Автор: Коломникова Татьяна Леонидовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ № 102
Населённый пункт: г.Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: Проект в старшем дошкольном возрасте по патриотическому воспитанию
Тема: "Согреем памятью сердца..."
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 102
«Детский сад присмотра и оздоровления».
Проект
Патриотическое воспитание детей 6-7 лет на основе проектно-
исследовательской деятельности.
Выполнил (а):
воспитатель
Коломникова
Татьяна Леонидовна
Кемерово 2019г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Содержание нравственно-патриотического воспитания
дошкольников……………………………………………………………………….4
Глава
2.
Планирование
нравственно-патриотического
воспитания
до-
ш к о л ь н и к о в
в
о б р а з о в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
ДОО…………………………………………………………………………………7
Г л а в а
3 .
Т в о р ч е с к и й
п р о е к т
« С о г р е е м
п а м я т ь ю
сердца...»…………………………………………………………………….…….10
3.1. Методический паспорт проекта……………………………………………12
3.2. Результат проекта: создание мини-музея «Согреем памятью сердца...»..14
Заключение………………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………….21
Приложение…………………………………………………………………….…22
ВВЕДЕНИЕ
2
«Только
тот,
кто
любит,
ценит
и
уважает
накопленное
и
сохраненное
предшествующим
поколением,
может
любить
Родину,
узнать
ее,
стать
подлинным патриотом». С. Михалков
Доступны
ли
малышам
4-7
лет
чувства
патриотизма?
Исходя
из
многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный
ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к
родному
городу,
родной
природе,
к
своей
Родине.
А
это
и
есть
начало
патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целена-
правленного воспитания.
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип
личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе,
независимые,
с
яркой
индивидуальностью.
В
то
же
время
в
обществе
наблюдается явный «дефицит нравственности» как у отдельных личностей, так
и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений
духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и
значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа. В последние годы
наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры,
от общественно-исторического опыта. Решение проблемы воспитания в детях и
подростках
патриотизма
требует
новой
идеологии
образовательной
и
воспитательной
деятельности.
Существенные
изменения,
происшедшие
за
последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили
переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в
общественной
жизни.
Идея
воспитания
патриотизма
и
гражданственности
становится государственной.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования предъявляет требования к объединению обучения и воспитания в
целостный
образовательный
процесс
на
основе
духовно-нравственных
и
социокультурных
ценностей
]
и
предполагает
формирование
первичных
представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях
нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
1.
СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
3
Чрезвычайно важным в аспекте исследуемой проблемы является мнение о
том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В
этот
период
происходит
формирование
духовно-нравственной
основы
личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в
обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный
отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-
психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им
впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а
иногда и на всю жизнь. Это необходимо использовать и в воспитании патрио-
тизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция
формирования дошкольника как гражданина, патриота России в современных
условиях еще не создана.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое
воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку
старшего
дошкольного
возраста определяется
нами
как его
потребность
участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей
живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие,
чувство
собственного
достоинства; осознание
себя
частью
окружающего
мира. В период дошкольного возраста дети способны уже руководствоваться
высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства. От того,
как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит
все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства,
черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей
страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в
народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного
края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.[6, с.44]
Патриотическое
воспитание
детей
является
одной
из
основных
задач
дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.
Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать
богатства своей страны. Поэтому задачами педагогов являются:
•
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, селу;
•
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
•
воспитание уважения к труду;
•
развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
4
•
формирование элементарных знаний о правах человека;
•
расширение представлений о родном городе (селе);
•
знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
•
развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей
страны;
•
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх,
труде,
быту.
Патриотическое
воспитание
ребенка
-
сложный
педагогический процесс, и в основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство
Родины
начинается
у
ребенка
с
отношения
к
семье,
к
самым
близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке, братьям и сестрам. Это
корни, связывающие его с родным домом
и ближайшим окружением. Чувство
Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще
не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они
играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа
есть свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные
нравственные
ценности
-учат
ценить
добро,
дружбу,
взаимопомощь,
трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют
любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности
детей в духе патриотизма. .[12, с.10]
Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого
и
детей
в
совместной
деятельности
и
общении,
которое
направлено
на
раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств
личности, приобщение его к истокам национальной культуры, природе родного
края,
воспитание
эмоционально-действенного
отношения,
чувства
сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель
патриотического
воспитания
детей
дошкольного
возраста
-
формирование
у
них
потребности
совершать
добрые
дела
и
поступки,
воспитание чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств,
как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи нравственно-патриотического воспитания:
5
-
формирование
духовно-нравственного
отношения
и
ч у вства
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, своему городу, селу;
-
формирование
духовно-нравственного
отношения
и
ч увства
сопричастности к культурному наследию своего народа;
-
формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края
и чувства сопричастности к ней;
-
воспитание любви и уважения к истории своей семьи, истории Родины. .
[14, с.40]
Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного
возраста:
-
приобщение
детей
к
культурному
наследию,
народным
праздникам,
традициям,
народному
декоративно-прикладному
искусству,
устному
народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;
-
знакомство
с
семьей:
историей
семьи,
названиями
членов
семьи,
родственников,
с
понятиями
«предки»,
«родословная»,
«семейные
традиции»;
с
детским
садом:
его
ребятами,
взрослыми,
играми,
игрушками, традициями; со своим городом (селом): его историей, гербом,
традициями,
выдающимися
горожанами
(селянами)
прошлого
и
настоящего, с достопримечательностями;
-
проведение
целевых
наблюдений
за
состоянием
объектов
природы
в
разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в
природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);
-
организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в
которой
они
проявляют
сочувствие,
заботу
о
человеке,
растениях,
животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым
жизненным
условиям),
помощь
взрослым
(ежедневно
и
по
мере
необходимости). .[9, с.21]
6
Глава
2.
ПЛАНИРОВАНИЕ
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОО.
Планирование
воспитательно-образовательной
работы
осуществляется
по
следующим доминирующим целям:
1)
охрана и укрепление здоровья ребенка;
2)
формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному
наследию, природе родного края;
3) развитие любознательности;
4) формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь
окружающим;
5) развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;
6) формирование коммуникативных способностей,
Планирование образовательной деятельности соответствует следующим
требованиям:
1) разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с
другом;
2)
в
занятия
включены
разнообразные
формы
организации
детей
с
преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;
3)
основное
содержание
образовательной
деятельности
–
воспитание
патриотизма
-
пронизывает
все
виды
непосредственно
образовательной
деятельности, в том числе прямо не относящиеся к данному направлению
(формирование
элемент арных
математиче ских
п р е д с т а в л е н и й ,
конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем
человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты
характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
необходимо воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду,
родной улице, городу, чувство гордости за достижения своей страны, любовь и
7
уважение
к
ее
армии,
гордость
за
мужество
воинов;
развивать
интерес
к
доступным пониманию ребенка явлениям общественной жизни. .[1, с.16]
Любовь
ребенка
к
Отчизне
характеризуется
яркой
эмоциональной
окрашенностью.
