Автор: Кирюшкина Людмила Евгеньевна
Должность: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Учебное заведение: МБОУ "Кузбасская СОШ"
Населённый пункт: п. Кузбасский, Кемеровский район, Кемеровская область
Наименование материала: АМО-урок
Тема: В гости к зиме
Раздел: начальное образование
Конспект АМО-урока
АМО – активные методы обучения
Методическая информация
Тема урока: В гости к Зиме.
Автор учебника, по которому ведётся обучение: Плешаков А. А. Окружающий мир.
Учебник.2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение, 2014. УМК «Школа России»
Классификация
урока:
урок
обобщения
и
систематизации
знаний.
Данный
урок
проводится в рамках раздела «Жизнь города и села». Это девятый урок из десяти по
данному разделу.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей
Во 2 классе 20 учащихся. Из них 11 мальчиков и 9 девочек в возрасте 8 лет.
Учащиеся
социально адаптированы, достаточно активны
и подвижны. Тормозные
процессы
развиты
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
учащихся.
Второгодников нет. Отношение к учению у большинства детей положительное. Мотивы
учения: неподдельный интерес к предметам, желание получить оценку, заслужить похвалу
взрослых. Их объединяет желание быть успешными. Особо одарённых детей нет.
Дети
со смешанным типом восприятия. Чистые типы в плане восприятия (аудиалы, визуалы,
кинестетики) встречаются крайне редко. Из 20 детей – 4 отличника, 10 человек учатся на
«4» и «5», 6 человек на «3».
Опасение и тревогу вызывает отношение к учёбе троих
слабоуспевающих
школьников.
Причины
отставания
кроются
в
неспособности
концентрировать
внимание
продолжительное
время,
в
низкой
мотивации
и
работоспособности. Небольшой количественный состав класса позволяет организовать
полноценное общение младших школьников на уроке. Учебный материал вызывает у
обучающихся неподдельный интерес. Каждому хочется показать свои знания, стать лучше
в глазах учителя и одноклассников. Секрет
хорошей мотивации и получения удовольствия
от
учебного
процесса
скрывается
в
доброжелательной
рабочей
атмосфере,
взаимоподдержке.
Таким
образом,
повышается
самооценка
слабоуспевающих
школьников.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся
по теме «В гости к Зиме»
Задачи урока:
Образовательные: 1) актуализировать знания учащихся по теме «В гости к Зиме»;
2) установить причинно-следственные связи между объектами
живой и неживой природы.
Развивающие: развивать познавательную активность детей, умение использовать в
работе ранее полученные знания: умение рассуждать,
анализировать, выражать свои мысли, работать в группах.
Воспитательные:
1)
обеспечить условия для позитивной творческой атмосферы урока;
2)
воспитывать бережное отношение к природе; интерес к познанию окружающего
мира.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
1)
Зимние изменения в неживой природе.
2)
Причины зимних изменений в живой природе.
3)
Взаимосвязь объектов живой и неживой природы.
4)
Отношение людей к природе; к собственному здоровью в зимнее время.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: получат возможность проявить нравственные чувства и нравственное пове-
дение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.
Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность
научиться формулировать и обосновать правила безопасного поведения в зимнее время;
работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи между объектами
живой и неживой природы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая
компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на во-
просы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оцени-
вать свои достижения на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Ход урока
Фаза 1. «Начало образовательного мероприятия»
Инициация
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад.
В начале урока обучающиеся получают карточки-снежинки с указанием групп, занимают
свои места.
Учитель. Здравствуйте, уважаемые участники Учёного совета – синоптики, путешественники,
натуралисты и крепыши! Напишите, пожалуйста, на снежинках свои инициалы, улыбнитесь и
давайте поприветствуем друг друга.
Метод «Дружные аплодисменты» (15 сек.)
Цель: создание доброжелательной рабочей обстановки.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: не требуются.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: дети встают и приветствуют друг друга аплодисментами.
Личностные УУД: осознание значимости доброжелательного отношения друг к другу.
Регулятивные УУД: владение различными формами поведенческого самоконтроля.
