Напоминание

"Развитие здоровьесберегающих и информационных компетенций дошкольников с нарушенным зрением средствами организации игр на ознакомление с ПДД"


Автор: Белова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназия 1748 "Вертикаль"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие здоровьесберегающих и информационных компетенций дошкольников с нарушенным зрением средствами организации игр на ознакомление с ПДД"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие

здоровьесберегающих

и

информационных

компетенций

дошкольников

с

нарушенным

зрением

средствами организации игр на ознакомление с ПДД».

Вопросам безопасности дорожного движения всегда уделялось большое

внимание. Ведь проблема обеспечения безопасного поведения человека на

дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля и возросла

с увеличением числа автомобилей. Высокая скорость движения, плотность

транспортных

потоков

на

улицах

и дорогах

нашей

страны

быстро

увеличивается, и будет расти дальше. Пропаганда безопасности дорожного

движения

это

целенаправленная

деятельность

по

распространению

знаний,

касающихся

вопросов

обеспечения

безопасности дорожного

движения,

р а з ъ я с н е н и ю

з а к о н о д а т е л ь с т в а , п р а в о в ы х

н о р м,

регламентирующих

поведение

участников дорожного

движения,

осуществляемая

подразделениями

Государственной

автомобильной

инспекции, детскими дошкольными учреждениями и учебными заведениями,

общественными организациями, средствами массовой информации в целях

предупреждения аварийности.

Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей

является:

обеспечение

безопасности

его

жизнедеятельности.

Это

находит

отражение

в

исследованиях

многих

отечественных

ученых,

начиная

с

Михаила

Васильевича

Ломоносова,

Ивана

Михайловича

Сеченова,

А.

А.

Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания,

самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных

исследователей А. Адлера, Блез Паскаля, Зигмунд Фрейда, П. Маслоу и др.

Вопросами обучения детей дошкольного возраста безопасности поведению

н

а дорогах,

в

отечественной

педагогической

науке

отдельно

не

исследовались, но рассматривались как одно из направлений нравственного

воспитания, это мы видим в исследованиях Рины Борисовны Стеркиной,

Оксаны Алексеевны Скоролуповой, Татьяны Андреевны Шорыгиной и др.

Так как участниками дорожного движения дети становятся намного

раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать

работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с

дошкольного

возраста.

Ведь дошкольники

часто

не

видят

опасности

на

дороге,

на

транспортном

средстве,

не

понимают

шалостей

и

своего

неосторожного поведения на дороге. Ребенок дошкольного возраста должен

находиться на улице только в сопровождении взрослых, так как он не в

состоянии

физиологически

и

психически

обеспечить

свою

безопасность.

Основная цель воспитания по формированию культуры поведения на дороге

заключается в том, чтобы сформировать у детей необходимые навыки и

выработать положительные привычки безопасного поведения на улице.

В современных условиях воспитания дошкольников важным фактором

является ознакомление детей дошкольного возраста безопасному поведению.

Под развитием здоровьесберегающих и информационных компетенций

дошкольников понимается

педагогический

процесс, направленный

на

обучение

детей

безопасному

поведению

на

автомобильных дорогах;

формирование у детей навыков и наблюдения за дорожной обстановкой и

предвидения

опасных

мест

и

умение

обходить

их;

во спитание

дисциплинированности

и сознательного

выполнения

правил

дорожного

движения, культуры.

Успешность и эффективность обучения детей дошкольного возраста

безопасному поведению на дорогах обеспечивается совокупностью условий,

таких

как:

учет

возрастных

особенностей

детей дошкольного

возраста;

использование игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в

повседневной деятельности; предметные игры, игры творческие, сюжетно -

ролевые; целевые прогулки и экскурсии, оформление уголков безопасности.

Дети и молодежь требуют к себе особого внимания, поскольку эти

уязвимые

участники дорожного движения еще не обладают необходимыми

навыками и достаточным опытом поведения в дорожной среде, созданной для

взрослых людей. Неспособность защитить детей и молодежь на дороге - это

нарушение

их

фундаментального права на безопасность, на полноценную,

здоровую и плодотворную жизнь, записанного в Конвенции ООН о правах

ребенка.

В процессе воспитания детей с нарушенным зрением педагогам

необходимо учитывать следующие требования:

- в детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения,

но и по правилам безопасного поведения транспортных средств;

- воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с

родителями и детьми выходят к дороге, наблюдают за реальной дорожной

обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время года

(гололед

на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи,

ямы, скользкие листья и т д.);

- образовательную деятельность проводить не только по графику и плану, а

используют

каждую

возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок,

чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращают внимание детей

на ту или иную сторону правил;

-

проводить

досуг,

смотры

конкурсы,

конкурс

детского

рисунка,

положительные

результаты

приносят

проведение

КВН

с

детьми

подготовительной группы детского сада и первоклассниками школ (бывшими

выпускникам детского сада),

- развивать такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность,

как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях,

которые нужны для безопасного поведения на улице;

- использовать все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы,

игры, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм основной;

- в каждой группе детского сада оформляются уголки по ПДД: состоящие из

макетов с игрушечным транспортом различного функционального назначения

(грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, машины скорой

медицинской

помощи,

светофоры,

фигурки

людей: пешеходов, водителей,

регулировщиков);

-

рекомендуется

использовать

настольно

печатные

игры,

разрезные

картинки,

кубики,

мозаики,

атрибуты

для

сюжетно

ролевых

игр

и

регулировщиков,

водителей

и

пешеходов

(жезл,

свисток,

фуражка,

соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)

- в каждой группе детского сада создавать ширмы по правилам дорожного

движения и правилам на дороге, где: педагоги могут создавать возможные

транспортные

ситуации,

отрицательные

факторы,

влияющие

на

детей

и

взрослых,

возможные

опасные

ситуации;

могут

прочитать

детям

художественную литературу, использовать опыт семей по обучению детей

безопасного поведения на дорогах и т. д.;

- на территории детского сада создать уголки безопасности.



В раздел образования