Автор: Солонко Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование активных методов и приемов обучения в работе с детьми ЗПР"
Раздел: начальное образование
Использование активных методов и приемов обучения в работе
учителя с детьми ЗПР.
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет
группа, которую определяют как “дети с задержкой психического развития”.
Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих
м л а д ш и х
ш к о л ь н и к о в .
Понятие
“задержка
психического
развития”
(ЗПР)
употребляется
по
отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или
функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в
условиях социальной депривации.
Для них характерны:
- незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной
д е я т е л ь н о с т и ,
и м е ю щ е й
с в о и
к а ч е с т в е н н ы е
о с о б е н н о с т и ,
компенсирующиеся
под
воздействием
временных,
лечебных
и
педагогических факторов;
- медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки
сенсорной
информации,
недостаточная
сформированность
умственных
операций
и
действий,
низкая
познавательная
активность
и
слабость
познавательных
интересов,
ограниченность,
отрывочность
знаний
и
представлений об окружающем;
- отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм,
ограниченность словаря);
- недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в
эмоциональной
неустойчивости
и
возбудимости,
несформированности
произвольной
регуляции
поведения,
слабости
учебной
мотивации
и
преобладании игровой;
- недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления
гипперактивности;
- неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.
Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о
том,
что
дети
этой
категории
требуют
организации
специального
коррекционно-развивающего обучения.
Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что
стимуляция
деятельности
этих
детей,
оказание
им
своевременной
педагогической
помощи
позволяют
выделить
у
них
зону
их
ближайшего
развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности
умственно отсталых детей этого же возраста. С целью оказания специальной
помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-
развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно
новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет
удовлетворить
интересы
и
образовательные
потребности
конкретного
ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное
образование
и
сохранить
здоровье.
У
большинства
детей
отмечается
недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к
учебной
деятельности,
сниженный
уровень
работоспособности
и
самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов
и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения
эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. В
последнее
время
нестабильные
экономические
и
экологические
условия
нашей
страны
влияют
на
рост
рождаемости
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых
входят
и
нарушения
речи.
Все
чаще
речевые
патологии
имеют
комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь,
развитие
высших
психических
функций,
состояние
общей
и
мелкой
м о т о р и к и ,
э м о ц и о н а л ь н о - в о л е в а я
с ф е р а .
Учитывая особенности развития детей с ЗПР, в своей коррекционной работе
я стараюсь находить новые методы активного обучения, интегрировать в
уроки
знания
смежных
дисциплин,
что
стимулирует
к
разработке
инновационных
технологий
в
области
коррекционно-развивающего
обучения.
Активные методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов,
направленных
на
организацию
учебного
процесса
и
создающего
специальными
средствами
условия,
мотивирующие
обучающихся
к
самостоятельному,
инициативному
и
творческому
освоению
учебного
материала
в
процессе
познавательной
деятельности.
Активные
методы
обучения
-
это
система
методов,
обеспечивающих
активность
и
разнообразие
мыслительной
и
практической
деятельности
учащихся
в
процессе
освоения
учебного
материала.
При
использовании
активных
методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего
устройства
он
превращается
в
активного
участника
образовательного
процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на
деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми
навыками
и
качествами
современного
успешного
человека.
Применение
АМО позволяет сделать урок современным, отвечающим потребностям
обучающихся, родителей, общества, времени. Активные методы обучения
позволяют за счёт новых форм представления информации, её восприятия,
обсуждения, осмысления и анализа повысить в несколько раз эффективность
и качество обучения, сократить сроки коррекционной работы с учащимися.
Применение
АМО
на
занятиях
позволяет
повысить
познавательную
активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный
процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их
творческие способности.
Появление в работе методов активного обучения связано со стремлением
педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или
способствовать
её
повышению.
Этот
подход
согласуется
с
экспериментальными
данными,
которые
свидетельствуют,
что
при
лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации,
при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании —
до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в игре)
—
до
90%.
