Напоминание

«Система работы по реализации этнокультурного направления»


Автор: Лядухина Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ №7
Населённый пункт: г. Усинск Республика Коми
Наименование материала: статья
Тема: «Система работы по реализации этнокультурного направления»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья:

«Система работы по реализации этнокультурного направления»

Автор: Лядухина Т.В.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие

«патриотизм». Она проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, бережном

отношении к народной памяти, национально - культурным традициям. Одной из главных задач

дошкольных образовательных учреждений, является патриотическое воспитание детей.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в

рамках конкретной социально культурной среды. Ребенок не рождается злым или добрым,

нравственным

или

безнравственным.

То,

какие

нравственные

качества

у

него

разовьются,

зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какие

впечатления обогатят.

Дошкольный

возраст

-

благоприятный

период

для

потенциальных

возможностей

развития

высших нравственно - патриотических чувств. Федеральные государственные образовательные

стандарты

рассматривают

учет

регионального

компонента,

как

необходимое

условие

вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских

чувств

являются

накопление

детьми

социального

опыта

жизни

в

своем

Отечестве.

Необходимо воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить

свою страну и гордится ею.

И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой

Родины – с того место, где ты родился и живешь. Республика Коми - родина для многих. Здесь

много

людей

разных

национальностей.

Люди

с

рождения

инстинктивно

привыкают

к

окружающей

их

среде,

природе.

Поэтому

базой

для

формирования

патриотизма

являются

глубинные чувства любви и привязанности к культуре той страны и того народа, на чьей земле

мы родились и живем. Поэтому большую работу по ознакомлению детей с языком, культурой,

историей и традициями Коми народа необходимо вести уже в дошкольном возрасте. О важности

приобщения

ребенка

к

культуре

своего

народа

написано

много,

поскольку

обращение

к

отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому

детям необходимо знать и изучать культуру и быт предков. Именно на знание истории народа,

его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным

традициям других народов. Основные цели образования в современной России видятся в

обеспечении

исторической

преемственности

поколений,

сохранении,

распространении

и

развитии

национальной

культуры;

формировании

у

детей

и

молодежи

целостного

миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических

отношений .

Одной

из

тенденций

развития

современного

образовательного

процесса

стала

его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение

дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных

программ

при

взаимодействии

с

семьей,

учреждениями

культуры

и

средствами

массовой

информации.

Освоение

этнокультурного

опыта

способствует

осознанию

того,

что

родная

культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи

этнокультурного

образования

достаточно

широко

внедрены

в

практику

дошкольных

учреждений, наш сад не является исключением.

Учитывая

специфику

национально-культурных,

демографических,

климатических

условий,

обеспечивая реализацию коми регионального компонента, исходя из опыта и квалификации

педагогов

ДОУ,

в

нашем

дошкольном

учреждении

этнокультурное

образование

детей

дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.

Реализация регионального компонента осуществляется в рамках:

-

реализации рабочей программы

«Краеведение» (на основе парциальной программы

«Парма»

под

общей

редакцией

Белых

С.С.,

Потолицыной

Н.Б.,

Штекляйн

Н.Б.)

образовательной деятельности;

-

организации

непосредственной

образовательной

деятельности

и

совместной

и

самостоятельной

деятельности

в

режимных

моментах

с

элементами

регионального

компонента;

-

проектной деятельности;

-

организации взаимодействия всех специалистов ДОУ;

-

организации

взаимодействия

с

родителями

(законными

представителями)

воспитанников;

-

организации взаимодействия с социумом;

-

смотрах-конкурсах, выставках, фестивалях;

-

организации праздников и досугов.

Приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры

Основным

принципом

государственной

политики

в

сфере

образования

является

защита

и

развитие национальных языков и культур, региональных культурных традиций и особенностей

в

условиях

многонационального

государства.

Поэтому

этнокультурная

направленность

образования

в

ДОУ

является

неотъемлемой

частью

образовательной

деятельности,

обеспечивающей приобщение воспитанников к ценностям культуры коми народа.