Коммуникативные УУД: формирование невербальных способов коммуникации – посредством
контакта глаз, мимики, жестов, позы).
Формирование компетентностей
Коммуникативная: применение норм культурного поведения в практической деятельности.
Информационная: перевод информации одного вида (устной) в другую (рукодвигательную –
аплодисменты).
Социальная: стремление к сотрудничеству.
Вхождение или погружение в тему
Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.
Учитель. Тему работы Учёного совета узнаете, отгадав загадки.
Метод загадок (2 мин.)
Цель: повышение мотивационной направленности урока.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: видеоряд зимних пейзажей и детских рисунков.
Предварительная подготовка: подбор материала для зрительного ряда.
Технология проведения: учитель читает загадки, дети соотносят отгадки с картинками.
Примечание: загадки могут загадывать обучающиеся.
Личностные УУД: ориентация на содержательные моменты этапа данного урока.
Познавательные УУД: формирование логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с
задачами коммуникации.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю,
отвечаю, спрашиваю).
Информационная: проявление интереса к овладению и использованию информации.
Социальная: использование речевой деятельности как необходимое условие общения.
На поля и на луга Много снегу во дворе.
До весны легли снега. Ветер по полю гуляет.
Только месяц наш придёт – Вдоль деревни пробегает
Мы встречаем Новый год! (декабрь) И сугробы наметает. (январь)
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех длиннее его ночи. (февраль)
Учитель. Кто уже догадался, о чём пойдёт речь?
Дети. Речь пойдёт о живой и неживой природе зимой.
Предположите, пожалуйста, какова цель урока и чем будем заниматься?
(На доске открывается запись или плакат после ответов обучающихся).
Цель: обобщение знаний о зимних признаках живой и неживой природы.
Задачи:
1)
вспомнить зимние признаки в живой и неживой природе;
2)
выявить взаимосвязи в природе зимой;
3)
определить своё отношение к зиме;
4)
сотрудничать в группах.
Определение ожиданий и опасений учащихся
Концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психоло -
гически комфортной обстановки
Метод « Снежная тучка» (2-3 мин.)
Цель: определение ожиданий и опасений.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: бумажные тучка и снежинки.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения.
Учитель.
Ребята, давайте определим, что вы ожидаете и чего опасаетесь? Кто не уверен в
своих знаниях, прикрепите снежинку магнитиками к тучке, а кто уверен, оставьте её себе. Дети
объясняют свой выбор (высказываются по желанию). Уверенные в себе ученики дают пожелания
всем. Подумайте, что предстоит сделать на уроке, чтобы тучка исчезла?
Примечание: снежинки используются и на этапе рефлексии в конце урока.
Личностные УУД: выражение своих чувств, переживаний; определение ожиданий и опасений.
Регулятивные: способность к волевому усилию.
Познавательные УУД: формирование логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД: применение норм культурного поведения в реальной деятельности.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в незнакомой
ситуации.
Информационная: интерес учащихся к новой информации, которая предлагает им интересную,
активную деятельность.
Социальная: развитие личностных качеств, саморегулирование.
Фаза 2. «Работа над темой»
Контроль и коррекция имеющихся знаний (2-3 мин.)
Метод « Что находится вокруг?» (2-3 мин.)
Цель: организация активной учебной деятельности.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: не требуется.
Предварительная подготовка: подготовить чтецов.
Примечание: нет.
Познавательные УУД: формирование логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные УУД: применение норм культурного поведения в реальной деятельности.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: навыки культуры поведения, умение быстро ориентироваться в незнакомой
ситуации.
Информационная: интерес учащихся к новой информации, которая предлагает им интересную,
активную деятельность.
Социальная: развитие личностных качеств, саморегулирование.
Учитель. Что находится вокруг, отвечай, мой милый друг.
1-ый ученик 2-ой ученик
Небо светло-голубое. Солнце светит золотое.
3-ий ученик 4-ый ученик
Ветер листьями играет. Тучка в небе проплывает.
