Напоминание

Система работы с высокомотивированными детьми на уроках истории и обществознания


Автор: Цветкова Галина Сергеевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ п. Пионерский
Населённый пункт: ХМАО-Югры
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Система работы с высокомотивированными детьми на уроках истории и обществознания
Раздел: среднее образование





Назад




Работа с мотивированными детьми на уроках истории и обществознания

(слайд 1)

Работа

по

организации

учебной

деятельности,

ориентированной

на

развитие

мотивированных обучающихся, сложная и кропотливая, но очень важная и нужная.

Главное выявить и поддержать мотивированных школьников.

(слайд 2)

Поэтому целью моей работы в этом направлении считаю создание эффективной

системы

деятельности

по

их

выявлению,

поддержке

и

развитию

учебных,

познавательных и творческих способностей.

(слайд 3)

Для

успешной

работы

я

придерживаюсь

определённой

системы

состоящей

из

нескольких этапов:

(слайд 4)

первым этап

: выявление и развитие мотивации обучающихся в рамках урочной

и внеурочной деятельности.

Основным методом на данном этапе является

метод

наблюдения. Здесь так же важно развитие творчества обучающихся.

Поэтому, начиная работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к

своим

предметам

истории

и

обществознанию.

Поделюсь

наиболее

интересными

приемами работы:

(слайд 5-6)

1.«Удивляй». Привожу факты, относящиеся к новой теме, интригующие ребят.

Пример: на уроке истории в 5 классе по теме «Искусство Древнего Египта» обучающимся

предлагается статистические данные выходящие за рамки обязательного учебного

материала, но способного привлечь внимание детей.

(слайд 7-9)

2. Игры (деловые, интеллектуальные, ролевые)

Пример: решение и составление кроссвордов, ребусов, исторических загадок. «В какой

город Иван Грозный хотел перенести столицу, а Петр Первый начал строительство флота»

(Вологда) Такие загадки заставляют ребенка пользоваться дополнительной литературой,

интернет-ресурсами, анализировать и сопоставлять различные исторические эпохи

события и карты.

(слайд 10-11)

3. Приём

«Переводчик».

Трудностью в

усвоении

различных

определений

является сложность научного языка.

В данной игре ребятам предлагается

высказать какую-либо историческую фразу другими словами, перевести с

«научного» языка на «доступный».

Например: «Разночинцы- межсословная категория населения, в основном занимавшаяся

умственным трудом» = «люди разного чина и звания, получившие высшее образование»

= «выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».

(слайд 12)

4. Привлечение желающих обучающихся к участию в олимпиадах разного уровня,

конкурсах и мероприятиях в рамках предметной декады.

В

рамках

поддержки

мотивированных

детей

я

стараюсь,

чтобы

мои

ученики

участвовали в олимпиадах разного уровня.

Особое значение уделяю участию таких детей в предметных олимпиадах. По моему

мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса

ребенка

к

предмету,

выявления

особых

способностей

к

изучению

определенной

предметной области. Выстраивая собственную систему подготовки к олимпиадам, я

определила следующие задачи:

стимулирование интереса детей к истории, обществознанию и праву;

создание условий для формирования умений и навыков работы с заданиями

олимпиадного уровня;

расширение

информационного

пространства

в

области

предметов

обществоведческого цикла.

(слайд 13)

Н а втором этапе

мотивированные

обучающиеся

получают

возможность

в

самореализации

своих

творческих

и

интеллектуальных

способностей.

Для

этого

использую

индивидуальный

подход

в

работе

на

уроках

и

во

внеурочное

время.

Применяю

технологии:

проблемно-развивающего

обучения,

технология

развития

критического мышления, интерактивного обучения.

На

уроках

истории,

обществознания,

права

и

экономики

процесс

идёт

через

различные формы работы с применением полученных знаний для выполнения заданий

повышенной сложности:

работа

с

катро-схемами,

иллюстративным

и

видео

материалом,

диаграммами,

графиками,

аналитическая деятельность в работе с источниками по их оценке, выявлению их

роли, значения в истории государства и общества,

решение проблемных вопросов, написание эссе;

исследования своей родословной, участия предков в исторических событиях;

при

помощи

информационных

технологий

обучающиеся

создают

проекты

на

заданные темы, для чего самостоятельно ищут, анализируют и отбирают необходимую

информацию, обрабатывают, представляют и защищают;

при работе в группах выступают в роли консультантов и экспертов, выполняют

опережающие задания по подготовке дополнительной информации к уроку.

(слайд 14-15)

1.

Прием

«Особое задание».

Проявляющие особый интерес к предмету ученики получают право на выполнение особо

сложного задания. Прием предназначен для погружения в историческую среду с выявлением

характерных

черт

и

особенностей

изучаемой

эпохи.

Дает

возможность

развития

воображения, формирует позицию к историческому событию, участником которого он

становится.

Пример:

Представьте,

что

вы

находитесь

в

России

на

рубеже XVII-XVIII

веков.

Вы

гвардеец Смоленского полка. Опишите свой жизненный путь, учитывая события,

которые выпали на ваш военный путь. При описании пользуйтесь вопросами:

На ваше время пришлось царствование трех / четырех правителей (кто они?)

Вы участвовали в «потешных» битвах Петра, состоя в его «потешном» войске.

Какие у вас взаимоотношения со стрельцами?

Полк понес большие потери под Нарвой, но вы выжили. Как полк вел себя во

время сражения?

За мужество, проявленное в этой битве, все солдаты полка в 1700—1740 гг.

носили красные чулки – если вы знаете почему, напишите.

ИЛИ

Представьте себя строителем Древнеегипетских пирамид. В какое время вы

живете?

К какой категории граждан вы относитесь? Как вы получили этот статус?

Опишите свой труд при строительстве пирамид.

О чем вы мечтаете?

(слайд 16)

2.

Приём «Творческая мастерская»

Здесь обучающиеся могут поучаствовать в создании наглядного материала для урока по

теме.

Например статуэтка египетского бога (АНУБИС)

Написание берестяной грамоты

Составление геральдических символов

Нарисовать картину с учетом особенностей искусства данной исторической эпохи или

страны.

Работа

с

мотивированными

детьми

складывается

на

основе

«внутренней»

дифференциации,

внедрения

развивающих

и

личностно-ориентированных

методов

обучения, нетрадиционных форм работы на уроке:

(слайд 17)

Уроки-семинары. На них ребята учатся выступать с самостоятельными

сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения;

Урок-практикум

(работа

с

документами,

фотоархивами,

плакатами,

газетными статьями, Конституцией РФ);

(слайд 18)

Как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности осуществляется исследовательская

и проектная деятельность.

Научно-исследовательская работа обучающихся ведет к активному познанию мира и

овладению профессиональными навыками. Развитие исследовательского компонента у

ребят

является

первым

шагом

в

овладении

ими

методологии

научного

познания.

Ученики,

которые

занимаются

исследованиями,

или

разрабатывают

свои

методы

исследования,

сопоставляют

данные

первоисточников,

творчески

анализируют

свои

исследования и делают выводы, развиваются куда быстрее своих сверстников.

(слайд 19-22)

Участие в конкурсах различного уровня. (конкурсы эссе, видеороликов, исторические

квесты, интеллектуальные викторины)

(слайд 23)

Таким образом, в обучении интеллектуально одаренных обучающихся ведущими

являются

методы

творческого

характера

проблемные,

поисковые,

эвристические,

исследовательские,

проектные

в

сочетании

с

методами

самостоятельной,

индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы с одарёнными детьми

являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а

также развития его познавательных способностей и личностных качеств.



В раздел образования