Напоминание

"Вклад К.Д.Ушинского в развитие современной дошкольной педагогики"


Автор: Ершова Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: п. Нименьга, Архангельская область
Наименование материала: эссе
Тема: "Вклад К.Д.Ушинского в развитие современной дошкольной педагогики"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Эссе «Вклад К. Д. Ушинского в развитие современной дошкольной педагогики»

Современная система образования, принятие ФГОС заставляют нас искать ответы

на вопросы воспитания. Если обратиться к педагогическим мыслям прошлого, можно

найти много мудрости и подсказок для решения современных проблем в воспитании

детей.

В

галерее

ярких

исторических

личностей

хочу

выделить

и

остановиться

на

выдающемся лице Ушинском Константине Дмитриевиче. Для каждого человека свой

Ушинский. Для младшего школьника и дошкольника — «это детский писатель», для

педагогов — «народный учитель». Каждый из нас найдет свое определение для этой

знаменитой

личности.

Константин

Дмитриевич

великий

основатель

научной

педагогики, «учитель русских учителей».

Среди

основных педагогических идей Ушинского, конечно же, нужно назвать идеи народности

воспитания.

В

своих

трудах

Константин

Дмитриевич

пишет

о

труде,

как

основе

воспитания; о роли родного языка в воспитании; о связи теории и практики; о педагогике

и ее связи с другими науками; о воспитании в целом, о воспитании нравственности; о

женском

образовании;

о

личности

педагога.

Основополагающая

идея

педагогической

теории

Ушинского

признание

творческой

силы

трудового

народа

в

историческом

процессе и его права на полноценное образование. Эта идея стала для прогрессивной

педагогической общественности опорой в борьбе за реформы народного образования. Я

согласна с высказыванием Константина Дмитриевича, который говорил: — «Воспитание,

созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную

силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или

заимствованных у другого народа». Народное просвещение должно быть передано в руки

общества

как

активного

организатора

работы

всей

системы,

ибо

школа

должна

основываться

на

«общественном

почине»

и

«общественной

деятельности»

в

деле

образования,

самостоятельной

педагогической

литературе,

учебных

предметах,

изучающих Родину, общей национальной обстановке в школе. Труд важнейший фактор

жизни,

основа

воспитания.

«Человек

рожден

для

труда;

труд

составляет

его

земное

счастье, труд — лучший хранитель человеческой нравственности, и труд же должен быть

воспитателем человека», — считает Ушинский К. Д. По мнению великого педагога, «ни

один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении

воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача

самого предмета».

Воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого

народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и

уважение

родного

языка

и

родной

истории.

Такое

воспитание

развивает

у

детей

патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости. Ушинский

говорит, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая

отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое

целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь».

Теории

обязательно должна сопутствовать практика. В педагогике нельзя основываться только на

собственном

опыте,

даже

если

он

был

удачен.

«И

всякое

искусство,

оно

требует

долговременной

специальной

теоретической

и

практической

подготовки…Искусство

воспитания

имеет

ту

особенность,

что

почти

всем

оно

кажется

делом

знакомым

и

понятным, а иным — даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек

с

ним

знаком

теоретически

или

практически».

Представляя

воспитание,

как

часть

искусства, Ушинский убежден, что в сложном процессе неизбежно должны соединятся как

теория, так и практика. Ушинский определял воспитание, как сознательный процесс

создания гармоничной личности. Гуманность к ученику должна быть основой воспитания.

«В том то и беда, что не многие у нас еще и до сих пор убеждены, что воспитание есть

искусство, и притом искусство не легкое», — говорит Ушинский К. Д.

Воспитание нравственности — основная

задача воспитания, более важная, чем развитие ума и наполнение головы знаниями.

Воспитание

нравственности

должно

развивать

в

человеке

дисциплинированность,

гуманность, честность и трудолюбие, чувство собственного достоинства в тандеме со

скромностью. Средства нравственного воспитания по — Ушинскому: обучение, личный

пример учителя, убеждение, педагогический такт, меры предупреждения, поощрения и

взыскания.

Педагог

по

Ушинскому

тот,

«кто

имеет

целостность,

беззаветную

искренность души», «кто сохраняет в себе вечно не стареющее детство души», «кто не

торгуется с самим собой». Педагог должен понимать душу ребенка во всех ее явлениях и

много думать о целях, предмете и средствах воспитания. «В воспитании все должно

основываться

на

Личности

воспитателя,

потому

что

воспитательная

сила

изливается

только

из

живого

источника

человеческой

личности.

Никакие

уставы

и

программы,

никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может

заменить личности в деле воспитания… Преподаватель должен иметь необыкновенно

много нравственной энергии, чтоб не уснуть под убаюкивающее журчанье однообразной

учительской жизни». Такой педагогический манифест Ушинского особенно актуален в

наши

дни.

Идеи

Ушинского

вдохновляли

замечательных

педагогов

прошлого

и

не

утратили своей значимости в современной системе образования. В честь К. Д. Ушинского

и его заслуг в развитии отечественного образования 25 мая 1946 г была учреждена медаль

имени Ушинского для награждения «особо отличившихся учителей и деятелей в области

педагогических наук».

Константин Дмитриевич Ушинский – известный

педагог и основоположник научной педагогики в России. Основной вклад Ушинского в

педагогику

в

следующем:

сформулировал

принципы

обучения

принцип

научности

обучения, воспитывающего обучения, систематичности и последовательности в обучении,

сочетание

наглядных,

практических

и

словесных

методов

обучения,

наглядности.