5-ый ученик 6-ой ученик
Поле. Речка и вода. Горы, воздух и листва.
7-ой ученик 8-ой ученик
Птицы, звери и леса. Гром, туманы и роса.
Учитель. Человек и время года – это всё вокруг природа.
А что мы называем природой? Выберите правильный ответ.
Пр Природа – это всё, что нас окружает.
Пр Природа – это животные, птицы и растения.
П Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками
человека.
Индивидуальное задание. Живая природа. ____________________ Неживая природа.
Трое учащихся (по одному из каждой группы) у доски определяют, что относится к живой и
неживой природе, распределяя картинки (солнце, ель, лягушка, воздух, карась, ландыш, гранит,
кактус, созвездие, облако, подосиновик, комар, льдина, сосулька, роза, вода).
Проверка.
Учитель. Вспомните, чем живые существа, или организмы, отличаются от предметов неживой
природы? Уточните по учебнику.
Инпут
Сообщение нового материала
Учитель.
Итак, тема работы: обобщение знаний по теме «В гости к зиме». Я напомню, почему
наступает зима. Наша Земля вращается не только вокруг своей оси (смена дня и ночи), но и
движется вокруг Солнца. Ось Земли имеет наклон, и поэтому сильнее освещено то северное
полушарие, то южное, а где больше света, там теплее. Так происходит смена времён года.
- Полюбуйтесь зимними пейзажами и подберите прилагательные к слову зима.
(слайды зимних пейзажей и детских рисунков)
Проработка содержания темы
Учитель. Приступаем к работе Учёного совета.
Метод «Каждому – своё» (2 мин.)
Цель: самостоятельный выбор задания по интересам и уровню сложности.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: карточки с цветной маркировкой для дифференцированной работы.
Предварительная подготовка: продумывание содержания карточек.
Технология проведения
Учитель. Рассмотрите карточки с заданиями, распределите их между собой. Жёлтым цветом
обозначены
задания,
которые
легко
и
интересно
выполнять,
зелёным
цветом
обозначены
задания,
которые
требовали
домашней
подготовки,
а
красным
–
задания,
которые
нужно
приготовить самостоятельно прямо сейчас. Каждый из вас найдёт задание по силам и интересам
(даётся 5 мин. на подготовку).
Примечание: количество карточек с заданиями готовится по количеству учащихся в группе.
Личностные УУД: самопознание - что у меня получается хорошо, а что нет.
Регулятивные УУД: способность к волевому усилию – к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД: формирование умения объяснять свой выбор.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: владеть культурными нормами общения.
Информационная: возможно, высказывание своего непонимания предоставленной информации.
Социальная: способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собствен-
ных потребностей и возможностей.
Учитель. Начинаем отчётную работу.
Работа в группе «Синоптики»
Метод «Отчётная работа» (5 мин.)
Цель: показать результат коллективной, мыслительной деятельности по поиску путей решения
учебных задач.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: рисунки (иллюстрации) зимних пейзажей. Карточки с заданиями.
Предварительная подготовка: детские рисунки на тему «Зима». Карточки для дифференцирован-
ной работы.
Технология проведения: дети выясняют, почему зимой происходят изменения в природе.
Работают в группе по индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.
Личностные УУД: осознание важности своей работы в группе для результатов совместной дея-
тельности.
Регулятивные УУД: определение наиболее рациональной последовательности действий.
Познавательные УУД: умение объединять разрозненные факты, которые являются частью целого.
Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству.
Примечание: количество карточек с заданиями готовится по количеству учащихся в группе.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.
Информационная: систематизация информации. Представление информации в различных вари-
антах.
Социальная: способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Учитель. - Слушаем синоптиков. Они наблюдали за погодой, их задача – рассказать, почему
зимой происходят изменения в природе?
Задание 1.
- Расскажи по рисункам, какие изменения произошли в неживой природе зимой? (Один ученик
рассказывает, а другой составляет схему на доске.)
ЗИМА____ ХОЛОДА
короткие дни холодные ветра
изменились осадки лёд гололедица
(снег, иней)
Задание 2.