«Красота
родного
края,
открывающаяся
благодаря
сказке,
фантазии,
творчеству,
-
это
источник
любви
к
Родине.
Понимание
и
чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и
имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя
точно
отражают
специфику
и
суть
работы
педагогов
по
патриотическому
воспитанию детей.
Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и
участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность
родителей, близких. Патриотическое воспитание - понятие емкое. С умения
видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное вни-
мание
воспитателей
и
родителей
должно
быть
направлено
на
содержание
детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, взрослые могут
влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения,
отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него
начальное чувство Родины - правильное отношение к обществу, людям, труду,
своим обязанностям.
Каждый
вид
деятельности
создает
благоприятные
возможности
для
осуществления определенных задач воспитания: на занятиях целесообразно
решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре развивать
навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности - уважение к людям
труда,
трудолюбие
и
бережливость,
организованность
и
чувство
ответ-
ственности и долга. Фундамент будущего человека закладывается в раннем
детстве.
Для
дошкольного
периода
характерны
наибольшая
обучаемость
и
податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-
то
все,
что
усвоено
в
этот
период
-
знания,
навыки,
привычки,
способы
поведения,
складывающиеся
черты
характера,
-
оказываются
особенно
прочными
и
являются
в
полном
смысле
слова
фундаментом
дальнейшего
развития личности.
Необходимо
учитывать,
что
на
каждой
возрастной
ступени
ребенок
приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в
дошкольном
возрасте
интенсивно
развиваются
целостное
восприятие
окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение,
непосредственное
эмоциональное
отношение
к
окружающим
людям,
сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода
8
качества
не
будут
сформированы
надлежащим
образом,
то
восполнить
возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и
невозможным.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые
чувства
патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю,
уважение
традиций.
Полученные
на
тематических
утренниках
и
других
досуговых
мероприятиях
знания
позволят
подвести
ребенка
к
пониманию
неповторимости культуры своего народа. .[3, с.35]
9
Глава 3. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СОГРЕЕМ ПАМЯТЬЮ СЕРДЦА...»
Аннотация к творческому проекту
Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что
формирование патриотических чувств дошкольников происходит в процессе их
совместной со взрослыми деятельности, которая предоставляет им возможность
получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно-
патриотического
воспитания
является
метод
проектов.
Основываясь
на
личностно ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего
дошкольного возраста, этот метод развивает у детей познавательный интерес к
различным
областям
знаний,
формирует
навыки
сотрудничества,
открывает
большие
возможности
в
организации
совместной
поисковой
деятельности
дошкольников, педагогов, родителей.
В
детских
садах
на
протяжении
ряда
лет
реализуются
задачи
патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в
ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в других видах
детской
деятельности
(чтение
художественной
литературы,
просмотр
видеоматериалов,
встречи
с
интересными
людьми,
экскурсии
в
городской
выставочный зал, библиотеку, краеведческий музей, дидактические и сюжетно-
ролевые игры, викторины и др.). Используются при этом различные формы,
методы и приемы.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает
воспитатель, который становится для детей не только источником информации,
консультантом и экспертом, но и партнером, помощником в саморазвитии.
Как подходить к выбору тематики будущих проектов? Главное их условие -
интерес детей, который и обеспечивает мотивацию к успешному обучению, а
также
отбор
соответствующего
материала,
позволяющий
сформировать
у
дошкольников представление об историческом наследии родного края.
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном
обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа, но в то
же время Великая Отечественная война для наших детей - далекая история.
Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что пере-
жили
наши
дедушки
и
бабушки,
связь
времен,
семейная
нить
прервется.
Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили:
они тоже имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным
10
событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще
не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано:
«Забыл прошлое - потерял будущее».
Обратив внимание на то, что старшие дошкольники страдают дефицитом
знаний об освобождении родного города от немецко-фашистских захватчиков,
об участии старших членов семьи в Великой Отечественной войне, воспитатели
нашего детского сада разработали проект «Согреем памятью сердца...».
Педагоги познакомили детей с историей Великой Отечественной войны
через рассказы очевидцев и литературные произведения о подвигах русских
солдат.
Очень
увлекательно
прошла
экскурсия
в
краеведческий
музей,
работники
которого
также
рассказали
о
подвигах
земляков.
Неизгладимое
впечатление оказало на воспитанников посещение памятников и мемориал и
возложение цветов героям, погибшим в Великой Отечественной войне.
После каждой экскурсии дети передавали свои впечатления, в рисунках. Все
работы
были
представлены
на
тематической
выставке,
посвященной
Дню
освобождения города от немецко-фашистских захватчиков.
У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей
Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к выполнению третьего
этапа программы - опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших
родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов
семьи к освобождению России от врага.
В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в
кругу
семьи.
Побеседовав
с
родителями,
бабушками
и
дедушками,
дети
приносили фотографии своих близких, принимавших участие в освобождении
нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они
узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со
слов детей.
Результатом
проекта
стало
создание
мини-музея
«Согреем
памятью
сердца...». Педагоги
стремились
к
тому,
чтобы
дети
как
можно
больше
вовлеклись в процесс его создания, и занимали скорее позицию советчика, а не
руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то,
что они делали, и испытывали от этого гордость и удовольствие. В процессе
создания
мини-музея
ребята
не
только
использовали
полученные
знания
о
войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами,
клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми
11
ценности
своего
труда
и
осознание
ими
значимости
памяти
о
Великой
Отечественной войне.
3.1. Методический паспорт проекта.
Цель
проекта: формирование у дошкольников патриотических чувств на
основе ознакомления их с ближайшей средой и боевыми традициями земляков.
Задачи:
-
пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего
края;
-
познакомить с памятниками и улицами, названными в честь героев войны;
-
вызвать эмоционально-ценностное отношение к героическому прошлому
края, чувство гордости за героев-земляков.
Для
реализации
поставленной
цели
в
ДОО
были
определены
более
конкретные задачи:
1)
пробудить у детей интерес к истории родного города;
2)
раскрыть значение города Кемерово и его горожан в противостоянии во
время Великой Отечественной войны;
3)
формировать
действенное
отношение
к
ближайшему
окружению,
историческим и памятным местам, стремление к их сохранению;
4)
развивать у детей умение отражать свои впечатления в разнообразной
деятельности
(моделирование,
коллекционирование,
изобразительная
деятельность и т. д.);
5)
вовлекать
родителей
в
познавательный
диалог
с
детьми
посредством
разработки
детско-родительских
проектов
и
совместного
поиска
информации;
6)
привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического
материала по теме Великой Отечественной войны.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: старшая и подготовительная к
школе группы (6-й и 7-й годы жизни).
Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель,
родители.
12
Срок реализации: проект «Согреем памятью сердца...» был осуществлен в
период с сентября по февраль; работа в данном направлении продолжается по
настоящее время.
Тип проекта:
по характеру: творческий;
по месту проведения : внутри ДОО;
по количеству участников: коллективный.
Форма
реализации: непосредственно
образовательная
деятельность,
экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная
деятельность, работа с родителями.
Целевые ориентиры:
•
освоение детьми доступных знаний об истории Отечества;
•
приобретение
детьми
дошкольного
возраста
навыков
социального
общения со взрослыми;
•
проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание
им посильной помощи;
•
создание мини-музеев «Согреем памятью сердца...» в подготовительной и
старшей группах.
3.2. Результат проекта: создание мини-музея «Согреем памятью сердца...»
В
нравственно-патриотическом
воспитании
огромное
значение
имеет
пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из
жизни старших членов семьи (прадедушек и прабабушек - участников Великой
Отечественной
войны),
на
примере
их
фронтовых
и
трудовых
подвигов
необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной»,
«любовь к Отечеству». Мы считаем, что основным условием нравственно-
патриотического
воспитания
дошкольников
является
установление
тесной
взаимосвязи со старшим поколением.
Прикосновение к истокам русского народного творчества также вызывает у
детей сильные эмоции, заставляет их сопереживать, внимательно относиться к
13
памяти прошлого, к своим историческим корням. Для решения этой задачи и
создается мини-музей, в который педагоги детского сада периодически при-
глашают людей пожилого возраста, так как именно они являются носителями
русской народной культуры, носителями истории. В частности в детский сад
ежегодно приглашаются ветераны Великой Отечественной войны.
Основные задачи таких встреч:
1. Прививать
детям
чувство
гордости
за
свою
великую
Родину,
свой
героический и непобедимый народ.
2. Развивать у дошкольников патриотизм и стремление быть достойными
гражданами своей страны.
3. Развивать умение сопереживать, сострадать и сочувствовать.
4. Сохранить память о подвигах великих героев войны для потомков.
Целью этих встреч является передача духовного богатства от старшего
поколения
к
младшему
в
ходе
организации
и
проведения
совместных
мероприятий с ветеранами Великой Отечественной войны. После этих встреч
дети должны понять, что одним из проявлений любви к Родине и преданности
ей является готовность встать на ее защиту, чему немало примеров в исто рии
нашей страны. Надо обязательно рассказать об этом дошкольникам.
Как проходят эти встречи? К ним необходимо готовиться заранее. Важно
расспросить родителей и детей об их родных, узнать, воевал ли кто, служил ли
в армии. Дети заранее разучивают стихи и песни патриотического содержания,
участвуют в музыкальных тематических занятиях. На занятиях по констру-
ированию
и
ручному
труду
изготавливаются
подарки
для
ветеранов.
На
занятиях по изобразительной деятельности дети могут создавать рисунки и
изготавливать
аппликационные
поздравительные
открытки
для
гостей.
Необходимо
посетить
с
детьми
Музей
боевой
славы
соседней
школы
или
городской
Музей
истории
и
реликвий
Великой
Отечественной
войны,
где
познакомить
детей
с
оружием,
фотографиями
военных
лет,
грамотами,
медалями,
дать
возможность
экскурсоводам
рассказать
о
Великой
Отечественной войне.
При проведении этих мероприятий педагог ДОО должен активнее вовлекать
родителей
в
совместную
деятельность
по
патриотическому
воспитанию
их
детей - к участию в тематических занятиях, экскурсиях, к созданию макетов,
альбомов.
14
Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы
патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень
важно,
чтобы
в
каждом
дошкольном
учреждении
обобщался
и
систематизировался
педагогический
опыт,
посвященный
этой
стороне
нравственного
воспитания.
Существенную
помощь
в
организации
системы
патриотического воспитания может оказать действующая на базе детского сада
Музейная
комната
патриотического
воспитания
дошкольников.
Материалы
экспозиции
музейной
комнаты,
систематизированные
и
представленные
в
доступной для детей форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться
с героической историей своего народа, своего Отечества. Музейная комната -
это
обучающая
и
развивающая
среда,
которая
дает
самый
существенный
результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании
будущего гражданина.
Деятельность музейной комнаты предусматривает:
-
работу с детьми-дошкольниками;
-
работу с родителями (консультации, экскурсии, беседы);
-
работу с ветеранами;
- сотрудничество со школой.
Экскурсии
наряду
с
воспитателем
может
проводить
кто-то
из
старших
дошкольников,
которым
доставляет
большое
удовольствие
самостоятельно
проводить экскурсии для своих сверстников.
Героико-патриотическая
тема
была
и
остается
всегда
актуальной
в
воспитании
подрастающего
поколения.
Все,
что
связано
с
современной
армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.
Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины -
эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают
в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.
В мини-музее проводятся экскурсии по различным разделам экспозиции,
таким как:
-
«Из истории родного города (села)»;
-
«Жизнь современного города (села)»;
-
репортажи о ветеранах труда;
15
-«Наш город (село) в далеком прошлом»: историческая справка (документы,
воспоминания старожилов, экспонаты быта жителей и пр.);
-«История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы
об открытии детского сада; воспоминания первых его сотрудников;
-«Нам
этот
мир
завещано
беречь»:
материалы
встреч
с
ветеранами;
методические разработки праздников.
Проводятся
также
экскурсии
к
историческим
памятникам
населенного
пункта.
Изучая историческое прошлое своего края, дошкольники начинают раньше
приобщаться
к
такому
школьному
предмету,
как
история,
которая
как
поэтический и образный рассказ входит в их жизнь.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи
с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Организуя
праздники
героико-патриотической
тематики,
одновременно
можно и учить, и воспитывать наших детей. Во время
таких игровых ситуаций
они по-настоящему играют в военных, поют военные песни.
Дети участвуют в акции «Дети - воинам-защитникам Родины», отправляют
свои рисунки и поздравительные открытки взрослым ребятам, находящимся на
действительной службе в Вооруженных силах России.
Проведение
патриотических
праздников
в
ДОУ
-
это
хорошая,
добрая
традиция.
