Напоминание

"Использование активных методов и приемов обучения в работе с детьми ЗПР"


Автор: Солонко Ольга Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование активных методов и приемов обучения в работе с детьми ЗПР"
Раздел: начальное образование





Назад




Использование активных методов и приемов обучения в работе

учителя с детьми ЗПР.

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет

группа, которую определяют как “дети с задержкой психического развития”.

Это многочисленная группа, составляющая около 50 % среди неуспевающих

м л а д ш и х

ш к о л ь н и к о в .

Понятие

“задержка

психического

развития”

(ЗПР)

употребляется

по

отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или

функциональной недостаточностью ЦНС, а также длительно находящимся в

условиях социальной депривации.

Для них характерны:

- незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной

д е я т е л ь н о с т и ,

и м е ю щ е й

с в о и

к а ч е с т в е н н ы е

о с о б е н н о с т и ,

компенсирующиеся

под

воздействием

временных,

лечебных

и

педагогических факторов;

- медленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки

сенсорной

информации,

недостаточная

сформированность

умственных

операций

и

действий,

низкая

познавательная

активность

и

слабость

познавательных

интересов,

ограниченность,

отрывочность

знаний

и

представлений об окружающем;

- отставание в речевом развитии (недостатки произношения, аграмматизм,

ограниченность словаря);

- недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы, проявляющиеся в

эмоциональной

неустойчивости

и

возбудимости,

несформированности

произвольной

регуляции

поведения,

слабости

учебной

мотивации

и

преобладании игровой;

- недостатки моторики, затруднения в координации движений, проявления

гипперактивности;

- неравномерность, мозаичность проявлений недостаточности развития.

Эти особенности развития детей с ЗПР позволили ученым сделать вывод о

том,

что

дети

этой

категории

требуют

организации

специального

коррекционно-развивающего обучения.

Важным отличием детей с ЗПР от умственно отсталых детей является то, что

стимуляция

деятельности

этих

детей,

оказание

им

своевременной

педагогической

помощи

позволяют

выделить

у

них

зону

их

ближайшего

развития, которая в несколько раз превышает потенциальные возможности

умственно отсталых детей этого же возраста. С целью оказания специальной

помощи детям с ЗПР в нашей стране была создана система коррекционно-

развивающего образования и компенсирующего обучения. Это качественно

новый уровень организации образовательного процесса, который позволяет

удовлетворить

интересы

и

образовательные

потребности

конкретного

ребенка, учесть его индивидуальные способности, обеспечить полноценное

образование

и

сохранить

здоровье.

У

большинства

детей

отмечается

недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к

учебной

деятельности,

сниженный

уровень

работоспособности

и

самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов

и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения

эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя. В

последнее

время

нестабильные

экономические

и

экологические

условия

нашей

страны

влияют

на

рост

рождаемости

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых

входят

и

нарушения

речи.

Все

чаще

речевые

патологии

имеют

комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь,

развитие

высших

психических

функций,

состояние

общей

и

мелкой

м о т о р и к и ,

э м о ц и о н а л ь н о - в о л е в а я

с ф е р а .

Учитывая особенности развития детей с ЗПР, в своей коррекционной работе

я стараюсь находить новые методы активного обучения, интегрировать в

уроки

знания

смежных

дисциплин,

что

стимулирует

к

разработке

инновационных

технологий

в

области

коррекционно-развивающего

обучения.

Активные методы обучения (АМО) - совокупность разнообразных приёмов,

направленных

на

организацию

учебного

процесса

и

создающего

специальными

средствами

условия,

мотивирующие

обучающихся

к

самостоятельному,

инициативному

и

творческому

освоению

учебного

материала

в

процессе

познавательной

деятельности.

Активные

методы

обучения

-

это

система

методов,

обеспечивающих

активность

и

разнообразие

мыслительной

и

практической

деятельности

учащихся

в

процессе

освоения

учебного

материала.

При

использовании

активных

методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего

устройства

он

превращается

в

активного

участника

образовательного

процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на

деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми

навыками

и

качествами

современного

успешного

человека.

Применение

АМО позволяет сделать урок современным, отвечающим потребностям

обучающихся, родителей, общества, времени. Активные методы обучения

позволяют за счёт новых форм представления информации, её восприятия,

обсуждения, осмысления и анализа повысить в несколько раз эффективность

и качество обучения, сократить сроки коррекционной работы с учащимися.

Применение

АМО

на

занятиях

позволяет

повысить

познавательную

активность обучающихся, активно вовлекает учащихся в образовательный

процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учеников, развивает их

творческие способности.