Расскажи о погоде сегодня по своим наблюдениям, пользуясь планом.
Дата. Высота солнца. Продолжительность дня. Облачность. Температура воздуха.
Осадки. Видимость на дорогах.
Задание 3. (2 ученика)
Как узнать погоду (домашнее задание, зелёные карточки)?
Звёзды сильно блестят зимой – к морозу.
Если ночью был иней – днём снег не выпадет.
Шумит зимой лес – к оттепели.
Облака идут низко – будет стужа.
Ветер подул зимой с северной стороны – к большим холодам.
Задание 4.
Задай вопрос путешественникам:
«О чём могут шептаться шишки на ёлках перед Новым годом?»
Задание 5.
Прочитай в учебнике о том, что такое лёд и снег?
(Лёд и снег – это вода в твёрдом состоянии. При температуре 0 градусов и ниже вода
замерзает и превращается в лёд. Это происходит и в реке, и в озере, и в луже.)
Будьте готовы ответить на вопрос «путешественников».
Обобщающий вывод:
зима – холодное время года. (На доске рядом с задачами урока
помещается запись или карточка-вывод).
Работа в группе «Путешественники»
Метод «Отчётная работа» (5 мин.)
Цель:
показать умения рассуждать, делать логические умозаключения.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: рисунки (иллюстрации) с изображением зимних пейзажей.
Предварительная подготовка: детские рисунки.
Технология проведения: дети выясняют взаимосвязи в природе, работая в группе по
индивидуальным карточкам с дифференцированным заданием.
Личностные УУД: осознание важности своей деятельности для результатов совместной деятельности.
Регулятивные УУД: определение наиболее рациональной последовательности действий.
Познавательные УУД: умение объединять разрозненные факты, которые являются частью целого.
Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству.
Примечание: количество карточек с заданиями готовится по количеству учащихся в группе.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников
Информационная: систематизация информации. Перевод информации с рисунка в устную информацию.
Социальная: способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Учитель. А теперь путешественники расскажут о почве, водоёмах и растениях в зимнее время.
Но сначала ответят на вопрос синоптиков: «О чём могут шептаться шишки на ёлках перед Новым
годом?»
Задание 1.
Используя рисунки, составь рассказ по вопросам.
- Чем покрыта почва зимой?
- Чем покрыты водоёмы зимой?
-Какие меры безопасности надо соблюдать зимой на водоёмах?
Задание 2.
Прочитай в учебнике и расскажи о травянистых растениях, зимующих под снегом.
Задание 3.
Расскажи о растениях по вопросам.
- Чем хвойные деревья отличаются зимой от лиственных деревьев?
- Почему зимой на лиственных деревьях опадают листья?
Задание 4.
Задай вопрос «синоптикам»:
«Как появляется гололедица зимой и чем она опасна?» (синоптики отвечают)
Учитель. - Изучая природу, мы убедились, что в природе всё взаимосвязано. Докажите это с
помощью учебника. Прочитайте в учебнике со слов «тепло и свет…»).
Учитель. -Молодцы! Хорошо поработали, но вот, куда Валера собрался?
Рюкзак такой большой!
Метод «Динамическая пауза» (1 мин.)
Цель: использование эффекта неожиданности для релаксации учащихся.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: рюкзак, в рюкзаке – кроссовки, бутафорский нож, крошки хлеба, зер-
но, коробок спичек; запись голосов птиц.
Предварительная подготовка: сигнальные карточки.
Технология проведения: дети слушают одноклассника, затем учитель вынимает из рюкзака то,
что в нём находится, а дети оценивают, нужно ли это в лесу, с помощью сигнальных карточек.
Примечание: в качестве сигналов можно использовать любые имеющиеся карточки или
предметы.
Личностные УУД: понимание важности установки на здоровый образ жизни.
Регулятивные УУД: способность к мобилизации сил и энергии.
Коммуникативные УУД: адекватное выражение своих мыслей, чувств, ощущений.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: использование речи для организации физкультурно-оздоровительных дей-
ствий учащихся.
