Автор: Федосеева Любовь Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1 "Теремок"
Населённый пункт: город Алатырь Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами изобразительной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей ДОУ
«Знакомим дошкольников с основами
безопасности средствами
изобразительной деятельности»
Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности
человека. Нередко люди страдают из-за элементарного неумения грамотно вести себя в
чрезвычайных ситуациях. Вот почему возникла необходимость готовить детей к решению
проблем безопасности жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи дошкольного
воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с
возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях,
прививать ему навыки безопасного поведения.
Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности
жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и правильное
поведение каждого из нас, взрослых.
Знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями живописи.
Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети бегущие от грозы»,
педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками по их содержанию –
о признаках приближающейся грозы, правилах поведения во время непогоды (необходимо
остаться в помещении и закрыть все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель
из телеаппаратуры…)
Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого «Натюрморт с
грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание детей на то, что грибы
бывают съедобные и несъедобные, и дать им практические советы, как нужно собирать
грибы (не использовать в пищу незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем
более не пробовать их на вкус).
Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с различными
насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В. Конашевича к
стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и «Тараканище» сформировать
представления детей о разнообразии мира насекомых и дать необходимые знания о
правилах поведения при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда;
сохранять спокойствие и не размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)
Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных необходимо
научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как следует правильно
обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и щенят; не обижать и не дразнить
их…)
Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева,
помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизовать
отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей – то, что дает приятные
зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее,
оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Во время
рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения
в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими,
непонятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не
приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских
рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически
уже случившееся.
Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка:
- знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной
охраны, газовой службы;
- во время прогулки не уходи далеко от своего дома;
- не гуляй до темноты;
- не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;
- никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;
- избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;
- не дразни на улице собак;
- не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;
- никогда не садись в чужие машины;
- на все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай
от них туда, где есть люди;
- не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя
дома;
- в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи,
кусайся, вырывайся, убегай.
Опыт работы «Формирование у старших
дошкольников основ безопасности
жизнедеятельности с помощью
изобразительных средств»
Тема: «Формирование у старших дошкольников основ безопасности жизнедеятельности с
помощью изобразительных средств».
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию свой небольшой опыт
работы, посвященный актуальной теме. «Формирование у старших дошкольников основ
безопасности жизнедеятельности с помощью изобразительных средств». Основная цель
моей работы заключается в безопасности жизни ребенка и охраны его здоровья. При этом
важно не просто оберегать ребенка, а готовить его к встрече с возможными трудностями,
формировать представление о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки
безопасного поведения. Необходимо разъяснить и детям и родителям, что обеспечение
безопасности жизнедеятельности возможно через духовно-нравственное воспитание и
правильное поведение каждого из нас, взрослых.
В соответствии новыми государственными требованиями я разработала такую систему
работы с детьми по ОБЖ, почти на каждое непосредственно образовательную
деятельность к детям приходит сказочный герой -Чебурашка. Он предостерегает их в
различных местах. -«Да! Я частый гость группы «казачата». Вместе с детьми я узнал как
педагог знакомит детей с произведениями живописи. Все свои средства, она направляет,
чтобы увлечь ребенка, разбудить его душу. Вот например: рассматривая с детьми
репродукцию картины Ивана Айвазовского «Гроза»; воспитатель читала нам стихи,
загадывала загадки, беседовала по их содержанию- о признаках приближающейся грозы, о
правилах поведения во время непогоды (она объяснила нам, что необходимо остаться в
помещении и закрыть все окна и двери). На одном из НОД мы с ребятами узнали много
интересного во время знакомства с репродукцией картины художника Ивана Трофимовича
Хруцкого «Натюрморт с грибами», воспитатель рассказала нам, что что грибы бывают
съедобные и не съедобные, объяснила как нужно собирать (не использовать в пищу
незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их на вкус, а в
конце НОД мы вылепили замечательную выставку разных видов грибов из пластилина.
А на экскурсиях (к водоему) и на участках детского сада я с «казачатами» встречался с
различными насекомыми и с помощью иллюстраций художника и стихотворений К.
Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», все вместе мы узнали о правилах поведения
при встрече с ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда, сохранять спокойствие и
не размахивать руками если вокруг головы вьется пчела) .
Так же я увидел, когда воспитатель знакомит детей с художественным творчеством, у
ребят расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и своих
сверстников. Я заметил, что во время рисования ребенок дает выход своим чувствам,
желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях (например «красивое и
доброе» ребенок рисует свое творчество теплыми, светлыми, яркими красками, а вот «не
красивое и злое»- для ребенка все не приятное, страшное, пугающее, оформляется обычно
темными и холодными красками.
А побывав на выставке «Дисциплина на улице- залог безопасности пешехода» и «Уголок
безопасности» для родителей. Я увидел как замечательно они были организованы, вместе
с дошкольниками, родителями и педагогами ДОУ.