Методы
могут
использоваться
как
самостоятельные
педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют
также принципы активизации традиционных форм обучения и применение
нетрадиционных методов.
Нетрадиционные
методы
воздействия
давно
стали
перспективным
средством
коррекционно
-
развивающей
работы
с
детьми,
имеющими
нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных
средств
коррекции,
все
чаще
применяемых
в
специальной
педагогике
и
помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении
речевых трудностей у детей. На фоне комплексной помощи нетрадиционные
методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции
речи детей ЗПР
и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога,
умения использовать новые возможности, включать действенные методы в
с и с т е м у
к о р р е к ц и о н н о - р а з в и в а ю щ е г о
п р о ц е с с а ,
с о з д а в а я
п с и х о ф и з и о л о г и ч е с к и й
к о м ф о р т
д е т я м
в о
в р е м я
з а н я т и й ,
предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того,
альтернативные
методы
и
приемы
помогают
организовывать
занятия
интереснее и разнообразнее.
Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных
задач в разных аспектах:
развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
формирование положительной учебной мотивации;
повышение познавательной активности учащихся;
активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
стимулирование самостоятельной деятельности;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
развитие
коммуникативно-эмоциональной
сферы
личности
обучающегося;
раскрытие
личностно-индивидуальных
возможностей
каждого
учащегося и определение условий для их проявления и развития;
развитие навыков самостоятельного умственного труда;
развитие универсальных навыков.
При построении урока необходимо учитывать следующие признаки методов
активного обучения:
-Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести
обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия
решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он
вынужден сам активно формировать новые знания.
-Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий
с
применением
методов
активного
обучения
является
коллективная
деятельность и дискуссионная форма обсуждения.
-Индивидуализации.
Требование
организации
учебно-познавательной
деятельности
с
учетом
индивидуальных
способностей
и
возможностей
обучающегося.
Признак
также
подразумевает
развитие
у
обучающихся
механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.
-Непосредственности,
самостоятельности
взаимодействия
обучающихся
с
учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на
уровень
обучающихся
и
в
роли
помощника
участвует
в
процессе
их
взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится
руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики
сотрудничества.
-Мотивации.
Активность,
как
индивидуальной,
так
и
коллективной,
как
самостоятельной,
так
и
регламентируемой
учебно-познавательной
деятельности
обучающихся,
развивается
и
поддерживается
системой
мотивации.
При
этом
к
числу
используемых
преподавателем
мотивов
обучающихся
относят:
творческий
характер
учебно-познавательной
деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.
-Эмоциональное
воздействие.
В
условиях
проблемности
содержания,
творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый,
резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции
активизируют,
побуждают
человека,
инициируют
его
направленность
на
совершение деятельности.
Методы АМО представляют собой упорядоченную совокупность (систему),
обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической
деятельности учащихся на протяжении всего образовательного процесса.
Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на
практической
направленности,
игровом
действе
и
творческом
характере
обучения,
интерактивности,
разнообразных
коммуникациях,
диалоге
и
полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме
организации
их
работы,
вовлечении
в
процесс
всех
органов
чувств,
деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
По
структуре,
в
соответствии
с
технологией,
всё
образовательное
мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
инициация (начало урока, знакомство)
вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)
формирование ожиданий учеников (планирование эффектов
урока)
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
интерактивная
лекция
(передача
и
об ъясне ни е
информации)
проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
подведение итогов (рефлексия, оценка урока)
эмоциональная разрядка (разминки)
Каждый
этап
–
это
полноценный
раздел
образовательного
мероприятия.
Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Каждый
этап
несет
свою
функциональную
нагрузку,
имеет
свои
цели
и
задачи,
помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока.
Будучи
логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия
обеспечивают
целостность
и
системность
образовательного
процесса,
придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Именно
поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать
общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам
урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину
процесса обучения. И при методически грамотном
использовании АМО
такая
картина
непременно
создается.
