Напоминание

"Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности"


Автор: Федосеева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей ДОУ

«Знакомим дошкольников с основами

безопасности средствами

изобразительной деятельности»

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности

человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в

чрезвычайных ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению

проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного

воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с

возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях,

прививать ему навыки безопасного поведения.

Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности

жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное

поведение каждого из нас, взрослых.

Знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями живописи.

Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети бегущие от грозы»,

педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их содержанию –

о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо

остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель

из телеаппаратуры…)

Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с

грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы

бывают съедобные и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать

грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем

более не пробовать их на вкус).

Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с различными

насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к

стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» сформировать

представления детей о разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о

правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда;

сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)

Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных необходимо

научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно

обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить

их…)

Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева,

помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизовать

отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные

зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее,

оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Во время

рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения

в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими,

непонятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не

приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских

рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически

уже случившееся.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка:

- знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной

охраны, газовой службы;

- во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

- не гуляй до темноты;

- не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

- никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

- избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

- не дразни на улице собак;

- не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

- никогда не садись в чужие машины;

- на все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай

от них туда, где есть люди;

- не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя

дома;

- в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи,

кусайся, вырывайся, убегай.

Опыт работы «Формирование у старших

дошкольников основ безопасности

жизнедеятельности с помощью

изобразительных средств»

Тема: «Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности с

помощью изобразительных средств».

Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию свой небольшой опыт

работы, посвященный актуальной теме. «Формирование у старших дошкольников основ

безопасности жизнедеятельности с помощью изобразительных средств». Основная цель

моей работы заключается в безопасности жизни ребенка и охраны его здоровья. При этом

важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями,

формировать представление о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки

безопасного поведения. Необходимо разъяснить и детям и родителям, что обеспечение

безопасности жизнедеятельности возможно через духовно-нравственное воспитание и

правильное поведение каждого из нас, взрослых.

В соответствии новыми государственными требованиями я разработала такую систему

работы с детьми по ОБЖ, почти на каждое непосредственно образовательную

деятельность к детям приходит сказочный герой -Чебурашка. Он предостерегает их в

различных местах. -«Да! Я частый гость группы «казачата». Вместе с детьми я узнал как

педагог знакомит детей с произведениями живописи. Все свои средства, она направляет,

чтобы увлечь ребенка, разбудить его душу. Вот например: рассматривая с детьми

репродукцию картины Ивана Айвазовского «Гроза»; воспитатель читала нам стихи,

загадывала загадки, беседовала по их содержанию- о признаках приближающейся грозы, о

правилах поведения во время непогоды (она объяснила нам, что необходимо остаться в

помещении и закрыть все окна и двери). На одном из НОД мы с ребятами узнали много

интересного во время знакомства с репродукцией картины художника Ивана Трофимовича

Хруцкого «Натюрморт с грибами», воспитатель рассказала нам, что что грибы бывают

съедобные и не съедобные, объяснила как нужно собирать (не использовать в пищу

незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус, а в

конце НОД мы вылепили замечательную выставку разных видов грибов из пластилина.

А на экскурсиях (к водоему) и на участках детского сада я с «казачатами» встречался с

различными насекомыми и с помощью иллюстраций художника и стихотворений К.

Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», все вместе мы узнали о правилах поведения

при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда, сохранять спокойствие и

не размахивать руками если вокруг головы вьется пчела) .

Так же я увидел, когда воспитатель знакомит детей с художественным творчеством, у

ребят расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и своих

сверстников. Я заметил, что во время рисования ребенок дает выход своим чувствам,

желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях (например «красивое и

доброе» ребенок рисует свое творчество теплыми, светлыми, яркими красками, а вот «не

красивое и злое»- для ребенка все не приятное, страшное, пугающее, оформляется обычно

темными и холодными красками.

А побывав на выставке «Дисциплина на улице- залог безопасности пешехода» и «Уголок

безопасности» для родителей. Я увидел как замечательно они были организованы, вместе

с дошкольниками, родителями и педагогами ДОУ.

С детьми подготовительной группы «казачата» совершили экскурсию на пожарную

станцию.

А еще меня приглашали на замечательное занятие-развлечение «Всем на свете людям

ясно, что шалить с огнем опасно». Ох и повеселились мы там с Огоньком и Искоркой.

А на занятии- развлечении по правилам дорожного движения «Наш друг-светофор» к нам

в гости приходил клоун «Клепа» и мы с ребятами объясняли ему, как правильно

переходить и на какой свет.

Посещая занятия мы с детьми усвоили такие правила:

-знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, полиции, пожарной

охраны, газовой службы;

-во время прогулки не уходить далеко от своего дома;

-не гулять до темноты;

-никогда не брать ничего у незнакомых людей, сразу же уходить в сторону;

-избегать безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков;

-не дразнить на улицах собак;

-не открывать незнакомым дверь, когда дома находишься один;

-никогда не садись чужие машины;

-не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте или у себя дома;

-в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяй силу, вырывайся, убегай.

Спасибо тебе, Чебурашка за помощь. Вот в таком виде я решила предоставить свой опыт

работы. Цели и задачи моих занятий, экскурсий, бесед, выставок заключаются в том,

чтобы учить детей распознавать такие ситуации, которые могут быть для них опасны, и

избегать их; учить правильно действовать в подобных ситуациях; учить сообщать о

подозрительных случаях взрослым, которым они доверяют. Подводя итоги своей пока еще

не большой работы, я пришла к выводу, что мы - педагоги, через изобразительную

деятельность можем внести существенный вклад в формирование безопасного поведения

детей старшего дошкольного возраста.

Необходимое условия на мой взгляд это мотивационная и методическая готовность

педагога к работе и тесное сотрудничество воспитателей и родителей.

Консультация для воспитателей

«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами

изобразительной деятельности»

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны

жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного

неумения грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Вот почему

возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности

жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.

Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи

дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а

готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать

представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки

безопасного поведения.

Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности

жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и

правильное поведение каждого из нас, взрослых.

Знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями

живописи.

Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети бегущие от

грозы», педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками

по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах

поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть

все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из

телеаппаратуры…)

Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого

«Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание

детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, и дать им

практические советы, как нужно собирать грибы (не использовать в пищу

незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их

на вкус).

Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с

различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В.

Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и

«Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира

насекомых и дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с

ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не

размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)

Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных

необходимо научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как

следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и

щенят; не обижать и не дразнить их…)

Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения,

гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в

себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе»

для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое,

злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной

деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает

выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в

различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми

пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое

изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает

напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом

реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.

Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить

ребенка:

- знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции,

пожарной охраны, газовой службы;

- во время прогулки не уходи далеко от своего дома;

- не гуляй до темноты;

- не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;

- никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;

- избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;

- не дразни на улице собак;

- не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;

- никогда не садись в чужие машины;

- на все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно

уходи или убегай от них туда, где есть люди;

- не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или

даже у себя дома;

- в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко

кричи, кусайся, вырывайся, убегай.



В раздел образования