Автор: Корзенникова Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОКУ ИО «Специальная (коррекционная) школа-интернат г.Киренска»
Населённый пункт: г.Киренск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование творческих способностей во внеурочное время
Раздел: среднее образование
Формирование творческих способностей во внеурочное время
1. Введение
2. Актуальность
3. Развитие творческих способностей
4.Значение развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта
5. Особенности развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта
6. Задачи занятий по творческому труду
7. Тематика мероприятий
8. Заключение
1.
Введение
Гуманистический подход к образованию требует от педагогов пристального внимания к
изучению природы ребенка.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (задержка психического развития, умственная
отсталость) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать всё многообразие
окружающей среды? Как помочь, чем познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых,
полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы
художественно-эстетического освоения мира (творчество) используются не только как средство их
художественной
культуры,
но
и
оказывает
на
них
лечебное
воздействие,
является
способом
профилактики и коррекции отклонений в развитии.
Детское творчество помогает детям развиваться и жить. Все формы детского творчества для
ребенка с проблемами - это шанс реализоваться в этом мире.
Эта специфическая деятельность имеет коррекционную направленность, поскольку
обеспечивает
развитие
мелкой
моторики,
координацию
движений
рук,
зрительный
контроль,
умение планировать свою деятельность, устанавливать связь между действием и результатом,
развивает внимание, воображение, сенсорику.
Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. А.В.
Запорожец указывал, что способность понимать умом и сердцем наиболее успешно развивается
тогда, когда ребенок активно создает художественные образы в своем воображении, одновременно
участвуя в доступных ему формах творческой деятельности.
2.Актуальность избранной темы объясняется тем, дети с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих
способностей имеет немаловажное значение. Для детей важен сам процесс творчества, от него они
получает, прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс. Изделия, к которым прикасались
руки
детей,
приобретают
неповторимость. Предметно-практическая
деятельность
наиболее
доступна и понятна для детей с умственной отсталостью. Разнообразие видов деятельности
обеспечивает работу всех процессов головного мозга, наилучшим образом влияет на развитие
личности, что является целью современного образования.
У обучающихся, с лёгкой умственной отсталостью, имеются нарушения памяти, восприятия,
интереса, мышления и речи. Все эти нарушения обуславливают ряд особенностей в восприятии
объектов,
запоминании
наглядного
и
словесного
материала,
в
овладении
мыслительными
операциями, ограничивают познавательную деятельность, оказывают отрицательное влияние на
формирование
личности
обучающегося
с
лёгкой
степенью
умственной
отсталости.
Такие
нарушения в развитии обучающихся с умственной отсталостью отражаются в их творческой
деятельности.
Современная специальная психология и педагогика в поисках эффективных средств
коррекции все больше ориентируются на использовании различных видов творчества в процессе
обучения и воспитания детей с проблемами.
На важную роль творчества в воспитательно-образовательном процессе детей с
отклонениями
указывали
представители
зарубежной
спецпедагогики
прошлого
Э.
Сеген,
Ж.
Демюр, О. Декроли, а также отечественные психологи и врачи Л.С. Выготский, А.И. Граборов,
В.П. Кащенко и другие. Специалисты в области художественной педагогики Н.И. Сакулина,
Н.А.Ветлугина, В.А. Езикеев, Т.С. Комарова утверждают, что процесс восприятия творчества
детьми представляют собой сложную психическую деятельность, сочетающую познавательную и
эмоциональную стороны.
В нашей стране проблему творчества как фактора развития личности обучающегося в
последние десятилетия оценивали Н.А. Ветлугина, Л.Г. Дмитриева, А.Н. Зимина и др.
3. Развитие творческих способностей
Первое условие успешного развития творческих способностей - раннее начало. Точнее говоря,
первые
толчки
к
развитию
способностей
начинаются
с
очень
раннего,
по
современным
представлениям, физического развития. Раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со
всякими инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых
разных.
Ни у кого не возникает вопроса о том, когда именно надо развивать творческие способности,
когда учат ребенка разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с
ним. С ним просто говорят - со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает, кажется,
ничего. Проходит несколько месяцев, наступает момент - произнесено первое слово! Условия для
того, чтобы это произошло, были обеспечены заранее, они опережали развитие речи, непрерывно
стимулировали ее, и созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. А что если и в
развитии других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно, заранее
окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали саму
разнообразную
его
творческую
деятельность
и
развивали
бы
в
нем
именно
то,
что
в
соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться? Именно в этом и состоит
второе важное условие эффективного развития способностей.
Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих способностей вытекает
из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.
Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек
добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и
выше. Это условие максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда
ребенок уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет очень
интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься - объяснить такому маленькому еще ничего
нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо, вынужден заниматься творчеством, решать
многие, для него совершенно новые задачи, самостоятельно и без предварительного обучения
(если, разумеется, взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).
Четвертое - важное условие - ребенку надо предоставлять большую свободу в выборе
деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в
выборе способов работы и т.д. Здесь желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат
напряжение ума пойдет малышу на пользу.
Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а, наоборот, предполагает
ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых - вот последнее (пятое) немаловажное
условие успешного развития творческих способностей. Самое сложное заключается в том, чтобы
не превращать свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку.
Нельзя делать за ребенка то, что он сам может сделать, думать за него, когда он сам может
додуматься. К сожалению, подсказка - распространенная форма «помощи» детям, но она только
вредит делу.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. Этому служат развивающие игры,
занятия творческим трудом, искусством и т.д.
4. Значение развития творческих способностей у детей с нарушением интеллекта
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им
сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей
встает первая важная задача - сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Процесс трудового воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферы
ребенка
с
ограниченными
умственными
возможностями.
Для
того,
чтобы
он
мог
совершать
трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и
веществ: воды, бумаги, ткани, дерева.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать
огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который
включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса.
Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над
заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься
трудовой деятельностью.
На занятиях творческим трудом в занимательной форме используются доступные детям виды
практической
деятельности,
во
внеурочное
время
воспитываются
и
прививаются
социально-
бытовые
знания,
умения
и
навыки,
необходимые
для
жизни.
В
ходе
этой
работы
у
детей
формируются
такие
личностные
качества
как
трудолюбие,
ответственность,
настойчивость,
чувство взаимопомощи, желание преодолевать трудности. Переход к усложненным формам ручной
деятельности с использованием инструментов совершенствует мелкую моторику рук.
Творческий труд занимает большое место и в системе реабилитационной работы. Здесь
ребенок выступает в роли создателя чего-либо нового, полезного и красивого.
Эти дети под руководством опытных педагогов могут добиться больших успехов в
изготовлении
мягких
игрушек,
расписных
тарелок,
композиций
из
природных
материалов.
Осуществляется
связь
эмоциональных
состояний
с
конкретными
ситуациями,
которые
могут
повториться или встретиться ребенку в жизни. «Проигрывая» состояния через поделку, ребенок
моторно закрепляет механизм саморегуляции. На образном уровне он держит «себя в руках»
учится адекватно выражать свои чувства.
Все
виды
самостоятельных
творческих
работ
очень
привлекают
ребят,
а
их
выполнение
способствует
развитию
эстетического
вкуса,
наблюдательности,
художественному
видению
окружающей
действительности,
конструкторскому,
творческому
мышлению.
Изготовление
конкретных
поделок
не
должно
являться
самоцелью,
а
должно
служить
средством
развития
творческих способностей детей.
В ходе творческой работы дети выполняют поделки из различных материалов: бумаги,
ткани, проволоки, бросового материала.
Например, в ходе работы с бумагой дети учатся ее склеивать, сгибать, скручивать. Выполнять
различные
поделки
для
новогодних
праздников:
конфетти,
серпантин,
снежинки,
гирлянды,
карнавальные маски. Обработки бумаги, изготовление различных поделок имеет большое значение
для всестороннего развития детей. В процессе обработки бумаги дети знакомятся с элементами
графической грамоты, учатся аккуратно и тщательно производить разметку и измерение, так как от
этого зависит качество работы, выполняют изделие по готовому образцу.
Занятия творческим трудом доставляют детям радость, создают положительный
эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности
у
детей
развивается
эстетическое
восприятие,
образные
представления
и
воображение,
эстетические чувства (форма, цвет, композиция).
Однако происходит это не само по себе, а при условии систематического, целенаправленного и
вместе с тем тонкого и чуткого руководства педагога, учитывающего индивидуальные особенности
каждого ребенка.
Содержание, методика проведения и организация творческих занятий должны быть
направлены
на
развитие
детского
творчества.