Информационная: извлечение нужной информации из устного сообщения.
Социальная: коммуникативные навыки.
Валера. Да я в лес на прогулку собрался.
Учитель. Ну, давай, показывай, что у тебя там? Проверим, может, что и лишнее… а вы, ребята,
если не согласны, поднимите сигнальную карточку и попытайтесь объяснить, почему?
Валера. Вот кроссовки, буду на лыжах кататься!
- Нож, чтобы коры с деревьев надрать для костра!
- Крошки хлеба, зерно для птиц!
- Мешок…вдруг зайца поймаю!
Учитель.
- Стой! Ребята, а пойдёмте вместе с Валерой (включается запись голосов птиц).
В горку поднялись (руки вверх, потянулись), с горки спустились (присели).
Снова поднялись, остановились!
Вот широкая дорога (руки в стороны),
Мы прошли по ней немного.
Птицам хлеба покрошили, поиграть затем решили.
Влево, вправо повернулись, а потом домой вернулись (сели за парты).
Обобщающий
вывод:
зимние
изменения
в
природе.
(На
доске
рядом
с
задачами
урока
помещается запись или карточка-вывод).
Работа в группе «Натуралисты»
Метод «Отчётная работа» (5 мин.)
Цель: способствовать формированию внимания, сосредоточенности, умения анализировать име-
ющуюся информацию.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: демонстрационная таблица с информацией «Живая и неживая приро-
да». Кормушка. Фигурки или рисунки зимующих птиц.
Предварительная подготовка: изготовление с помощью родителей кормушки для птиц;
Технология проведения: работа детей организована по группам. После подготовки дети отвечают
каждый на свой вопрос, аргументируют ответы. Остальные внимательно слушают,
корректируют, если надо. Информацию, представленную на рисунках, переводят в устную,
схематическую.
Примечание: кормушки могут изготовить все желающие учащиеся.
Личностные УУД: осознание важности своей деятельности для результатов совместной деятель-
ности.
Регулятивные УУД: определение наиболее рациональной последовательности действий
Познавательные УУД: умение объединять разрозненные факты, которые являются частью целого.
Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.
Информационная: систематизация информации. Представление информации в различных вари-
антах.
Социальная: способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Учитель. Слушаем натуралистов. Их задача – рассказать о том, как зимние изменения в неживой
природе повлияли на живую природу. Ещё раз вспомните, что относится к живой природе?
(таблица на доске)
Задание 1. Какие изменения произошли с наступлением зимы? (Работают двое учащихся)
Составьте схему с помощью слов: зима, снег, морозы, нет корма
(Один ученик читает, другой составляет схему на доске.)
Ученик.
Стало очень холодно. Выпал снег, а под ним спрятались семена и плоды. Нет сочной
травы, мягких листьев на деревьях. Исчезли насекомые.
Уже с октября у всех зверей вместо редкой шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у
некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой (дополняется схема).
Учитель.
Но не боятся звери зимы. Послушайте, какой «разговор» подслушали ребята на
лесной полянке, подумайте, как зимует белочка?
Метод «Инсценировка» (2 мин.)
Цель: повышение учебной мотивации школьников.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: маски синицы и белки.
Предварительная подготовка: выучить слова для инсценировки: приготовить маски.
Технология проведения: в заранее определённый момент выходят двое учащихся и чётко,
артистично, без запинки ведут диалог.
Личностные УУД: ориентация в нравственном содержании и смысле учебного материала. Регуля-
тивные УУД: способность к мобилизации сил и энергии.
Коммуникативные УУД: осознание актёрского мастерства и мастерства речи как
коммуникативной функции.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: осознание учащимися норм простой коммуникации.
Информационная: определение известной и неизвестной информации.
Социальная: социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе.
Инсценировка «Синица и Белка»
- Ты чего, Белка, из гнезда не выходишь?
- Я, Синичка, тепло берегу. На воле-то нынче студёно, я вход в гнездо мохом заткнула, все
щёлочки законопатила! Боюсь наружу нос высунуть.
- А чем же ты кормишься?