Появление в работе методов активного обучения связано со стремлением

педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или

способствовать

её

повышению.

Этот

подход

согласуется

с

экспериментальными

данными,

которые

свидетельствуют,

что

при

лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации,

при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании —

до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в игре)

до

90%.

Методы

могут

использоваться

как

самостоятельные

педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют

также принципы активизации традиционных форм обучения и применение

нетрадиционных методов.

Нетрадиционные

методы

воздействия

давно

стали

перспективным

средством

коррекционно

-

развивающей

работы

с

детьми,

имеющими

нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных

средств

коррекции,

все

чаще

применяемых

в

специальной

педагогике

и

помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении

речевых трудностей у детей. На фоне комплексной помощи нетрадиционные

методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции

речи детей ЗПР

и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога,

умения использовать новые возможности, включать действенные методы в

с и с т е м у

к о р р е к ц и о н н о - р а з в и в а ю щ е г о

п р о ц е с с а ,

с о з д а в а я

п с и х о ф и з и о л о г и ч е с к и й

к о м ф о р т

д е т я м

в о

в р е м я

з а н я т и й ,

предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того,

альтернативные

методы

и

приемы

помогают

организовывать

занятия

интереснее и разнообразнее.

Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных

задач в разных аспектах:

развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

формирование положительной учебной мотивации;

повышение познавательной активности учащихся;

активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

стимулирование самостоятельной деятельности;

эффективное усвоение большого объема учебной информации;

развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

развитие

коммуникативно-эмоциональной

сферы

личности

обучающегося;

раскрытие

личностно-индивидуальных

возможностей

каждого

учащегося и определение условий для их проявления и развития;

развитие навыков самостоятельного умственного труда;

развитие универсальных навыков.

При построении урока необходимо учитывать следующие признаки методов

активного обучения:

-Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести

обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия

решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он

вынужден сам активно формировать новые знания.

-Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий

с

применением

методов

активного

обучения

является

коллективная

деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

-Индивидуализации.

Требование

организации

учебно-познавательной

деятельности

с

учетом

индивидуальных

способностей

и

возможностей

обучающегося.

Признак

также

подразумевает

развитие

у

обучающихся

механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения.

-Непосредственности,

самостоятельности

взаимодействия

обучающихся

с

учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на

уровень

обучающихся

и

в

роли

помощника

участвует

в

процессе

их

взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится

руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики

сотрудничества.

-Мотивации.

Активность,

как

индивидуальной,

так

и

коллективной,

как

самостоятельной,

так

и

регламентируемой

учебно-познавательной

деятельности

обучающихся,

развивается

и

поддерживается

системой

мотивации.

При

этом

к

числу

используемых

преподавателем

мотивов

обучающихся

относят:

творческий

характер

учебно-познавательной

деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий.

-Эмоциональное

воздействие.

В

условиях

проблемности

содержания,

творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый,

резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции

активизируют,

побуждают

человека,

инициируют

его

направленность

на

совершение деятельности.

Методы АМО представляют собой упорядоченную совокупность (систему),

обеспечивающую активность и разнообразие мыслительной и практической

деятельности учащихся на протяжении всего образовательного процесса.

Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на

практической

направленности,

игровом

действе

и

творческом

характере

обучения,

интерактивности,

разнообразных

коммуникациях,

диалоге

и

полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме

организации

их

работы,

вовлечении

в

процесс

всех

органов

чувств,

деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

По

структуре,

в

соответствии

с

технологией,

всё

образовательное

мероприятие делится на логически связанные фазы и этапы:

Фаза 1. Начало образовательного мероприятия

Этапы:

инициация (начало урока, знакомство)

вхождение или погружение в тему (сообщение целей урока)

формирование ожиданий учеников (планирование эффектов

урока)

Фаза 2. Работа над темой

Этапы:

интерактивная

лекция

(передача

и

об ъясне ни е

информации)

проработка содержания темы (групповая работа обучающихся)

Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия

Этапы:

подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

эмоциональная разрядка (разминки)

Каждый

этап

это

полноценный

раздел

образовательного

мероприятия.

Объем и содержание раздела определяется темой и целями урока. Каждый

этап

несет

свою

функциональную

нагрузку,

имеет

свои

цели

и

задачи,

помимо этого, вносит вклад в достижение общих целей урока.

Будучи

логически связанными и взаимодополняя друг друга, фазы и этапы занятия

обеспечивают

целостность

и

системность

образовательного

процесса,

придают законченный вид уроку или внеклассному мероприятию. Именно

поэтому все используемые в процессе урока АМО должны соответствовать

общей логике образовательного мероприятия, отвечать целям и задачам

урока и его составляющих, создавать полноценную и законченную картину

процесса обучения. И при методически грамотном

использовании АМО

такая

картина

непременно

создается.