Ушинский

рассматривал

образование

как

один

из

наиболее

сильных

воспитательных

средств и источник общего нравственного и умственного развития. Он развивал идею

народности в обучении. Педагог делал упор на том, что образование и воспитание должны

учитывать

особенности

каждого

народа

его

географию,

традиции,

исторические

особенности.

Педагог

понимал

воспитание,

как

осознанный

процесс

развития

гармоничной личности. Воспитание нравственности играет в педагогике важную роль. В

человеке нужно развивать дисциплинированность, честность, гуманность, скромность и

трудолюбие. Разработал учение дидактике с двумя уровнями: частной и общей. Общая

дидактика

занималась

базовыми

методами

и

принципами

обучения,

а

вот

частная

дидактика использует их для изучения отдельных учебных дисциплин. Ушинский сочетал

теоретико-методические

принципы

двухуровневой

дидактики

в

концепции

обучения

родному языку. Главные труды Ушинского – «О пользе педагогической литературы», «О

народности

в

общественном

воспитании»

«Три

элемента

школы»,

«Труд

в

его

психическом и воспитательном значении», «Родное слово, хрестоматия «Детский мир»,

«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Ушинский

является

великим

русским

педагогом,

основоположником

народной

школы

в

России,

создателем

глубокой,

стройной

педагогической

системы,

автором замечательных учебных книг, по которым в течение более полувека обучались

десятки миллионов человек в России.

К. Д. Ушинский

расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного

обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег, внес много нового

относительно применения принципа сознательности, основательности и прочности, а

также развития активности и деятельности детей.

Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы, с жизнью. Он говорил,

что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек ее пути, что «истинное

воспитание должно быть посредником между школой, с одной стороны, и жизнью и

наукой - с другой».

Я

считаю, что педагог всегда должен помнить, что он выводит новые поколения в жизнь, от

деятельности

его

воспитанников

зависит

направление

и

содержание

общественного

развития.

Размышляя

о

развитии

педагогики,

её

связи

с

другими

науками,

Константин

Дмитриевич

создал

фундаментальный

труд

«Человек

как

предмет

воспитания.

Опыт

педагогической

антропологии» — шедевр всей его педагогической деятельности. В нём научно доказано,

что педагогу необходимо глубоко изучить психические законы и душевную природу детей,

знать обстоятельства их жизни.

О н

о б о с н о в а л ,

с

одной стороны, принцип созидательной педагогики, свободу и творчество учителя, а с

другой — необходимость специальной теоретической и практической его подготовки.

Константин

Дмитриевич

утверждал,

что

педагогика

не

«собрание

правил

или

педагогических рецептов» на все случаи жизни, а серьёзная наука, помогающая изучению

психофизиологических

и

социальных

основ

воспитания.

Он

определил

понятие

педагогики,

цель,

предмет,

средства

воспитания,

научно

доказал

важность

изучения

человека

со

стороны

антропологии,

физиологии,

биологии,

истории,

психологии.

Воспитание, по мнению К.Д. Ушинского, является самой важной потребностью процесса

формирования человека.

Особое место в его трудах

занимали вопросы духовно-нравственного воспитания личности. Цель такого воспитания

он увязывал с гражданской позицией личности, т.е. видел её в служении народу, Родине, в

любви к людям, в труде. Свои идеалы нравственного воспитания находил в народном

понятии морали, поэтому высшими качествами считал патриотизм, народность, гуманизм,

правдивость,

трудолюбие,

дисциплинированность,

твёрдую

волю

и

характер,

чувство

самолюбия.

Другой важной составляющей формирования личности

является

трудовое

воспитание,

и

педагог

показал

важность

труда

в

психическом

и

воспитательном значении, в жизни человека вообще, рассматривал его как свободную и

согласную деятельность в соответствии с христианским учением, доказал его связь с

нравственным, умственным, эстетическим воспитанием.

В

своё

время

тщательно

изучив

проблемы

воспитания в зарубежных странах, К.Д. Ушинский сделал важный вывод о том, что нельзя

его слепо копировать, уничтожив свою систему образования в угоду не всегда истинным

ценностям Запада. Он показал неразрывную связь национальной системы воспитания с

историей родного народа, его языком, религией, культурными традициями и обычаями,

которые

складывались

на

протяжении

столетий.

С

этих

позиций

определил

и

пути

развития национальной школы, которая должна быть построена на православных началах

и соединять в себе как светское, так и духовное начало. В качестве основы воспитания

Константин

Дмитриевич

выдвинул

принцип

народности,

под

которым

понимал

воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, с учётом его

истории, характера, природных условий.

Родной язык, считал учёный-педагог, —

это величайший наставник, учивший народ до появления книг и школ. Ребёнок усваивает

не только слова, но и много понятий, мыслей и чувств, художественных образов, логику и

философию

языка.

Именно

поэтому

К.Д.

Ушинский

занялся

составлением

книг

для

первоначального обучения детей до 10 лет.

Рассказы великого педагога и писателя и

сейчас входят в круг чтения детей. Они написаны простым, доступным языком, понятны и

интересны им, полны доброты и мягкого юмора, по ним и сейчас учат читать, познавать

окружающую жизнь, используют в семье и детском саду во время бесед, занятий по

рисованию и лепке и других видах деятельности. Они будят в человеке добрые чувства —

благородство, справедливость, верность, сопереживание и сострадание. Мораль его сказок

не навязчива.

Различные диалоги и ситуации, которые наполняют произведения

писателя,

ставят

детей

перед

проблемой

выбора

героя,

времени,

учат

мыслить,

сопереживать, делать выводы и поступать правильно.

Научное

и

творческое

наследие

К.Д.

Ушинского

актуально

и

востребовано

сегодня.

Оно

изучается,

пропагандируется,

обогащает

педагогическую

теорию и практику.



В раздел образования