Для
этого
необходимо
не
только
развитие
эстетического восприятия, воображения, формирование образных представлений, но и овладение
детьми разнообразными способами выполнения своих работ, позволяющими передавать в них
широкий круг явлений и предметов. Всё это даёт возможность детям свободно выражать свой
замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим
поискам и решениям. Такие занятия должны быть направлены на формирование активности,
самостоятельности ребенка, овладение им обобщенными способами действия. Всё это развивает
творческие возможности детей.
5. Особенности развития творческих способностей у детей с умственной отсталостью
Чтобы говорить о развитии творческих способностей у детей с умственной отсталостью,
необходимо определиться с терминологией. Главный признак заболевания детей с умственной
отсталостью
заключается
в
снижении
интеллекта.
Однако
все
симптомы
целесообразно
рассматривать в зависимости от степени недуга.
Лёгкая степень умственной отсталости. Как правило, по внешнему виду, практически нельзя
отличить ребёнка с легкой степенью умственной отсталости от здорового сверстника. Проблемы в
обучении у детей с лёгкой степенью умственной отсталости возникают из-за низкой концентрации
внимания. Ещё таким обучающимся характерно отклонение в поведении. Это связано с тем, что
детей пугает любое изменение окружающей действительности. Они могут замкнуться в себе, либо
же
чтобы привлечь к себе внимание, начинают неадекватно себя вести. Поэтому очень часто
возникают трудности при общении с окружающими.
Средняя степень умственной отсталости. Люди со средней степенью умственной отсталости,
способны
различать
наказание
и
похвалу,
они
могут
испытывать
радость,
сопереживают
происходящему.
Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е.
Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при
которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности,
вызванное органическим поражением коры головного мозга.
Отклонения в интеллектуальном развитии - это качественные изменения всей психики, всей
личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной
нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и
эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие психические функции.
Для данных детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в
том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании, или не
испытывают вообще, так как в период младшего школьного возраста у таких детей преобладает
игровая
деятельность.
В
результате
эти
дети
получают
неполные
и,
возможно,
искаженные
представления об окружающем.
Особенностью восприятия учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости является
замедленность и очень низкая мобильность нервных процессов. Объём материала, который они
могут
усвоить
за
занятие,
очень
низок.
Ограниченность
и
узость
восприятия
является
препятствием для детей при возникновении той, или иной ситуации. Поэтому дети долго не могут
уловить смысл происходящего и зачастую оказываются дезориентированными.
Глядя на какой-либо объект, дети не стремятся основательно разобраться в его свойствах и
особенностях; у них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими
объектами; они плохо устанавливают связи и отношения между предметaми или их частями. В
результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и искаженными.
В учебной деятельности это приводит к тому, что дети без стимулирующих вопросов педагога
не могут выполнить доступное их пониманию задание.
Восприятие неразрывно связано с мышлением. А мышление является главным инструментом
познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,
абстракция,
конкретизация.
Все
эти
операции
у
детей
с
особыми
образовательными
потребностями недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты.
В результате нарушенного анализа они затрудняются определить связи между частями
предмета; устанавливают обычно лишь такие зрительные свойства объектов, как величину, цвет;
при анализе предметов выделяют общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки.
Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов: выделяя в предметах отдельные их
части, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о
предмете в целом. Ярко проявляются специфика операций сравнения, в ходе которого приходится
проводить сопоставительный анализ и синтез – а они нaрушены. В итоге они проводят сравнение
по несущественным признакам и часто – по несоотносимым.
Затрудняются устанавливать различия в сходных предметах и общeе в отличающихся.
Мыслительные
операции
развиваются
медленно
и
с
трудом.
Для
мышления
ребёнка
с
отклонениями
в
интеллектуальном
развитии
характерна
конкретность,
ригидность
(плохая
переключаемость с одного вида деятельности на другую), некритичность.
Дети с особыми образовательными потребностями обычно начинают выполнять работу,
недослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с
особенностями
их
памяти.
Основные
процессы
памяти
(запоминание,
сохранение
и
воспроизведение) у таких детей имеют специфические особенности, так как формируются в
условиях аномального развития. Они лучше зaпоминают внешние, иногда случайные зрительно
воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические
связи; у них позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Оно
у ребенка замедленно, требуются многократные повторения. В процессе обучения запоминание
может существенно улучшиться, но никогда не достигнет нормы.
Как отмечает Л.С. Выготский, слабость памяти детей с отклонениями в интеллектуальном
развитии проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения. Воспроизведение
–
процесс
очень
сложный,
требующий
большой
волевой
активности и целенаправленности.
