки используют такие игры, как эстафета с

преодолением препятствий, «Прыгуны и пятнашки», «Удочка», лапта с препятствиями, эстафета

с высоко – далекими прыжками и др. Игры школьной программы с метаниями ( «Снайперы» , «

В четыре стойки», «Шагай вперед!» др. ) полезно применять для овладения занимающимися

навыками метания теннисного мяча на дальность. Игры с элементами силовой борьбы («Тяни в

круг», «Перетягивание через черту», «Бой петухов», «Борьба в квадратах» и др.) полезны для

подготовки учеников к выполнению силовых норм ГТО 1 и 2 ступени (лазанье по канату,

отжимание и подтягивание на перекладине). Целям подготовки к сдаче соответствующих норм

комплекса ГТО служат игры на лыжах и на воде.

Если при подборе игр для общей физической подготовки не может быть существенных

ограничений, то в плане подготовки к выполнению отдельных видов ГТО к подбору игр

предъявляются определенные требования. Упражнения, входящие в игры, должны быть сходны

по структуре движений с элементами техники, характерными для видов спорта, входящие в

комплекс ГТО. При этом одни игры-для подготовки в беге, плавании, лыжных гонках-связаны с

циклическим режимом движений (игры-эстафеты, игры-гонки, игры-перебежки). Характер

упражнений в других играх ацикличен-это прыжки, метание, гимнастические упражнения («Кто

выше?», «Челнок», «Заставь отступить», Придумай сам» и др.).

Методические требования к организации игр с целью подготовки школьников к сдаче норм ГТО

заключаются в следующем:

- игры с включением элементов техники целесообразно применять в том случае, если все эти

элементы предварительно изучены. Вначале игры даются задания: кто правильнееи точнее

выполнит упражнение, кто меньше совершит ошибок. Это важно для осознанного восприятия

движений. И только после этого игры связывают с задачами: кто быстрее, кто дальше, кто

больше и т.д.;

- контрольные расстояния в играх типа эстафет (бег, плавание, коньки, полоса препятствий)

должны соответствовать нормам комплекса или немного превышать их;

- помимо количественной, должна быть качественная оценка выполнения двигательных

действий. Важно добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились

участниками в процессе эстафетных игр, (преодолений расстояний) и в играх с ациклической

структурой (преодоление веса, прыжки);

- при подведении итогов игр ( система оценки по очкам) главным фактором следует считать

приближенность к нормам ГТО;

- для решения задач спортивной подготовки в режиме занятий, запланированных по ГТО, важно

ориентироваться не на отдельные игры, а на использование комплекса подвижных игр.



В раздел образования