- А у меня с лета грибы припасены, орешки да жёлуди. Вот в морозы-то и отсижусь. (Схема
дополняется.)
ЗИМА
ЛИНЬКА СНЕГ МОРОЗЫ
НЕТ КОРМА
запасают корм ищут корм в спячке
Метод «Интересные факты» (5 мин.)
Цель: развитие учебно-познавательной активности.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: интересная информация, актуальная для темы урока.
Предварительная подготовка: отбор нужной информации; изготовление книги из таблиц для уро-
ков окружающего мира «Жизнь животных зимой».
Технология проведения: заранее подготовленные учащиеся зачитывают или рассказывают
интересные факты из жизни животных зимой. Учитель демонстрирует самодельную книгу
«Жизнь животных зимой», по которой дети делают обобщения.
Примечание: предварительно к поиску, сбору информации привлекаются учащиеся.
Личностные УУД: повышение учебной мотивации школьников.
Регулятивные УУД: проявление волевых усилий для успешного решения учебных задач.
Познавательные УУД: использование фактических данных.
Коммуникативные УУД: владение монологической формой речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: формирование умений устанавливать связь со слушателями.
Информационная: формирование навыков поиска дополнительной информации. Работа по нахо-
ждению явной и скрытой информации.
Социальная: способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Ученик 1. Многие звери делают запасы кормов. До 30 кубометров веток и стволов деревьев запа-
сает на зиму семья бобров. Килограммами запасают орехи, семена и различные клубни хомяк и
бурундук.
Рекорд в запасливости поставили маленькие желтогорлые мыши в Беловежской пуще. Под
тяжестью их запасов разрушилась стенка громадного дупла, куда мыши ухитрились натаскать 47
кг желудей!
Ученик2. Делая зимние запасы, животные страхуют
себя на случай неудачной охоты.
Множество
лягушек
можно
увидеть
в
кладовках
обыкновенного
хорька.
Наверное,
это
стремление обезопасить себя на случай голода.
Учитель.
А как же поступают лиса, волк, заяц? (Они ищут корм.) А вы знаете, хвоя хвойных деревьев в
течение года бывает неравноценна по своему составу. Именно зимой она особенно питательна и
содержит много витаминов. Ею питаются лоси. А для глухарей она основной зимний корм.
Заяц гложет кору осины, лисы и волки караулят зайцев.
Ученик
3. Дожить до лучших времён помогает зимняя спячка многих животных. С осени до
весны спят медведь и барсук. Неделями и месяцами спят енотовидная собака и енот-полоскун.
Медведь, который всю зиму спит, с осени запасает корм на голодное весеннее время. Если ему
удаётся завалить лося или другую крупную дичь, Топтыгин закапывает её в землю и заваливает
ветками. Проснувшись весной, первым делом, он придёт сюда.
Ученик 4. Чтобы спастись от леденящего холода, многие животные ловко приспосабливаются.
Ноги зайцев и куропаток одеваются в своеобразные «валенки» из густой шерсти и оперения. Они
не только защищают ноги от обмораживания, но служат «лыжами» на рыхлом снегу.
Пышное оперение, меха или трубчатые волосы оленей замечательно сохраняют тепло.
Учитель.
- Посмотрите ещё одну инсценировку. Как некоторые птицы приспособились к зимним морозам?
(Повторный
метод
«Инсценировка».
Примечание:
следует
заранее
приготовить
маски
или
картинки ворона и тетерева).
Повторный метод «Интересные факты». Повторный метод загадок.
(Примечание: на кормушке указаны имя и фамилия мастера-изготовителя; отгадки – изображения
птиц прикрепляются к кормушке).
Инсценировка «Ворон и Тетерев»
- Что, Ворон, холодно?
- Холодно, Тетерев, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть,
крылом не махнуть… Вовсе закоченеешь!
- А ты делай, как я. С дерева вниз головой – бах! Под снегом-то как под одеялом. И ветер не
задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадёшься!
Ученик.
