Автор: Бродович Инна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с улубленным изучением отдельных предметов № 14
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников
Тема: Исследовательская деятельность участников образовательного процесса в начальных классах
Раздел: начальное образование
Исследовательская деятельность участников
образовательного процесса в начальных классах
С учетом современных требований ФГОС актуальным
становится вовлечение учащихся в исследовательскую
деятельность уже на первой ступени обучения.
Слайд 1
Титульный
Под
учебно-исследовательской
деятельностью
понимается деятельность, главной целью которой является
образовательный
результат,
она
направлена
на
обучение
учащихся,
развитие
у
них
исследовательского
типа
мышления.
Слайд 2
Схема
Три стрелочки
Какими понятиями оперирует современная педагогическая
практика,
говоря
об
исследовательской
деятельности
учащихся?
Исследование – деятельность, направленная на получение
новых знаний о существующем в окружающем мире объекте
или явлении.
Слайд 3
Исследование- …
Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель
и ставится соответственно – определить, изучить, получить
данные. При этом практическая применимость полученных
знаний не имеет определяющего значения. Исследование не
с т а в и т
ц е л ь ю
и з м е н е н и е
о к р у ж а ю щ е го
м и р а ,
сосредоточившись на его познании.
Слайд 4
Цель
исследовательской
работы
Проект, в свою очередь, предполагает наличие проектного
замысла, который достигается в процессе его реализации.
Поэтому
цель
проекта
формулируется
так:
создать,
построить, достичь. Проектирование – это создание новых,
прежде
не
существовавших
объектов
и
явлений,
или
изменение известных объектов с целью получить
новые
свойства этих объектов.
Слайд 5
Цель проекта
В
связи
с
возрастными
особенностями
школьников
круг
участников образовательного процесса в начальной школе
расширяется:
он
включает
в
себя
не
только
ученика
и
учителя,
но
и
родителей.
Без
привлечения
родителей
организация
исследовательской
деятельности
в
начальной
школе невозможна.
Слайд 6
Треугольник
Координацию подобного направления работы осуществляет
учитель, в деятельность которого входит выбор темы, ее
коррекция,
определение
целей,
задач,
актуальности
и
новизны исследования, а также структурирование работы, ее
оформление, подготовка ученика к презентации.
Ученик в этом процессе выступает как активный участник,
деятельность
которого
направлена
на
открытие
нового,
познание
мира.
Здесь
необходима
помощь
родителей,
которые
организуют
совместную
экспериментальную
деятельность
с
ребенком
дома,
другими
словами,
практическое
исследование
материала
осуществляется
в
домашних условиях.
Таким образом, для ученика работа над выбранной темой –
это исследовательская деятельность, потому что он получает
новые знания, для учителя – это проектная деятельность,
потому
что
смысл
ее
связан
с
достижением
качества
образования учащегося. Эту же цель преследуют родители.
Исследовательская
деятельность,
проектная
деятельность
таблица
Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда
учитель
разделяет
исследовательскую
позицию
вместе
с
учащимся
и
его
родителями,
при
этом
максимально
реализуется эффект деятельностного сотрудничества.
Исследовательский
метод
способствует
комплексному
формированию компетенций. Такая работа в любой области
приучает
ученика
к
самостоятельной
работе
с
текстом,
обогащает
читательский
опыт,
помогает
формировать
оценочные
позиции,
сделать
профессиональный
выбор.
Совместная
работа
учащегося
с
родителями
укрепляет
семью, выстраивает связи между родителями и школой.
При выборе темы для ученика, обучающегося в начальных
классах,
особенно
необходимо
учитывать
личностные
особенности,
предпочтения,
приоритетные
формы
самостоятельной работы. Возрастные особенности учащихся
на начальной ступени обучения определяют предпочтения в
выборе темы. Исследовательские работы чаше всего носят
проектный характер и обязательно включают эксперимент.
Проектно-исследовательские работы, в отличие от проекта,
предполагают
не
столько
создание
творческого
продукта,
сколько исследование самого творческого процесса, анализ
его этапов. Еще одной формой подобных работ стоит считать
такие, в которых первая часть посвящена исследованию, а
вторая созданию творческого продукта, в процессе которого
будут учтены результаты первой части. В данных работах
важна
апробация
результата.
