Автор: Цветкова Галина Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Пионерский
Населённый пункт: ХМАО-Югры
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Система работы с высокомотивированными детьми на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование
Работа с мотивированными детьми на уроках истории и обществознания
(слайд 1)
Работа
по
организации
учебной
деятельности,
ориентированной
на
развитие
мотивированных обучающихся, сложная и кропотливая, но очень важная и нужная.
Главное выявить и поддержать мотивированных школьников.
(слайд 2)
Поэтому целью моей работы в этом направлении считаю создание эффективной
системы
деятельности
по
их
выявлению,
поддержке
и
развитию
учебных,
познавательных и творческих способностей.
(слайд 3)
Для
успешной
работы
я
придерживаюсь
определённой
системы
состоящей
из
нескольких этапов:
(слайд 4)
первым этап
: выявление и развитие мотивации обучающихся в рамках урочной
и внеурочной деятельности.
Основным методом на данном этапе является
метод
наблюдения. Здесь так же важно развитие творчества обучающихся.
Поэтому, начиная работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к
своим
предметам
–
истории
и
обществознанию.
Поделюсь
наиболее
интересными
приемами работы:
(слайд 5-6)
1.«Удивляй». Привожу факты, относящиеся к новой теме, интригующие ребят.
Пример: на уроке истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» обучающимся
предлагается статистические данные выходящие за рамки обязательного учебного
материала, но способного привлечь внимание детей.
(слайд 7-9)
2. Игры (деловые, интеллектуальные, ролевые)
Пример: решение и составление кроссвордов, ребусов, исторических загадок. «В какой
город Иван Грозный хотел перенести столицу, а Петр Первый начал строительство флота»
(Вологда) Такие загадки заставляют ребенка пользоваться дополнительной литературой,
интернет-ресурсами, анализировать и сопоставлять различные исторические эпохи
события и карты.
(слайд 10-11)
3. Приём
«Переводчик».
Трудностью в
усвоении
различных
определений
является сложность научного языка.
В данной игре ребятам предлагается
высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с
«научного» языка на «доступный».
Например: «Разночинцы- межсословная категория населения, в основном занимавшаяся
умственным трудом» = «люди разного чина и звания, получившие высшее образование»
= «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».
(слайд 12)
4. Привлечение желающих обучающихся к участию в олимпиадах разного уровня,
конкурсах и мероприятиях в рамках предметной декады.
В
рамках
поддержки
мотивированных
детей
я
стараюсь,
чтобы
мои
ученики
участвовали в олимпиадах разного уровня.
Особое значение уделяю участию таких детей в предметных олимпиадах. По моему
мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса
ребенка
к
предмету,
выявления
особых
способностей
к
изучению
определенной
предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я
определила следующие задачи:
•
стимулирование интереса детей к истории, обществознанию и праву;
•
создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями
олимпиадного уровня;
•
расширение
информационного
пространства
в
области
предметов
обществоведческого цикла.
(слайд 13)
Н а втором этапе
мотивированные
обучающиеся
получают
возможность
в
самореализации
своих
творческих
и
интеллектуальных
способностей.
Для
этого
использую
индивидуальный
подход
в
работе
на
уроках
и
во
внеурочное
время.
Применяю
технологии:
проблемно-развивающего
обучения,
технология
развития
критического мышления, интерактивного обучения.
На
уроках
истории,
обществознания,
права
и
экономики
процесс
идёт
через
различные формы работы с применением полученных знаний для выполнения заданий
повышенной сложности:
работа
с
катро-схемами,
иллюстративным
и
видео
материалом,
диаграммами,
графиками,
аналитическая деятельность в работе с источниками по их оценке, выявлению их
роли, значения в истории государства и общества,
решение проблемных вопросов, написание эссе;
исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях;
при
помощи
информационных
технологий
обучающиеся
создают
проекты
на
заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую
информацию, обрабатывают, представляют и защищают;
при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют
опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.
(слайд 14-15)
1.
Прием
«Особое задание».
Проявляющие особый интерес к предмету ученики получают право на выполнение особо
сложного задания. Прием предназначен для погружения в историческую среду с выявлением
характерных
черт
и
особенностей
изучаемой
эпохи.
Дает
возможность
развития
воображения, формирует позицию к историческому событию, участником которого он
становится.
Пример:
• Представьте,
что
вы
находитесь
в
России
на
рубеже XVII-XVIII
веков.
Вы
гвардеец Смоленского полка. Опишите свой жизненный путь, учитывая события,
которые выпали на ваш военный путь. При описании пользуйтесь вопросами:
• На ваше время пришлось царствование трех / четырех правителей (кто они?)
• Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске.
Какие у вас взаимоотношения со стрельцами?
• Полк понес большие потери под Нарвой, но вы выжили. Как полк вел себя во
время сражения?
• За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700—1740 гг.
носили красные чулки – если вы знаете почему, напишите.
ИЛИ
• Представьте себя строителем Древнеегипетских пирамид. В какое время вы
живете?
• К какой категории граждан вы относитесь? Как вы получили этот статус?
• Опишите свой труд при строительстве пирамид.
• О чем вы мечтаете?
(слайд 16)
2.
Приём «Творческая мастерская»
Здесь обучающиеся могут поучаствовать в создании наглядного материала для урока по
теме.
Например статуэтка египетского бога (АНУБИС)
Написание берестяной грамоты
Составление геральдических символов
Нарисовать картину с учетом особенностей искусства данной исторической эпохи или
страны.
Работа
с
мотивированными
детьми
складывается
на
основе
«внутренней»
дифференциации,
внедрения
развивающих
и
личностно-ориентированных
методов
обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:
(слайд 17)
Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными
сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;
Урок-практикум
(работа
с
документами,
фотоархивами,
плакатами,
газетными статьями, Конституцией РФ);
(слайд 18)
Как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности осуществляется исследовательская
и проектная деятельность.
Научно-исследовательская работа обучающихся ведет к активному познанию мира и
овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у
ребят
является
первым
шагом
в
овладении
ими
методологии
научного
познания.
Ученики,
которые
занимаются
исследованиями,
или
разрабатывают
свои
методы
исследования,
сопоставляют
данные
первоисточников,
творчески
анализируют
свои
исследования и делают выводы, развиваются куда быстрее своих сверстников.
(слайд 19-22)
Участие в конкурсах различного уровня. (конкурсы эссе, видеороликов, исторические
квесты, интеллектуальные викторины)
(слайд 23)
Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими
являются
методы
творческого
характера
—
проблемные,
поисковые,
эвристические,
исследовательские,
проектные
—
в
сочетании
с
методами
самостоятельной,
индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми
являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а
также развития его познавательных способностей и личностных качеств.