Спасением от морозов для многих животных оказывается снежный покров. Рябчики и тетерева
в долгие зимние ночи зарываются в снег. А в морозные дни они проводят там большую часть
светлого времени суток. Полёвки и мыши проделывают под снегом целые лабиринты от своих
нор и гнёзд к кормовым местам.
Учитель.
Серые куропатки и все наши певчие птицы не умеют находить в снегу спасение от холода. В
долгую зимнюю ночь эти стайные птицы согревают друг друга своим телом. Куропатки, синицы,
пищухи,
корольки
сбиваются
в
плотную
кучку.
Птицы,
сидящие
по
краям,
постепенно
забираются в середину. Так всю ночь шевелится этот плотный комочек тепла и жизни. В большой
стае птицам легче перенести морозы.
Ученик.
Птицам холод и мороз не приносит радость.
Зёрен им не поклевать, нет и вкусных ягод.
Жмутся бедные, дрожат, прячутся под крыши…
Я кормушку смастерю, зёрнышек начищу.
Каждый день смотрю в окно: есть ли корм у птичек?
Будет птичкам хорошо – будет день отличный!
- Отгадайте загадки и узнаете, какие птицы слетелись к нашей кормушке?
а) Выйди на улицу и посмотри: б) Я в саду услышал вдруг
Как розовые яблоки, Очень громкий чей-то стук.
На ветках… (снегири). Червякам он страшный враг,
А деревьям – лучший друг… (дятел).
в) Шустрый мальчишка в сером армячишке г) Ох, горласта белобока.
Во двор прискакал, крошек поискал… (воробей). На суку трещит… (сорока).
(изображение птиц прикрепляются к кормушке)
Учитель. Сейчас на страницах зимней книги ещё раз посмотрим тех, о ком говорили .
Вспомним, как они приспособились к зимним изменениям в природе.
(Учитель переворачивает страницы книги, изготовленной из таблиц по Окружающему миру
«Жизнь животных зимой».) Обобщающий вывод: в природе всё взаимосвязано. (На доске рядом с
задачами урока помещается запись или карточка-вывод).
Работа в группе «Крепыши»
Метод «Отчётная работа» (5 мин.)
Цель: способствовать осознанию важного значения здорового образа жизни для людей.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: картинка с изображением девочки, которая несуразно оделась для за-
нятий на лыжах.
Предварительная подготовка: карточки с дифференцированным заданием.
Технология проведения: учащиеся работают в группах по индивидуальным
дифференцированным заданиям. Используя схему, объясняют, как изменилась жизнь людей с
приходом зимы? Работают по учебнику, выясняя, как правильно надо закалять свой организм и
для чего надо закаливать свой организм?
Примечание: вместо картинки «Правильно ли оделась девочка для занятий на лыжах?» можно
одеть ребёнка.
Личностные УУД: создание условий для осознания важности своей деятельности для результатов
совместной деятельности.
Регулятивные УУД: определение наиболее рациональной последовательности действий
Познавательные УУД: умение объединять разрозненные факты, которые являются частью целого.
Коммуникативные УУД: эффективно сотрудничать и способствовать успешному результату взаи-
модействия.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.
Информационная: систематизация информации. Представление информации в различных вари-
антах.
Социальная: способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Учитель.
- Во время зимы организм человека ощущает недостаток тепла, солнечного света, витаминов.
Крепыши расскажут, как зимой сохранить здоровье?
Задание 1. Рассмотри картинку. Правильно ли оделась девочка для занятий на лыжах? Исправь
ошибки (можно одеть ученика).
Задание 2. Расскажи, как пополнить недостаток витаминов в организме зимой?
Задание 3. Используя схему, объясни, как изменилась жизнь людей с приходом зимы?
ЗИМА
ХОЛОДА СНЕГ
ТЁПЛАЯ ОДЕЖДА ЗАКАЛИВАНИЕ
ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
солнце, воздух молочные продукты
вода мясо, овощи, фрукты,
рыба
Задание 4. Для чего нужно заниматься закаливанием? (чтобы не заболеть)
Смотри страницу 154 в учебнике.