Например,
такими
темами
являются:
«Плюсы
и
минусы
использования
гаджетов
современными школьниками», «Город-герой Волгоград: по
местам боевой славы» или «Время читать: опыт создания
буктрейлера», «Виды и свойства кристаллов, выращенных в
домашних условиях».
Примеры тем
Вашему
вниманию
я
готова
сейчас
представить
опыт
подготовки исследовательской работы на тему «Город-герой
Волгоград:
по
местам
боевой
славы»,
выполненной
ученицей 4 класса школы Леонова Островской Анастасией.
Титульный
лист
работы-
презентации
Выбор темы был определен предпочтениями родителей и
предстоящей поездкой семьи в Волгоград на празднование
70-летия со Дня Победы. Мною было предложено изучение
истории
Волгограда,
его
до стопримечательно стей.
Актуальность выбранной темы была связана с предстоящим
юбилеем Великой победы, а также непростой политической
обстановкой, которая сопровождала этот юбилей в тот год.
Новизна работы была обусловлена идеей показать Волгоград
глазами современного человека.
Настя
вместе
с
родителями
перед
поездкой
посмотрели
фильм «Сталинград» (режиссер Александр Беланов), нашли
кадры
военной
хроники,
довоенные
фотографии
Сталинграда
и
др.
Особого
внимания
т ребова ла
формулировка темы. Именно с нее начинается воспитание
серьезного
и
вдумчивого
отношения
к
выбранному
исследованию,
формирование
научного
мышления.
При
формулировке
темы
важно
учитывать
предмет
и
объект
исследования.
Как
видите,
в
работе
это
правило
соблюдается. СЛАЙД
Актуальность,
новизна
Предмет объект
Большая
подготовительная
работа
стала
серьезным
подспорьем в сборе материалов на месте, во время поездки.
Родители
вместе
с
моей
ученицей
сделали
подборку
фотографий,
на
которых
изображен
Сталинград
(ныне
Волгоград) до войны, во время войны, в наше время. Даже
были найдены хроники, на которых разрушается часть дома
или попадают снаряды. Для наглядности эти улицы и дома
были сфотографированы семьей в том виде, в котором они
существуют теперь.
Фотографии
примеры
п о б о л ь ш е
и
комментировать
их
Весь собранный материал был скомпанован так, что было
наглядно
представлено,
насколько
страшна
война,
как
непоправимо она меняет облик города, а с ним и людей,
которые в нем живут. Именно это настроение и надо было
передать в работе.
Логика оглавления исследования была продиктована целью и
задачами: от истории Волгограда – к его славе города-героя и
сегодняшнему
дню.
Именно
поэтому
исследование
было
направлено на воспитание патриотизма.
Гипотеза работы
Работа была успешно представлена на конференциях разного
уровня, однако не это главное – главное, что семья, которая
выполняла
это
исследование,
получила
стимул
к
дальнейшему изучению истории своей страны. В планах у
родителей и самой Насти посетить другие города боевой
славы. Сейчас папа снялся в массовке и эпизодах в фильме
«Сталинград – 321 сибирская», настолько его впечатлила
исследование истории Сталинграда. На этом примере мы
видим
неподдельную
увлеченность
родителей,
которая,
несомненно, положительно отразится на учебной мотивации
ученицы.
Очевидно, что каждый из этапов учебно-исследовательской
работы может быть соотнесен с тем или иным действием.
Следовательно, поэтапная работа над темой исследования
или проекта способна сформировать данные УУД.
ууд
Например,
исследовательская
работа
школьника
активно
формирует коммуникативные УУД, которые обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции других людей,
партнеров по общению или деятельности; умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное
взаимодействие
и
сотрудничество
со
сверстниками и взрослыми.
Сформированность
коммуникативных
УУД
(умение
полно
и
точно
выражать
свои
мысли
в
соответствие
с
задачами
и
условиями
коммуникации;
вл а д е н и е
монологической и диалогической формами речи.) является
залогом
успешно
защищенной
исследовательской
работы.
Свое
развитие
они
получают
в
том
числе
и
в
процессе
работы над учебно-научным текстом.