По
итогам
проведения
таких
мероприятий
оформляются
фотоматериалы, чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления
детей,
помочь
им
еще
раз
ощутить
положительные
эмоции
и
чувство
сопричастности к памятным событиям страны.
В ДОУ необходимо проводить и занятия особого вида, главной задачей
которых также является воспитание у детей патриотических начал. Воспитатели
могут
воздействовать
непосредственно
на
эмоциональную
сферу
ребенка.
Например, рассматривая картины на тему войны («Оборона Севастополя» А.
Дейнеки, «Отдых после боя» Ю. Непринцева и др.), надо говорить о том, как
холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах, как хотелось домой, но у
них был долг - защищать Родину, матерей, детей, и они не могли поступить
иначе.
Или, читая отрывок из поэмы А. Твардовского:
16
...Знаешь сам, Василий Теркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идет, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле...
интонационно подчеркнуть и объяснить значение слов «нет дороги», «нету
права»
и
«смертный
бой
не
ради
славы,
ради
жизни
на
земле».
Следует
рассказать и о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах,
оставшихся на полях сражений, о могиле Неизвестного солдата у Кремлевской
стены, куда приходят поклониться миллионы людей.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма - забота воспитателя о
том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и
практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо
превратить детей из пассивных зрителей в наблюдателей и слушателей, в актив-
ных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от
родителей,
от
той
атмосферы,
которая
царит
дома,
в
семьях.
Поэтому
немаловажную роль в патриотическом воспитании играет совместная работа
ДОУ
с
родителями.
Для
этого
можно
использовать
следующие
формы
взаимодействия
родителей
и
детей
по
гражданственно-патриотическому
воспитанию:
1) акция «Чистый уголок моей Родины», во время которой родителям и
детям предлагается очистить от мусора кусочек своего двора, принять участие в
озеленении, благоустройстве участка детского сада;
2)
с сентября дать старт совместному с родителями и их детьми проекту
«Дедушкина
медаль»,
в
процессе
работы
над
которым
начать
сбор
фотодокументов для мини-музея;
3)
утренники «День матери», «Посиделки», которые готовятся и проводятся
благодаря энтузиазму родителей и бабушек воспитанников детского сада;
17
4)
родительские
собрания
и
круглые
столы
на
тему
«Роль
семьи
и
социальных
факторов
в
формировании
гражданско-патриотических
чувств дошкольников».
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам
любви к Отечеству. И этот процесс надо начинать с дошкольного возраста
воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотических
чувств.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об
исторических
событиях,
о
грозных
военных
годах,
чтят
память
погибших,
окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.
Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора
содержания занятий, которое могло бы способствовать воспитанию любви к
Родине, своему родному селу, городу, защитникам Отечества, всегда является
наиболее актуальным и важным. Поэтому естественным требованием к отбору
содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является
включение
в
него
культурно-исторического,
духовно-нравственного,
художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знаний по
истории и традициям Отечества.
Многовековая
история
человечества
свидетельствует,
что
любая
цивилизация
выдерживала
самые
суровые
испытания,
пока
были
живы
традиции,
пока
не
оскудевала
историческая
память.
И
наоборот,
самые
процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции
предавались забвению или просто уничтожались.
Необходимо
серьезно
задуматься
над
тем,
как
возродить
работу
по
формированию
патриотических
чувств
детей,
которые
могут
выражаться
в
соответствующих
поступках
и
поведении:
в
уважительном
отношении
к
участникам
Великой
Отечественной
войны,
героям
труда,
в
оказании
им
посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство
детей
дошкольного
возраста
с
жизнью
страны,
ее
героями,
полководцами,
героическими событиями, которые происходили в родном городе или селе.
18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проект «Согреты памятью сердца…» предназначен для формирования у
детей
знаний
об
историческом
прошлом
Родины,
целостного
восприятия
событий,
связанных
с
Великой
Отечественной
войной
1941—1945
годов.
Проект помогает установить историческую преемственность поколений.
Реализация проекта не только позволяет повысить интерес детей к людям,
защищавшим
Родину
много
лет
назад,
но
и
способствует
формированию
19
подлинно гражданско-патриотической позиции дошкольника, которая является
основой личности взрослого человека — гражданина своей страны.
Нравственно-патриотическое
воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста возможно в полном объеме в том случае, если организация работы с
дошкольниками
будет
осуществляться
по
специально
разработанной
педагогической технологии, обеспечивающей взаимосвязь всех компонентов,
актуализацию жизненного опыта и активизацию детей на всех этапах работы,
взаимодействие в системе «педагог — ребенок — родитель».
Эффективным
средством
нравственно-патриотического
воспитания
являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры,
фольклор).
Использование
средств
этнографической
культуры
в
воспитательном
процессе
позволяет
воспитывать
чувство
гордости
за
свой
народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечелове-
ческих ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина,
Н.
В.
Патриотическое
воспитание
дошкольников
[Текст]
/
Н. В. Алешина. - М. : ЦГЛ, 2008.
2. Бакина,
М.
Современные
дети
[Текст]
/
М.
Бакина
//
Дошкольное
образование. - 2005. - № 4.
3. Дыбина,
О.
Игра
-
путь
к
познанию
предметного
мира
[Текст]
/
О. Дыбина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4.
4. Зацепина,
М.
Б.
Дни
воинской
славы.
Патриотическое
воспитание
дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / М. Б. Зацепина. - М.:
Мозаика-Синтез, 2008.
5.
Ковалева,
Г.
А.
Воспитывая
маленького
гражданина:
практическое
пособие
для
работников
дошкольных
образовательных
учреждений
[Текст] / Г. А. Ковалева. - М.: АРКТИ, 2005.
6.
Комратова,
Н.
Г.
Патриотическое
воспитание
детей
6-7
лет:
метод, пособие [Текст] / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - М. : ТЦ «Сфе
ра», 2007.
7.
Литература
с
этнокультурным
казачьим
содержанием.
Хрестоматия
[Текст] / под ред. проф. В. И. Супруна. - Волгоград: Издательство ВГИПК
РО, 2007.
20
8.
Молева, И. Познаем окружающий мир через игру [Текст] / И. Молева //
Дошкольное воспитание. - 2007. - № 7.
9.
Патранова,
И.
Проектный
метод
[Текст]
/
И.
Патранова
//
До
школьное воспитание. - 2007. - № 3.
10. Проектирование развития ДОУ: метод, пособие [Текст] / С. В. Кузнецова
[и др.]. - М. : ТЦ «Сфера», 2006.
11. Проектная деятельность старших дошкольников [Текст] / авт.-сост. В. Н.
Журавлева. - Волгоград : Учитель, 2009.
12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : пособие для
руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / авт.-сост. Л. С.
Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М.: АРКТИ, 2006.
Приложения.