С детьми подготовительной группы «казачата» совершили экскурсию на пожарную
станцию.
А еще меня приглашали на замечательное занятие-развлечение «Всем на свете людям
ясно, что шалить с огнем опасно». Ох и повеселились мы там с Огоньком и Искоркой.
А на занятии- развлечении по правилам дорожного движения «Наш друг-светофор» к нам
в гости приходил клоун «Клепа» и мы с ребятами объясняли ему, как правильно
переходить и на какой свет.
Посещая занятия мы с детьми усвоили такие правила:
-знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, полиции, пожарной
охраны, газовой службы;
-во время прогулки не уходить далеко от своего дома;
-не гулять до темноты;
-никогда не брать ничего у незнакомых людей, сразу же уходить в сторону;
-избегать безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков;
-не дразнить на улицах собак;
-не открывать незнакомым дверь, когда дома находишься один;
-никогда не садись чужие машины;
-не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте или у себя дома;
-в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяй силу, вырывайся, убегай.
Спасибо тебе, Чебурашка за помощь. Вот в таком виде я решила предоставить свой опыт
работы. Цели и задачи моих занятий, экскурсий, бесед, выставок заключаются в том,
чтобы учить детей распознавать такие ситуации, которые могут быть для них опасны, и
избегать их; учить правильно действовать в подобных ситуациях; учить сообщать о
подозрительных случаях взрослым, которым они доверяют. Подводя итоги своей пока еще
не большой работы, я пришла к выводу, что мы - педагоги, через изобразительную
деятельность можем внести существенный вклад в формирование безопасного поведения
детей старшего дошкольного возраста.
Необходимое условия на мой взгляд это мотивационная и методическая готовность
педагога к работе и тесное сотрудничество воспитателей и родителей.
Консультация для воспитателей
«Знакомим дошкольников с основами безопасности средствами
изобразительной деятельности»
Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны
жизнедеятельности человека. Нередко люди страдают из-за элементарного
неумения грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях. Вот почему
возникла необходимость готовить детей к решению проблем безопасности
жизнедеятельности еще в стенах дошкольного учреждения.
Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – актуальные задачи
дошкольного воспитания. При этом важно не просто оберегать ребенка, а
готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать
представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки
безопасного поведения.
Необходимо разъяснять и детям и родителям, что обеспечение безопасности
жизнедеятельности возможно через духовно – нравственное воспитание и
правильное поведение каждого из нас, взрослых.
Знания по ОБЖ можно получить при ознакомлении с произведениями
живописи.
Рассматривая с детьми репродукции картин К. Маковского «Дети бегущие от
грозы», педагог читает стихи, загадывает загадки, беседует с воспитанниками
по их содержанию – о признаках приближающейся грозы, правилах
поведения во время непогоды (необходимо остаться в помещении и закрыть
все окна и двери; выдернуть наружный антенный кабель из
телеаппаратуры…)
Во время знакомства с репродукциями картин художников И. Хруцкого
«Натюрморт с грибами» и Е. Зуева «Дары лесов» следует обратить внимание
детей на то, что грибы бывают съедобные и несъедобные, и дать им
практические советы, как нужно собирать грибы (не использовать в пищу
незнакомые грибы, не брать в рот сырых грибов и тем более не пробовать их
на вкус).
Поскольку в лесу и на участке детского сада малыши встречаются с
различными насекомыми, следует с помощью иллюстраций художника В.
Конашевича к стихотворениям К. Чуковского «Муха – Цокотуха» и
«Тараканище» сформировать представления детей о разнообразии мира
насекомых и дать необходимые знания о правилах поведения при встрече с
ними (ни в коем случае не трогать осиные гнезда; сохранять спокойствие и не
размахивать руками, если вокруг головы вьется пчела…)
Во время рассматривания иллюстраций Е. Чарушина к рассказам о животных
необходимо научить детей понимать состояние и поведение зверей, знать, как
следует правильно обращаться с ними (не брать на руки бездомных кошек и
щенят; не обижать и не дразнить их…)
Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения,
гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в
себе, гармонизовать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе»
для детей – то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое,
злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной
деятельности обычно темными красками. Во время рисования ребенок дает
выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в
различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми
пугающими, непонятными, травмирующими образами. Графическое
изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает
напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом
реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся.
Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить
ребенка:
- знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции,
пожарной охраны, газовой службы;
- во время прогулки не уходи далеко от своего дома;
- не гуляй до темноты;
- не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;
- никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;
- избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;
- не дразни на улице собак;
- не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;
- никогда не садись в чужие машины;
- на все предложения незнакомцев громко отвечай: «Нет!» и немедленно
уходи или убегай от них туда, где есть люди;
- не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или
даже у себя дома;
- в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко
кричи, кусайся, вырывайся, убегай.