Дидактическая
цепочка
взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных
на
общую
логику
урока,
ведущую
к
поставленным
целям,
формирует
современную
образовательную
технологию
АМО.
Применение
системы
активных
методов
содействует
достижению
комплекса
образовательных
эффектов
–
обучения,
воспитания,
развития
и
социализации
личности
обучающегося.
Эффективность
процесса
и
результатов
обучения
с
использованием технологии АМО определяется тем, что разработка методов
основывается на серьезной психологической и методологической базе.
Наиболее
эффективными формами организации нетрадиционного
урока
являются
следующие:
игра,
сказка,
путешествие,
соревнование,
фантазирование и т.д. Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на
уроке
можно
использовать
следующие
активные
методы
и
приёмы
обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по
звукам, карточки с буквами: гласные и согласные, парные согласные). Дети
выполняют
задание,
либо
оценивают
его
правильность.
Карточки
могут
использоваться
при
изучении
любой
темы
с
целью
проверки
знаний
учащихся, выявления пробелов в пройденном материале, математическом
диктанте, словарной работе. Удобство и эффективность их заключаются в
том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,
разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный
момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить
свою
карточку
на
доску,
им
нужно
правильно
ответить
на
вопрос,
или
выполнить предложенное задание лучше других.
3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных
моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить в течении
урока).
Данный приём можно использовать как в проведении простого
урока, так и в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в
ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4.
Работа
с
бланковыми
методиками.
Материалы
работы
с
младшими
школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся
рекомендациями
по
применению
заданий,
связанных
с
темой
и
содержанием
занятия
и
направленных
на
активизацию
познавательной
деятельности учащихся различного возраста и уровня обучаемости, с учетом
индивидуальных
особенностей
и
возможных
затруднений.
Бланковые
методики
используются
в
диагностических
целях
и
для
коррекционной
работы.
5.
Восприятие
материала
на
определённом
этапе
занятия
с
закрытыми
глазами
используется
для
развития
слухового
восприятия,
внимания
и
памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для
настроя
детей
на
занятие
после
активной
деятельности
(после
урока
физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.
6. « Найди ошибку». Учитель записывает на доске слова или предложения ,
примеры
или уравнение ,
в зависимости от
темы урока, и допускает
ошибку,
учащиеся
должны
найти
её
и
объяснить
правильность
ответа.
Задания такого рода позволяют
у учащихся развить зрительную память ,
внимание и логическое мышление.
7. Использование кинезиологических упражнений.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим
направлением в работе учителя
с детьми с ЗПР. Кинезиология – наука о
развитии
умственных
способностей
и
физического
здоровья
через
определенные
двигательные
упражнения.
Кинезиологические
методы
влияют
не
только
на
развитие
умственных
способностей
и
физического
здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших
полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции
проблем в различных областях психики. В частности, применение данного
метода
позволяет
улучшить
у
ребенка
память,
внимание,
речь,
пространственные
представления,
мелкую
и
крупную
моторику,
снижает
утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную
деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному
контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика
сохранения
здоровья
путём
воздействия
на
мышцы
тела,
т.
е.
путём
физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки,
дыхательные
упражнения,
глазодвигательные
упражнения,
телесные
упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на
релаксацию и массаж.
8 .
И с п ол ь з о в а н и е
о фт а л ь м от р е н а же р о в
и
п р е з е н т а ц и й -
офтальмотренажёров,
отдельной
презентации
и
фрагментов
презентации
уроков .
Применение
офтальмотренажеров
может
быть
в
виде
кругов
расположенных
в
несколько
рядов
разного
цвета
или
из
различных
геометрических фигур. На уроках чтения можно использовать тренажеры из
букв разного цвета: гласные – красные, согласные синие и зелёные. Такие
тренажеры
позволяют не только проводить зрительную гимнастику , но и
закреплять
знания
по
определённому
предмету
и
теме.Внедрение
современных компьютерных технологий в практику позволяет сделать работу
учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично
дополняет
традиционные
формы
работы,
расширяя
возможности
организации
взаимодействия
учителя
с
другими
участниками
образовательного процесса. Презентации офтольмотренажеров могут быть
различными: следи за бабочкой, посчитай появившихся внезапно животных
и т.д.
9. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи.
Учащиеся ЗПР более легче и лучше запоминают материал урока , когда он
сопровождается наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть
сказки
,
чистоговорки,
пословицы
в
картинках.
Во
время
запоминания
стихотворений или текстов очень продуктивно использовать пинтограммы,
особенно если помогают их нарисовать сами учащиеся.На уроках математики
иллюстрированные задачи и примеры.
10. Активные методы рефлексии.
Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о
своем внутреннем состоянии, самоанализ.
В
современной
педагогической
науке
под
рефлексией
обычно
понимают
самоанализ
деятельности
и
ее
результатов.
В
педагогической
литературе
существует следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2)
рефлексия
содержания
учебного
материала
(её
можно
использовать,
чтобы
выяснить,
как
учащиеся
осознали
содержание
пройденного
материала);
3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание
материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать
наиболее рациональные).
Данные
виды
рефлексии
можно
проводить
как
индивидуально,
так
и
коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать
цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия,
способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности
учащихся. На уроках при работе с детьми с ЗПР наиболее часто используется
рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется
приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки
разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в
начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется
эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель
должен
обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это
ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
« Солнышко» - учащиеся выбирают
картинку с улыбкой,
грустью или
безразличием , учитывая настроение с которым они пришли на урок.
«Дерево
чувств»
–
учащимся
предлагается
повесить
на
дерево
яблоки
красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного,
если ощущают дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему
настроению.
Рефлексия
окончания
урока.
Наиболее
удачным
на
сегодняшний
момент
считается
обозначение
видов
заданий
или
этапов
занятия
картинками
(символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце
занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся,
запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к
нему
свою
картинку.
Одним
из
приёмов
который
нравиться
детям
это
определить
своё
место
на
шкале
оценок
от
1
до
12.Этот
приём
также
помогает учителя определить уровень самооценки учащегося.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или
иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР. Таким
образом,
применение
активных
методов
и
приёмов
обучения
повышает
познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности,
активно
вовлекает
обучающихся
в
образовательный
процесс,
развивает
словарный запас, речь , память и внимание, стимулирует самостоятельную
деятельность
учащихся,
что
в
равной
мере
относится
и
к
детям
с
ЗПР.
Разнообразие
существующих
методов
обучения
позволяет
учителю
чередовать
различные
виды
работы,
что
также
является
эффективным
средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности
на
другой,
предохраняет
от
переутомления,
и
в
то
же
время
не
дает
отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с
различных
сторон.Средства
активизации
необходимо
использовать
в
системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание,
методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные
компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся
с ЗПР.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Б а б а н с к и й ,
Ю .
К .
М е т о д ы
о б у ч е н и я
в
с о в р е м е н н о й
общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение,
1985.
208 c.
2.
Бабкина
Н.В.
Использование
развивающих
игр
и
упражнений
в
учебном процессе // Начальная школа..- М.,1998.
3.
Бажович
Л.И.
Проблема
развития
мотивационной
сферы
ребенка/
Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М; 1978.
4.
Губанова
О.В.
Левкина
И.С.
Использование
игровых
приемов
на
уроках // Начальная школа.-М., 1997.
5.
Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /
под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001,
224 с.
6.
Костенкова,
Ю.
А.
Дети
с
задержкой
психического
развития:
особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г.
Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
7.
4. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших
школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд.
пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.
8.
Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе
с детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой , Е.А.
Петровой – СПб АППО, 2010г. – 255 с.
9.
Поваляева,
М.
А.
Нетрадиционные
методики
в
коррекционной
педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.
– 350 с.
10.
. Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического
развития:
сборник
методических
материалов
/
под
ред.
И.
Ю.
Майсурадзе. – Ульянов
ск: УИПКПРО, 2006.
92 с.