Автор: Перминова Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №5"
Населённый пункт: город Стерлитамак, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Подвижные игры и ГТО"
Раздел: среднее образование
Подвижные игры и ГТО
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью
воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяла игру, что-то
забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя
уничтожить живую потребность в игре. Игровая деятельность относится к числу потребностей,
обусловленных самой природой человека, - это потребность в тренировке мышц и внутренних
органов, потребность общения, получения внешней информации. Играя, дети и подростки
развиваются физически и умственно, лучше узнают друг друга. Этому способствует те черты
игровой деятельности, которые их сближают с трудом. Ведь в игре, как в труде, имеется цель
которую нужно добиться.
Содержание учебной программы позволяет вести на уроках физической культуры планомерную
подготовку детей к сдаче норм почти по всем упражнениям комплекса ГТО. Однако для
подготовки учащихся к выполнению норм по легкой атлетике, гимнастике, лыжам и другим
видам спорта двух уроков в неделю недостаточно. На помощь приходит внеклассная работа по
ГТО, организуемая обычно в виде секций общей физической подготовки, секций по видам
спорта. Главное внимание здесь обращается на развитие физических качеств, нужных для
выполнения норм комплекса и отчасти на освоение спортивной техники. Применение игрового
метода для освоения ряда упражнений , входящий в комплекс , повышает интерес детей к
занятиям, которые нередко проходят однообразно и повторяются из года в год. Игровой метод
освоения упражнений как нельзя лучше отвечает запросам детской психологией, содействует
формированию детского коллектива. Кроме того, подготовка к сдаче норм ГТО, проводимая на
эмоциональном фоне, двигательную активность, меньше утомляет детей, а их организм
подготавливается к значительным функциональным нагрузкам во время спортивных
соревнований. Важен и еще один момент. Игры, включаемые в тренировки, нередко выступают
как модельформирования определенного психологического стереотипа, поскольку упражнения в
них закрепляются и совершенствуются в условиях игровой соревновательной деятельности. Это
важно для будущего участника соревнований по отдельным видам и многоборью ГТО.
Подвижные игры в первую очередь служат задачам физической подготовки и
совершенствованию элементов спортивной техники, а также воспитанию решительности, воли
и другихважных качеств, необходимых значкисту ГТО.
В подготовке к сдачам норм ГТО по бегу на короткие дистанции и кроссу можно использовать
игры типа ( «Пятнашки маршем», «День и ночь», «Пустое место» и др. ), а также разнообразные
эстафеты ( встречная эстафета с бегом, «Вызов номеров», эстафета с выбыванием, большая
эстафета по кругу и др. ). Прыгуны для своей подготовки используют такие игры, как эстафета с
преодолением препятствий, «Прыгуны и пятнашки», «Удочка», лапта с препятствиями, эстафета
с высоко – далекими прыжками и др. Игры школьной программы с метаниями ( «Снайперы» , «
В четыре стойки», «Шагай вперед!» др. ) полезно применять для овладения занимающимися
навыками метания теннисного мяча на дальность. Игры с элементами силовой борьбы («Тяни в
круг», «Перетягивание через черту», «Бой петухов», «Борьба в квадратах» и др.) полезны для
подготовки учеников к выполнению силовых норм ГТО 1 и 2 ступени (лазанье по канату,
отжимание и подтягивание на перекладине). Целям подготовки к сдаче соответствующих норм
комплекса ГТО служат игры на лыжах и на воде.
Если при подборе игр для общей физической подготовки не может быть существенных
ограничений, то в плане подготовки к выполнению отдельных видов ГТО к подбору игр
предъявляются определенные требования. Упражнения, входящие в игры, должны быть сходны
по структуре движений с элементами техники, характерными для видов спорта, входящие в
комплекс ГТО. При этом одни игры-для подготовки в беге, плавании, лыжных гонках-связаны с
циклическим режимом движений (игры-эстафеты, игры-гонки, игры-перебежки). Характер
упражнений в других играх ацикличен-это прыжки, метание, гимнастические упражнения («Кто
выше?», «Челнок», «Заставь отступить», Придумай сам» и др.).
Методические требования к организации игр с целью подготовки школьников к сдаче норм ГТО
заключаются в следующем:
- игры с включением элементов техники целесообразно применять в том случае, если все эти
элементы предварительно изучены. Вначале игры даются задания: кто правильнееи точнее
выполнит упражнение, кто меньше совершит ошибок. Это важно для осознанного восприятия
движений. И только после этого игры связывают с задачами: кто быстрее, кто дальше, кто
больше и т.д.;
- контрольные расстояния в играх типа эстафет (бег, плавание, коньки, полоса препятствий)
должны соответствовать нормам комплекса или немного превышать их;
- помимо количественной, должна быть качественная оценка выполнения двигательных
действий. Важно добиваться, чтобы элементы техники по возможности точно воспроизводились
участниками в процессе эстафетных игр, (преодолений расстояний) и в играх с ациклической
структурой (преодоление веса, прыжки);
- при подведении итогов игр ( система оценки по очкам) главным фактором следует считать
приближенность к нормам ГТО;
- для решения задач спортивной подготовки в режиме занятий, запланированных по ГТО, важно
ориентироваться не на отдельные игры, а на использование комплекса подвижных игр.