Приложение 1.
Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о Великой
Отечественной войне 1941—1945 годов?»
(для детей старшей группы)
Н. Н. Леонова
Мамы и папы, рассказываете ли вы вашим детям о смысле праздника День
Победы?
Этот День Победы... Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок
вырастет всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм.
Воспитание любви к Родине, гуманности, умения сопереживать чужому
горю — долгая и кропотливая работа.
В детском саду воспитатели и педагоги прикладывают все усилия, чтобы
помочь
вашему
ребенку
сориентироваться
в
нашем
мире.
Основной
же
фундамент личностных качеств, определяющих отношение ребенка к миру и
самому себе, закладывается в семье. Главная роль в воспитании детей по-
прежнему принадлежит родителям.
21
Приближается праздник, значимость которого остается неизменной, как бы
ни менялись оценка и факты истории. Победа в Великой Отечественной войне
— слава и гордость нашей страны. Родители, которые заботятся о гармоничном
развитии ребенка, должны рассказать ему о подвиге прадедов. Однако сделать
это
представляется
весьма
проблематичным.
Как
познакомить
малыша
с
давними событиями, если он не понимает пока значения понятий «вчера»,
«сегодня», «завтра»? Повествование о Великой Отечественной войне стоит
начать с истории семьи.
Связующая с прошлым нить... Всем детям интересно узнать, что было,
происходило, когда их самих еще не было. В каждой семье наверняка есть
альбом
со
старыми
фотографиями.
Пожелтевшая
фотобумага
хранит
изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит,
дали жизнь и вам. Наверняка ваша мама показывала вам эти снимки, раскрывая
секреты ветвей генеалогического древа. Пришла пора и вам рассказать ребенку
о прадедах — героях прошлого. Начните разговор, рассматривая снимки. Пусть
прадедушка,
которого
ребенок
никогда
не
видел,
станет
для
него
родным
человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь определить: на кого
больше вы похожи — на маму, бабушку или дедушку? Найдите фронтовые
фотографии
прадеда.
Обратите
внимание
малыша
на
то,
каким
статным,
храбрым, мужественным выглядит он на снимке.
Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди —
враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали
им отпор — отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь
он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз
прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе
рассказа объясняйте ребенку незнакомые слова. Постепенно история вашей
семьи тесно переплетется с историей страны. Как правило, дети очень любят
слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить
детали. И картина далекого прошлого запечатлится в памяти ребенка.
История из бабушкиного сундука... В вашем доме хранятся старые вещи
—
молчаливые
свидетели
исторических
событий.
Некоторые
из
них
стали
настоящими реликвиями: осколок, который в госпитале вытащили из ноги
прадеда, военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу
полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А
потом честно ответьте на сотню возникших вопросов. Возможно, вам придется
еще раз рассказать о боевом прошлом деда.
22
Идем в музей. После того как основные сведения о войне малыш почерпнул
из
вашего
рассказа,
можно
отправиться
в
м узей (артиллерийский,
исторический, краеведческий и др.) Рассмотрите оружие, солдатский котелок,
плащ-палатку... Не нужно пытаться заострить внимание ребенка на минувших
исторических
событиях.
Поговорите
о
том,
какое
применение
экспонаты
находили на практике.
Никто не забыт... К сожалению, с каждым годом один за другим от нас
уходят люди, которым мы обязаны своей свободой
и жизнью. Помогите ребенку
приготовить для ветерана или труженика тыла (не только прадедушки или
прабабушки) подарок, например праздничную открытку в виде пятиконечной
звезды.
В день праздника отправьтесь вместе с малышом на прогулку. Купите цветы.
Вместе с ребенком вручите цветы и поздравьте незнакомого ветерана. Обратите
внимание ребенка на то, как радуются ветераны встрече друг с другом. Им есть
что вспомнить и есть о чем поговорить. У каждого из них на груди ордена и
медали. Награды вручают только самым храбрым солдатам и командирам. По
возвращении домой в соответствующем справочнике можно найти названия
некоторых наград, узнать, за какие заслуги ими награждали военных.
День Победы. Создать представления ребенка о военном времени наиболее
полно
и
правильно
помогут
книги.
Приобретите
книги
в
магазине
или
обратитесь
в
библиотеку
—
там
вам
помогут
найти
сборники
коротких
рассказов о войне для младшего школьного возраста. Некоторые из них уже
можно прочитать ребенку младшего дошкольного возраста.
Накануне
праздника
по
телевидению
будут
транслироваться
фильмы
о
войне
и
кадры
военных
лет.
Не
спешите
выключить
телевизор.
Вместе
с
ребенком
просмотрите
только
отрывки.
Маленький
ребенок
слишком
впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. Песни военных лет
поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме.
Песню «Священная война» ребенок еще не воспримет должным образом. А вот
«Катюшу» (автор музыки Матвей Блантер, автор слов Михаил Исаковский),
«Смуглянку» (автор музыки Анатолий Новиков, автор слов Яков Шведов) будет
исполнять с удовольствием. Выучите вместе с ребенком к празднику стихи,
которые он сможет прочитать на утреннике в детском саду.
***
Майский праздник —
23
День Победы —
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Т. Белозеров
***
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат.
Чтоб жили люди, города,
Мир нужен на земле всегда!
Н. Найденова
Каждые родители стараются привить ребенку качества, которые в будущем
помогут
ему
достичь
успеха:
целеустремленность,
умение
быстро
адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость... К
сожалению,
уделяя
должное
внимание
воспитанию
«успешного»
человека,
бывает,
что
родители
забывают
о
таких
важных
понятиях,
как
«сопереживание», «великодушие». И случается, что дети вырастают в черствых,
эгоистичных людей. От этого страдают в первую очередь сами родители, в
конечном итоге — человечество. Помогите малышу стать сильным и добрым,
жестким
и
милосердным
одновременно!
В
вашем
распоряжении
—
исторический пример Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Злые и
жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты
никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину,
свой дом.
24
Нам есть на кого равняться!
Список литературы:
1.
Вайнер Э. Н. Валеология [Текст]: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер – 8-е
изд., перераб. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 448с.
2.
Жуков М. Н. Подвижные игры [Текст]: Учебник для вузов - м.6 Флинта:
Наука, 2011 – 416с.
3.
Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник
для студ. учреждений высш. проф. образования / В. С. Кузнецов. – М.:
издательский центр «Академия», 2012. – 416с.
25
4.
Моргунова О.Н. Планы – конспекты НОД 2-7 лет в ДОУ « Физическая
культура» [Текст]: практическое пособие – Изд. ТЦ Учитель, 2013- 224с.
5.
Морозова Л. Д. Сюжетные игры [Текст]: занятия и подвижные игры в
детском саду. – АРКТИ, 2014. – 88с.
