Напоминание

Исследовательская деятельность участников образовательного процесса в начальных классах


Автор: Бродович Инна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ с улубленным изучением отдельных предметов № 14
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Исследовательская деятельность как одно из условий формирования УУД младших школьников
Тема: Исследовательская деятельность участников образовательного процесса в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Исследовательская деятельность участников

образовательного процесса в начальных классах

С учетом современных требований ФГОС актуальным

становится вовлечение учащихся в исследовательскую

деятельность уже на первой ступени обучения.

Слайд 1

Титульный

Под

учебно-исследовательской

деятельностью

понимается деятельность, главной целью которой является

образовательный

результат,

она

направлена

на

обучение

учащихся,

развитие

у

них

исследовательского

типа

мышления.

Слайд 2

Схема

Три стрелочки

Какими понятиями оперирует современная педагогическая

практика,

говоря

об

исследовательской

деятельности

учащихся?

Исследование – деятельность, направленная на получение

новых знаний о существующем в окружающем мире объекте

или явлении.

Слайд 3

Исследование- …

Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель

и ставится соответственно – определить, изучить, получить

данные. При этом практическая применимость полученных

знаний не имеет определяющего значения. Исследование не

с т а в и т

ц е л ь ю

и з м е н е н и е

о к р у ж а ю щ е го

м и р а ,

сосредоточившись на его познании.

Слайд 4

Цель

исследовательской

работы

Проект, в свою очередь, предполагает наличие проектного

замысла, который достигается в процессе его реализации.

Поэтому

цель

проекта

формулируется

так:

создать,

построить, достичь. Проектирование – это создание новых,

прежде

не

существовавших

объектов

и

явлений,

или

изменение известных объектов с целью получить

новые

свойства этих объектов.

Слайд 5

Цель проекта

В

связи

с

возрастными

особенностями

школьников

круг

участников образовательного процесса в начальной школе

расширяется:

он

включает

в

себя

не

только

ученика

и

учителя,

но

и

родителей.

Без

привлечения

родителей

организация

исследовательской

деятельности

в

начальной

школе невозможна.

Слайд 6

Треугольник

Координацию подобного направления работы осуществляет

учитель, в деятельность которого входит выбор темы, ее

коррекция,

определение

целей,

задач,

актуальности

и

новизны исследования, а также структурирование работы, ее

оформление, подготовка ученика к презентации.

Ученик в этом процессе выступает как активный участник,

деятельность

которого

направлена

на

открытие

нового,

познание

мира.

Здесь

необходима

помощь

родителей,

которые

организуют

совместную

экспериментальную

деятельность

с

ребенком

дома,

другими

словами,

практическое

исследование

материала

осуществляется

в

домашних условиях.

Таким образом, для ученика работа над выбранной темой –

это исследовательская деятельность, потому что он получает

новые знания, для учителя – это проектная деятельность,

потому

что

смысл

ее

связан

с

достижением

качества

образования учащегося. Эту же цель преследуют родители.

Исследовательская

деятельность,

проектная

деятельность

таблица

Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда

учитель

разделяет

исследовательскую

позицию

вместе

с

учащимся

и

его

родителями,

при

этом

максимально

реализуется эффект деятельностного сотрудничества.

Исследовательский

метод

способствует

комплексному

формированию компетенций. Такая работа в любой области

приучает

ученика

к

самостоятельной

работе

с

текстом,

обогащает

читательский

опыт,

помогает

формировать

оценочные

позиции,

сделать

профессиональный

выбор.

Совместная

работа

учащегося

с

родителями

укрепляет

семью, выстраивает связи между родителями и школой.

При выборе темы для ученика, обучающегося в начальных

классах,

особенно

необходимо

учитывать

личностные

особенности,

предпочтения,

приоритетные

формы

самостоятельной работы. Возрастные особенности учащихся

на начальной ступени обучения определяют предпочтения в

выборе темы. Исследовательские работы чаше всего носят

проектный характер и обязательно включают эксперимент.

Проектно-исследовательские работы, в отличие от проекта,

предполагают

не

столько

создание

творческого

продукта,

сколько исследование самого творческого процесса, анализ

его этапов. Еще одной формой подобных работ стоит считать

такие, в которых первая часть посвящена исследованию, а

вторая созданию творческого продукта, в процессе которого

будут учтены результаты первой части. В данных работах

важна

апробация

результата.