В нашем саду создан и функционирует этнографический мини музей «Коми Керка» в котором

проводятся

тематические

занятия,

экскурсии,

беседы,

посиделки.

Систематически

и

целенаправленно ведется работа по ознакомлению с Коми краем – «Краеведение» На занятиях

по краеведению дети обследуют предметы руками, примеряют одежду, обувь. Могут покачать

люльку, попить чай из старинного самовара. Все это усиливает эмоциональные чувства, учит

бережному

отношению

к

старинным

вещам

и

традициям.

Способствует

возникновению

интереса и вызывает желание узнать еще что-то новое о своей республике, привлечению детей к

исследовательской деятельности и созданию проектов.

В

ходе

совместной

образовательной

и

самостоятельной

деятельности

в

течение

дня

при

знакомстве

с

произведениями

устного

народного

творчества,

с

национальной

музыкой,

с

декоративно-прикладным искусством дети осваивают новые знания о жизни: о труде людей, о

том, что ценит коми народ, где живёт, что его окружает. Шире познакомиться с родным краем,

понять

его

историю,

культуру

и

их

взаимосвязь

с

предметами

и

объектами

окружающей

действительности дошкольникам помогает программа развития и воспитания в дошкольном

образовательном учреждении РК «Парма» под общей редакцией Белых С.С., Потолицыной

Н.Б., Штекляйн Н.Б.

Приобщение детей к национальной культуре в нашем детском саду так же проходит через

организацию праздников, посиделок, развлечений, спектаклей с этнокультурным направлением.

Традиционными в нашем саду стали проведение декады коренных народов в первой половине

декабря, где мы знакомим детей с природой, культурой, бытом коми народа, его традициями,

литературой, кухней. Активное участие во всех мероприятиях принимают родители (законные

представители). Также на базе ДОУ проводится ежегодный муниципальный фестиваль «Мы

живем в Республике Коми».

Получивший признание не только на муниципальном, но и на

республиканском уровне (II место в открытом республиканском конкурсе в номинации «Лучшие

сценарии праздников и мероприятий» Сценарий муниципального фестиваля "Мы живем в

Республике Коми".).

В

каждой

группе

оформлены

коми

уголки,

которые

помогают

детям сформированные

представления о коми народной культуре

применять в различных видах деятельности в

повседневной жизни – игровой, изобразительной, речевой.

В игровой деятельности через словесные, подвижные, дидактические игры дети отражают

характер взаимоотношений коми человека с миром людей и природы.

В

изобразительной

деятельности (рисунок,

аппликация)

дети

с

помощью

цвета

и

формы

передают

особенности

предметов

быта,

их

назначения,

например,

украшают

одежду

элементами коми орнамента

В творческо-художественной деятельности (составление рассказов, заучивание стихов, песен,

пословиц, инсценирование сказок) дети в устной форме передают отличительные черты того

или иного персонажа.

В своей группе нами были созданы проекты совместно с родителями « Горжусь тобой, мой

Коми

край» Победитель

IX Всероссийского педагогического конкурса; также интерактивная

игра «Знатоки Усинска» и конкурсная работа «Мой город» получили признание на федеральном

уровне.

Но возникла проблема: дети получая знания, не могут закреплять его дома, т.к. родители сами

не знают ничего о культуре, обычаях, жизни коми народа. Появилась идея: создать газету, в

которой

мы

будем

знакомить

родителей

с

работой,

проводящийся

по

этнокультурному

воспитанию детей.

Почему именно электронный вариант? Так как у нас есть группы в

контакте и родители в них задают вопросы, решили выкладывать информацию в современном

варианте. Так появился проект создания газеты «Горадзуль». Накопленным опытом делимся на

методическом объединении т.к наш сад является опорной городской площадкой по теме

этнокульнорного воспитания.

Таким образом, система работы по реализации этнокультурного направления способствует

воспитанию уважительных чувств к малой родине, сохранению культуры коми народа.



В раздел образования