Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: МУДО Центр туризма, экологии и краеведения
Учебное заведение: МУДО Центр туризма, экологии и краеведения
Населённый пункт: город Георгиевск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие исследовательских навыков у юных туристов»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования
ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
Статья: «Развитие исследовательских навыков у
юных туристов».
Автор: Ефанова Надежда Николаевна,
педагог дополнительного
образования МУДО ЦТЭК
Ставропольский край
г. Георгиевск
2019
“Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте
грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это
открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье
творчества”.
В.А.Сухомлинский
Термины
«проект»,
«проектные
методы»,
«проектная
деятельность»
в
последнее время стали распространенными. Учебный проект характеризуется как
форма обучения, наиболее соответствующая требованиям современного обучения,
как эффективный способ развивающего и проблемного обучения.
Одной
из
задач,
стоящих
перед
педагогическими
коллективами,
является
создание условий для самореализации ребенка. Решение этой задачи позволяет
обучающимся
осваивать
специальные
знания,
приобретать
навыки
в
походах,
экспедициях, вести исследования, изучать родной край, успешно применять на
практике
приобретенные
навыки
в
различных
ситуациях.
Сегодня
творчество
рассматривается
как
универсальный
механизм
развития
лично сти,
обеспечивающий ее приобщение к культуре и обретение способа существования в
современном
мире.
Существуют
различные
технологии
создания
условий
для
плодотворного творчества.
В
связи
с
этим
на
первый
план
выходит
учебно
–
исследовательская
деятельность
учащихся —
деятельность
связанная
с решением
творческой,
исследовательской
задачи
с заранее
неизвестным
решением
и предполагающая
наличие
основных
этапов,
характерных
для
исследования
в научной
сфере:
постановку
проблемы,
изучение
теории,
посвященной
данной
проблематике,
подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного
материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Такая
цепочка
является
неотъемлемой
принадлежностью
исследовательской
деятельности, нормой ее проведения.
Самое
решающее
звено
этой
новации —
учитель.
Меняется
роль
учителя
и не только
в проектно-исследовательском
обучении.
Из носителя
знаний
и информации,
всезнающего
оракула,
учитель
превращается
в организатора
деятельности,
консультанта
и коллегу
по решению
проблемы,
добыванию
необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных)
источников.
Работа
над
учебным
проектом
или
исследованием
позволяет
выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить
вдохновение
творчества,
превратить
образовательный
процесс
из скучной
принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это
возможность
максимального
раскрытия
своего
творческого
потенциала.
Это
деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать
свои
силы,
приложить
свои
знания,
принести
пользу,
показать
публично
2
достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда
результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит
практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно,
интересен и значим для самих открывателей.
Учебный
проект
или
исследование
с точки
зрения
учителя —
это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое
позволяет
вырабатывать
и развивать
специфические
умения
и навыки
проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
проблематизации
(рассмотрению
проблемного
поля
и выделению
подпроблем,
формулированию
ведущей
проблемы
и постановке
задач,
вытекающих из этой проблемы);
целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
самоанализу
и рефлексии
(результативности
и успешности
решения
проблемы проекта);
представление результатов своей деятельности и хода работы;
презентации
в различных
формах,
с использованием
специально
подготовленный
продукт
проектирования
(макета,
плаката,
компьютерной
презентации,
чертежей,
моделей,
театрализации,
видео,
аудио
и сценических
представлений и др.);
поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
практическому
применению
школьных
знаний
в различных,
в том
числе
и нетиповых, ситуациях;
выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления
продукта проектирования;
проведению
исследования
(анализу,
синтезу,
выдвижению
гипотезы,
детализации и обобщению).
Темы
детских
работ
выбираются
из любой
содержательной
области.
Проблемы —
близкие
пониманию
и волнующие
подростков,
в соответствии
с личностными
предпочтениями
каждого
обучающегося
и должны
находиться
в области их самоопределения.
В зависимости
от уровня
полученных
результатов
необходимо
предоставить
возможность обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях
3
различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой
общественности.
При
оценке
успешности
обучающегося
в проекте
или
исследовании
необходимо
понимать,
что
самой
значимой
оценкой
для
него
является
общественное
признание
состоятельности
(успешности,
результативности).
Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися в учреждениях
дополнительного образования должна быть приоритетной.
В нашем Георгиевском Центре туризма, экологии и краеведения занимается
сегодня более тысячи мальчишек и девчонок. Одной из задач, стоящих перед
педагогическим
коллективом
Центра,
является
создание
условий
для
самореализации
воспитанников,
раскрытие
и
развитие
их
творческих
способностей.
С
точки
зрения
проектной
деятельности
большую
перспективу
имеет работа в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» по 19
направлениям: «Военная история», «Дети и война», «Земляки», «Летопись родного
края», «Археология», «Природное наследие» и многих других.
Наши
дети
в
походах
и
экспедициях
проходят
сотни
километров,
ведут
краеведческие наблюдения, работают в архивах и музеях, проводят эксперименты,
фотографируют, пишут стихи, делают зарисовки, планируют маршруты и чертят
карты.
Собранный
юными
туристами
–
краеведами
материал
–
основа
для
исследовательских работ.
4