Например,

такими

темами

являются:

«Плюсы

и

минусы

использования

гаджетов

современными школьниками», «Город-герой Волгоград: по

местам боевой славы» или «Время читать: опыт создания

буктрейлера», «Виды и свойства кристаллов, выращенных в

домашних условиях».

Примеры тем

Вашему

вниманию

я

готова

сейчас

представить

опыт

подготовки исследовательской работы на тему «Город-герой

Волгоград:

по

местам

боевой

славы»,

выполненной

ученицей 4 класса школы Леонова Островской Анастасией.

Титульный

лист

работы-

презентации

Выбор темы был определен предпочтениями родителей и

предстоящей поездкой семьи в Волгоград на празднование

70-летия со Дня Победы. Мною было предложено изучение

истории

Волгограда,

его

до стопримечательно стей.

Актуальность выбранной темы была связана с предстоящим

юбилеем Великой победы, а также непростой политической

обстановкой, которая сопровождала этот юбилей в тот год.

Новизна работы была обусловлена идеей показать Волгоград

глазами современного человека.

Настя

вместе

с

родителями

перед

поездкой

посмотрели

фильм «Сталинград» (режиссер Александр Беланов), нашли

кадры

военной

хроники,

довоенные

фотографии

Сталинграда

и

др.

Особого

внимания

т ребова ла

формулировка темы. Именно с нее начинается воспитание

серьезного

и

вдумчивого

отношения

к

выбранному

исследованию,

формирование

научного

мышления.

При

формулировке

темы

важно

учитывать

предмет

и

объект

исследования.

Как

видите,

в

работе

это

правило

соблюдается. СЛАЙД

Актуальность,

новизна

Предмет объект

Большая

подготовительная

работа

стала

серьезным

подспорьем в сборе материалов на месте, во время поездки.

Родители

вместе

с

моей

ученицей

сделали

подборку

фотографий,

на

которых

изображен

Сталинград

(ныне

Волгоград) до войны, во время войны, в наше время. Даже

были найдены хроники, на которых разрушается часть дома

или попадают снаряды. Для наглядности эти улицы и дома

были сфотографированы семьей в том виде, в котором они

существуют теперь.

Фотографии

примеры

п о б о л ь ш е

и

комментировать

их

Весь собранный материал был скомпанован так, что было

наглядно

представлено,

насколько

страшна

война,

как

непоправимо она меняет облик города, а с ним и людей,

которые в нем живут. Именно это настроение и надо было

передать в работе.

Логика оглавления исследования была продиктована целью и

задачами: от истории Волгограда – к его славе города-героя и

сегодняшнему

дню.

Именно

поэтому

исследование

было

направлено на воспитание патриотизма.

Гипотеза работы

Работа была успешно представлена на конференциях разного

уровня, однако не это главное – главное, что семья, которая

выполняла

это

исследование,

получила

стимул

к

дальнейшему изучению истории своей страны. В планах у

родителей и самой Насти посетить другие города боевой

славы. Сейчас папа снялся в массовке и эпизодах в фильме

«Сталинград – 321 сибирская», настолько его впечатлила

исследование истории Сталинграда. На этом примере мы

видим

неподдельную

увлеченность

родителей,

которая,

несомненно, положительно отразится на учебной мотивации

ученицы.

Очевидно, что каждый из этапов учебно-исследовательской

работы может быть соотнесен с тем или иным действием.

Следовательно, поэтапная работа над темой исследования

или проекта способна сформировать данные УУД.

ууд

Например,

исследовательская

работа

школьника

активно

формирует коммуникативные УУД, которые обеспечивают

социальную компетентность и учет позиции других людей,

партнеров по общению или деятельности; умение слушать и

вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество

со

сверстниками и взрослыми.

Сформированность

коммуникативных

УУД

(умение

полно

и

точно

выражать

свои

мысли

в

соответствие

с

задачами

и

условиями

коммуникации;

вл а д е н и е

монологической и диалогической формами речи.) является

залогом

успешно

защищенной

исследовательской

работы.

Свое

развитие

они

получают

в

том

числе

и

в

процессе

работы над учебно-научным текстом.



В раздел образования