Автор: Белова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 1748 "Вертикаль"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие здоровьесберегающих и информационных компетенций дошкольников с нарушенным зрением средствами организации игр на ознакомление с ПДД"
Раздел: дошкольное образование
«Развитие
здоровьесберегающих
и
информационных
компетенций
дошкольников
с
нарушенным
зрением
средствами организации игр на ознакомление с ПДД».
Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое
внимание. Ведь проблема обеспечения безопасного поведения человека на
дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля и возросла
с увеличением числа автомобилей. Высокая скорость движения, плотность
транспортных
потоков
на
улицах
и дорогах
нашей
страны
быстро
увеличивается, и будет расти дальше. Пропаганда безопасности дорожного
движения
—
это
целенаправленная
деятельность
по
распространению
знаний,
касающихся
вопросов
обеспечения
безопасности дорожного
движения,
р а з ъ я с н е н и ю
з а к о н о д а т е л ь с т в а , п р а в о в ы х
н о р м,
регламентирующих
поведение
участников дорожного
движения,
осуществляемая
подразделениями
Государственной
автомобильной
инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями,
общественными организациями, средствами массовой информации в целях
предупреждения аварийности.
Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей
является:
обеспечение
безопасности
его
жизнедеятельности.
Это
находит
отражение
в
исследованиях
многих
отечественных
ученых,
начиная
с
Михаила
Васильевича
Ломоносова,
Ивана
Михайловича
Сеченова,
А.
А.
Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания,
самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных
исследователей А. Адлера, Блез Паскаля, Зигмунд Фрейда, П. Маслоу и др.
Вопросами обучения детей дошкольного возраста безопасности поведению
н
а дорогах,
в
отечественной
педагогической
науке
отдельно
не
исследовались, но рассматривались как одно из направлений нравственного
воспитания, это мы видим в исследованиях Рины Борисовны Стеркиной,
Оксаны Алексеевны Скоролуповой, Татьяны Андреевны Шорыгиной и др.
Так как участниками дорожного движения дети становятся намного
раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать
работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с
дошкольного
возраста.
Ведь дошкольники
часто
не
видят
опасности
на
дороге,
на
транспортном
средстве,
не
понимают
шалостей
и
своего
неосторожного поведения на дороге. Ребенок дошкольного возраста должен
находиться на улице только в сопровождении взрослых, так как он не в
состоянии
физиологически
и
психически
обеспечить
свою
безопасность.
Основная цель воспитания по формированию культуры поведения на дороге
заключается в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и
выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.
В современных условиях воспитания дошкольников важным фактором
является ознакомление детей дошкольного возраста безопасному поведению.
Под развитием здоровьесберегающих и информационных компетенций
дошкольников понимается
педагогический
процесс, направленный
на
обучение
детей
безопасному
поведению
на
автомобильных дорогах;
формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и
предвидения
опасных
мест
и
умение
обходить
их;
во спитание
дисциплинированности
и сознательного
выполнения
правил
дорожного
движения, культуры.
Успешность и эффективность обучения детей дошкольного возраста
безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий,
таких
как:
учет
возрастных
особенностей
детей дошкольного
возраста;
использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в
повседневной деятельности; предметные игры, игры творческие, сюжетно -
ролевые; целевые прогулки и экскурсии, оформление уголков безопасности.
Дети и молодежь требуют к себе особого внимания, поскольку эти
уязвимые
участники дорожного движения еще не обладают необходимыми
навыками и достаточным опытом поведения в дорожной среде, созданной для
взрослых людей. Неспособность защитить детей и молодежь на дороге - это
нарушение
их
фундаментального права на безопасность, на полноценную,
здоровую и плодотворную жизнь, записанного в Конвенции ООН о правах
ребенка.
В процессе воспитания детей с нарушенным зрением педагогам
необходимо учитывать следующие требования:
- в детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения,
но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;
- воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с
родителями и детьми выходят к дороге, наблюдают за реальной дорожной
обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года
(гололед
на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи,
ямы, скользкие листья и т д.);
- образовательную деятельность проводить не только по графику и плану, а
используют
каждую
возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок,
чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей
на ту или иную сторону правил;
-
проводить
досуг,
смотры
–
конкурсы,
конкурс
детского
рисунка,
положительные
результаты
приносят
проведение
КВН
с
детьми
подготовительной группы детского сада и первоклассниками школ (бывшими
выпускникам детского сада),
- развивать такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность,
как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях,
которые нужны для безопасного поведения на улице;
- использовать все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы,
игры, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;
- в каждой группе детского сада оформляются уголки по ПДД: состоящие из
макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения
(грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой
медицинской
помощи,
светофоры,
фигурки
людей: пешеходов, водителей,
регулировщиков);
-
рекомендуется
использовать
настольно
–
печатные
игры,
разрезные
картинки,
кубики,
мозаики,
атрибуты
для
сюжетно
–
ролевых
игр
и
регулировщиков,
водителей
и
пешеходов
(жезл,
свисток,
фуражка,
соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)
- в каждой группе детского сада создавать ширмы по правилам дорожного
движения и правилам на дороге, где: педагоги могут создавать возможные
транспортные
ситуации,
отрицательные
факторы,
влияющие
на
детей
и
взрослых,
возможные
опасные
ситуации;
могут
прочитать
детям
художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей
безопасного поведения на дорогах и т. д.;
- на территории детского сада создать уголки безопасности.