Дидактическая

цепочка

взаимосвязанных, усиливающих друг друга активных методов, нанизанных

на

общую

логику

урока,

ведущую

к

поставленным

целям,

формирует

современную

образовательную

технологию

АМО.

Применение

системы

активных

методов

содействует

достижению

комплекса

образовательных

эффектов

обучения,

воспитания,

развития

и

социализации

личности

обучающегося.

Эффективность

процесса

и

результатов

обучения

с

использованием технологии АМО определяется тем, что разработка методов

основывается на серьезной психологической и методологической базе.

Наиболее

эффективными формами организации нетрадиционного

урока

являются

следующие:

игра,

сказка,

путешествие,

соревнование,

фантазирование и т.д. Для активизации деятельности учащихся с ЗПР на

уроке

можно

использовать

следующие

активные

методы

и

приёмы

обучения:

1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной

стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по

звукам, карточки с буквами: гласные и согласные, парные согласные). Дети

выполняют

задание,

либо

оценивают

его

правильность.

Карточки

могут

использоваться

при

изучении

любой

темы

с

целью

проверки

знаний

учащихся, выявления пробелов в пройденном материале, математическом

диктанте, словарной работе. Удобство и эффективность их заключаются в

том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания,

разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный

момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить

свою

карточку

на

доску,

им

нужно

правильно

ответить

на

вопрос,

или

выполнить предложенное задание лучше других.

3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных

моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить в течении

урока).

Данный приём можно использовать как в проведении простого

урока, так и в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в

ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.

4.

Работа

с

бланковыми

методиками.

Материалы

работы

с

младшими

школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся

рекомендациями

по

применению

заданий,

связанных

с

темой

и

содержанием

занятия

и

направленных

на

активизацию

познавательной

деятельности учащихся различного возраста и уровня обучаемости, с учетом

индивидуальных

особенностей

и

возможных

затруднений.

Бланковые

методики

используются

в

диагностических

целях

и

для

коррекционной

работы.

5.

Восприятие

материала

на

определённом

этапе

занятия

с

закрытыми

глазами

используется

для

развития

слухового

восприятия,

внимания

и

памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для

настроя

детей

на

занятие

после

активной

деятельности

(после

урока

физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т.д.

6. « Найди ошибку». Учитель записывает на доске слова или предложения ,

примеры

или уравнение ,

в зависимости от

темы урока, и допускает

ошибку,

учащиеся

должны

найти

её

и

объяснить

правильность

ответа.

Задания такого рода позволяют

у учащихся развить зрительную память ,

внимание и логическое мышление.

7. Использование кинезиологических упражнений.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся является основополагающим

направлением в работе учителя

с детьми с ЗПР. Кинезиология – наука о

развитии

умственных

способностей

и

физического

здоровья

через

определенные

двигательные

упражнения.

Кинезиологические

методы

влияют

не

только

на

развитие

умственных

способностей

и

физического

здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших

полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции

проблем в различных областях психики. В частности, применение данного

метода

позволяет

улучшить

у

ребенка

память,

внимание,

речь,

пространственные

представления,

мелкую

и

крупную

моторику,

снижает

утомляемость, синхронизирует работу полушарий, улучшает мыслительную

деятельность, повышает стрессоустойчивость и способность к произвольному

контролю, облегчает процесс чтения и письма. Кинезиология – это методика

сохранения

здоровья

путём

воздействия

на

мышцы

тела,

т.

е.

путём

физической активности. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки,

дыхательные

упражнения,

глазодвигательные

упражнения,

телесные

упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на

релаксацию и массаж.

8 .

И с п ол ь з о в а н и е

о фт а л ь м от р е н а же р о в

и

п р е з е н т а ц и й -

офтальмотренажёров,

отдельной

презентации

и

фрагментов

презентации

уроков .

Применение

офтальмотренажеров

может

быть

в

виде

кругов

расположенных

в

несколько

рядов

разного

цвета

или

из

различных

геометрических фигур. На уроках чтения можно использовать тренажеры из

букв разного цвета: гласные – красные, согласные синие и зелёные. Такие

тренажеры

позволяют не только проводить зрительную гимнастику , но и

закреплять

знания

по

определённому

предмету

и

теме.Внедрение

современных компьютерных технологий в практику позволяет сделать работу

учителя более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично

дополняет

традиционные

формы

работы,

расширяя

возможности

организации

взаимодействия

учителя

с

другими

участниками

образовательного процесса. Презентации офтольмотренажеров могут быть

различными: следи за бабочкой, посчитай появившихся внезапно животных

и т.д.

9. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе

занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации

словарного запаса, развития связной речи.

Учащиеся ЗПР более легче и лучше запоминают материал урока , когда он

сопровождается наглядным материалом. На уроках чтения это могут быть

сказки

,

чистоговорки,

пословицы

в

картинках.

Во

время

запоминания

стихотворений или текстов очень продуктивно использовать пинтограммы,

особенно если помогают их нарисовать сами учащиеся.На уроках математики

иллюстрированные задачи и примеры.

10. Активные методы рефлексии.

Слово рефлексия происходит от латинского «reflexior» – обращение назад.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о

своем внутреннем состоянии, самоанализ.

В

современной

педагогической

науке

под

рефлексией

обычно

понимают

самоанализ

деятельности

и

ее

результатов.

В

педагогической

литературе

существует следующая классификация видов рефлексии:

1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;

2)

рефлексия

содержания

учебного

материала

(её

можно

использовать,

чтобы

выяснить,

как

учащиеся

осознали

содержание

пройденного

материала);

3) рефлексия деятельности (ученик должен не только осознать содержание

материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать

наиболее рациональные).

Данные

виды

рефлексии

можно

проводить

как

индивидуально,

так

и

коллективно. При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать

цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия,

способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности

учащихся. На уроках при работе с детьми с ЗПР наиболее часто используется

рефлексия настроения и эмоционального состояния. Широко используется

приём с различными цветовыми изображениями. У учащихся две карточки

разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в

начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется

эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель

должен

обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это

ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

« Солнышко» - учащиеся выбирают

картинку с улыбкой,

грустью или

безразличием , учитывая настроение с которым они пришли на урок.

«Дерево

чувств»

учащимся

предлагается

повесить

на

дерево

яблоки

красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного,

если ощущают дискомфорт.

«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему

настроению.

Рефлексия

окончания

урока.

Наиболее

удачным

на

сегодняшний

момент

считается

обозначение

видов

заданий

или

этапов

занятия

картинками

(символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце

занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся,

запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к

нему

свою

картинку.

Одним

из

приёмов

который

нравиться

детям

это

определить

своё

место

на

шкале

оценок

от

1

до

12.Этот

приём

также

помогает учителя определить уровень самооценки учащегося.

Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или

иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ЗПР. Таким

образом,

применение

активных

методов

и

приёмов

обучения

повышает

познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности,

активно

вовлекает

обучающихся

в

образовательный

процесс,

развивает

словарный запас, речь , память и внимание, стимулирует самостоятельную

деятельность

учащихся,

что

в

равной

мере

относится

и

к

детям

с

ЗПР.

Разнообразие

существующих

методов

обучения

позволяет

учителю

чередовать

различные

виды

работы,

что

также

является

эффективным

средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности

на

другой,

предохраняет

от

переутомления,

и

в

то

же

время

не

дает

отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с

различных

сторон.Средства

активизации

необходимо

использовать

в

системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание,

методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные

компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся

с ЗПР.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Б а б а н с к и й ,

Ю .

К .

М е т о д ы

о б у ч е н и я

в

с о в р е м е н н о й

общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение,

1985.

208 c.

2.

Бабкина

Н.В.

Использование

развивающих

игр

и

упражнений

в

учебном процессе // Начальная школа..- М.,1998.

3.

Бажович

Л.И.

Проблема

развития

мотивационной

сферы

ребенка/

Изучение мотивации поведения детей и подростков.-М; 1978.

4.

Губанова

О.В.

Левкина

И.С.

Использование

игровых

приемов

на

уроках // Начальная школа.-М., 1997.

5.

Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей /

под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001,

224 с.

6.

Костенкова,

Ю.

А.

Дети

с

задержкой

психического

развития:

особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г.

Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.

7.

4. Кудрина, С. В. Средства активизации учебной деятельности младших

школьников с интеллектуальным недоразвитием: автореф. дис. … канд.

пед. наук / Светлана Владимировна Кудрина. – СПб., 2000. – 20 с.

8.

Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе

с детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой , Е.А.

Петровой – СПб АППО, 2010г. – 255 с.

9.

Поваляева,

М.

А.

Нетрадиционные

методики

в

коррекционной

педагогике / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.

– 350 с.

10.

. Проблемы обучения и воспитания детей с задержками психического

развития:

сборник

методических

материалов

/

под

ред.

И.

Ю.

Майсурадзе. – Ульянов

ск: УИПКПРО, 2006.

92 с.



В раздел образования