6.
Силантьева
С.
В.
Игры
и
упражнения
для
свободной
двигательной
деятельности детей дошкольного возраста. – Изд. Детство – Пресс, 2013.
– 208с.
7.
Соченова Е. А. Подвижные игры с бегом для детей 4-7 лет. [Текст]:
Метод. Пособие для педагогов ДОУ. Изд.: Детство – Пресс, 2012. – 48с.
8.
Степаненкова
Э.
Я.
Методика
проведения
подвижных
игр
[Текст]:
пособие для педагогов дошкольных
учреждений. – Мозаика – Синтез,
2009.- 64с.
9.
Хацкалева Г. А. Организация двигательной активности дошкольников с
использованием
логоритмики
[Текст]:
методическое
пособие.
Изд.:
Детство – Пресс 2013. - 128
10.Шишкина В. А. Двигательное развитие дошкольника [Текст]: пособие для
педагогов учреждений дошкольного образования / В. А. Шишкина. –
Мозырь: Белый Ветер, 2014. – 133с.
11.Юматова Д. Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно -
коммуникативная
деятельность
младших
дошкольников.
[Текст].
Изд.:
Ювента, 2013. – 160с.
12. Анисимова М. С. Двигательная деятельность детей младшего и среднего
дошкольного возраста. [Текст] / М. С. Анисимова, Т. В. Хабарова. Изд.:
Детство – Пресс, 2014. – 208с.
13.Бабенкова Е. А. Подвижные игры на прогулке [Текст] / Е. А. Бабенкова, Т.
М. Параничева. Изд.: Сфера 2011. – 96с.
14.Бабенкова Е. А. Игры, которые лечат для детей от 3 до 5 лет [Текст]: / Е.
А. Бабенкова, О. М. Федоровская. Изд. : Сфера 2013. – 80с.
26
15. Волошина Л. Н. Играйте на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7
лет
[Текст]:
Программа,
методические
рекомендации.
ФГОС./
Л.
Н.
Волошина, Т. В. Куринова. Изд.: Вентана – Граф, 2015. – 224с.
16. Лисина Т. В. Подвижные тематические игры для дошкольников. [Текст]:
Т. В. Лисина, Г. В. Морозова. Изд. : Сфера, 2014. – 128с.
17.Егоров Б. Б. Физическое развитие дошкольников: теоретические основы и
новые технологии. ФГОС ДО [Текст]: Сборник статей. / Б.Б. Егоров, Т. В.
Волосовец. – Изд. : Руское слово, 2015. – 112с
Приложение 1.
Рассказ – беседа в книжном уголке «День Победы»
Цели:
— воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны;
— уточнять знания о Дне Победы: объяснить, почему он так назван, и кого
поздравляют в этот день;
—
обогащать
словарный
запас
(иллюминация,
транспаранты,
ветераны,
партизаны, мемориал, почтить память, дать присягу, фашисты, предводитель).
Подготовительная
работа: рассматривание
иллюстраций
о
Великой
Отечественной войне, чтение рассказа Л. Кассиля «Никто | не знает, но помнят
все».
Оборудование: иллюстрации
из
книг,
журналов,
газет,
фотографии
ветеранов
Великой
Отечественной
войны,
открытки
с
изображением
памятников, мемориалов, посвященных героям ВОВ.
Ход беседы:
27
Дети сидят на стульчиках полукругом перед воспитателем. Воспитатель.
Ребята, вы обратили внимание на то, как красиво украшены улицы нашего
города? Чем и как украшены улицы? Дети отвечают.
Да,
флагами,
иллюминацией,
транспарантами.
Когда
украшают
улицы
нашего города? К каким событиям?
Дети отвечают.
Правильно, к праздникам. Какой праздник отмечает наша страна 9 Мая?
Дети отвечают.
Верно. А почему он так называется Дети отвечают.
Когда-то, давным-давно, когда ваши прабабушки и прадедушки были еще
маленькими,
на
нашу
страну
напали
злые
враги
—
немецко-фашистские
захватчики. Их главный предводитель — Гитлер собрал свою армию, вооружил
ее танками, самолетами, пулеметами и напал на нас. Так началась Великая
Отечественная война. Почему ее так называют? Потому что весь народ, от мала
до велика, встал на защиту своего Отечества, своей Родины. Почти четыре
долгих года шла война нашего народа с фашистами. Она была тяжелой, но мы
выстояли и победили. Настал долгожданный День Победы, когда наши бойцы
разгромили врага, выгнали его с наших земель и освободили страну.
Ребята, кого мы поздравляем в этот день?
Дети отвечают.
Правильно, ветеранов Великой Отечественной войны, тех людей, которые
воевали, работали в тылу — на заводах, строили танки, самолеты, делали
оружие.
Давайте
рассмотрим
с
вами
иллюстрации
и
поговорим
о
людях,
изображенных на них.
Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации и комментирует их.
В этой страшной войне погибло очень много людей. Но наша страна не
забыла своих героев. В память о них воздвигнуты памятники, мемориалы, куда
люди приходят почтить память о погибших и возложить цветы. Не только на
фронте воевали наши солдаты, в тылу врага люди пытались нанести как можно
больший ущерб захватчикам. Они поджигали склады с вражеской военной
28
техникой, нападали на их штабы, чтобы узнать как можно больше информации
о действиях противника. Таких людей называли партизанами. В нашем районе
есть аллея, которая так и называется Аллея партизан Подмосковья. Там же есть
памятник партизанам, мы обязательно пойдем с вами туда возлагать цветы.
Я
хочу
рассказать
вам
еще
об
одном
памятном
месте
—
Могиле
Неизвестного Солдата. Этот памятник расположен в центре Москвы, у стен
Кремля в Александровском саду. Там всегда горит Вечный огонь.
Воспитатель читает детям рассказ Л. Кассиля «Никто не знает, но помнят
все».
Что вы узнали из этого рассказа? О чем думают люди, когда стоят возле
Могилы Неизвестного Солдата?
Послушайте, как автор написал:
«Задумываются здесь над тем, как надо жить, учиться, работать чтобы
сделать нашу жизнь еще лучше и краше, чтобы еще креп^ и сильнее стала наша
страна, чтобы никогда не посмели напасть на нее враги, и чтобы всегда был на
Земле мир!»
Ребята, впереди выходной день и большой праздник — День Победы.
Посетите
вместе
с
родителями
Могилу
Неизвестного
Солдата,
Музей
обороны Москвы, Музей Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. на
Поклонной горе. Подарите цветы ветеранам. Потом мы с вами обменяемся
впечатлениями, расскажем друг другу, где побывали, что делали. Сделайте
рисунки, фотографии, тогда мы создадим настоящий альбом.