Из-за непонимания логики событий воспроизведение детей носит бессистемный характер. Им
свойственны
незрелость
восприятия,
неумение
пользоваться
приемами
запоминания
и
припоминания, что приводит детей к ошибкам при воспроизведении.
У данных детей чаще, чем у детей в норме, наступает состояние охранительного торможения,
выражены
недостатки
внимания:
сужение
объема
внимания,
малая
устойчивость,
трудности
распределения внимания, замедленная переключаемость.
Для успешного обучения таких детей необходимо достаточно развитое воображение. У детей с
отклонениями в интеллектуальном развитии оно отличается неточностью и схематичностью, так
как
их
жизненный
опыт
беден,
а
мыслительные
операции
несовершенны
–
и
поэтому
формирование воображения идет на неблагоприятной основе.
Также отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой
которой является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами.
Страдают все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Отмечаются трудности
восприятия и понимания речи.
Умственная отсталость проявляется и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая
имеет ряд особенностей: недоразвитие эмоций, отсутствие оттенков переживаний, неустойчивость
эмоций.
Таковы наиболее характерные особенности протекания познавательных и эмоционально-
волевых
процессов
детей
с
отклонениями
в
интеллектуальном
развитии.
Все
отмеченные
особенности психической деятельности таких детей носят стойкий характер, поскольку являются
результатом органических поражений на разных этапах развития.
Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии ищут в работе легкий путь, который не
требует
приложения
волевых
усилий.
Это
проявляется
в
подражании,
импульсивности,
незаинтересованности при выполнении заданий. Если к такому ребёнку постоянно предъявлять
требования, которые в силу индивидуальных особенностей развития он не может выполнить, у
него может развиться негативизм и упрямство. Все эти особенности психических процессов
умственно отсталых воспитанников влияют на характер протекания их деятельности.
Отмечая несформированность навыков учебной деятельности у детей с интеллектуальным
недоразвитием, следует констатировать у них недоразвитие целенаправленности деятельности,
трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, как следствие очень слабо
выраженные
творческие
способности.
Умственно
отсталые
дети
приступают
к
работе
без
необходимой
предшествующей
ориентировки
в
ней,
не
руководствуются
конечной
целью.
В
результате в ходе работы они часто уходят от правильно начатого выполнения действия. Этот уход
от поставленной цели наблюдается при возникновении трудностей.
Таким образом, умственно отсталые учащиеся не могут проанализировать результат решённой
задачи, которая перед ними стояла, вследствие чего не могут правильно оценить ее решение.
Отсутствие навыков самоанализа собственной деятельности, приводит к тому, что они с большим
трудом выполняют творческие работы и осваивают творческую деятельность.
6. Задачи занятий по творческому труду
Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети получают прилив
энергии, сильные положительные эмоции, испытывают внутреннее удовлетворение, возникает
желание жить по законам красоты.
В ходе работы творческим трудом дети учатся составлять различные орнаменты; выполнять
сюжетные
аппликации;
работать
с
«бросовым»
и
природным
материалами;
изготавливать
сувениры и украшения.
Во время занятий творческим трудом решаются следующие задачи:
-
Коррекция
познавательной
сферы
ребенка,
а
именно
сенсорных
эталонов
цвета,
формы
и
величины;
- Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка, возможности сравнивать и обобщать;
- Знакомство детей с отдельными видами искусств и направлениями декоративно-прикладного
искусства;
- Воспитание активного эмоционально-эстетического отношения к видам искусства; развитие
интереса к духовному миру человека;
- Развитие волевых качеств, коммуникативных навыков и способности применять полученные
знания в повседневной жизни.
Таким образом, все сферы психической деятельности ребенка «работают», осуществляется
комплексное воздействие на личность.
Внеурочная работа строится по принципу добровольности, поэтому ее содержание в большей
степени
должно
отвечать
индивидуальным
устремлениям
учащихся.
Внеурочная
работа
дает
воспитателю
возможность
проводить
разнообразные
занятия,
развивающие
творческие
способности детей, воспитывающие у них интерес к выполнению работ, любовь к творчеству.