Задание 5. Как правильно надо закалять свой организм? (Смотри страницу 156 в учебнике.)
Обобщающий вывод: зимой нужно быть осторожными на водоёмах. Одеваться надо тепло, чтобы
не простудиться, не заболеть.
Фаза 3. «Завершение образовательного мероприятия»
Эмоциональная разрядка (разминка)
Снятие напряжения и усталости, расслабление или восстановление энергии.
Метод «Мы не скажем, а покажем» (20 сек.)
Цель: способствовать сохранению работоспособности обучающихся, снятию усталости.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: не требуется.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения: Учитель демонстрирует слайды, дети смотрят и делают то, что видят:
попал снежок в лицо, укрываются от ветра, греют озябшие руки, лепят снеговика, играют в
снежки, катаются на коньках.
Примечание: возможно использовать картинки или слайды.
Личностные УУД: создание условий для поддержания работоспособности обучающихся на уро-
ке.
Регулятивные УУД: определение наиболее рациональной последовательности действий
Познавательные УУД: использование фактических данных.
Коммуникативные УУД: поддерживать в ходе выполнения упражнений доброжелательное обще-
ние друг с другом.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников.
Информационная: представление информации в различных вариантах.
Социальная: способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.
Рефлексия
Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.
Учитель. Учёный совет завершил работу.
Метод «Комплименты» (3 мин.)
Цель: оценка урока и собственной деятельности на уроке; установка соответствия результатов с
ожиданиями и опасениями в начале урока.
Участники: все обучающиеся.
Необходимые материалы: снежинки.
Предварительная подготовка: не требуется.
Технология проведения. Учитель. Каждый из вас добросовестно и ответственно выполнял свою
работу, а теперь
подведём итоги.
Оправдались ли ваши ожидания и опасения? (К числу
ожиданий-опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках,
атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.) Исчезла
ли наша тучка?
Снимите снежинки, кто теперь уверен в своих знаниях. Сделайте, пожалуйста, комплимент тому,
кто, по вашему мнению, заслужил похвалу. Что вы хотите сказать об уроке? А теперь на своих
снежинках
запишите
комплимент
уроку
или
замечание!
(Было
интересно,
познавательно,
здорово, отлично, скучно, трудно и др.) Дети на снежинках пишут по одному слову и при выходе
из класса опускают их в специальные конвертики.
Личностные УУД: демонстрация личной позиции; принятие чужого мнения.
Регулятивные УУД: сравнение полученных результатов с учебной задачей;
Познавательные УУД: умение объединять разрозненные факты, которые являются частью целого.
Коммуникативные УУД: эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству.
Формирование компетентностей
Коммуникативная: умение практически использовать оценочные высказывания о совместной
деятельности.
Информационная: нахождение соответствий и несоответствий ожиданий и опасений в начале и
конце урока.
Социальная: способность к сотрудничеству и кооперации с другими людьми, направленная на
достижение единой цели.
Учитель.
Вы обобщили
знания по теме «В гости к зиме», а выполнили ли задачи урока
(вернуться к записям на доске, прокомментировать)?
1)
вспомнить зимние признаки – зимой холодно, идёт снег, бывает иней, льдом покрылись
водоёмы
2)
выявить взаимосвязи в природе – изменения в неживой природе повлияли на объекты жи-
вой природы
3)
определить своё отношение к зиме
4)
сотрудничать в группах
- На какие пункты не ответили? (3, 4) Сделайте это сейчас. (Мы любим зиму, любуемся зимними
пейзажами. Надо зимой быть осторожными на водоёмах. Надо беречь природу и своё здоровье. А
работать в группах было интересно, полезно: помогали друг другу, считались с мнение каждого
участника, задавали вопросы).
- Вот, что вы должны знать о зиме, о чём рассказать своим родителям! Спасибо за урок!
Оценивание участия
и качества проявленных знаний каждого ребёнка. Молодцы! Вы все
получаете высокую оценку своей работы за личный посильный вклад в решение общих задач. А
в свои зачётные книжки (дневники) – отметку пять. До следующей встречи на Учёном совете!