29
Приложение 2.
Консультация
Для
родителей
«Как
рассказать
ребенку
о
Великой
Отечественной войне 1941—1945 годов?» (для детей старшей группы)
Мамы и папы, рассказываете ли вы вашим детям о смысле праздника День
Победы?
Этот День Победы... Только зная историю страны, народа, семьи, ребенок
вырастет всесторонне развитым человеком, которому не чужд патриотизм.
Воспитание любви к Родине, гуманности, умения сопереживать чужому
горю — долгая и кропотливая работа.
В детском саду воспитатели и педагоги прикладывают все усилия, чтобы
помочь
вашему
ребенку
сориентироваться
в
нашем
мире.
Основной
же
фундамент личностных качеств, определяющих отношение ребенка к миру и
самому себе, закладывается в семье. Главная роль в воспитании детей по-
прежнему принадлежит родителям.
Приближается праздник, значимость которого остается неизменной, как бь!
ни менялись оценка и факты истории. Победа в Великой Отечественной войне
30
— слава и гордость нашей страны. Родители, которые заботятся о гармоничном
развитии ребенка, должны рассказать ему о подвиге прадедов. Однако сделать
это
представляется
весьма
проблематичным.
Как
познакомить
малыша
с
давними событиями, если он не понимает пока значения понятий «вчера»,
«сегодня», «завтра»? Повествование о Великой Отечественной войне стоит
начать с истории семьи. Связующая с прошлым нить... Всем детям интересно
узнать, что было, происходило, когда их самих еще не было. В каждой семье
наверняка есть альбом со старыми фотографиями. Пожелтевшая фотобумага
хранит изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а
значит, дали жизнь и вам. Наверняка ваша мама показывала вам эти снимки,
раскрывая секреты ветвей генеалогического древа. Пришла пора и вам рас-
сказать
ребенку
о
прадедах
—
героях
прошлого.
Начните
разговор,
рассматривая снимки. Пусть прадедушка, которого ребенок никогда не видел,
станет для него родным человеком. Расскажите о нем подробнее. Попытайтесь
определить: на кого больше вы похожи — на маму, бабушку или дедушку?
Найдите фронтовые фотографии прадеда. Обратите внимание малыша на то,
каким статным, храбрым, мужественным выглядит он на снимке.
Начните свой рассказ так: «Давно на нашу землю пришли злые люди —
враги, фашисты. Прадедушка и тысячи таких же смелых, как он, мужчин дали
им отпор — отправились защищать Родину. Дедушка был танкистом. Вот здесь
он стоит рядом с танком. Сражаться ему пришлось очень долго. Несколько раз
прадедушка был ранен, поправлялся и вновь возвращался в строй». В процессе
рассказа объясняйте ребенку незнакомые слова. Постепенно история вашей
семьи тесно переплетется с историей страны. Как правило, дети очень любят
слушать такие рассказы, постоянно возвращаются к ним, просят вспомнить
детали. И картина далекого прошлого запечатлится в памяти ребенка.
История из бабушкиного сундука... В вашем доме хранятся старые вещи
—
молчаливые
свидетели
исторических
событий.
Некоторые
из
них
стали
настоящими реликвиями: осколок, который в госпитале вытащили из ноги
прадеда, военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Дайте малышу
31
полюбоваться этими «сокровищами», потрогать, рассмотреть со всех сторон. А
потом честно ответьте на сотню возникших вопросов. Возможно, вам придется
еще раз рассказать о боевом прошлом деда.
Идем в музей. После того как основные сведения о войне малыш почерпнул
из
вашего
рассказа,
можно
отправиться
в
м узей (артиллерийский,
исторический, краеведческий и др.) Рассмотрите оружие, солдатский котелок,
плащ-палатку... Не нужно пытаться заострить внимание ребенка на минувших
исторических
событиях.
Поговорите
о
том,
какое
применение
экспонаты
находили на практике.
Никто не забыт... К сожалению, с каждым годом один за другим от нас
уходят люди, которым мы обязаны своей свободой
и жизнью. Помогите ребенку
приготовить для ветерана или труженика тыла (не только прадедушки или
прабабушки) подарок, например праздничную открытку в виде пятиконечной
звезды.
В день праздника отправьтесь вместе с малышом на прогулку. Купите цветы.
Вместе с ребенком вручите цветы и поздравьте незнакомого ветерана. Обратите
внимание ребенка на то, как радуются ветераны встрече друг с другом. Им есть
что вспомнить и есть о чем поговорить. У каждого из них на груди ордена и
медали. Награды вручают только самым храбрым солдатам и командирам. По
возвращении домой в соответствующем справочнике можно найти названия
некоторых наград, узнать, за какие заслуги ими награждали военных.
День Победы. Создать представления ребенка о военном времени наиболее
полно
и
правильно
помогут
книги.
Приобретите
книги
в
магазине
или
обратитесь
в
библиотеку
—
там
вам
помогут
найти
сборники
коротких
рассказов о войне для младшего школьного возраста. Некоторые из них уже
можно прочитать ребенку младшего дошкольного возраста.
Накануне
праздника
по
телевидению
будут
транслироваться
фильмы
о
войне
и
кадры
военных
лет.
Не
спешите
выключить
телевизор.
Вместе
с
ребенком
просмотрите
только
отрывки.
Маленький
ребенок
слишком
впечатлителен. Обо всех ужасах войны ему знать не нужно. Песни военных лет
32
поднимали дух бойца, вселяли веру в победу, звали в бой, напоминали о доме.
Песню «Священная война» ребенок еще не воспримет должным образом. А вот
«Катюшу» (автор музыки Матвей Блантер, автор слов Михаил Исаковский),
«Смуглянку» (автор музыки Анатолий Новиков, автор слов Яков Шведов) будет
исполнять с удовольствием. Выучите вместе с ребенком к празднику стихи,
которые он сможет прочитать на утреннике в детском саду.
***
Майский праздник —
День Победы —
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад,
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Т. Белозеров
***
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат.
Чтоб жили люди, города,
Мир нужен на земле всегда!
Н. Найденова
Каждые родители стараются привить ребенку качества, которые в будущем
помогут
ему
достичь
успеха:
целеустремленность,
умение
быстро
адаптироваться к постоянно меняющимся условиям работы, настойчивость... К
сожалению,
уделяя
должное
внимание
воспитанию
«успешного»
человека,
бывает,
что
родители
забывают
о
таких
важных
понятиях,
как
33
«сопереживание», «великодушие». И случается, что дети вырастают в черствых,
эгоистичных людей. От этого страдают в первую очередь сами родители, в
конечном итоге — человечество. Помогите малышу стать сильным и добрым,
жестким
и
милосердным
одновременно!
