Напоминание

«Развитие исследовательских навыков у юных туристов»


Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: МУДО Центр туризма, экологии и краеведения
Учебное заведение: МУДО Центр туризма, экологии и краеведения
Населённый пункт: город Георгиевск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие исследовательских навыков у юных туристов»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

Статья: «Развитие исследовательских навыков у

юных туристов».

Автор: Ефанова Надежда Николаевна,

педагог дополнительного

образования МУДО ЦТЭК

Ставропольский край

г. Георгиевск

2019

“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте

грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это

открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье

творчества”.

В.А.Сухомлинский

Термины

«проект»,

«проектные

методы»,

«проектная

деятельность»

в

последнее время стали распространенными. Учебный проект характеризуется как

форма обучения, наиболее соответствующая требованиям современного обучения,

как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.

Одной

из

задач,

стоящих

перед

педагогическими

коллективами,

является

создание условий для самореализации ребенка. Решение этой задачи позволяет

обучающимся

осваивать

специальные

знания,

приобретать

навыки

в

походах,

экспедициях, вести исследования, изучать родной край, успешно применять на

практике

приобретенные

навыки

в

различных

ситуациях.

Сегодня

творчество

рассматривается

как

универсальный

механизм

развития

лично сти,

обеспечивающий ее приобщение к культуре и обретение способа существования в

современном

мире.

Существуют

различные

технологии

создания

условий

для

плодотворного творчества.

В

связи

с

этим

на

первый

план

выходит

учебно

исследовательская

деятельность

учащихся —

деятельность

связанная

с решением

творческой,

исследовательской

задачи

с заранее

неизвестным

решением

и предполагающая

наличие

основных

этапов,

характерных

для

исследования

в научной

сфере:

постановку

проблемы,

изучение

теории,

посвященной

данной

проблематике,

подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного

материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Такая

цепочка

является

неотъемлемой

принадлежностью

исследовательской

деятельности, нормой ее проведения.

Самое

решающее

звено

этой

новации —

учитель.

Меняется

роль

учителя

и не только

в проектно-исследовательском

обучении.

Из носителя

знаний

и информации,

всезнающего

оракула,

учитель

превращается

в организатора

деятельности,

консультанта

и коллегу

по решению

проблемы,

добыванию

необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных)

источников.

Работа

над

учебным

проектом

или

исследованием

позволяет

выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить

вдохновение

творчества,

превратить

образовательный

процесс

из скучной

принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это

возможность

максимального

раскрытия

своего

творческого

потенциала.

Это

деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать

свои

силы,

приложить

свои

знания,

принести

пользу,

показать

публично

2

достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной

проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда

результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит

практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно,

интересен и значим для самих открывателей.

Учебный

проект

или

исследование

с точки

зрения

учителя

это

интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое

позволяет

вырабатывать

и развивать

специфические

умения

и навыки

проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

проблематизации

(рассмотрению

проблемного

поля

и выделению

подпроблем,

формулированию

ведущей

проблемы

и постановке

задач,

вытекающих из этой проблемы);

целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;

самоанализу

и рефлексии

(результативности

и успешности

решения

проблемы проекта);

представление результатов своей деятельности и хода работы;

презентации

в различных

формах,

с использованием

специально

подготовленный

продукт

проектирования

(макета,

плаката,

компьютерной

презентации,

чертежей,

моделей,

театрализации,

видео,

аудио

и сценических

представлений и др.);

поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;

практическому

применению

школьных

знаний

в различных,

в том

числе

и нетиповых, ситуациях;

выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления

продукта проектирования;

проведению

исследования

(анализу,

синтезу,

выдвижению

гипотезы,

детализации и обобщению).

Темы

детских

работ

выбираются

из любой

содержательной

области.

Проблемы

близкие

пониманию

и волнующие

подростков,

в соответствии

с личностными

предпочтениями

каждого

обучающегося

и должны

находиться

в области их самоопределения.

В зависимости

от уровня

полученных

результатов

необходимо

предоставить

возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях

3

различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой

общественности.

При

оценке

успешности

обучающегося

в проекте

или

исследовании

необходимо

понимать,

что

самой

значимой

оценкой

для

него

является

общественное

признание

состоятельности

(успешности,

результативности).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися в учреждениях

дополнительного образования должна быть приоритетной.

В нашем Георгиевском Центре туризма, экологии и краеведения занимается

сегодня более тысячи мальчишек и девчонок. Одной из задач, стоящих перед

педагогическим

коллективом

Центра,

является

создание

условий

для

самореализации

воспитанников,

раскрытие

и

развитие

их

творческих

способностей.

С

точки

зрения

проектной

деятельности

большую

перспективу

имеет работа в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» по 19

направлениям: «Военная история», «Дети и война», «Земляки», «Летопись родного

края», «Археология», «Природное наследие» и многих других.

Наши

дети

в

походах

и

экспедициях

проходят

сотни

километров,

ведут

краеведческие наблюдения, работают в архивах и музеях, проводят эксперименты,

фотографируют, пишут стихи, делают зарисовки, планируют маршруты и чертят

карты.

Собранный

юными

туристами

краеведами

материал

основа

для

исследовательских работ.

4



В раздел образования