При организации внеурочной работы воспитатель должен соблюдать следующие принципы:
- выдерживать общую направленность занятий;
- обеспечивать добровольность выбора учащихся, содержания и методов занятий с учетом личных
склонностей детей;
- осуществлять массовость внеурочной работы, вовлекать в нее большинство учащихся;
- опираться на самостоятельную творческую инициативу детей, учитывать пожелание детей;
- иметь общественно-полезную направленность всех выполняемых работ;
- подчинять все виды внеурочных работ общим учебно-воспитательным задачам.
7. Тематика мероприятий составляется по индивидуальным возможностям и способностям
детей,
предусматривается уровень имеющихся умений и навыков, самостоятельности, умение
контактировать в
коллективе.
Дифференцированный
подход позволяет
индивидуализировать
сложные изделия: подготовленным, имеющим опыт детям предлагаются сложные работы, слабым
с плохо развитой моторикой даются простые задания. В тоже время обучающий и развивающий
смысл
мероприятия
сохраняется.
Все
это
помогает
уберечь
воспитанников
от
страха
перед
трудностями, приучить, не бояться озвучивать и воплощать свои идеи и замыслы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
•
словесный - устное изложение материала, беседа, рассказ.
•
наглядный - показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом,
работа по образцу и др.
•
практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
•
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
•
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности
•
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом
•
исследовательский – самостоятельная творческая работа детей
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
•
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
•
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
•
групповой – организация работы в группах.
•
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Формы работы с детьми с интеллектуальным недоразвитием:
•
индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
•
групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное
задание);
•
коллективная
(в
процессе
подготовки
и
выполнения
коллективной
композиции
дети
работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Примерные виды работы:
Аппликация способствует развитию творческих способностей, стимулирует сенсорное развитие,
чувство света, формы, глазомер, ориентировку в пространстве.
Выполняем аппликационные
работы из различного материала, как плоскостные, так и объемные.
Торцевание
–
достаточно
интересная
техника,
она
привлекает
детей
своей
красочностью
воздушностью.
Выполняем
как
плоскостное,
на
бумаге
так
и
объемное
торцевание
и
на
пластилине. Техника выполнения не очень сложная вполне доступна для детей с умственной
отсталостью.
Квиллинг
- бумагокручение, бумажная
филигрань
—
искусство
скручивать
длинные
и узкие
полоски
бумаги
в спиральки,
видоизменять
их форму
и составлять
из полученных
деталей
объемные или плоскостные композиции.
Оригами
– искусство
складывания
бумажных
фигурок.
Оригами
имеет
многостороннее
воздействие
на
детей:
это
и
развитие
мелкой
моторики,
и
всех
психических
процессов.
Воспитывает усидчивость, самостоятельность, целеустремлённость, активность ребёнка.
Пластилинография
– способствует
снятию
мышечного
напряжения,
развивает
воображение,
пространственное и художественное мышление, побуждает к самостоятельности, будит фантазию.
Природный материал как нельзя лучше подходит для развития творческих способностей детей.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его
соединить с ловкостью рук, то всё можно оживить и дать как бы вторую жизнь.
Изображение
природы
в
рисунках также
способствует
проявлению
детьми
творческих
способностей. Работа здесь строится по следующему плану: непосредственное наблюдение живой
природы,
подкрепление
этих
наблюдений
уточняющими
беседами;
просмотр
картин
и
иллюстраций;
знакомство
с
лучшими
поэтическими
образами
описания
природы.
На
основе
начатого рисунка дети рисуют свои.
Мягкая
игрушка способствует
творческому
выражению
индивидуальности,
развивает
вкус,
фантазию.
Заключение
Детское творчество помогает детям развиваться и жить. Творчество для ребенка с проблемами -
это шанс реализоваться в этом мире. Для детей важен процесс творчества, от него они получают
прилив сил и удовольствия, уходят от проблем и стрессов. Ребенок выступает в роли создателя
чего-либо нового, полезного и красивого. Разнообразие видов деятельности обеспечивает работу
всех процессов головного мозга, наилучшим образом влияет на развитие личности, что является
целью современного образования. Во внеурочное время воспитываются и прививаются социально-
бытовые знания, умения и навыки, формируются такие личностные качества как трудолюбие,
ответственность,
настойчивость,
чувство
взаимопомощи,
желание
преодолевать
трудности,
развивается
эстетическое
восприятие,
образные
представления
и
воображение.
Развитие
творческих способностей у детей с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность,
самостоятельность, учит
жить
по
законам
красоты, способствует
успешной
социализации
и
является
одним
из
важнейших
компонентом
воспитания
в
интересах
человека,
общества,
государства.