В
вашем
распоряжении
—
исторический пример Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Злые и
жестокие враги получили достойный отпор. Мужественные и храбрые солдаты
никогда не теряли силы духа, сражались до последнего, защищая свою Родину,
свой дом.
Нам есть на кого равняться!
Приложение 3.
Содержание проекта
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коммуникатив-
ная, музыкальная,
Познавательная
Игровая
Изобрази-тельная
восприятие художественной
литературы
и фольклора
1
2
3
4
Беседа «Детям -
Сюжетно-роле-
Рисование
Слушание мар-
о Великой Отече-
вая игра «По-
на тему «Па-
ша «Прощание
ственной войне».
граничники»,
мятники воин-
славянки»
Цели: познакомить
русские народ-
ской славы на-
(муз. В. Агап-
детей с событиями
ные игры «Рус-
шего города»,
кина, ел. В. Ла-
Великой Отече-
ское единство»,
лепка барель-
зарева),
ственной войны;
«Снять часо-
ефов «Звезда»,
чтение книги
дать представление
вого», дидак-
«Самолет»,
А. Митяева
о том, что она бы-
тическая игра
«Танк».
«Рассказы
ла освободитель-
«Что в воен-
Создание пре-
о Великой
ной, велась во имя
ном пакете?»,
зентации «Мой
Отечествен-
мира, процветания
подвижные иг-
город (село)
ной войне»
и благополучия на-
ры «Саперы»,
в годы войны»
шей Родины; вос-
«Снайперы»
питывать чувство
гордости за свой
народ, стремление
быть похожими
на тех солдат, ко-
34
торые отстояли
нашу Родину
Экскурсия в зал
Сюжетно-
Конструирова-
Чтение худо-
Боевой Славы
ролевая игра
ние из бумаги
жественных
краеведческого
«Военные»,
макетов «База
произведений:
музея.
познавательная
подводных
В. Давыдов
Цели: закреплять
игра «Раньше
лодок», «Эс-
«Дозор», О. Вы-
представления
и теперь», по-
кадрилья
сотская «Мой
детей о Великой
движные игры
самолетов».
брат уехал
Отечественной
«Стенка-ми-
Лепка барель-
на границу».
войне; продолжать
шень», «Кто
ефов «Меда-
Слушание
знакомство с геро-
дальше?»
ли наших пра-
музыкального
ями, павшими
дедов»
произведения
за Отечество
М. Магиденко
«У кремлев-
ской стены»
Непосредственно
Сюжетно-
Создание кни-
Слушание
образовательная
ролевая игра
ги «Старый
фронтовых
деятельности
«Медсестры»,
Оскол в годы
песен, чтение
«Города Воин-
подвижная
Великой Оте-
стихотворений
ской Славь)».
игра «Пере-
чественной
Е. Благининой
Цели: познакомить
права через
войны» (дети
«Миру - мир»,
детей с героиче-
мост»
совместно
К. Симонова
скими подвигами
с воспита-
«Товарищ»
защитников наше-
телем)
го города; форми-
ровать понимание
значимости патри-
отического подви-
га всех граждан
страны
1
2
3
4
Заочная экскур-
Сюжетно-
Создание са-
Слушание
сия «Великая
ролевая игра
модельных
песни «Из че-
Отечественная
«Военные мо-
книг: «Дети
го наш мир
война: лица побе-
ряки», дидак-
войны», «Ге-
состоит...»
ды, дети войны».
тические игры
рои тыла»;
(ел. М. Тани-
Цели: продолжать
«Сигнальные
конструиро-
ча, муз. Б. Са-
знакомить детей
флажки»,
вание на тему
вельевой);
с героями войны;
«Салют», по-
«Мы склони-
чтение посло-
воспитывать ува-
движная игра
лись низко-
виц и погово-
жительное и бла-
«Разведчики»
низко у под-
рок о героизме
годарное отноше-
ножья обелис-
и храбрости
ние к воинам-
ка» (коллек-
героям
тивная работа)
Беседа «Земляки-
Игра-эстафета
Изготовление
Чтение худо-
фронтовики».
«Попади
книжных за-
жественных
Цели: познакомить
в цель», дидак-
кладок для ве-
произведений:
детей с ветеранами
тическая игра
теранов, аппли-
А. Твардов-
ВОВ, которые
«Памятные
кации «Мир
ский «Рассказ
проживали и про-
места нашего
на земле».
танкиста»,
живают в нашем
города (села)»
Изготовление
В. Катаев
городе (селе);
мини-диорам
«В разведке»
воспитывать чув-
«Освобожде-
ство сострадания
ние города-ге-
и уважения к по-
роя от фашист-
жилым людям
ских захватчи-
ков» (дети
совместно
с родителями)
Непосредственно
Дидактические
Оформление
Слушание му-
образовательная
игры «Будем
альбома «Ве-
зыкального
35
деятельность
в армии слу-
ликая Отече-
произведения
«Великая Отече-
жить», «Орде-
ственная вой-
А. Филип-
ственная война
на войны»;
на в изобрази-
пенко «Веч-
в изобразитель-
подвижная иг-
тельном искус-
ный огонь»,
ном искусстве».
ра «Кто быст-
стве» (дети
чтение стихо-
Цель: подвести
рее соберется
совместнс
творений
детей к восприя-
по тревоге»
с педагоге м).
Я. Акима
36
тию художествен-
3 Создание кни-
4 «Цветные
ных
произведений
о
Великой
Отечественной
войне;
ги-раскладушки
«Памятники
бо евой
славы
огоньки»,
П.
Воронько
«Лучше нет
во спитывать
ч у вство
патриотизма,
города-героя»
родного края...»
уважение к исто-
рии нашего народа
Конкурс чтецов
Подвижные
Конкурс ри-
Чтение стихо-
«Мы чтим и пом-
игры «Письмо
сунков «Храб-
творения
ним...».
Цели: подготовить детей
к
п р а зд н и к у
« Д е н ь
н а
х о д у » ,
« К т о
б ы с т р е е
с о б ерет»;
сюжет-но-ролевые
р ы е
з а щ и т н ики»,
оформление альбома со
стихами
В.
Берестова
«Нет,
слово
«мир» останется едва
ния города (села)
игры по жела-
о Великой
пи ^
от
немецко-фашистских
захватчиков»;
н и ю
д е т е й ;
дидактическая
Отечественной войне
ЛИ. ..'/«
Слушание песни А. Алек-
воспитывать ува-
игра «Род
сандрова
жение
к
героям
ВОВ,
чувство гордости за свой
народ, победив-
в о й с к
и
б о е в а я
техника»;
подвижная
игра «Погра-
и В. Лебедева-Кумача «Свя-
щенная война»
ший врага .
ничники»